... моя полка Подпишитесь

14 Сентября / 2021

Ad Marginem в Тобольске: мини-репортаж с фестиваля детской книги

alt

В прошлые выходные мы съездили в Тобольск — принимали участие в Тобольском детском книжном уикенд-фестивале. Поездка, которая задумывалась как история про развитие культуры в малых городах, оказалась красочным приключением. Рассказываем, что же было в Тобольске. 

Тобольск — второй по численности город тюменской области, живет в нем около 100 тысяч человек. Книготорговля — не самое популярное здесь направление для бизнеса. В городе всего один книжный магазин — и тот принадлежит крупной федеральной сети. 

Однако правило о том, что спрос рождает предложение, в случае с тоболяками, кажется, не работает. Хоть в городе нет независимых книжных магазинов, отрицать бесполезно: тоболяки, в том числе самые юные, очень любят читать. 

Поэтому Тобольский Кремль оказался идеальным местом для проведения книжного уикенд-фестиваля. Что за уикенд-фестиваль такой? Все просто: каждую пятницу, субботу и воскресенье, начиная с 10 сентября, в Кремле выставляется новый книжный магазин. Полки заполняются детскими книгами, а также проводятся различные увлекательные мероприятия. 

Магазин Ad Marginem в Белой башне Тобольского кремля

Нашему издательству довелось открыть фестиваль — первый уикенд в Тобольском Кремле был полностью нашим. То, что сначала казалось авантюрой, на поверку оказалось отличной инициативой. Но обо всем по порядку. 

Мы прибыли в Тобольск 9 сентября, накануне открытия фестиваля. И разместили нас… в Тобольском Кремле! На три дня в Белой башне Кремля открылся шоурум наших детских книг.

Поначалу казалось, что тобольская погода настроена решительно против проведения фестиваля — почти каждый день шел сильный дождь. Однако тоболяков это не остановило, и практически никто не уходил без покупки. 

Ученицы местной гимназии рассматривают «Большую книгу моря» Юваля Зоммера

К фестивалю мы подготовили большую программу — спасибо куратору Музея Москвы Полине Жураковской, чей опыт детских выставок помог придумать мастер-классы. Проводили мастер-классы в Воздушном павильоне на площади Ремезова.

За основу мастер-классов мы взяли детские книги нашего издательства и импринта А+А. Например, по мотивам книги «Сам себе издатель» мы мастерили с тоболяками зин из воспоминаний — материальных, конечно: в ход шли старые фотографии и вырезки из газет. А «Кофейня. Мой первый бизнес» стала первым шагом на пути к планированию собственного бизнеса — расположенного в Тобольске, разумеется. 

Но настоящим хитом стал мастер-класс по книге «Прощай, нефть». На нем посетители сначала обсуждали, как и для чего добывают нефть, какие механизмы используют для этого, затем играли в игру «найди следы нефти», а потом собирали эти «следы» в портрет симпатичного жителя города. Для Тобольска это важная тема — достаточно сказать, что фестиваль прошел при поддержке программы социальных инвестиций нефтегазохимической компании СИБУР.

Полина Жураковская дает интервью «Тобольской правде»

— На всех занятиях, которые я проводила, все места были заняты. Потом приходили еще дети, и я придумывала, как их посадить, — рассказывает Полина Жураковская. — Самое приятное — это что, ребята, которые пришли в пятницу, в субботу привели друзей. А они уже привели своих друзей — в воскресенье. 

По ее словам, мастер-классы имеют большое значение для детей и развивают в них творческие способности и умение видеть. 

— У детей появляется уверенность, что они могут что угодно — ты берешь кирпич и ты можешь делать с ним что угодно. Ощущение того, что ты можешь влиять на реальность, — важное. Надо просто задать этот импульс, — уточнила Жураковская.

Мастер-класс по книге «Зачем картинам названия»

Красная (водонапорная) башня стала местом выставки из 50 книг разных издательств, посвященных городу. Кураторская подборка, которой занималась иллюстратор Кася Денисевич, представляла из себя актуальную визуальную культуру детской книги.

Здесь были собраны и познавательные, и художественные, и игровые издания о том, как устроен город, из чего он состоит, как функционирует, какие возможности открывает перед ребенком и родителем. С помощью игры и стимуляции воображения, они вызывают любопытство к окружающей городского ребенка среде, помогают сориентироваться в ней, вступить с ней во взаимодействие, найти ей художественный и аналитический язык описания.

Выставка «50 городов» в Красной башне

Наше издательство стало первым резидентом фестиваля — на очереди «Самокат» и другие детские книжные издательства. Их книги наполнят полки магазина выходного дня в следующие уикенды. 

Магазин-фестиваль проходит в рамках федеральной программы «Книги в городе». Следить за новостями проекта можно здесь.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
10 Сентября / 2021

Когда закрылся любимый бар: отрывок из «Аллегро пастель»

alt

В нашем издательстве готовится к выходу роман Лейфа Рандта «Аллегро пастель» — история почти нормальной любви писательницы Тани и веб-дизайнера Жерома. К выходу книги делимся отрывком из нее — Жером осенним вечером обнаруживает, что бар, в котором они с Таней впервые поцеловались, закрылся. 

Двадцать второго сентября 2018 года по прогнозу погоды ожидался первый существенный дождь начиная с июня. Ветреным субботним вечером Жером отправился в гости к Бруно, в привокзальный район Франкфурта. Еще несколько месяцев назад они сидели бы не на балконе третьего этажа, а на пластиковых стульях перед баром Terminus Spiritus. Жером старался не видеть никаких метафор в закрытии этого бюджетного бара, где он впервые поцеловал Таню. Он говорил себе, что наверняка с Terminus Spiritus связаны большие и маленькие переживания у массы людей, и их с Таней история была всего лишь одной из многих. 

Бруно, который жил в северной части Эльбештрассе и со своего балкона ежедневно мог любоваться наркоманами и проститутками, а по выходным — понаехавшими потусоваться провинциалами, заявил, что всерьез подумывает о переезде в Берлин. Притом что Бруно сам годами набрасывался на любого гессенца, только заикнувшегося о возможности перебраться в столицу. Иногда он даже доходил до того, что постил лозунг «Берлин — для толпы, Франкфурт — только для ценителей» в разных телеграм-чатах, а после своего двадцать третьего дня рождения, который был девять лет назад, носил на бедре татуировку в виде стакана для сидра. Жером после долгих раздумий пришел к выводу, что эта маленькая, простая татуировка на ноге Бруно на самом деле довольно очаровательна. 

Новая история любви, почти нормальной любви и ее трансформаций.
Аллегро пастель
Лейф Рандт
Купить

«Может быть, достаточно сменить район, — сказал Жером на балконе у Бруно, — представь себе, что ты живешь в Боккенхайме». 

По ощущениям Жерома, ни разу в жизни не переехать в Берлин было сродни тому, как никогда не иметь аккаунта на «Фейсбуке». Оба этих решения избавили его от соревнования самолюбий и нарциссических страданий, хотя, возможно, сузили его картину мира. На Бруно была блестящая рубашка из искусственного шелка, он казался немного усталым. Ему явно не хотелось говорить о Боккенхайме.

Наверное, он ищет пути к бегству, потому что наступает осень, подумал Жером, раннее наступление темноты изменило атмосферу, и некоторые люди, вместо того чтобы наслаждаться такими изменениями, начали спешно строить планы, которые они никогда не реализуют.

Внизу на Эльбештрассе подъехал очень длинный белый лимузин. Бруно снял на свой телефон Nokia Sirocco, как из него вышла группа коренастых блондинок. «Наверное, девичник», — сказал Жером, пока блондинки фотографировали друг друга. Привокзальный район окончательно испортился, Бруно сказал, что он теперь в равной мере депрессивно-криминальный и стерильно-джентрифицированный. Жером выразил сомнение, что такая оригинальная комбинация на самом деле возможна.

«Еще как, — ответил Бруно и спросил: — Кстати, Юлиан не предлагал тебе быть свидетелем у него на свадьбе?» 

«К счастью, нет», — ответил Жером.

«Мне тоже нет», — сказал Бруно.

Тот факт, что Юлиан через несколько недель женится, причем на специально арендованной многофункциональной вилле на границе с Тюрингией, из-за чего всем членам семьи и близким друзьям пришлось зарезервировать для этого праздника два выходных в октябре, у Бруно и Жерома вызывал недоумение. Они предполагали, что Юлиан поддался давлению Яны, своей подруги. «Я думаю, ему просто было лень спорить, — повторил Бруно. — Яна даже ходит в кино на романтические комедии. Ей нравится идея брака. А Елена в любом случае связывает их друг с другом». 

Юлиан никогда ничего не рассказывал о своей дочери Елене, когда проводил время с Бруно и Жеромом. Они предпочитали говорить о фильмах и музыке. У Жерома складывалось впечатление, что, когда Юлиан общался с ним и Бруно, он как бы отправлялся в отпуск в собственное прошлое. Наверное, дружба неизбежно становится функциональной, когда люди создают семьи, тогда уже достаточно того, чтобы в оставшееся свободное время давать друг другу отдых и утешение. Разумеется, с Таней Жерома тоже связывала интенсивная дружба. Ему было бы недостаточно просто регулярно обмениваться новостями, Жером хотел быть причастным к ее мыслям, чувствовать себя рядом с ней комфортно и уверенно. Кроме того, он хотел спать с ней. Жером был по-прежнему влюблен, это чувство несколько раз изменилось за бесконтактные месяцы, но не исчезло. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
09 Сентября / 2021

Михаил Котомин — о новой литературе, издательских планах и невымысле

alt

К выходу книги Лейфа Рандта «Аллегро Пастель» представляем вашему вниманию текст Михаила Котомина, впервые опубликованный в издании «Горький» весной 2021 года. Разбираемся, почему литература вымысла умирает, а на смену ей приходит no fiction. А также вспоминаем произведения, которые готовятся к выходу или уже вышли в нашем издательстве.

В 2020 году случилось маленькое, но важное для издательства событие: у нас, после большого перерыва, вышел роман современного автора. Речь идет о «Crudo» Оливии Лэнг. Предыдущими опубликованными романами современников были «Благоволительницы» Джонатана Литтелла, «Мертвые» Кристиана Крахта и «Когда я был настоящим» Тома Маккарти, тексты экспериментальные, равноудаленные как от модернистского канона, так и от новой нарративной культуры.

«Crudo» залетел в наш портфель по авторской траектории. Уловив восхождение новой звезды еще на эссе «Одинокий город», мы последовательно издаем все книги Оливии, от дебютной «К реке» к только что вышедшей «Непредсказуемой погоде».

Чем интересен литературный проект Лэнг? Своей зыбкостью. Граница между литературой и дневником, объективным рассказом и лирической эмоцией, текстом и простой фиксацией фактов все время теряется, чтобы быть заново проложенной. Местами кажется, что ты читаешь блог, местами синтаксис поднимает рассказчика и читателя на эпические высоты.

О чем бы ни писала Лэнг — о писателях-алкоголиках, художниках-самоучках, нью-йоркской мифологии или английской топографии, о классиках или современниках, — она всегда пишет собственную историю и преподносит внешние факты через призму личного взгляда.

Нету отдельно Вирджинии Вулф — есть то, что думает о ней рассказчица. С другой стороны, нету и рассказчицы, это немного Вирджиния Вулф, немного Кэти Акер, постоянно меняющая личность в поисках самоидентификации, примеряющая на себя чужие образы. Неслучайно каждая книга Лэнг начинается с личной катастрофы, после которой надо собирать себя заново. Текст становится своего рода терапией.

Оливия Лэнг превращает роман в потрясающий, смешной и грубый рассказ о любви во время апокалипсиса.
Crudo
Оливия Лэнг
Купить

Пионер и пропагандист жанра автофикшн, литературы с автором в роли главного героя, Лэнг сделала логичный шаг и назвала свой очередной текст романом. Тем самым подтолкнув и нас, ее издательство, к тому, чтобы перестать прятаться за терминами в духе «документальная проза» или «биографическое эссе» и признать: мы опять издаем художественную литературу. Просто она теперь выглядит иначе. Свитый из твитов и чужих слов, «Crudo» открывает возможность для преодоления условности литературных конвенций, отказа от придуманных историй в пользу придуманной конструкции. Содержание романа — это парад персонажей в поисках автора, где Оливия Лэнг всего лишь одна из масок: смешивая собственную речь с цитатами из интернета и Акер, Лэнг осуществляет изящную реконструкцию в духе героя романа Тома Маккарти, ее интересует, как отреагировала бы на события конца 2010-х бунтарка 1980-х, перенесенная из исторического времени в текущее непрерывное интернет-время.

No fiction — невымысел, кардинально отличается от non ficition, нехудожественной литературы.

Литература была последним из свободных искусств, не пережившим своеобразную «реформацию» в духе постдраматического театра или современного постдюшановского искусства. Возможно, сейчас, в эпоху эпидемии цифровизации, предоставившей человечеству тысячи новых инструментов фиксации собственного опыта и партиципаторного соучастия в текстовой игре, такая реформация позволит преодолеть на новом уровне смерть автора и откроет новые жанровые пути для романа.

Поворот в сторону освобождающего автофикшн был в свое время предсказан французскими постструктуралистами.

«Ролан Барт о Ролане Барте» — одновременно и теоретический трактат, и манифест новой литературы невымысла. Интересно сконструированы эксперименты самонаблюдения, предпринятые в книгах Дерека Джармена «Хрома» и «Современная природа». Как и в случае Лэнг, размышления о цвете и цветовом восприятии или наблюдения за садом становятся спусковым крючком в процессе поиска собственной идентичности, где драматизм запускается за счет дискурсивной бесконечности подобного поиска. Природа как Другой, в котором рассказчики/цы узнают себя и обретают успокаивающую внутренние психотравмы ситуацию, становится предметом (сюжета в старом понимании в новой литературе нет) дневника наблюдений «Птицы. Искусство. Жизнь» канадской эссеистки Кио Маклир и шотландской журналистки Эми Липтрот «Выгон».

Эта «природная» линия автофикшн в нашем портфеле продолжится двумя книгами, которые пока только переводятся, — «Жизнь в шести стенах» Нины Бертон (Nina Burton. Livets tunna väggar, пер. Нины Федоровой ) и Литт Вун Лонг «Путь через лес. О грибах и скорби» (Litt Woon Long. Stien tilbake til livet. Om sopp og sorg, пер. Анастасии Любаевой).

Книга, в которой органично соседствуют описания лесных прогулок, рецепты блюд из грибов и глубокие размышления о жизни современного человека, ищущего свое место между цивилизацией и природой.
Путь через лес. О грибах и скорби
Лонг Литт Вун
Купить

Нина Бертон, лауреат Августовской премии 2016 года за лучшую нонфикшн книгу (в 2011 году эту премию получила другой наш шведский автор — Элисабет Осбринк), описывает опыт столкновения с природой и стихией ремонта городской жительницы, получившей по наследству дом в сельской местности.

Литт Вун Лонг, малазийка с норвежским паспортом, не планировала разворачивать свое повествование в личный дневник: «В черновом варианте книга называлась „Груздь и радость” и должна была рассказывать историю о путешествии одного антрополога (меня) по царству грибов и об удивительных встречах с его обитателями — грибами и грибниками». Но внезапная смерть мужа, запустила механизм преодоление скорби и деформировала «объективный» научный нарратив в выдающийся образчик автофикшн.

Опыт чужого, пришельца, наблюдателя, иммигранта, проходящий лейтмотивом через тексты японки по матери Маклир и норвежской малазийки Вун Лонг, становится главным драйвером дрейф-романа американского эссеиста и фотографа нигерийского происхождения Теджу Коула «Открытый город» (Teju Cole. Open city), составленного из прогулок по Манхэттену и подслушанных разговоров. Коул, историк искусства по образованию и практикующий арт-критик, называет свой текст романом, чтобы ускользнуть от прямых ассоциаций (та самая смерть автора), создать дистанцию, позволяющую опереться на традиционный литературный инструментарий, например придумать имя и профессию рассказчику. Но количество невымышленных фактов, записанных разговоров, отсутствие действия как такового, приближает этот текст к постдраматической литературе. Современное фрагментарное сознание — главный герой «Открытого города». В следующих книгах Коулу уже не хватило слов и понадобились образы: он автор и соавтор целого ряда фотоизданий, посвященных смазанной повседневности городской жизни и проблемам иммиграции. Роман Коула в переводе Светланы Силаковой выйдет у нас в 2022 году.

Подслушанные разговоры становятся главным приемом еще одной звезды современной прозы — Рейчел Каск, чью трилогию «Outline» — «Transit» — «Kudos» (перевод Светланы Кузнецовой и Анастасии Басовой) мы издадим уже в этом году. Монолог вместо действия, слова вместо событий, череда ненадежных, но достоверных рассказчиков, лишенных прямой речи, центон из вербатимов — романы Каск торжество нового постдраматического нарратива. Наверное, современное интернетизированное сознание только так и можно описать, чтение прозы Каск напоминает скроллинг ленты в Фейсбуке, где каждый пост — микроистория, а их компановка совершена не бездушным алгоритмом, а демиургом-писателем. Может показаться, что в таком статусе писателя скрывается старомодное иерархичное и, по сути, модернистское понимание литературы, но Каск делает подобное писательское самоопределение содержанием собственных текстов. Один из уровней ее трилогии — это металитература: ведущей рассказчицей/слушательницей выступает писательница в поисках материала, которая пишет роман о том, как пишется роман.

Что значит быть писателем в мире, в котором бастионы вымысла пали и невымышленная реальность, зафиксированная в постах, имейлах, голосовых сообщения, тиктоках и клабхаусах, стала окружать нас?

Литература, казалось бы, утратившая монополию на словесное описание современного опыта, в итоге стала повсеместной. Читатели стали писателями, из наблюдателей мы все превратились в наблюдаемых, и, возможно, главная функция литературы сегодня — помочь фрагментарному современному сознанию найти себя, обрести цельность и самоидентификацию, которая уже на следующей странице будет разбита вдребезги.

Приблизительно так можно сформулировать круг вопросов, обсуждаемых в романе молодого немецкого писателя Лейфа Рандта «Аллегро Пастель» (перевод Виталия Серова, издадим в следующем году). Несмотря на острую современность деталей — соцсети, мессенджеры, психотерапия и дневные рейвы, — это наиболее консервативный текст в нашей новой fiction-линейке. Сложные отношения веб-дизайнера и писательницы выступают событийной канвой этой истории любви в XXI веке. Впрочем, события происходят где-то за гранью страниц, нам предоставлены имейлы, месседжи, дневниковые записи и разговоры героев с Siri, выполняющие роль внутреннего монолога. В этом странном мире, в котором сериалы, снятые в одной локации, лучше передают самоощущение человека, чем многобюджетные фильмы с выездными съемками, даже секс и наркотики становятся лишь поводом сходить к психотерапевту. Чужие слова и собственные дневники создают новое напряжение там, где уже не работают старые литературные технологии. «Однажды на белом свете жил-был я» — вот формула современного рассказа, и на русском она была выведена Эдуардом Лимоновым, автором, открывшим всю палитру no fiction стратегий. 

Литература вымысла умерла, да здравствует новая литература!

Впрочем, незаслуженно забытой старой литературой, мы вас тоже порадуем.

Не забудьте продлить свои читательские билеты.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
08 Сентября / 2021

Ad Marginem едет в Тобольск! Рассказываем, что посетить на уикенд-фестивале

alt

С 10 по 12 сентября мы едем в Тобольск. Будем принимать участие в книжном уикенд-фестивале в Тобольском Кремле — он посвящен детской книжке-картинке. В эти выходные наши книги можно будет купить в магазине фестиваля. А еще посетителей будут ждать увлекательные мастер-классы по мотивам наших книг, которые проведет Полина Жураковская, методист детских программ, куратор выставочных проектов для детей и научный сотрудник Музея Москвы. Рассказываем, что мы приготовили.

На мероприятия фестиваля нужна регистрация.

Историческая личность

По мотивам книги: «Сам себе издатель», Кристина Бажински
Когда и во сколько: пятница, 10 сентября, 17.30

На этот мастер-класс нужно принести важные для вас фотографии — будем делать зин по воспоминаниям. А именно, впишем личные истории в более широкий контекст — жизнь города, страны, мира. Фотографии лучше всего распечатать на принтере или отправить по почте. 

Сборник 10 мини-журналов с готовыми шаблонами для запуска своего издательства.
Сам себе издатель
Кристина Бажински
Купить

Материалы: плотные листы белой бумаги А3 (по 3 на каждого ребенка), плотные листы черной бумаги А3 (по одному на каждого ребенка),  цветная бумага пастельных тонов, крафтовая бумага, цветные карандаши, фломастеры, черные маркеры и линеры 1 мм, белые линеры, журналы и газеты о Тобольске, ножницы, клей-карандаш. 

Музей замечательных людей

По мотивам книги: «Как устроен музей», Ондржей Хробак, Иржи Франта
Когда и во сколько: Суббота, 11 сентября, 18.00

Узнаем, зачем городу нужен музей, выясним, какие музеи есть в Тобольске, как они устроены. Дальше — время ролевых игр. Сначала подумаем, чего каждому из нас не хватает и что сделает нашу жизнь веселее и ярче. Затем нарисуем эскизы этих благотворных приспособлений и устройств, распределим роли и организуем свой музей — с выставочным отделом, пиаром, дизайном и маркетингом, с экскурсиями и бдительной охраной.

Книга знакомит с историей музеев, рассказывает, для чего нужен музей, как он устроен и кто в нем работает, по какому принципу выставляются произведения искусства и как планируются выставки.
Как устроен музей
Ондржей Хробак, Иржи Франта
Купить

Материалы: плотные листы А3, тонкие листы А4 для эскизов, цветная бумага пастельных тонов, цветные карандаши, фломастеры, черные маркеры и линеры 1 мм, журналы и газеты, ножницы, клей-карандаш, цветной скотч, моток бечевки, прищепки. 

Я смотрю, как я смотрю

По мотивам книги: «Почему в искусстве так много голых людей», Сьюзи Ходж, Клер Гобл
Когда и во сколько: суббота, 11 сентября, 17.00

Поговорим о границах — между искусством и неискусством, картиной и зрителем, о пересечении этих границ, о временных и культурных различиях. Особенно сосредоточимся на картине Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана» и сделаем шутливый оммаж с собственным автопортретом в технике коллажа.

В этой книге вы найдете ответы на вопросы о том, как искусство помогает воспринимать окружающий мир, — от наскальной живописи до кубизма и от Ренессанса до современного искусства — о разных жанрах, включая натюрморты, пейзажи и портреты, и вопросы о роли и ценности искусства в прошлом и настоящем.
Почему в искусстве так много голых людей?
Сьюзи Ходж, Клер Гобл
Купить

Материалы: плотные листы А3, цветная бумага пастельных тонов, цветные карандаши, черные маркеры и линеры 1 мм, журналы и газеты, ножницы, клей-карандаш.

Какой ты сегодня зверь?

По мотивам книги: «Старые мастера рулят! Как смотреть на картины вместе с детьми», Мария-Кристина Сайн-Витгенштейн Ноттебом
Когда и во сколько: суббота, 11 сентября, 14.00

Посмотрим на изображения животных у старых мастеров, вглядимся в их морды и увидим в них лица. Поговорим об ответственности людей перед животными, о любви и дружбе, а затем нарисуем собственный автопортрет в образе животного.

Книга для детей и родителей, открывающая новые стороны знакомых произведений искусства.
Старые мастера рулят! Как смотреть на картины вместе с детьми
Мария-Кристина Сайн-Витгенштейн Ноттебом
Купить

Материалы: плотные листы А3, цветные карандаши, фломастеры, черные маркеры и линеры 1 мм, журналы и газеты, ножницы, клей-карандаш.

Может ли кирпич стать объектом искусства?

По мотивам книги: «Зачем картинам названия», Иржи Франта, Ондржей Горак
Когда и во сколько: суббота, 11 сентября, 16.00

Поговорим о том, где можно встретить искусство в городе, если не в музее. Можно ли сделать выставку «настоящего» искусства, например, в детской школе искусств? И кто решает, что такое «настоящее искусство», а что нет? Посмотрим примеры уральской домовой росписи, увидим, как улица вдохновляет художников, а затем попробуем примерить традиционное маховое письмо с белильными оживками и черными приписками к росписи кирпича.

В этой книге вы найдете ответы на вопросы о современном искусстве, скрытые в детективной истории.
Зачем картинам названия?
Иржи Франта, Ондржей Горак
Купить

Материалы: плотная бумага или картон формата А4 для эскизов и тренировки, гуашевые краски основных цветов + черный и белила, кисти флейцы №9, силикатные одинарные полнотелые кирпичи.

Это классное место!

По мотивам книги: «Кофейня. Мой первый бизнес», Юстина Березницкая, Изабелла Дуджик
Когда и во сколько: воскресенье, 12 сентября, 12.00

Во время занятия мы придумаем бизнес-план для настоящей кофейни в Тобольске. Для этого нам понадобиться выбрать подходящую локацию, просчитать аренду, разработать меню, придумать эффектное название, а еще нарисовать вывеску и логотип. Возможно, эти полтора часа положат начало будущему успешному проекту. 

Кофейня — это отличная идея для первого бизнеса. О том, как его открыть, кратко и увлекательно рассказывает книга польской писательницы Юстины Березницкой, проиллюстрированная веселыми рисунками Изабелы Дуджик.
Кофейня. Мой первый бизнес
Юстина Березницкая, Изабела Дуджик
Купить

Материалы: плотные листы А3, тонкие листы А4 для расчетов и эскизов, цветная бумага пастельных тонов, цветные карандаши, фломастеры, черные маркеры и линеры 1 мм, синие ручки, журналы и газеты, ножницы, клей-карандаш.

Тобольск и другие города мира

По мотивам книги: «Атлас города», Джорджия Черри, Мартин Хааке
Когда и во сколько: воскресенье, 12 сентября, 13.00

На мастер-классе мы будем разглядывать и обсуждать особенности других городов, а затем порассуждаем, какие городские места и объекты могут и должны попасть в разворот книги, посвященный Тобольску. Что делает город уникальным? Что едят на обед жители города? Какие необычные праздники отмечают? Здесь участники мастер-класса в какой-то момент поменяются с ведущим ролями и окажутся в роли экспертов. Итогом работы должен стать полноценный разворот — с картинками, подписями и инфографикой.

Иллюстрированный путеводитель, который рассказывает все о культурных достопримечательностях, знаменитостях, культовых зданиях, национальных блюдах, праздниках и традициях 30 городов мира.
Атлас города
Джорджия Черри, Мартин Хааке
Купить

Материалы: фломастеры, цветная бумага пастельных тонов, черные маркеры и линеры 1 мм, журналы и газеты о Тобольске, лист ватмана А1, ножницы, клей-карандаш. 

Здесь будет город-сад

По мотивам книги: «Большой сад», Жиль Клеман, Венсан Грав
Когда и во сколько: воскресенье, 12 сентября, 16.00

Рассмотрим, как устроен сад, какие бывают сады, вспомним знаменитые сады в городах и книгах. Иногда целый город может превратиться в сад. Неужели такое возможно? Мы сделаем первый шаг на этом пути — нарисуем собственную клумбу для зеленого и цветущего Тобольска.

Настольная книга юного садовника от французского ландшафтного дизайнера.
Большой сад
Жиль Клеман, Венсан Грав
Купить

Материалы: плотные листы А3, тонкие листы А4 для эскизов, цветная бумага пастельных тонов, цветные карандаши, фломастеры, черные маркеры и линеры 1 мм, журналы и газеты, ножницы, клей-карандаш.

Где нефть?

По мотивам книги: «Прощай, Нефть», Харриет Рассел
Когда и во сколько: воскресенье, 12 сентября, 14.00

Поговорим о самой нефти, о том как она появилась, как и для чего ее добывают и перерабатывают, какие бывают очистные сооружения. Затем поиграем в игру «найди следы нефти», а потом соберем эти самые «следы» в портрет симпатичного жителя Тобольска.

Графическое исследование места нефти в жизни современного общества.
Прощай, нефть
Харриет Рассел
Купить

Материалы: пластиковые литровые бутылки, синельная проволока, крышки, ненужные компакт-диски, пупырчатая пленка, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов цветной скотч, бумажный скотч, пластиковые шары (примерно 7-8 см., для декорирования или сухого бассейна, либо теннисные мячики), фломастеры и черные маркеры, ножницы, клеевые пистолеты (2-3) и стержни, доступ к розетке.

Карта мира из Тобольска

По мотивам книги: «Почему звезды мерцают», Джеймс Дойл, Клер Гобл
Когда и во сколько: пятница, 10 сентября, 18.00

Поговорим о настоящих звездах и несуществующих созвездиях, о Солнце и планетах, о черных дырах и темной материи, о Земле и Луне. Строгие научные знания разбавим остроумной поэзией, уточним собственный адрес и нарисуем шуточную многослойную карту. 

Занимательное введение в сложные вопросы науки.
Почему звёзды мерцают?
Джеймс Дойл, Клер Гобл
Купить

Материалы: плотные листы А3, тонкие листы А4 для эскизов, цветная бумага пастельных тонов, цветные карандаши, фломастеры, черные маркеры и линеры 1 мм, журналы и газеты, ножницы, клей-карандаш. 

Подробнее о мастер-классах на фестивале можно узнать здесь.

 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
07 Сентября / 2021

Дежавю в Майами: отрывок из «Майамификации» Армена Аванесяна

alt

В нашем издательстве открыт предзаказ на «Майамификацию» Армена Аванесяна — сочетание путевого дневника и теоретического трактата, в котором австрийский философ и теоретик искусства выстраивает отношения с «новым настоящим». Публикуем главу из «Майамификации», в которой урбанистические пейзажи Майами навевают чувство дежавю — а автор деконструирует это ощущение, обращаясь за поддержкой к Вальтеру Беньямину и Паоло Вирно. 

С одной стороны — сонный, влажный Майами пенсионеров, где преобладают пальмы и ар-деко и живут последние очевидцы великого американского столетия; с другой стороны — ряды кондоминиумов высотой не менее двадцати этажей, отражение нынешнего грязного, богатого и жестокого Майами. А между ними вы двое на своем скутере. С приближением к порту поднимаются небоскребы на материке. Как будто Майами можно увидеть только как в фильме, в постоянном движении. Или это просто твое впечатление, потому что было уже поздно и вы слишком много съели за ужином? 

Странно, как много у тебя здесь дежавю. Особенно в ранние утренние часы и в сумерках, когда всё погружается в темноту: воздух серый, даже светло-серый, если вокруг больше уличных фонарей. В сером мареве сияют ярко-голубые, зеленые и белые высотки и мосты. Густой красный оттенок висит под облаками от позднего вечера до поздней ночи. Этот красный не только отражается на влажных улицах, но и исходит от сигнальных огней, стоп-фар и светофоров. Майами — самый экзотический город Америки. В такие моменты ты готов в это поверить. 

Как выстроить отношения с «новым настоящим», не потерять автономность собственного существования и не подчиниться современной технополитике?
Майамификация
Армен Аванесян
Предзаказ

Где ты всё это раньше видел? Не кажется ли тебе, что настоящее известно из прошлого? Если бы ты смог узнать его, то смог бы его идентифицировать. Как будто ты видишь вещи потому, что они соответствуют опыту из прошлого. Существуют ли дежавю, благодаря которым вы могли бы узнать то, что знаете здесь и сейчас? Такие дежавю, которые могли бы рассказать вам больше, если бы вы только поняли, почему они кажутся вам эхом прошлого. 

Не потому ли с увеличением ускорения в обществах со сложной структурой времени различение между настоящим и будущим становится всё более трудным, потому что переход от настоящего к будущему становится всё более быстрым? Или это только так кажется, исходя из традиционной хронологической точки зрения, которая опускает вопрос о направлении времени? Идет ли здесь речь о сужении временного горизонта или о чём-то вроде экономически запрограммированного предопределения?

Столкновение с автоматизированным будущим просто не оставляет настоящему возможности принять иное решение. Может быть, это то, что стоит за твоим чувством дежавю. 

Есть ли альтернатива этому пассивному, чувственному дежавю? Ощущение того, что уже испытал настоящее — чувство неизменности положения вещей, — безусловно, является выражением потери реального будущего. Но не выходить за пределы этого эффекта восприятия было бы, если некорректно использовать термин из ранней эстетики XVIII века, типичной эстезиологической ошибкой мышления. Но какими могут быть поэтологические или поэтические стратегии? 

Следуя многочисленным критикам, один из фундаментальных (если не самый фундаментальный) принципов капитализма состоит в учете будущей прибыли в текущей цене того или иного товара. Тебе стоит подумать над экономическим измерением этих запутанных эффектов дежавю — нужно больше писать, но не сейчас, сейчас уже закрываются глаза, — потому что вопрос заключается в том, существует ли у них некая экономическая база. 

В бытовом понимании переживать дежавю означает чувствовать настоящее как уже пережитое. Это слияние памяти и восприятия, таким образом, является эстетическим феноменом. Может быть, эти устремленные в будущее дежавю — не что иное, как поэтические явления, выражающие интерференцию между будущим настоящим и настоящим будущим, которая искажает привычную (хроно)логику времени? Паоло Вирно упускает эту область в своих увлекательных размышлениях о дежавю, которое он описывает как политически значимое и симптоматическое явление. Чтобы понять почему, тебе нужно поискать в своих выписках из его книг о теории языка, какие у тебя есть возражения с точки зрения философии времени. У тебя есть только смутное воспоминание, совсем не дежавю. Ты устал.

ПАОЛО ВИРНО: 

Состояние ума, связанное с дежавю, является типичным для тех, кто настроен смотреть на себя вживую. Это значит — апатия, фатализм <…>. Невозможно изменить то, что приобрело видимость памяти. Как таковые, эти люди разочаровываются в действии. Или, еще точнее, они становятся зрителями своих собственных действий, как если бы они были частью уже известного и неизменного сценария. Они ошеломленные зрители, порой ироничные и часто склонные к цинизму. 

Не лучше ли писать с позиции не-памяти? Писать из этой усталости? Вероятно, ты мог бы задаться делёзовским вопросом: почему настоящее перестает быть собой, как только прошлое синхронизируется с ним? И способна ли память перемещать референции (что есть прошлое, что было настоящим или станет будущим). Такое активное воспоминание не было бы простым дежавю; оно вызвало бы альтернативные сценарии настоящего здесь и сейчас. 

Вспоминать из будущего: подразумеваемый апокалипсис (текстовый апокалипсис? сумерки текста?). Как и снятая за несколько дней до премьеры фильма последняя сцена Hyperstition, где Сухейль стоит перед зданием Дома культур мира в Берлине во время его реконструкции. С плакатом 100 лет настоящему на заднем плане. Меланхолия. Поддаться сну или нет. Ты думаешь об одной из своих любимых цитат из Беньямина. 

ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН: 

Позволительно ли нам сказать, что вся жизнь, творчество, поступки, какие только можно было совершить, никогда не были ничем иным, как непоколебимым раскрытием самых банальных инезначительных, самых сентиментальных и слабых моментов бытия тех, к кому они относились? И когда Пруст в одном знаменитом отрывке изобразил этот свой самый личный момент, он сделал это так, что каждый может вновь найти его в своем собственном бытии. Еще немного, и мы имели бы право назвать его повседневностью. Она приходит вместе с ночью, вместе с забытым щебетом птиц или с глубоким вздохом у открытого окна. Трудно предвидеть, какие встречи нам были бы предопределены, если бы мы были менее уступчивы к сну. Пруст не уступал сну.

Но ты слишком устал, здесь и сейчас, в три часа утра, что определенно похоже на девять утра в Старом Свете. Сегодня нужно подольше поспать. За это — более поздний сеанс письма после полудня. Или же день без письма, по крайней мере вечер. Перерыв. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
05 Сентября / 2021

Бигги Смолз против Билла Клинтона: отрывок из «Nobrow» Джона Сибрука

alt

Последняя неделя выдалась музыкальной: в Москве прошел Moscow Music Week — фестиваль, который развивает не только музыкальную сцену, но и индустрию в целом. Мы уже напомнили, какие книги стоит прочесть каждому меломану, а теперь сосредоточимся на одной из них — «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» американского журналиста Джона Сибрука. Публикуем блестящее вступление из нее, в котором строчки гангста-рэпера The Notorious B. I. G. переплетаются с выступлением Билла Клинтона и «шумящим сумбуром» Уильяма Джеймса. 

Я вошел в вагон метро на Франклин-стрит, и двери с шумом захлопнулись за мной. Часы показывали одиннадцать утра, вагон был наполовину пуст. Я вытянул ноги в проход и начал читать New York Post по своей обычной формуле: одна остановка на колонку сплетен, две — на новости СМИ, четыре — на спорт, хотя в этот день я позволил себе целых пять, чтобы прочесть превью баскетбольного матча между New York Knicks и Indiana Pacers. На голове у меня поверх нейлоновой кепки в тюремном стиле были дорогие черные наушники CD-плеера — эту моду я перенял у парней из рэп-клипов. 

Путеводитель по современной культуре после появления глобального супермаркета.
Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры
Джон Сибрук
Купить

В плеере играл Бигги Смоллз, альбом Ready to Die: 

У меня неслабый поэтический дар
Я подарю вам свой член
Твоим почкам капут
Вот и мы, вот и мы

Но я тебе не Домино
У меня есть моя музыка
Она сдернет с тебя трусы
Так
Угадай
Что у меня за размер
В джинсах Карл Кани
Тринадцать, знаешь, что это? 

Оторвавшись от газеты, я посмотрел на других пас- сажиров. Люди в основном ехали из Бруклина. У некоторых тоже играл в наушниках рэп. Внешняя урбанистическая пустота при внутреннем беспокойстве и экстремизме музыки. Я испытал то же самое странное чувство отрешенности от всего, которое ощущаешь, гуляя по вычищенным улицам Нью-Йорка времен мэра Джулиани. На первый взгляд все просто замечательно: великое финансовое процветание меньшинства, деньги повсюду, потребительский рай в магазинах. Но за этим фасадом существует мир тех несчастных, которых полицейские тыкают носом в грязный пол, надевая на них наручники, — жизнь, которую люди вроде меня видели только в сериале «Копы». Рэп, а в особенности гангста-рэп, соединил в себе идеологию наживы и расизм: фальшивую демонстрацию процветания и счастья на Манхэттене и подлинные социальные проблемы обычных людей. По крайней мере, в восьмидесятые годы на улицах было много бездомных, словно напоминающих об ужасающей социальной несправедливости в обществе, но теперь большую часть их тоже «вычистили». 

Возвращаясь к газете, я позволяю гангста-рэпу проникнуть в меня, белого парня, и говорю:

«Мужик, ты самый крутой, и ни один из этих людей, здесь, в этом гребаном вагоне, не сможет тебя поиметь, а если все же кто-то рискнет, то я всех уделаю. Вы хоть знаете, мать вашу, кто я такой?» 

Выйдя из метро на Таймc-сквер, я сунул плеер в карман кожаной куртки, придерживая ее полу рукой, чтобы диск не «скакал» при ходьбе. Снега на тротуаре не было, только тонкий, словно мел, налет инея, который всегда бывает в январе, — на нем скользят подошвы. Воздух казался размытым из-за странного желтого сияния Таймc-сквер при дневном свете — смеси солнца и рекламных огней, настоящего и искусственного. Это и был цвет Шума. Шум (Buzz) — коллективный поток сознания, «шумящий сумбур» Уильяма Джеймса, объективированная, бесформенная субстанция, в которой смешаны политика и сплетни, искусство и порнография, добродетель и деньги, слава героев и известность убийц. На Таймc-сквер можно почувствовать, как Шум проникает в твое сознание. И он меня успокаивал. Я иногда останавливался здесь по дороге с работы или на работу, позволяя желтому сиянию проникнуть в мой мозг. В такие моменты внешний мир и мир моего сознания становились единым целым. 

Двигаясь по тротуару, я заметил, что все идущие навстречу непременно бросают взгляд на большой телеэкран Panasonic Astrovision на углу Таймc-сквер у меня за спиной. Я обернулся. На экране я увидел президента Клинтона — подняв руку и задерживая дыхание, он торжественно клялся на Конституции Соединенных Штатов Америки. Это был день его инаугурации. Черт, я совсем забыл, что сегодня такой важный день для страны. Укрывшись от холодного ветра за телефонными будками на углу Бродвея и Сорок третьей улицы, я смотрел церемонию, читая слова клятвы президента по субтитрам внизу экрана. 

Прямо под Клинтоном электронное табло индекса Доу-Джонса сообщало хорошие новости о ситуации в экономике. Над головой президента виднелась десятиметровая бутылка пива «Будвайзер», а еще выше — гигантская тарелка макарон.

Хорошее сочетание символов: деньги — внизу, в самом богатом слое почвы, дающем пищу культуре, государственная политика, чья задача состоит не в том, чтобы быть лидером, а в том, чтобы развлекать и отвлекать, — в середине, а на самой вершине — продукт.

Клинтон, похоже, вошел в эту систему абсолютно безболезненно. Здесь, на Таймc-сквер, в хаотичном слиянии знаков и брендов — кока-кола, Дисней, MTV, «Звезд- ные войны», Кельвин Кляйн, — находящихся так близко друг к другу, словно это Лас-Вегас, наш лидер чувствовал себя очень уютно. Практически все отвлекались от дел, которые привели их на Таймc-сквер, тут же останавливались и глядели не отрываясь на огромное изображение только что переизбранного на второй срок президента. 

Завершив обряд, Клинтон подошел к трибуне, чтобы произнести инаугурационную речь. Я остался стоять на том же месте рядом с черным мужчиной в куртке «Оукленд Рэйдерс». Я читал субтитры на экране, а в наушниках гремел похотливый убийственный рэп в исполнении The Notorious B.I.G., и в мозгу у меня возникла, накладываясь на изображение президента, картинка из рэп-видео.

Тем временем президент продолжал взывать к чувству ответственности граждан: 

«Каждый из нас должен взять на себя личную ответственность — не только за себя и своих близких, но и за соседей, за всю страну…» 

Насрать на прошлое,
Мы сейчас
В «500 SL»,

«Э», и «Д» и джинжер эль,
Карманы распухают
До краев,
Полные Бенджаминов. 

Хоть я и пытался сосредоточиться на смысле слов президента, я не мог, как обычно, не пытаться одновременно разгадать смысл рэп-песни.

«500 SL» — это, очевидно, «Мерседес 500 SL», а Бенджамины — Бенджамины Франклины, то есть стодолларовые купюры. «Э» и «Д»… Гм-м… А, понятно — Эрнст и Джулио Галло. 

«Но не будем забывать: величайшие успехи, которых мы достигли, и величайшие успехи, которых мы еще должны достичь, все они заключаются в человеческой душе. В конце концов, все богатство мира и тысячи армий не смогут противостоять силе и величию человеческого духа».

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
03 Сентября / 2021

Книжный рейв: большой список книг о музыке к Moscow Music Week

alt

В Москве с 1 по 4 сентября проходит шоукейс-фестиваль Moscow Music Week. В рамках MMW серию мероприятий проводит новый проект о книгах и музыке «Музыка / Речь». Проект представляет поп-ап-шоурумы издателей, одноименную газету и организовывает беседу о главных книгах о музыке 2021 года. Составили список книг, способных заинтересовать любого меломана, — здесь и Дэвид Боуи, и Джон Кейдж и многочисленные исследования современной культуры. С 3 по 7 сентября на все книги из списка действует скидка 15% по промокоду MMW, а в каждую покупку мы вкладываем газету от проекта «Музыка/речь».

Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством

Майк Робертс

Поп— это не только музыка, которую слушают массы, но еще и неиссякаемый источник энергии. А еще поп-музыка тесно взаимодействует (и взаимодействовала с момента своего создания) с визуальным искусством. Это справедливо по отношению к разным артистам: от Леди Гаги до The Who, от Pink Floyd до Jay Z. На страницах книги Майка Робертса пути популярных музыкантов и композиторов пересекаются с творчеством таких художников, как Энди Уорхол, Марсель Дюшан и Жан-Мишель Баския. 

Купить

Машина песен. Внутри фабрики хитов

Джон Сибрук

Сегодня мы живем в эпоху, когда никому не известный музыкант из России может выиграть «Грэмми» за ремикс на песню американского рэпера. Правила, по которым делались старые музыкальные хиты, становятся все более условными, однако они все еще существуют. Американский культуролог Джон Сибрук объясняет, как сделать хит и из чего этот хит состоит. В рамках исследования Сибрук приходит к различным выводам (спойлер: оригинальность при написании хитов не так уж и важна).  Тираж книги закончился, однако по случаю акции ее можно найти в интернет-магазинах.

Купить

Эрик Сати

Мари Э. Дэвис

Создатель «Трех гимнопедий», эксцентричный композитор и мистик Эрик Сати — фигура для композиторского искусства знаковая. Его музыка оказала влияние на таких мастодонтов, как Клод Дебюсси, Игорь Стравинский и Джон Кейдж. Мэри Э. Дэвис в своей биографии исследует жизнь музыкального эксцентрика и рисует портрет композитора на фоне современных ему реалий.  

Купить

Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры

Джон Сибрук 

И еще одна книга Сибрука в нашем списке. Здесь колумнист The New Yorker, Harper’s Bazaar и GQ изучает современную культуру во всей ее постмодернистской многозначности. Сибрук акцентируется на феномене конвейера, при котором ценность события уступает эху, которое оно вызывает в медиа. Ведь и правда, как отличить ценность культурного события от его позиционирования в СМИ? 

Купить

Боуи

Саймон Кричли

Как идеи аутентичности и идентичности преломляются в творчестве и жизни Дэвида Боуи? Английский философ и, по совместительству, нью-йоркский публицист Саймон Кричли дает ответ в своем философском исследовании творчества великого музыканта. Для Кричли Боуи — не просто артист: именно его песни придали жизни философа смысл, когда тот был совсем молод и жил на юге Англии. 

Купить

Джон Кейдж

Роб Хаскинс 

Может ли список книг о музыке обойтись без произведений, посвященных Джону Кейджу? Правильно, не может. Вот и в нашем списке таких книг целых две. И первая — «Джон Кейдж» Роб Хаскинса. В этой критический биографии композитора объясняются идеи, которые определяли работу Кейджа над музыкой: способность чувствовать и отказываться от эмоций, принципы дзен-буддизма и многое другое. 

Купить

Разговоры с Кейджем

Ричард Костелянец

Но все-таки кто расскажет о Джоне Кейдже лучше самого Джона Кейджа? Поэт и эссеист Ричард Костелянец, судя по всему, так и думал, когда составлял огромное интервью с Кейджем из отрывков интервью поменьше — композитор давал их на протяжении многих лет разным изданиями. Отобранные фрагменты Костелянец оформил так, будто это одна продолжительная беседа, которую (в идеальном мире) Кейдж мог бы вести с каким-нибудь чрезвычайно любопытным репортером. 

Купить

Евгений Соколов

Серж Генсбур

Французский актер, поэт и композитор Серж Генсбур лишь однажды написал прозаическое произведение — им стал «Евгений Соколов», сатира на светский Париж и ирония Генсбура над самим собой. В притче об одиноком художнике, страдающем от физического недуга, но превратившем его в преимущество и достоинство, многие видят рефлексию Генсбура о собственном пути. Хоть тираж книги и закончился, по случаю акции ее можно найти в интернет магазине.

Купить

Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества

Оливия Лэнг

Обложка книги Одинокий город Оливии Лэнг

«Одинокий город» — книга о том, как исследовать незнакомый мегополис через искусство. Нью-Йорк, в который Оливия Лэнг переехала в тридцать с лишним лет, — для такой цели идеальное пространство. Писательница рассматривает через призму одиночества жизненные истории Энди Уорхола и Эдварда Хоппера, Давида Войнаровича, Генри Дарджера и других арт-икон. Тем, кому интересна музыка, мы советуем прочитать главу о Клаусе Номи — американском певце, умершем в 39 лет от СПИДа. 

Купить

Гранд-отель «Бездна». Биография Франкфуртской школы

Стюарт Джеффрис

Писатель и колумнист Guardian Стюарт Джеффрис написал введение историю одного из самых интеллектуальных явлений XX века. Помимо таких понятий, как «отчуждение» и «одномерное общество», фамилий Беньямина и Маркузе, автор рассматривает музыкальную карьеру Теодора Адорно, который был не только известным философом, но еще музыковедом и композитором. 

Купить

Оркестр. Найди музыкантов, разлетевшихся по свету!

Клоэ Перарно

Как рассказать о составе симфонического оркестра ребенку? Есть много способов, но самый увлекательный — путешествие по всему миру. Накануне важного концерта все оркестранты вдруг разбредаются по миру, и читателю, чтобы собрать музыкантов, вместе с дирижером предстоит посетить Японию, Грецию, Португалию и другие страны. А заодно — изучить, как устроен симфонический оркестр.

Купить

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
29 Августа / 2021

Время мага: Что почитать у Витгенштейна (и о Витгенштейне)

alt

Философ Людвиг Витгенштейн — фигура для ХХ века знаковая. Его критика языка и доктрина логического атомизма оказали большое влияние на философию. Так что неудивительно, что именно он, наряду с Вальтером Беньямином, Эрнстом Кассирером и Мартином Хайдеггером стал одним из героев книги Вольфрама Айленбергера «Время магов. Великое десятилетие философии. 1919-1929». Эта интеллектуальная биография в подробностях рассказывает о жизни и философском творчестве мыслителей. А мы пока расскажем, что еще почитать у Витгенштейна (и о Витгенштейне) из наших книг. 

Шаг первый. Витгенштейн в подробностях

Эдвард Кантерян, «Людвиг Витгенштейн«

Книга, которая заявляет: помимо того, что Витгенштейн великий философ, он также был необычным и эксцентричным человеком. Чего стоит только тот факт, что сын сталелитейного магната, имеющий в своем распоряжении целое состояние, предпочитал аскетизм. Внимание свое Витгенштейн сосредоточивал на философских, религиозных, этических и лингвистических проблемах — а сам в это время работал садовником, лаборантом, школьным учителем. 

Жизнь Витгенштейна, полная противоречий, под пристальным взглядом Кантеряна становится зеркалом ХХ века, с его постоянными волнениями, мировыми войнами и социальными бурями. Например, во время Первой Мировой войны Витгенштейн записался на фронт добровольцем (хоть и был негоден по здоровью). А в дневниках писал, что победа над Великобританией невозможна, признавал бессмысленность и ужас войны и, будучи патриотом своей страны, переживал из неминуемого поражения Германии. 

При этом Кантерян не скатывается в романтизацию великого философа — он старается показать Витгенштейна тем, кем он был. А еще объясняет смысл и значение важнейших произведений Витгенштейна — от «Логико-философского трактата» до «Философских исследований». 

Шаг второй. Витгенштейн в заметках 

Людвиг Витгенштейн, Zettel. Заметки

Zettel Людвига Витгенштейна

Записи Витгенштейна о языке и повседневности. 717 заметок, представленных в книге, исследуют вопросы словообразования, восприятия, грамматики, цвета, боли и так далее. В Zettel Витгенштейн не старается поразить читателя литературными формулировками или писательским мастерством. Его заметки — это непрерывный поиск истины вокруг и внутри самого себя. Они могут показаться путаными и сложными для восприятия, но в них сокрыт ключ для понимания философии великого мыслителя. 

«Человек может притворяться, что он без сознания, — пишет, например, Витгенштейн. — А притворяться, что он в сознании?»

Шаг третий. Витгенштейн для детей

Франсуаза Арменьо, Аннабель Бюкстон, «Носорог Витгенштейна»

 Детская и иллюстрированная, но от того не менее глубокая и важная для понимания творчества и личности Витгенштейна книга. Основные идеи и тезисы его философского творчества даны в форме иллюстрированных приключений по Исландии. 

Как отмечает один из рецензентов книги, философ и журналист Стас Наранович, местами «Носорог Витгентшейна» даже глубже биографии, написанной Кантеряном. Впрочем, по-настоящему детской эту книгу не назовешь, ведь оценить ее по достоинству сможет тот, кто «уже хоть немного витгенштейнианец». 

Когда-то Витгенштейн был учеником Бертрана Рассела — нобелевского лауреата, писателя и автора «Истории западной философии». Со спора с ним и начинается книга: молодой «немецкий архитектор» (как называл его Рассел) отказывает признавать, что в комнате, помимо него и Рассела нет носорога. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
27 Августа / 2021

10 книг для школьников, уставших от школьных учебников

alt

Скоро первое сентября, а значит, школьникам пора в школу. Мы позаботились о том, что этот учебный год для них стал как можно более запоминающимся. Мы подобрали книги для школьных предметов, которые будет интересно прочитать любому ребенку. Заменой учебнику они, конечно, не станут, а вот красочным дополнением — легко. Ах да, это не все — на все позиции из списка до 1 сентября действует скидка 20% по промокоду рюкзак.

География

География — это не только контурные карты, но еще и атласы. А атлас, в свою очередь, может быть не только мира, но и города. Или городов. Именно такой атлас и создали Джорджия Черри с Мартином Хааке. Их «Атлас города» рассказывает о культурных особенностях многих стран мира на примере их столиц и крупнейших городов: Лондона, Рио-де-Жанейро, Берлина, Хельсинки, Осло, Копенгагена, Стокгольма и других. 

Купить

Ботаника

В школе ботаника — лишь часть другого предмета, биологии. Нам кажется, что этой дисциплине уделяется слишком мало внимания. Мы нашли неплохую замену (или хотя бы дополнение) учебнику по биологии — это книга «Большая книга цветов» Юваля Зоммера. Все самое интересное, что можно узнать о цветах, собрано здесь. Автор рассказывает о разных видах — от венериной мухоловки до орхидеи. «Большая книга цветов» — это ответы на многие вопросы о цветах: где и как они растут, почему получают тот или иной оттенок и зачем они вообще нужны. 

Купить

Биология

Тем же, кому наскучила зоология в школе, мы советуем почаще заглядывать в книгу Анны Клейборн и Клер Гобл «Почему рыбы не тонут?». Собственно говоря, действительно: почему же они не тонут? А откуда вообще взялись рыбы и другие животные? А совы, кстати, спят по ночам? Если вас тоже интересовали подобные вопросы, то вы знаете, где узнать ответы. 

Купить

Музыка

Помните уроки школьные музыки? Учительница играет на пианино, а ученики поют хором. Альтернативный вариант: начать поиски музыкантов по всему свету. Именно это и предлагает сделать Клэо Перарно — автор книги «Оркестр. Найди музыкантов, разлетевшихся по свету!». В поисках разлетевшихся за неделю до концерта оркестрантов читатель заглянет в Исландию, Японию, Португалию, Грецию и другие страны. 

Купить

ИЗО

Предмет, который в школе ненавидят все, у кого нет способностей к рисованию. Художник Дэвид Хокни и арт-критик Мартин Гейфорд способны переубедить любого ребенка в том, что искусство — это неинтересно. Авторы просто и интересно рассказывают о множестве тем, связанных с художественным творчеством, совершают путешествие по истории искусства — от древних рисунков на стенах пещер до современных картин. 

Купить

Физика

Что изучает физика? По сути, устройство мира. Но тут все зависит от учителя: кто-то способен сделать уроки физики интересными и увлекательными, а кто-то просто превращает их в кучу формул на доске. Для тех, кому с преподавателем не повезло, есть книга Джеймса Дойла «Почему звезды мерцают?». С юмором написанный и великолепно проиллюстрированный текст станет отличным подспорьем для всякой любознательной натуры, чьи вопросы в стенах школы так и остаются без ответа.

Купить

Экология

Нефть сегодня — это одна из основ мирового энергопотребления. Иногда она становится причиной природных катастроф, а потому это очень важная тема для экологии. Но откуда она берется, как производится и когда она кончится? На эти вопросы отвечает Харриет Рассел в книге «Прощай, нефть». А заодно объясняет, почему всем нам необходимо изменить свой образ жизни — иначе однажды нефть бесследно исчезнет. 

Купить

Обществознание

Как известно, коммунизм — главный антагонист капитализма, который, однако, на практике едва ли работает. Почему, можно узнать в книге «Коммунизм в изложении для детей: краткий рассказ о том, как в конце концов все будет по-другому» — ее автор, писательница и политолог Бини Адамчак объясняет, как устроен коммунизм и почему в реальной жизни он мало применим. 

Купить

Экономика

Что бывает, когда всемирно известный экономист, профессор и экс-министр экономики Греции (да, это один человек) рассказывает своей дочери о том, в чем он разбирается лучше всего? Получается книга Яниса Варуфакиса «Беседы с дочерью об экономике», из которой можно узнать, как экономика влияет на нашу жизнь. 

Купить

История

В школе уроки истории — это, как правило, куча дат и имен исторических личностей. Исторические периоды изучаются вскользь и почти не запоминаются. Мы с этим не согласны и считаем, что их стоит изучать детально. А начать лучше всего с Древней Греции. Книга «Лабиринты» Яна Байтлика станет одновременно красочным дополнительным к учебнику по истории для пятого класса — и просто увлекательным путешествием по театрам и акрополям, среди циклопов и минотавров. 

Купить

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
25 Августа / 2021

ООН: мир в опасности. Что делать? Узнаем из «От колыбели до колыбели»

alt

В начале августа ООН опубликовал первый с 2013 года доклад о глобальном потеплении. Из него явственно следует: экология находится на грани глобальной катастрофы, а виноват в этом человек. В ближайшие годы периоды экстремальной жары будут увеличиваться. С нынешними темпами потепления температура к 2100 году может повыситься на несколько градусов. Многие виды животных — например, белые медведи и панды — исчезнут, а число пожаров, засух и наводнений вырастет. Избежать этого можно только, если прямо сейчас уменьшить количество выбросов в атмосферу (но даже это, весьма вероятно, уже не поможет). 

Что же (надо было) делать? Вспомнили, что советуют в своей книге «От колыбели до колыбели. Меняем подход к тому, как мы создаем вещи» Михаэль Браунгарт и Уильям Макдонах— как уберечь природу от гибели, следуя правилам экоэффективности и грамотного производства продуктов. 

Авторы книги сразу предупреждают: добить планету и переселиться на другую не получится. Всем, кто считает наоборот, они предлагают приобрести схожий опыт на Земле. Желающим колонизировать Марс советуют для начала пожить на медном руднике в Чили, а колонизаторам Луны — на никелевом в Онтарио. 

Браунгарт и Макдонах уверены, что экологию надо спасать, но для того, чтобы это сделать, необходимо встроить экологические инициативы в экономику. Сделать это можно, если производители по всему миру будут руководствоваться экорезультативной логикой — это позволит безболезненно для мировой экономики сократить количество токсичных отходов и расходуемого сырья. 

Авторы уверяют: сокращение — основной принцип экоэффективности. Оно, однако, не позволит прекратить истощение и разрушение природных ресурсов, а лишь замедлит. 

«От колыбели до колыбели» написана в 2008 году — и тогда еще можно было аккуратно заявлять, что «даже самое малое количество опасных выбросов может разрушительно воздействовать на биологические системы». Для сравнения, прошлый доклад ООН о климате, выпущенный в 2013 году, отмечал, что индустриальная деятельность человека «весьма вероятно» пагубно влияет на экологию. Теперь это известно точно. 

Манифест для радикально другой философии и практики производства и охраны окружающей среды.
От колыбели до колыбели. Меняем подход к тому, как мы создаем вещи
Михаэль Браунгарт, Уильям МакДонах
Купить / читать

Браунгарт и Макдонах смотрят в корень всей ситуации и предлагают менять систему изнутри. Они осознают, что поменять лишь часть системы невозможно — ее нужно менять полностью. Так экология становится связана с дизайном. 

Авторы книги усматривают неразрывную связь между ухудшением экологии и условиями, в которых сегодня живут многие жители Земли — бетонными коробками панельных домов, теснотой и скукой серого цвета. Монотонность, по Браунгарту и Макдонаху, порождает деэволюцию — упрощение всего и вся, которое не ограничивается только одной отраслью. 

Чем больше разнообразие, тем больше продуктивных функций — для экосистемы и для планеты, уверяют авторы.

Кроме того, по их мнению, современный дизайн руководствуется опасной логикой, которая почти не подвергается сомнению. «Убрать, закрыть, контролировать несовершенное изобилие природы… Если грубая сила не работает, значит, ее применяется недостаточно», — так описывают они подход современного человека к мироустройству. 

Земля неизбежно превратится в нашу могилу, если системы, созданные человеком, продолжат загрязнять биосферу. Вред, наносимый человеком, заключается не только в загрязнении: производители по всему миру превращают полезные материалы в бесполезные. Иными словами, используют ресурсы крайне неэффективно, руководствуясь финансовыми интересами. 

Авторы предупреждают, что если этот порядок не изменить, то следующим поколениям придется жить в мире ограничений. Производство, как и потребление, в нем будет сдерживаться. 

Экоэффективное мышление заключается в том, чтобы каждый (а особенно производители и дизайнеры вещей) помнил: отходов не существует. Этот принцип должен руководить всеми этапами производства. 

«Форма следует эволюции, а не только функции», — продолжают принцип авторы книги. И это верно даже по отношению к бытовым предметам, экологический вред от которых для нас не очевиден:

«В то время как вы гуляете или бегаете, что, по общему мнению, способствует вашему здоровью и благополучию, каждый удар ваших кроссовок о землю выбрасывает в окружающую среду крошечные частицы, содержащие химические вещества, которые могут быть тератогенами, канцерогенами или другими субстанциями, снижающими рождаемость и препятствующими окислительным свойствам клеток. Ближайший дождь смоет эти частицы в растения и в почву рядом с дорожкой. (Если подошвы ваших спортивных кроссовок снабжены специальными капсулами, наполненными газами для амортизации, часть которых недавно была признана фактором глобального потепления, вы, возможно, тоже вносите свой вклад в изменение климата.) Можно поменять дизайн кроссовок так, чтобы их подошвы были биологическими нутриентами. Когда они сносятся от бега, то станут питанием, а не отравой для органического метаболизма».

Браунгарт и Макдонах приводят множество примеров экоэффективных инициатив: хлопок из смесовой хлопчато-полиэстерной ткани следует пустить на удобрение, полиэстер вернуть в технический цикл, хром — производителям обуви, продукты со свалок — другим отраслям промышленности. Для того, чтобы это стало реальностью, условный реформатор от мира экономики должен иметь две вещи: лидерство в определенной области и умение брать на себя ответственность. 

Есть и другие подходы к экоэффективности, которые не связаны с отходами.  «Умная» бытовая техника, которая получает информацию о текущей цене электроэнергии вместе с самой энергией и выбирает из чередующихся источников. Ветряные мельницы, которые расположены на участках фермеров, взятых в аренду (фермеры получают дополнительный доход, а мир — энергию). Разлагающаяся одноразовая упаковка, которую можно выбрасывать где угодно. 

Браунгарт и Макдонаха уверены, что двигателем перемен может стать только коммерция. Экорезультативность признает, что коммерция — это двигатель перемен и должна руководствоваться продуктивностью. Если коммерция закроет глаза на мировые проблемы, то это обернется крупномасштабной трагедией для общего достояния, разрушит ценные природные и человеческие ресурсы для будущих поколений — что мы, к сожалению, наблюдаем сегодня. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
24 Августа / 2021

«Красота — самое простое, что может быть разрушено»: 6 вопросов Энди Мерифилду

alt

К выходу книги «Магический марксизм. Субверсивная политика и воображение» Энди Мерифилда публикуем наше интервью-блиц с ним. Писатель рассказал о своей любви к джазу, Джойсу, Керуаку и Достоевскому. А еще — как бы попросил Карла Маркса подписать ему первый том «Капитала». 

Что вы почувствовали, когда узнали, что ваша книга выйдет по-русски? 

Всегда приятно слышать, что одна из моих книг будет звучать на языке Гоголя! 

Когда вы поняли, что слово обладает силой? 

В молодости я слушал Джека Керуака, читающего свои стихи, это оказало на меня завораживающее воздействие — язык действительно обладает силой! Его голос и лирика вдохновили меня на желание открыть для себя Америку. Мое любимое стихотворение Керуака — Goofing at the Table.

Как вы пишете? Есть ли у вас особые рабочие приемы или писательские техники? 

Долгое время я писал, слушая музыку, в основном джаз. А в последнее время только одного исполнителя — Орнетта Коулмана. Его музыка позволит вам пуститься в пляс уже в голове, что особенно полезно во время локдаунов!

Марксизм, выходящий за рамки дебатов о классе, роли государства и диктатуре пролетариата.
Магический марксизм. Субверсивная политика и воображение
Энди Мерифилд
Купить / читать

Ваша любимая книга или автор? 

«Поминки по Финнегану». Я читаю эту книгу уже на протяжении тридцати лет и до сих пор не дочитал. Это постоянный источник моего изумления и удовольствия. Мне нравится брать книгу в руки и размышлять над несколькими абзацами какое-то время. Я делаю так почти каждый день и часто нахожу замечательные по красоте предложения, которые вдохновляют меня на новые идеи. Сомневаюсь, что эти идеи совпадают с тем, что когда-то задумал Джеймс Джойс. Но я точно знаю, что «Поминки по Финнегану» — книга, которую вы можете интерпретировать по-своему. Чтение этой книги — упражнение в искусстве создавать смыслы заново. 

Федор Достоевский считал, что красота спасет мир, а что, по-вашему, спасет мир?

Это хорошая мысль, и я люблю Достоевского. Я действительно верю, что великое искусство может вдохновлять людей, но красота как таковая не спасет нас. Во всяком случае, в наши дни красота — самое простое, что может быть разрушено, наша самая уязвимая чувствительность. Спасение мира произойдет только благодаря смелым коллективным действиям, которые, я полагаю, сами по себе будут представлять нечто прекрасное. 

Оказавшись перед Марксом, что вы ему скажете?

Вот ваша великая книга (передаю ему первый том «Капитала»). Я ваш фанат. Не могли бы вы ее подписать: «Для Энди». 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
22 Августа / 2021

Рембрандт, прерафаэлиты и фотография: необычные факты о портретах

alt

Искусство портрета — дело тонкое, поэтому разбирать его нужно во всех подробностях. Именно это и делает иллюстратор Виктор Меламед в своей книге «Машинерия портрета. Опыт зрителя, преподавателя, художника». У нас как раз вышло второе издание книги. По этому случаю вспоминаем, что еще пишут о портретах в книгах об изобразительном искусстве. В списке — обанкротившийся Рембрандт, увлечение прерафаэлитов фотографией и другие истории, так или иначе связанные с созданием портретов. 

Рембрандт много зарабатывал на портретах. Но это не спасло его от банкротства

«…Рембрандт имел сложные отношения с деньгами. Биографические свидетельства говорят о его жадности: согласно одной из историй, ученики имели обыкновение бросать на пол мастерской монеты, чтобы посмотреть за тем, с каким нетерпением он бросится их подбирать. 

На пике славы Рембрандт должен был получать весьма впечатляющий доход: поскольку он был очень популярным портретистом и в то же время всегда доводил работу до совершенства, не считаясь со сроками, заказчики выстраивались к нему в очередь. К тому же он славился и в качестве гравера: его офорты знали и ценили во всей Европе. 

Однако траты Рембрандта всегда превышали прибыль. В 1639 году он купил новый большой дом в престижном квартале Амстердама Йоденбреестраат. Сегодня в этом здании находится Музей Рембрандта. Немалые суммы он оставлял и на публичных аукционах, покупая дорогую старую одежду, доспехи, оружие и другие вещи, которые затем использовал как реквизит для картин, а нередко и дарил другим художникам. Но больше всего денег уходило у Рембрандта на картины и рисунки коллег, покупавшиеся им, по собственному признанию, «ради поддержания престижа профессии». Известен и случай приобретения им собственной работы с целью повысить цены на свою живопись. 

Финансовое положение Рембрандта пошатнулось в 1642 году, когда умерла его жена, а служанка, с которой в прошлом у него был роман, подала на него в суд, чтобы добиться алиментов. В конце концов, 14 июля 1656 года живописец объявил себя cessio bonorum, то есть банкротом, готовым уступить кредиторам — которые были по большей части его друзьями и коллегами — свое имущество».

Где прочитать: «Ключевые моменты в искусстве», Ли Чешир

Книга представляют читателю пятьдесят поворотных вех в истории западного искусства от эпохи Возрождения до наших дней.
Ключевые моменты в искусстве
Ли Чешир
Купить / читать

Женщины раньше часто рисовали портреты (а еще натюрморты и пейзажи). Потому что не учились анатомии

«…До конца XIX века в большинстве стран женщинам было запрещено изучать анатомию. Они также не могли присутствовать на уроках живописи и рисовать обнаженную мужскую натуру. Считалось немыслимым допускать женщину до подобных зрелищ. Мужчинам, очевидно как более сильным духом, редко отказывали в изучении обнаженной женской натуры. Поэтому женщинам было довольно трудно (но не невозможно) получить заказ на работу, требующую прорисовки сложных поз, отличающихся от позирования для традиционного портрета. Отчасти по этой причине женщины-художницы тех времен преуспевали больше в портретах, пейзажах и натюрмортах. С наступлением XIX века женщины получили больше возможностей для обучения, однако все еще существовали ограничения на предметы изучения (то есть никакой обнаженной натуры, пожалуйста). В последующие десятилетия наметился рост числа женщин, выставляющих свои работы в академиях и художественных галереях. Некоторые стали осваивать иные формы творческой деятельности».

Где почитать: «Все, что вы знаете об искусстве — неправда», Мэтт Браун 

В этой книге раскрывается правда о первой фотобомбе в 1843 году, об уничтожении «Подсолнухов» Ван Гога во время Второй мировой войны, о том, как «Точечная картина» Дэмиена Хёрста была отправлена на Марс и о многом другом.
Всё, что вы знаете об искусстве — неправда
Мэтт Браун
Купить / читать

Фотографию для фиксации движения первым использовал художник Эдвард Майбридж

«…Сейчас можно просто зайти к фотографу или самому щёлкнуть себя на телефон. А раньше нужно было позировать художнику, да ещё в несколько сеансов. К тому же фотография смогла изобразить движение, что было очень необычно. Первым это сделал Эдвард Майбридж, запечатлевший друг за другом отдельные фазы обычных движений людей, бегущих зверей и летящих птиц. Фотография точно фиксирует каждый момент времени. Отчасти поэтому художники той эпохи полюбили изображать всё неуловимое: свои ощущения, настроения, свое отношение к миру. В результате искусство сильно изменилось».

Где почитать: «Зачем картинам названия?», Иржи Франта, Ондржей Горак

В этой книге вы найдете ответы на вопросы о современном искусстве, скрытые в детективной истории.
Зачем картинам названия?
Иржи Франта, Ондржей Горак
Купить / читать

Прерафаэлиты любили и использовали фотографию

«…Портретисты тоже оценили удобство фотографии, и именно в этой области новая технология стала конкурентом живописи. Как в 1843 году писал в газете один неизвестный журналист: «…сидеть приходится не больше трех минут, а весь процесс обработки и оформления занимает не больше четверти часа. Таким образом, в фотографировании отсутствуют проблемы и неудобства, присущие масляной живописи, а стоимость портрета относительно невелика — всего одна-две гинеи». 

Многие художники, помимо работы с чужими снимками, сами стали заниматься фотографией. Эта технология была особенно полезна при написании автопортрета. Работая по фотографии, художник мог изобразить себя в любой позе, избежав трудностей, связанных с необходимостью постоянно подглядывать в зеркало. 

Взаимодействие фотографии и живописи наиболее ярко нашло отражение в работах прерафаэлитов. В частности, Данте Габриэль Россетти (1828–1882) держал под рукой многочисленные фотографии своей модели (и возлюбленной) Джейн Моррис в качестве подготовительной работы к некоторым из его самых известных картин. Так делал не только он. Американский художник Томас Икинс (1844–1916) тоже был страстно увлечен фотографией. В 1880-е годы он обводил фотографии, чтобы придать реализма своим картинам». 

Где почитать: «Все, что вы знаете об искусстве — неправда»

Луи Дагер продал дагеротип Франции. А та подарила его всему миру

«…Вскоре Дагер разработал намного более быстрый процесс. Выдержка в несколько минут или даже секунд позволила ему делать снимки людей, хотя им и требовались специальные фиксаторы, чтобы держать голову и руки неподвижными. Дагеротипы — первые фотографии — печатались не на бумаге, а на посеребренных медных пластинках, поверхность которых полировалась до состояния зеркала. Каждый портрет был уникальным и выглядел немного по-разному в зависимости от угла зрения. 

Изобретение дагеротипа было обнародовано 7 января 1839 года во Французском институте в Париже. Понимая впечатляющие коммерческие перспективы своего открытия, Дагер тем не менее продал права на свой патент правительству Франции, которое в свою очередь вручило его как «безвозмездный дар» всему миру. Так началась эпоха фотографии: открытие Дагера быстро приобрело всемирную известность и навсегда изменило практику создания и потребления образов».

Где почитать: «Ключевые моменты в искусстве», Ли Чешир

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!