... моя полка Подпишитесь
30 Марта / 2020

Эрик Сати – вокальная музыка

alt

Плейлист произведений Эрика Сати, музыкального эксцентрика, мистика, дадаиста, богемного гимнопедиста Монмартра, составленный Елизаветой Мирошниковой, переводчиком биографии авангардного композитора.

Для многих Эрик Сати ассоциируется с фортепианной музыкой, и, прежде всего, с циклами «Гносьенны» и «Гимнопедии», хотя, конечно, за свою жизнь Эрик Сати сочинил гораздо больше музыки, чем это принято думать. И значительная часть этих сочинений – музыка вокальная. Собственно говоря, первое документально известное сочинение Эрика Сати, и оно же первое опубликованное для пущей важности как оп. 19, – это «Элегия» на стихи товарища молодого композитора – поэта Ж.П. Контамина де Латур, весьма загадочной декадентской личности.

Первым сочинением в 1886 году стала меланхолическая «Элегия» – весьма краткий плач по утраченным надеждам. В том же году были написаны «Ангелы», «Цветы» и «Сильвия» – романсы на сентиментальные стихи Латура, с оранжерейными рифмами, как то: «ангелы, плывущие в эфире, как лилии» или «лютни, мерцающие в божественной гармонии» – и явно выраженным увлечением Бодлером и символистами. Сати, тщательно избегая шаблонных подходов, как например, хроматизмы и вагнеровские излишества, написал музыку, которая сдержанно и оригинально отражает декадентскую пышность стихов. <…> в «Сильвии» Сати решается на радикальный шаг: он убирает обозначение темпа и тактовые черты из нот, что являет собой недвусмысленный разрыв с условностями и становится фирменным знаком его стиля.

Мэри Э. Дэвис «Эрик Сати», стр. 26

Эрик Сати «Три мелодии» («Ангелы», «Элегия», «Сильвия»), 1886 год.

Брюно Лаплант, баритон – Марк Дюран, фортепиано, запись 1985 года.

Значительная часть творческой жизни Сати была связана с парижскими кабаре и мюзик-холлами – несколько лет композитор проработал аккомпаниатором в знаменитом «Черном коте», затем – концертмейстером у певца – тогдашней звезды кафе-шантанов – Венсана Испа. Сати не просто зарабатывал свой хлеб как пианист, он активно сочинял модные песенки и романсы – как для самого Венсана Испа, так и для другой парижской дивы – Полетт Дарти, «королевы медленных вальсов».

Как вспоминает сама Дарти, Сати пришел к ней домой вместе с музыкальным издателем Жаном Беллоном, «обладавшим приятным голосом»: 

«Тем утром я была в ванной. Я услышала теперь уже знаменитую мелодию Je te veux (“Я хочу тебя”), которую господин Беллон напевал в очень приятной и привлекательной манере. Я быстро вышла из ванной и лично высказала своё восхищение. Сати сел опять за инструмент, и я спела Je te veux в первый раз. С тех пор я пела этот и другие его вальсы бессчетное количество раз и везде с большим успехом, и Сати никогда не изменял мне <…> Что за незабываемый человек!»

Мэри Э. Дэвис «Эрик Сати», стр. 82-83

Je te veux, 1902 год.

Текст – Анри Пакори.

Исполняет – Патрисия Петибон.

Шуточную песенку Allons-y Chochotte («Ну давай же, Шошотт») Сати написал уже на излете своей карьеры кабаретиста – в декабре 1905 года, предположительно для всё той же Полетт Дарти (в её архиве сохранился рукописный вариант этой ненавязчивой мелодии с пометками Сати), охотно включавшей запоминающиеся – и весьма современные! – мелодии в свои ревю и оперетты. Почему современные? Сати и в «низком» жанре оказался новатором – он один из первых во Франции стал использовать в своих сочинениях синкопированные «американские» ритмы и музыкальный язык регтайма. Мы не знаем точно, но скорее всего Полетт Дарти исполняла не совсем пристойную песенку Сати в чрезвычайно популярной оперетте «Урок любви», шедшей всю весну 1906 года в парижском «Театр-Рояль».

Allons-y Chochotte!, 1905 год.

Текст – Д. Дюрант (кто этодо сих пор неизвестно – скорее всего, чей-то одноразовый псевдоним, может быть, даже и самого Сати).

Исполняют – Патрисия Петибон, Оливье Пи,

Робер Экспер, Лионель Эспарса.

Партия фортепиано – Сюзан Манофф, запись 2013 года.

В начале 1920-х гг. Париж медленно, но верно оживал после Первой мировой войны. Радость жизни била ключом и переполняла, самые активные не только участвовали в развлечениях, но и придумывали их. Одним из таких светских героев был граф Этьен де Бомон, устраивавший тематические балы-маскарады с обширной культурной программой. Эрик Сати был одним из активных соратников неутомимого графа – писал музыку для небольших спектаклей и так называемых «выходов» (старинная традиция французской придворной оперы-балета) – торжественных появлений героя (а чаще, конечно же, героини) в сопровождении свиты.

…для юной парижской красавицы Рене Жакмир (дочери модельера Жанны Ланвен) он [Сати] сочинил цикл из пяти песен на стихи Леона-Поля Фарга Ludions («Поплавки»). Леон-Поль Фарг был старым товарищем Сати, автором слов к вокальному циклу «Бронзовая статуя», впервые исполненному на одном из вечеров в салоне Жермены Бонгар весной 1916 года. Песни, написанные для вечеринки Бомона, были коротенькими и граничили с абсурдом: само название «Поплавки» было совершенно легкомысленным и отсылало к популярным резиновым игрушкам.

Мэри Э. Дэвис «Эрик Сати», стр. 150

Ludions, 1923 год.

Текст – Поль Фарг.

  1. Мелодия крысы
  2. Сплин
  3. Американская лягушка
  4. Мелодия поэта
  5. Песенка кота

Исполняют – Сандра Медейрос, сопрано;

Франсиско Сассетти, фортепиано; запись 2010 года.

Но шуточными песенками вокальное творчество Сати не ограничивается. В 1918 году композитор сочинил (по заказу княгини де Полиньяк) свой opus magnum – «симфоническую драму в трех частях с голосом» «Сократ» для ансамбля духовых и струнных и женского голоса. И здесь мы видим – и слышим – настоящего Эрика Сати: трагическое повествование о смерти философа Сократа, изложенное классически спокойно, со стоическим достоинством – это на самом деле метафора и жизни, и восприятия мира самим композитором. На поверхности – странный чудак с непонятными шутками (вспомним литературное наследие Сати), а на самом деле – драма вечного одиночества новатора, глубочайшего мыслителя, и спокойное принятие этого факта – чем не греческая трагедия в лучших своих образцах?

Что я делаю? Я работаю над «Жизнью Сократа». Я нашел чудесный перевод Виктора Кузена. Платон прекрасный соавтор, очень вежливый и не доставляющий хлопот. Просто мечта!.. Я купаюсь в счастье. Наконец, я свободен, свободен как воздух, как вода, как дикая овца. Долгой жизни Платону! Долгой жизни Виктору Кузену! Я свободен! Свободен! Что за счастье!

Письмо Валентине Гросс от 6 января 1917 года.

Цит. по: Мэри Э. Дэвис «Эрик Сати», стр. 137

Socrate, 1918 год – симфоническая драма в трех частях с голосом на тексты «Диалогов» Платона в переводе Виктора Кузена.

  1. Портрет Сократа («Пир»)
  2. На берегу Илисса («Федр»)
  3. Смерть Сократа («Федон»)

Исполняет – Жан-Поль Фошекур, тенор.

Ансамбль Erwartung, дирижер Бернар Дегроп, запись 1993 года.

Текст: Елизавета Мирошникова

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!