... моя полка Подпишитесь

24 Декабря / 2021

Редакция Ad Marginem выбирает лучшие книги 2021 года

alt

Продолжаем подводить итоги уходящего года — на этот раз сотрудники нашего издательства рассказывают о любимых книгах, вышедших в Ad Marginem в 2021 году. Книги получились самые разные — как и причины, по которым они попали в этот топ. 

alt
Александр Иванов
Главный редактор Ad Marginem

Книга: «Время магов: великое десятилетие философии (1919 – 1929)», Вольфрам Айленбергер

Любое высказывание, которое имеет хоть какое-то отношение к литературе, искусству или философии, неминуемо оказывается перформативным, то есть его автор, часто поневоле, начинает участвовать в некоем действе, учреждающем предмет его собственного размышления, — речь превращается в танец, или в повторяющийся мотивчик-ритурнель, или в карандашный набросок. Примерно это и происходит в книге Айленбергера: в ней философия не обсуждается как предмет «истории философии», а разворачивается как своего рода театр мысли.

Интеллектуальная биография Эрнста Кассирера, Мартина Хайдеггера, Людвига Витгенштейна и Вальтера Беньямина.
Время магов
Вольфрам Айленбергер
Купить

Главы книги — мизансцены, в которых появляются, произносят свои реплики и жестикулируют философы, их сменяют другие мизансцены, а все вместе образует философский театр с четырьмя главными и дюжиной второстепенных героев. Если брать совсем современную аналогию, то перед нами серия из zoom’ов, где обсуждаются какие-то важные философские сюжеты, но в экранных окошках периодически случается что-то, что вроде бы не имеет отношения к теме: пробегают какие-то люди, слышатся звонки телефонов, звуки улицы и т. п.

Айленбергеру удалось показать, что философия рождается на пересечении логически выверенной речи и алогичного шума времени, каких-то, выражаясь по-театральному, реплик в сторону. В этом и состоит для меня главное обаяние книги.

alt
Михаил Котомин
Генеральный директор Ad Marginem

Книга: «Контур», Рейчел Каск

Оглядываясь назад, становится ясно, что на меня произвел самое сильное впечатление «Контур» Каск. Признаюсь честно, это понимание пришло не сразу. Как и всякий новый эстетический опыт, чтение такой неприметной, бессобытийной, наполненной разного рода бытовыми зарисовками, подчеркнуто нерадикальной по форме и содержанию прозы сначала вызвало раздражение, неприятие, которое затем трансформировалось в некий дискомфорт, желание разобраться в том, что за послевкусие оставляет по себе эта литературная багатель.

Первый роман трилогии, изменившей представления об этой традиционной литературной форме и значительно расширившей границы современной прозы.
Контур
Рейчел Каск
Купить

Собранный из своих/чужих историй наполовину фикционального, наполовину автобиографического «я» рассказчицы-слушательницы, «Контур» легкими штрихами окаймляет современную реальность, в которой неопределенность и тревога, основные симптомы посттравматического сознания, становятся новой нормой, материей, из которых сшивается литературное полотно. В мире, в котором нет ничего нового, все уже кем-то сказано или написано, довольно сложно возвысить свой голос. Но Каск это удалось.

Это абсолютно современная литература, которая не просто фиксирует или описывает  реальность за окном, а во многом ее создает. Каск показывает, насколько мы утратили способность к открытому и публичному разговору, заменив диалог последовательностью аутичных монологов из социальных сетей. С нетерпением жду «Транзита», который сдвинет контур, и обещанного «Kudos» в конце этого самого необычного литературного перформанса последних лет.

alt
Алексей Шестаков
Редактор и переводчик Ad Marginem

Книга: «По следам современного искусства», Элис Харман

Какой должна быть хорошая детская книжка? Увлекательной? Разумеется. Познавательной? Очень желательно. Точной во всем, если дело касается фактов? Обязательно! Красивой? Ну конечно! Полезной? Естественно! Но есть и еще кое-что. Здорово, когда детская книжка интересно придумана и необычно написана, когда в ней есть не только любопытная история или грамотное изложение важных знаний, но и творческая работа с языком.

А если в ней есть придуманные, к тому же остроумно, слова, игра значений и смысловых оттенков — это просто праздник, причем не только для читателя, но и для переводчика с редактором.

Иллюстрированная книга для детей о произведениях современного искусства.
По следам современного искусства
Лис Харман, Серж Блок
Купить

«По следам современного искусства» — как раз такой случай. Казалось бы, что может быть проще: взять пару десятков экспонатов Центра Помпиду и написать о каждом из них по странице, а то и меньше, как в аннотации к музейной этикетке? «Пабло Пикассо родился в Малаге, учился в Барселоне, потом переехал на Монмартр, познакомился с парижскими авангардистами, увлекся африканскими масками, иберийской скульптурой и изобрел кубизм»: чистая правда, но какая же скучища!

Другое дело, когда рассказ о художнике и его произведении ведется, например, так, от лица… змеи: «О, перессстань ссстроить из сссебя глупышшшку, разве не видишшшь, шшшто я — иссскуссство? Я змея, и мне надо сссбрасссывать кожу, но меня засссыпали тяжёлым каменным углём, так шшшто это нелёгкая задача. Моя госсспожа, Мэрет Оппенгейм, хочет, шшштобы я показала людям, как важжжно возрожжждаться…»

Еще в этой книге есть «Свинкопляска» (о «Карусели свиней» Делоне), «Артрестлинг» (о «Борцах» Гончаровой), «Танец синих поп» (понятное дело, об Иве Кляйне). И, конечно, картинки — не только Произведения Искусства, но и искрометный визуальный комментарий к ним иллюстратора Сержа Блока. Вещь!

alt
Виктория Перетицкая
Управляющая редакторка Ad Marginem

Книга: «Непредсказуемая погода. Искусство в чрезвычайной ситуации», Оливия Лэнг 

«Непредсказуемая погода. Искусство в чрезвычайном положении» — душеспасительное чтение в тревожные времена. В этой книге собраны эссе, заметки, рецензии на выставки и книги, многие из них были написаны во времена работы Оливии Лэнг над масштабным проектом «Одинокий город». Поэтому, как видно по подзаголовку, все эти тексты, так или иначе, связаны с искусством, а точнее — с его репаративной функцией. Искусство способно вдохновить, возбудить, утешить, пробудить, менять судьбы. На что способно искусство в кризисные времена? По мнению Лэнг, на то же самое и даже на большее.

Сборник коротких текстов о жизни и искусстве на фоне тревожных событий минувшего десятилетия.
Непредсказуемая погода. Искусство в чрезвычайном положении
Оливия Лэнг
Купить

Известные всем истории о Дереке Джармене и Дэвиде Войнаровиче переплетаются с историями Лэнг о своем активистском опыте и любовными письмами к другим героям: Джон Бёрджер, Дэвид Боуи, Агнес Мартин (кстати, удивительная история, связывающая Лэнг и Мартин, прозвучит в книге британского критика, которую мы издадим в следующем году), Кэти Акер, Артур Расселл (о котором я прежде ничего не слышала, но теперь могу назвать его альбом «World of Echo» лучшим переизданием года) и др.

Я читала эту книгу на протяжении нескольких месяцев и не думала, что Лэнг сможет меня чем-то еще удивить, но ей в очередной раз это удалось. Ее наблюдательность, способность тонко чувствовать своего героя, и облекать все это в слова тоже являются своего рода искусством, искусством слова, перманентно находящегося в чрезвычайном положении. 

«Что делать? Не терять времени и обращать страх в искусство». 

alt
Константин Татьян
Глава отдела реализации

Книга: «Сердце искателя приключений», Эрнст Юнгер

Лучшей книгой уходящего года для меня стало переиздание сборника эссе немецкого мыслителя, солдата и блестящего стилиста Эрнста Юнгера. Это удивительно неспешная, рассудительная и крайне убедительная проза. Она написана человеком, прожившим целый век, прошедшим две войны, видевшим крах не одной империи, но оставшимся  по-военному, твердым, верным самому себе и жадным до жизни. 

Сборник эссе-скетчей эпохи Веймарской республики, балансирующих на грани фиктивного дневника и политического манифеста.
Сердце искателя приключений
Эрнст Юнгер
Купить

Короткие записки «Сердца искателя приключений» существуют как бы на стыке сновидений и реальности. Сквозь тонкую языковую стилистику не сразу и понимаешь, что перед тобой: вымысел или точное наблюдение действительности. Но в каждом витке этого хитросплетения слов и смыслов видится неиссякаемое интеллектуальное любопытство и стремление познать истины нашего мира. Мы все должны учиться этому.

alt
Кристина Терещенко
Редактор социальных сетей Ad Marginem

Книга: «Аллегро пастель», Лейф Рандт 

Ровно так же, как книга стала неожиданностью для портфеля Ad Marginem, она стала неожиданностью и для моего топа 2021 года. 

Из-за любопытства не смогла дождаться выхода в печать и прочитала в электронном виде с ноутбука. Заметки делала в ворде — в соседнем окне пдф-версии книги. Диджитал ритуальность прочтения оказалась под стать email-перепискам главных героев. А физическая копия с невероятно красивыми версткой и обложкой теперь ждет на полке нового прочтения. 

Новая история любви, почти нормальной любви и ее трансформаций.
Аллегро пастель
Лейф Рандт
Купить

После того как Ad Marginem же разбаловали меня автофикшеном, герои романа, написанного в третьем лице, казались далекими и ненастоящими. То ли мне нужно было разогнаться как читателю, то ли Рандту как писателю, но затем с каждой страницей герои, их чувства, мысли и ситуации всё больше приближались к реальности. Так и получилось, что роман не только о новой любви, но и о новой действительности: удаленная работа, сеансы у психолога, дневные рейвы, случайные встречи с друзьями в барах, разговоры с родителями, бесконечные переписки. Ни в одну прочитанную мной книгу повседневность не была вписана так органично — без излишней романтизации или отторжения. Читать «Аллегро пастель» — это подглядеть за кем-то в окно и увидеть там отголоски своей же жизни.

alt
Федор Кузьмин
Редактор журнала Ad Marginem

Книга: «Краткая история театра», Филлис Хартнолл

Я, мягко говоря, совсем не театрал и в театре не разбираюсь. Поэтому я давно искал книгу, которая все расставит на свои места. Не могу сказать, что «Краткая история» Филлис Хартнолл с этим справилась на 100 процентов — после обилия фактов, эпох, историй и хитросплетений путаница в моей голове, вероятно, даже стала больше, чем раньше. 

Живое и подробное изложение основных сведений о развитии драматургии, режиссуры, актерского искусства и театральной архитектуры.
Краткая история театра
Филлис Хартнолл
Купить

Это, однако, не значит, что от прочтения «Краткой истории театра» не получаешь удовольствия. Перескакивая с автором от первых пьес и древнегреческих актеров прямо к комедии дель арте, а оттуда к Шекспиру и лондонским театралам, через Брехта и Чехова прямиком к современным театральным перформансам, понимаешь: хоть история театра сложна и обширна, она точно стоит того, чтобы в ней разобраться досконально.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
23 Декабря / 2021

Книги, вернувшиеся в продажу в 2021 году: Юнгер, Целан, Барт

alt

Продолжаем подводить итоги года. В одном из прошлых материалов собрали список книг, которые вы легко могли пропустить в 2021 году. На этот раз вспоминаем, какие произведения обрели новую жизнь — и вернулись в продажу. 

«Лекции о Спинозе 1978-1981», Жиль Делёз

В этом году у нас вышла допечатка тиража «Лекций о Спинозе» Жиля Делёза. Для французского философа его старший нидерландский коллега был важной фигурой — Спинозе Делёз посвятил несколько исследований, в том числе серию лекций. На их основе и был создана книга. 

«Лекции о Спинозе», разумеется, не просто погружение в творчество или жизненные перипетии нидерландского гиганта мысли. Это и самостоятельное (куда же без этого) философское произведение: на примере Спинозы, советуясь с ним и отсылаясь к нему, Делёз затрагивает такие вопросы, как смерть, отсутствие свободы, аффект и аффекция. 

Купить

«Camera lucida. Комментарий к фотографии», Ролан Барт

Одно из первых фундаментальных (а еще очень личных!) исследований фотографии в том виде, в каком мы ее знаем. Исследование настолько известное и авторитетное, что о нем можно и не рассказывать — но мы все равно сделаем это вкратце. 

Именно в «Camera lucida» Барт выдвигает понятия Studium (восприятие фотографии как культурного, языкового, политического объекта) и Punctum (восприятия фотографии посредством эмоций). Говорит Барт и о других аспектах фотоискусства: унарной фотографии, понятиях operator, spectator, spectrum и так далее. 

Купить

«Стихотворения. Проза. Письма», Пауль Целан

Нельзя не радоваться, что в продажу также вернулось собрание сочинений одного из величайших поэтов ХХ века — Пауля Целана. Книга содержит больше сотни стихотворений на русском и немецком, прозу Целана, вышедшую при жизни поэта, фрагменты его рукописей и часть его переписки. Более полного собрания сочинений на русском не найти!

Купить

«Сердце искателя приключений», Эрнст Юнгер

Одна из главных новинок уходящего года — переиздание собрания эссе Эрнста Юнгера «Сердце искателя приключений». О самом Юнгере и его захватывающей жизни можно говорить долго — мы даже специально рассказали об этом в отдельном материале

«Сердце искателя приключений» представляет собой сборник коротких текстов классика европейской литературы: в нее вошли эссе, скетчи эпохи Веймарской республики, наблюдения Юнгера и рассуждения о жизни, а также новый перевод эссе «Сицилийское письмо лунному человеку» и послесловие переводчика. Кроме того, напоминаем, что к выходу переиздания на нашем сайте можно купить футболку с обложкой книги. 

Цитата из книги: «Невыразимое теряет свою ценность, когда его выражают и сообщают другому: оно подобно золоту, в которое перед чеканкой добавляют медь. Кто пытается уловить свои сны на рассвете и видит, как они выскальзывают из сети его мыслей, тот похож на неаполитанского рыбака, от которого уходит стремительная стайка серебристых рыб, случайно выплывшая из глубин залива». 

Купить

«Краткая история фотографии», Вальтер Беньямин

О важности фотографии, наряду с Бартом, рассуждал и другой культовый мыслитель — Вальтер Беньямин. В сборник «Краткая история фотографии», помимо одноименного текста, вошли эссе «Париж — столица девятнадцатого столетия» и «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». 

Последнее — одно из самых значительных и известных произведений Беньямина: в этом эссе философ разбирает процесс взаимодействия искусства со зрителем в современных реалиях: когда смотреть приходится не на оригинал, а лишь на одну из тысячи репродукций.

Купить 

«Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека», Эдуардо Кон

Сегодняшний подход социально-культурной антропологии антропоцентричен, уверен профессор Университате Макгилл Эдуардо Кон. Он знает, о чем говорит: много лет Кон жил и работал среди народа руна — коренного населения эквадорской части тропического леса Амазонии.

Антропоцентричный подход необходимо менять, а нам с вами — не ограничиваться привычными концепциями культуры и языка. Почему, Кон подробно рассказывает в своей книге «Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека». 

Купить

«Как писать о современном искусстве», Гильда Уильямс

Почему так мало хороших и вдумчивых текстов, посвященных современному искусству? Причина тому — страх, уверен искусствовед Гильда Уильямс. В своей книге «Как писать о современном искусстве» он перечисляет порождаемые страхом ошибки начинающих критиков и объясняет, как их избежать. 

Цитата из книги: «Обычно слабый текст терпит провал вовсе не потому, что автор смело выражает свой незрелый художественный опыт. Нет, неоперившегося критика настолько тяготит эта задача — вдумчиво написать о своем личном опыте, — что, как правило, он отступается, даже за нее не взявшись».

Купить

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
21 Декабря / 2021

Что нужно знать о литературном фестивале «Контур» 

alt

Ad Marginem запускает ежегодный литературный фестиваль «Контур». Первая часть уже прошла, а вторая состоится с 4 по 6 февраля. Рассказываем, что из себя представляет фестиваль, кто в нем участвует, какую роль в этом играет газета «Контур» и какую фестивальную продукцию можно купить уже сегодня. А еще напоминаем, что у нашего фестиваля есть сайт, где вы также можете узнать все подробности.

«Контур» — это проект, состоящий из одноименной газеты и международного литературного фестиваля в онлайн, офлайн и смешанных форматах. 

Фестиваль посвящен поиску новой литературы. Мы хотим разобраться, как меняется литературный канон прошлого, исследовать аспекты, в которых развивается литература сегодня — от гибридных жанров и обращения к природе до новой тревожности, а главное — ответить на вопрос «зачем нам по-прежнему нужна литература»?

Английский романтик Сэмюэль Кольридж сформулировал один из главных принципов действия литературы — suspension of disbelief, приостановка неверия, которое помогает читателю погрузиться в другие миры. Современный читатель гораздо тревожнее и мнительнее своих собратьев из XVIII века. Для того, чтобы приостановить его  неверие, некоторых элементов реальности, инсталлированных в выдуманную фабулу, уже недостаточно, ему нужна вся полнота реальности, «абсолютное сейчас» со всеми его фактами и мнениями. 

Первая часть фестиваля уже состоялась — в рамках международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№23. К ней был издан первый номер газеты «Контур», а также состоялись дискуссии с молодым немецким писателем Лейфом Рандтом, автором романа «Аллегро пастель», и Флорианом Иллиесом, автором дилогии «1913». 

В первом номере газеты вышел препринт новой книги Флориана Иллиеса «Любовь в эпоху ненависти», а писатели и критики, среди которых Галина Юзефович, Лев Данилкин, Оксана Васякина, Кио Маклир, Лейф Рандт, Изабель Грав и Бригитта Вайнгарт,  размышляли о современной литературе, ее контекстах и гибридных жанрах. 

Газету мы бесплатно вкладываем в заказы, сделанные на сайте.

Вторая часть фестиваля пройдет в гибридном формате с 4 по 6 февраля 2022 года. Участниками станут: 

Оливия Лэнг — писательница, автор бестселлера «Одинокий город», автофикшен-романа «Crudo». 

Рейчел Каск — писательница, автор трилогии «Контур», сборника эссе «Coventry», романа «Second place» и ряда других книг художественной прозы и автобиографических очерков.  

Эми Липтрот — писательница, автор «Выгона», ее вторая книга «The Instant» выйдет в 2022 году. 

Лонг Литт Вун — антрополог и писательница, автор книги, исследующей возможности жизни между цивилизацией и природой «Путь через лес. О грибах и скорби». 

Список участников дополняется. Фестиваль пройдет в рамках международной программы UK — Russia Creative Bridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве. Также партнером ивента стал Goethe-Institut Moskau. 

А еще к фестивалю мы запустили свой мерч! Шоппер «Контур» из смесовой ткани можно купить на нашем сайте уже сейчас. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
17 Декабря / 2021

Бестселлер — лучший подарок: 20 хитов со скидкой 22%

alt

Праздники уже на носу — самое время выбирать подарки! В том числе, самому себе: Новый год — лучшее время, чтобы купить то, что давно хотел. Не знаете, что подарить? Специально для вас мы собрали список самых популярных в уходящем году книг Ad Marginem (поймать скидки на них — однозначная удача!). В этот уикенд продаем их со скидкой 22%. Только самое лучшее по промокоду choice2021 — успейте до 21 декабря включительно!

Напоминаем: мы доставляем книги курьером, почтой и в пункты выдачи. Однако чем ближе Новый год, тем перегруженнее доставка: тем, кто хочет получить свои подарки до января, советуем заказывать их уже сейчас!

Баухаус

Книга искусствоведа и иллюстратора Фрэнка Уитфорда — одно из лучших исследований, посвященных легендарной школе дизайна и архитектуры Баухаус.

Купить

Сердце искателя приключений

Заново изданный сборник эссе и скетчей Эрнста Юнгера о состоянии цивилизации ХХ века, крахе Веймарской республики, гибели старых ценностей — а также дополненный переводом эссе Юнгера «Сицилийское письмо лунному человеку» и новым послесловием переводчика.

Купить

1913. Лето целого века

Бестселлер Флориана Иллиеса, посвященный жизни в Европе перед войной, которая изменит все — на страницах книги Пруст соседствует со Сталиным, а Гитлер — с Оскаром Кокошкой и Томасом Манном. 

Купить

Время магов. Великое десятилетие философии. 1919-1929

Немецкий публицист и философ Вольфрам Айленбергер представляет интеллектуальную биографию (которая в то же время — портрет времени и обзор философского творчества) четырех знаковых для ХХ века философов: Эрнста Кассирера, Мартина Хайдеггера, Людвига Витгенштейна и Вальтера Беньямина.

Купить

Другие критерии. Лицом к лицу с искусством XX века

Одна из самых известных книг выдающегося американского искусствоведа Лео Стайнберга — сборник статей об искусстве XX века, составленный и впервые опубликованный в 1972 году. 

Купить

Символы в искусстве

На примере пятидесяти визуальных символов — известных и не очень — историк искусства Мэтью Уилсон показывает, как они распространились по миру за последние пять тысячелетий.

Купить

Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества

Обложка книги Одинокий город Оливии Лэнг

Оливия Лэнг переезжает в Нью-Йорк и, оказавшись одна, начинает исследовать природу одиночества — на примере художников Эдварда Хоппера, Энди Уорхола, Клауса Номи, Генри Дарджера и Дэвида Войнаровича. 

Купить

Выгон

Англичанка Эми Липтрот бежит из шумного Лондона на Оркнейские острова: спасаясь от алкогольной зависимости, травматичного прошлого и отрешенности мегаполиса, она учится жить по-новому и заново обретает себя. 

Купить

Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда

Книга «Бредовая работа» Дэвида Гребера

Американский антрополог, профессор Лондонской школы экономики и один из «антилидеров» движения Occupy Wall Street Дэвид Гребер написал книгу, в которой исследовал одну из самых досадных и глубоких моральных проблем современного общества — превращение труда в утомительный, скучный и никому не нужный бред.

Купить

Долг: первые 5000 лет истории

Еще одно революционное и масштабное исследование от Дэвида Гребера — на этот раз посвященное истории товарно-денежных отношений. 

Купить

Путь через лес. О грибах и скорби

Книга, в которой органично соседствуют описания лесных прогулок, рецепты блюд из грибов и глубокие размышления о жизни современного человека, ищущего свое место между цивилизацией и природой.

Купить

Контур

Впервые вышедший на русском языке, первый роман трилогии Рейчел Каск значительно расширил границы современной прозы. В центре сюжета — писательница читающая в Афинах курс creative writing.

Купить

Уход в лес

Обложка книги «Уход в Лес»

Манифест Эрнста Юнгера, посвященный попытке уберечь свободу от политического давления.

Купить

Непредсказуемая погода. Искусство в чрезвычайной ситуации

В этот сборник вошли написанные Оливией Лэнг в 2010-х короткие тексты о жизни и искусстве на фоне тревожных событий десятилетия: колонки, рецензии, статьи о писателях и художниках, ностальгические воспоминания и признания в любви.

Купить

Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего»

Философ-метафизик и профессор философии в Южно-Калифорнийском архитектурном институте Грэм Харман излагает принципы объектно-ориентированной онтологии — его собственного учения, претендующего на роль теории, способной объяснить все. 

Купить

История сексуальности т. 4. Признания плоти

Последняя работа выдающегося французского философа и историка Мишеля Фуко — о формировании субъективности как представления человека о себе и эволюции христианской концепции брака. 

Купить

Абстрактное искусство

Стефани Стрейн — старший куратор современного искусства в Национальной галереи Шотландии в Эдинбурге. В своей книге «Абстрактное искусство» она совершает увлекательное путешествие по недолгой, но богатой событиями истории абстрактного искусства от начала XX века до наших дней.

Купить

Хрома. Книга о цвете

Знаменитый британский режиссер Дерек Джармен размышляет о цветовом спектре, использовании цвета в изобразительном искусстве разных времен и его значении в литературе, науке, философии, психологии, религии и алхимии.

Купить

Книга непокоя

Исповедь трагического бытия, написанная гетеронимом (а вернее, полугетеронимом) Фернандо Пессоа — Бернарду Суарешем. Лиричная «автобиография без фактов» — о глубоко чувствующем, беспрестанно мечтающем и постоянно страдающем человеке. 

Купить

1913. Что я на самом деле хотел сказать

Обложка 1913. Что я на самом деле хотел сказать

Продолжение «Лета целого века», в котором Флориан Иллиес добавляет к уже привычным героям (Гитлеру, Манну, Прусту, Луи Армстронгу и другим) новых: Фернандо Пессоа, Максима Горького, Джека Лондона. 

Купить

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
16 Декабря / 2021

Книги, которые вы могли пропустить в 2021 году

alt

Начинаем подводить итоги года! В этом году в нашем издательстве вышло много книг: в один материал все и не вместишь. Однако, если лишний раз рассказывать о Лонг Литт Вун, «Аллегро пастель» или романах Рейчел Каск, пожалуй, не нужно, то некоторые наши книги вы спокойно могли пропустить. Разбираемся, какие — а также почему их обязательно нужно прочесть. 

Беседы с кураторами

Кураторская работа может считаться видом искусства? Если да, то почему? А в чем его задача, в чем особенности дискурса? При чем здесь концептуальность? 

Вопросов о кураторстве много, особенно если вы никогда не углублялись в тему. Мы считаем, что лучший способ разобраться — это узнать, что думают ведущие кураторы мира. 

Историк искусства Терри Смит считает так же! Он поговорил с наиболее влиятельными кураторами современности: Клэр Бишоп, Каролин Кристоф-Бакарджиев, Борисом Гройсом, Окуи Энвезор, Хансом-Ульрихом Обристом, Зденка Бадовинац, Марией Линд, Зои Батт, Йенсом Хоффманом, Джермано Челантом, Мами Катаока, Мари Кармен Рамирес и Борисом Гройсом. А последний написал предисловие для получившейся книги. 

Купить

Краткая история цифровизации

Масс-культура сегодня вовсю эксплуатирует антиутопичный сюжет о засилье технологий в мире будущего: каждый третий голливудский блокбастер — об этом. Вот только никто особо задумывается о том, что мы уже живем в мире, где жизнь плавно перетекает в диджитал. 

Кому-то повсеместная цифровизация нравится, кто-то приходит от нее в ужас. Однако когда человечество прошло точку невозврата, а цифровая эра перешла в терминальную стадию? В какой момент компьютер стал всемогущим инструментом? Что движет цифровизацией, и какую роль в ней сыграл ткацкий станок? На эти и другие вопросы в своем исследовании берлинский культуролог Мартин Буркхардт. 

Купить

Майамификация 

Еще одна книга о технических алгоритмов, встроившихся в нашу повседневность. Армен Аванесян рассматривает ту же проблему уже с философской точки зрения: его заботят такие приметы времени, как отсутствие определенности и превентивный контроль, делающие нашу жизнь  такой несвободной. 

Купить

Магический марксизм

«…Возможно, никогда мы еще не жили в столь непоэтичную эпоху, как наша,  которая низводит все неутилитарное на уровень гаражной распродажи, высылает его задворки мира, единственным источником вдохновения которой является вульгарная опора на “факты”». 

Да, это еще одна критика современности — на этот раз с точки зрения политологии. Автор — доктор наук в области социально-экономической географии в Оксфорде и урбанист-любитель Энди Мерифилд. 

Он возвращает к жизни марксистскую теорию, пересматривает и открывает в нем новые смыслы. А затем показывает читателю, почему современный марксизм открывает новые возможности для политической деятельности. 

Купить

Зачем картинам названия?

Эта книга легко и непринужденно повествует о развитии искусства на протяжении последних двух веков — в формате рисованной истории. Старшеклассница Эма и ее младший брат Микулаш оказываются втянуты в похищение картин — а вместе с ними и из бабушка с дедушкой. Распутывая криминальную историю о краже произведений искусства, герои попутно погружаются в историю живописи. 

Купить

Мертв по собственному желанию

Наряду с «Путем через лес» этот комикс Стефана Квернеланна может считаться одной из самых печальных книг года — ведь речь в нем о смерти близкого человека. 

Графический роман норвежского иллюстратора проливает свет на то, каково потерять отца и как жить дальше. Тот был противоречивым человеком, и иллюстратор признает, что связанная с ним история нанесла ему множество травм. 

Однако Квернеланн не останавливается на щемящем чувстве пустоты, которое родил в нем уход отца из жизни. Его комикс — фактически пособие по тому, как не зацикливаться на трагедии и жить дальше. 

Купить

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
14 Декабря / 2021

Выездная библиотека Ad Marginem в магазине UNIQLO MOSCOW

alt

3 декабря в Москве открылся магазин UNIQLO MOSCOW — крупнейшее пространство международного бренда одежды не только в России, но и в Европе. Магазин расположился на двух этажах торгового центра «Европейский‎» — на нулевом и первом этажах‎. Наше издательство оказалось в числе московских брендов, которых UNIQLO выбрал для экспозиции внутри магазина, и открыло там свою выездную библиотеку. Рассказываем, как это получилось.

Ключевой особенностью нового магазина стала концепция «Время новых вещей», которая отражает ценности бренда и жителей городов: простота, комфорт и осознанный подход к одежде.

Важным аспектом концепции «Время новых вещей» является акцент на локальную специфику России. Именно поэтому помимо одежды там можно будет встретить презентационный стенд «UNIQLO: ВСЕ ВМЕСТЕ» с московскими брендами, которые делают жизнь современного горожанина более яркой, интересной и осознанной. И мы рады оказаться в компании с KRAP/VA, Wrap me, MURKY, HALF&HALF, NOPLASTICITSFANTASTIC, Heart of Moscow и Craft Horse.

Экспозиция Ad Marginem на стенде локальных брендов «UNIQLO: ВСЕ ВМЕСТЕ»

К экспозиции локальных брендов примыкает лаундж-зона, где расположена выездная библиотека издательства с книгами об искусстве, стиле жизни и, разумеется, экологии. Здесь любой желающий может сесть и почитать книги издательства. 

Выездная библиотека Ad Marginem в лаундж-зоне

В рамках магазина большое внимание уделяется ключевому направлению деятельности бренда – инициативам в области устойчивого развития. Например, в специальной зоне с различными инсталляциями и информационными панелями можно пройти тест и узнать, насколько экологичен ваш образ жизни. Мы же, чтобы углубиться в тему устойчивого развития, советуем читать научно-популярные книги — например, «От колыбели до колыбели», ведь UNIQLO вводят в свое производство концепции, озвученные авторами – reduce, reuse, recycle.

Книга «От колыбели до колыбели» Михаэля Браунгарта и Уильяма МакДонаха в зоне инсталляции, посвященной устойчивому развитию

Помимо локальных брендов, компания заключила партнерства с четырьмя знаковыми музеями Москвы — Государственной Третьяковской галереей, Мультимедиа Арт Музеем, Москва (МАММ), Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и московским Музеем космонавтики. 

Посетителей UNIQLO MOSCOW ждут специальные условия от партнеров-брендов. В том числе от нас. Приходите поддержать Ad Marginem в ТЦ «Европейский»!

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
12 Декабря / 2021

Флориан Иллиес об Энди Уорхоле: как смотреть из будущего на настоящее как на прошлое

alt

В книге «А только что небо было голубое» собраны главные тексты Флориана Иллиеса о живописи и литературе. Немецкий искусствовед уделяет внимание широкому кругу авторов — он пишет любовное письмо Каспару Давиду Фридриху, посвящает несколько текстов Готфриду Бенну и Георгу Траклю, рассуждает об искусстве XIX века и выясняет, почему художники этой эпохи так часто смотрели на небо. Одним из героев, на которых Иллиес обращает свое внимание становится, пожалуй, самый популярный художник ХХ столетия — Энди Уорхол. 

Энди Уорхол никогда не был нашим современником. Он был лишь гостем в Америке XX века. Как и немногие другие крупные фигуры, приходившие из будущего и уже помнившие катастрофы, еще только ожидающие человечество, он серьезнее относился к жирным линиям прошлого, чем к современным каракулям. Его художественные оценки и диагнозы были такими точными, потому что они, как бы парадоксально это ни звучало, всегда были основаны на том телесном и ментальном опыте, которым тогда еще никто не мог обладать. Энди Уорхол сумел сделать то, что не удавалось никому: взглянуть из будущего на настоящее. 

Сборник главных текстов немецкого искусствоведа Флориана Иллиеса об искусстве и литературе, написанные в период с 1997 по 2017 год.
А только что небо было голубое. Тексты об искусстве
Флориан Иллиес
Купить

И еще один момент, придающий ситуации дополнительное измерение: он мог смотреть из будущего и на прошлое, то есть, в нашем случае, на «Мону Лизу». Вот уже почти пятьсот лет эта картина Леонардо да Винчи является частью культурной памяти мира, пожалуй, это первая поп-икона западного мира. Когда в 1963 году она демонстрировалась в Америке, Энди Уорхол, этот уникальный летописец будущих страстей и катастроф, тоже поддался ее чарам. Конечно же, его поразила и особая роль «Моны Лизы» в истории искусства, и ее повсеместное присутствие. Поэтому для Уорхола было особенно интересно самому воспроизвести наиболее часто воспроизводимую картину в истории человечества. И осознанно воспеть этот процесс с помощью многократного повторения «Моны Лизы» на своем холсте. 

Наша картина, этот квартет из четырех «Джоконд», созданный в конце 70-х годов, имеет очень резкий и современный характер. Шероховатость покрытого черной краской холста бросается в глаза и диссонирует с мягкостью и отрешенностью улыбки «Моны Лизы». Уорхол в дальнейшем не менял эту картину, оставив ее в первозданном виде. Белая полоса в области глаз нижней «Моны Лизы» создает дополнительное пространство ассоциаций: специфическое черно-белое изображение и само по себе напоминает далекие времена черно-белого телевидения, а в нижней части холста мы видим практически имитацию дрожащего телеэкрана. Появляется ощущение, что мы видим не картину, а телепередачу о «Моне Лизе» и ее мультиплицировании. Причем Уорхол счел бы это не изъяном, а достоинством — ему удалось средствами живописи создать на холсте эффект средств телекоммуникации. 

Уорхол и без того первым понял, что массовое распространение искусства — неважно, «Моны Лизы» или его собственных работ — не уменьшает их значение.

Его искусство воспроизводится, подобно компьютерному вирусу, на кофейных стаканчиках, галстуках и плакатах, причем аура работ при этом не улетучивается, а растет. Одно из важнейших достижений Уорхола, о котором другим художникам остается только мечтать: он навсегда захватил контроль над восприятием своих работ. Наверное, это стало возможным потому, что его работам было глубоко безразлично то воздействие, которое они оказывают на публику, как и предполагал Дон Делилло еще в 1993 году в своей книге «Мао II». Чем сильнее сжимаются вокруг нас бесконечные и бессмысленные визуальные удавки электронных медиа, тем более пророческими нам кажутся бесконечные цепочки Мэрилин, суповых банок и «Джоконд». 

Это не было революцией — спустя сорок лет после Дюшана нарисовать банку с супом. Но революция была в том, чтобы перенести механизмы производства этого супа на производство картин. Уорхол был прекрасным рисовальщиком, и он похитил краски Матисса для мира потребления. Его серии шелкографий демонстрируют, что Уорхол как художник обладал тонким чувством цвета, ритма и чередования. Но его уникальность заключается прежде всего в том, что во времена очередного культа абстрактных экспрессионистов он объявил повторение условием существования любо- го произведения искусства. Его творения — неважно, были это десятки «Джоконд», десятки электрических стульев или десятки его собственных ассистентов — доказывают каждым своим цветовым пигментом и каждым волокном, что индивидуальность — всего лишь иллюзия. 

Уорхол отменяет противопоставление ауры и массового производства. Этому он научился у своей матери. Больше всего она восхищалась затасканной, такой привычной репродукцией «Тайной вечери» Леонардо, которая служила ей закладкой в сборнике церковных песнопений. Когда Энди Уорхол в конце жизни приступил к работе над большим циклом «Last Suppers» («Тайные вечери»), то за основу он взял не саму фреску и не качественную репродукцию. Он взял закладку своей мамы.

Его большой мечтой было самому написать икону, которой поклонялось бы все человечество.

И в нашем случае он опять обратился к великому Леонардо да Винчи. Четыре «Моны Лизы» рассказывают отнюдь не о воспроизводимости славы, не о вынужденных повторах в истории искусства, а о том, что дело обстоит ровно наоборот. «Мона Лиза» на нашей картине подобна телеведущей, белые полосы на ее лице как будто мерцают, словно кто-то нажал на кнопку «пауза» во время демонстрации бесконечной ленты, что именуется культурой или историей человечества. И мы понимаем: если все можно растиражировать — всю культуру, весь быт, всю историю, даже «Мону Лизу», то в конце концов остается только один действительно уникальный человек — единственный и неповторимый Энди Уорхол. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
10 Декабря / 2021

Что нужно знать о Тане Борисовой — художнице и авторе книги «Привет, Москва!»

alt

В нашем издательстве выходит «Привет, Москва!» — красочное путешествие по столице с иллюстрациями и текстом художницы Тани Борисовой. Взглянуть по-новому на привычные московские места вы можете, купив книгу, — а мы пока подробнее расскажем о ее авторе. 

Таня Борисова родилась в старом добром (как она говорит) 1987 году в Москве.  Как и все дети, она много рисовала — пока однажды ее крестный не заметил, что девочка рисует виноградинки со светотеневой модулировкой (художественный прием, когда объем предмета передается при помощи светотени — Прим. ред)

Осваивать изобразительное искусство Таню отдали в рисовальную группу к «милому бородатому художнику Николаю Николаевичу». У него в микро-мастерской девочка проучилась три года, а после этого поступила в РЭУ имени Плеханова. 

Увлекательное обозрение российской столицы, какой она открывается любителю кататься на велосипеде.
Привет, Москва!
Таня Борисова
Купить

Однако с «Плешкой» не задалось, и в 20 лет Таня задумалась о том, что она делает в экономическом вузе. Тогда художница пошла на курсы в Строгановку — где когда-то учился и крестный, заметивший ее талант еще в детстве. 

После курсов Таня устроилась лаборанткой, чтобы присмотреться ко всему и освоиться. По ее словам, в лаборантской кафедры рисунка она очутилась на своем месте и нашла любимых друзей — и решила поступать на графдизайн. 

Поступив, Таня попала на курс к Дмитрию Мордвинцеву (ныне руководитель студии ABCdesign) и Кириллу Пармону. Вспоминая студенческие годы, Таня отмечает, что тогда атмосфера Строгановки была не такой официальной, как сегодня — учиться было весело и вдохновляюще.

Во время учебы Борисова попала в Графическую мастерскую Простой школы, основанную Дмитрием Горелышевым и Никитой Никитиным. Участники мастерской разными рисовальными опытами, много работали с натурой, знакомились с творчеством коллег по цеху. Мастерская и учеба в Строгановке, по словам Тани, в одинаковой степени повлияли на ее жизненный и творческий путь. 

Когда учеба закончилась, Мордвинцев позвал Борисову работать в ABCdesign. Как говорит Таня, в студии с уважением относятся к ее иллюстраторским талантам и стараются подбирать проекты, где она может проявить себя не только как дизайнер, но и как иллюстратор.

Таня не очень любит участвовать в конкурсах и премиях, однако есть и исключения. В 2021 году Борисова стала финалисткой конкурса на Болонской детской книжной ярмарке. Впервые на ярмарку она попала в 2018 году, когда поехала туда вместе с коллегами из студии в качестве эксперта по иллюстрации. Решив поучаствовать в будущем, художница дождалась иллюстраций, которые показались ей достойными участия в конкурсе, и отправила их.

Таня отмечает, что теперь стать участником конкурса просто: нужно отправить свои работы в диджитал-формате (раньше их посылали по почте). Куда сложнее — решиться.

«Привет, Москва!» — первая книга за авторством Тани Барисовой. Изначально идея книги, по словам художницы, пришла в голову Мордвинцеву. 

«Я уже довольно давно интересовалась изображением города, ходила на пленэры, переводила натурные зарисовки в графические листы. Думаю, поэтому Дмитрий и предложил мне сделать такую книгу», — говорит Таня. 

Книга была создана к конкурсу новых книжных проектов ABCDbooks. Таня уговорила Мордвинцева дать ей месяц отпуска, после чего занялась придумыванием концепции и рисованием сториборда. В итоге получились четыре разворота и обложка, которые художница подала для участия в конкурсе.

Останавливаться на книге про Москву Таня не хочет. У нее в планах сделать такую же про Петербург — город, который она любит даже больше, чем столицу. Так что «Привет, Москва!» спокойно может превратиться в двухсерийный проект. После этого Таня планирует закончить с городской тематикой и попробовать себя в какой-то новой истории.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
09 Декабря / 2021

Сотрудники Центра «Вверх» — о любимых книгах Оливии Лэнг, Дерека Джармена и Молли Уотсон

alt

Одна из проблем, которой сегодня уделяется недостаточное внимание — это детские дома. При выходе из детского дома или коррекционной школы человек сталкивается со множеством проблем: нет поддержки от общества, не берут на работу. В Центре равных возможностей «Вверх» выпускникам детдомов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помогают. 

Главная проблема для таких ребят — это образование. После выхода из коррекционной школы подростку выдают на руки специальную справку о том, что он освоил программу пяти классов. С ней ему очень сложно получить работу. Поэтому ребята приходят в «Вверх» вечером, после работы. Здесь они осваивают русский язык, математику, литературу и другие школьные предметы —  чтобы в конце концов сдать экзамены и получить полноценное среднее образование.

А еще в «Вверхе» любят интеллектуальный отдых и современную литературу. Например, 18 декабря в Центре пройдет Шахматная Ёлка, на которой с лекцией о романе «12 стульев» выступит один из авторов книги «Венедикт Ерофеев: Посторонний», филолог Михаил Свердлов (а еще, конечно, будут много играть в шахматы). Зарегистрироваться на ивент можно здесь

Мы поговорили с тремя сотрудниками Центра об их любимых книгах, вышедших в нашем издательстве. 

alt
Лена Закирова
Преподавательница математики

Книга: «Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества», Оливия Лэнг

Кажется, что однажды каждому надо найти время на эту книгу. Читать ее в метро, в кафе, на ходу, в путешествиях и незнакомых местах. Так вышло, что я читала ее, когда мне было одиноко и тоскливо, каждый день шел дождь, а я искала силы принять важное решение. 

Эта история о том, как молодая девушка после разрыва переезжает в Нью-Йорк. В большой, чужой и незнакомый город. В попытке переключиться и развеяться она блуждает по галереям и страницам интернета, собирая интересные факты о художниках XX века. Начинает с Хоппера, потом переключается на Уорхола, Соланас, Войнарововича и других, тех, кого называют одиночками. 

Обложка книги Одинокий город Оливии Лэнг

Я ходила по улицам Москвы и встречалась с историей Оливии и тех, кого она выбирает в качестве знакомства и изучения.  «Одинокий город» — встреча одиночеств, присущих каждому человеку. А также  возможность позволить искусству исцелить это одиночество. 

Я давала затем многим прочитать эту книгу. Интересно, что каждый раз, когда мне возвращали ее обратно, я находила в ней то фотографии, то записки, то листья деревьев и обрывки других книг. Будто всем читающим эту книгу, тут же хотелось начать упражняться в искусстве одиночества.

alt
Мария Самаркина
Преподавательница русского языка и литературы

Книга: «Станем ли мы все веганами?», Молли Уотсон

У нас в Центре «Вверх» не так много людей, придерживающихся веганства или вегетарианства. Но за пределами Центра в моём окружении таких людей ещё меньше. Мне кажется, показательно, что те, кто работает с социально уязвимыми людьми, поддерживают и другие гуманные инициативы. 

«Станем ли мы все веганами?» Молли Уотсон тоже показывает, что веганство пересекается с этичным потреблением и заботой об экологии. Книга подходит к веганству с разных сторон, и даже я, которую не надо ни в чём убеждать, смогла найти в ней много нового.

Например, неоднозначность восприятия вегетарианства и веганства в связи с сопутствовавшей им в определенный период истории евгеникой, или ответ на вопрос, почему производство вина или пива может оказаться невеганским. Или, например, неочевидные причины поедания тех или иных продуктов, которые кроются в культурных особенностях и традициях, когда отказ от мяса приравнивается к отказу от идентичности.

Молли Уотсон знаком стереотип о мясе как «мужской» еде. Интересно, а если мужчина не ест мясо, оскорбляют ли его гомофобными или мизогинными выражениями? 

Кстати, визуальная составляющая книги местами даже сильнее текста иллюстрирует, насколько многие индустрии, связанные с животными, жестоки. Увы, порой даже иллюстрации не способны убедить в этом любителей мяса. Иной читатель пожмёт плечами: мол, что тут такого?

Так что пусть «Станем ли мы все веганами?» и читается за вечер, и для кого-то на индивидуальном уровне вопрос о поедании животных продуктов давно решён, искать ответ на него в практическом и глобальном смысле нам ещё придётся долго.

Фотографии: Полина Быконя

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
07 Декабря / 2021

Искатель приключений: жизнь и подвиги Эрнста Юнгера

alt

Эрнст Юнгер — не только талантливый прозаик и знаковая фигура для ХХ века. За 102 года жизни Юнгер успел создать вокруг себя ореол неуязвимости, став, в некоторым смысле, супергероем от мира литературы: здесь и военные подвиги, и опасные ранения, и конфликты с нацистами, и эксперименты с ЛСД. Для исследователя Юнгер представляет интерес в равной степени как литератор и ровесник столетия: его судьба полна драматических поворотов, которым позавидует иной блокбастер. К выходу переиздания его «Сердца искателя приключений» вспоминаем самые главные приключения и детали юнгеровской жизни. 

В 17 лет убежал из дома, чтобы вступить в Иностранный легион

Это произошло в 1913 году, за год начала Первой Мировой. Юный Юнгер, учившийся в закрытой школе в Ганновере, убежал, чтобы присоединиться к Иностранному легиону — французскому войсковому соединению, комплектуемому из иностранацев. В то время Иностранный Легион вел военную кампанию в Марокко. 

Юнгера отправили на подготовку в Алжир, где он собирался добраться до Марокко. Война в то время Юнгера не сильно занимала: он просто хотел попасть в Африку. Однако не вышло: отец будущего писателя, доктор философии Юнгер (кстати, тоже Эрнст) подключил свои обширные связи, чтобы вернуть сбежавшего сына. В итоге Юнгера арестовали и отправили домой по личному распоряжению министра иностранных дел. 

Сборник эссе-скетчей эпохи Веймарской республики, балансирующих на грани фиктивного дневника и политического манифеста.
Сердце искателя приключений
Эрнст Юнгер
Купить

Прошел две мировые войны

На фронт Юнгер все же попал, но уже в 1914 году — он записался добровольцем сразу после того, как узнал о начале Первой мировой войны. Молодой Юнгер досрочно сдал экзамены на аттестат зрелости, поступил в Гейдельбергский университет, а затем был принят в 73-й ганноверский полк. 

Начинал как рядовой, затем прошел офицерские курсы, командовал взводом, потом ротой. Вернулся с Первой мировой Юнгер обладателем высших военных наград — ордена Pour le Mérite (за то, что, будучи раненым в грудь, вывел из окружения свою роту), Рыцарского креста королевского дома Гогенцоллернов (за то, что взял в плен 200 англичан) и Железного креста. 

В 1940 году Юнгер заступил на фронт уже в чине капитана. Правда, особого участия в боевых действиях писатель уже не принимал: он занимал кадровые и тыловые позиции, а также был отправлен на Кавказ, которые тогда занимали немцы, — докладывать о моральном состоянии войск. 

Был ранен 14 раз

В своих произведениях Юнгер отмечает, насколько на войне важен случай. Погибнуть можно по нелепой случайности, от упавшего не в том месте снаряда. Юнгеру, однако, судьба благоволила: он пережил обе мировые войны и умер в возрасте 102 лет. Что, однако, не помешало ему быть раненым 14 раз. 

Первое ранение Юнгер получил в 1915 году, когда ему в бедро угодил осколок французского снаряда. Тогда будущий литератор легко мог умереть от потери крови или инфекции. Однако Юнгеру повезло: его подобрали санитары и донесли до пункта медпомощи.

«Когда скучаешь лежа, ищешь всякие способы развеяться; так, однажды я проводил время, подсчитывая свои ранения. Я установил, что, не считая таких мелочей, как рикошеты и царапины, на меня пришлось в целом четырнадцать попаданий, а именно: пять винтовочных выстрелов, два снарядных осколка, четыре ручных гранаты, одна шрапнельная пуля и два пулевых осколка, входные и выходные отверстия от которых оставили на мне двадцать шрамов. В этой войне, где под обстрелом были скорей пространства, чем отдельные люди, я все же удостоился того, что одиннадцать из этих выстрелов предназначались лично мне». 

Эрнст Юнгер, «В стальных грозах»

Не раз был на волоске от смерти. Но оказался очень живучим

Что, в принципе, неудивительно для человека, не умершего после 14 ранений, одно из которых было в голову, а два других в грудь. Парадоксальным образом иногда ранения даже спасали Юнгеру жизнь. 

Так он пропустил гибель своего взвода под артобстрелом во время битвы при Сомме: накануне Юнгер был ранен и лежал в госпитале.

Похожая история случилась позже, в 1918 году — тогда была уничтожено все подразделение Юнгера, а он сам опять остался жив благодаря ранению и госпитализации. 

Первую книгу издал за свои деньги

В армии Юнгер задержался до 1923 года: когда война кончилась, он продолжал служить в рейхсвере. Выйдя на гражданку, Юнгер женился, завел детей, а сам стал писателем. 

Первой книгой стала «В стальных грозах», где Юнгер описывает свой опыт войны. Издательство, видимо, не желавшее рисковать, напечатало ее за деньги Юнгера, которые тот накопил с жалованья. Впрочем, опасения были напрасны: книга стала бестселлером, а Юнгер в одночасье превратился в одного из главных немецких писателей. 

Впоследствии Юнгер напишет еще много книг. Его творческое наследие включает в себя романы, эссе, дневниковые записи. Последней книгой Юнгера станет пятый том дневников «Семьдесят минуло» — книга выйдет в 1997 году. 

Поначалу сочувствовал нацистам, но вскоре разочаровался в них

Политические взгляды Юнгера были весьма радикальны. С 1927 по 1933 год он открыто выступал за диктатуру и был ярым консерватором. В 1926 году подписал Гитлеру экземпляр своей книги «Огонь и кровь». В то время Юнгер тепло отзывался о будущем фюрере. Был также близко знаком с Геббельсом. 

Однако вскоре Юнгер разочаровался в идеалах НСДАП и Гитлере. Одним из поводов тому послужило сожжение книги на берлинской площади Опенплац в 1933 году. В Гитлере Юнгер видел функционера. 

В 1929 году Юнгер отказался ехать на встречу НСДАП и общаться с Гитлером, сказав, что менее всего хочет появления фотографии, где они жмут друг другу руки. Когда Гитлер окончательно пришел к власти, писатель уехал в сельскую местность и оставил политику.

В окружении Гитлера к Юнгеру относились прохладно. Его независимая позиция бесила высокопоставленных нацистов: Юнгер не был членом партии, даже презирал ее, критиковал верхушку НСДАП и дружил с оппозиционными силами. За Юнгером следило гестапо.

Масла в огонь подлил выход книги «На мраморных утесах», где выведены образы Гитлера и Геббельса — не самые положительные. В фигуре Лесничего, одного из персонажей романа, принято усматривать критику нацистского режима (хотя возможны параллели и с СССР). 

Манифест, посвященный попытке уберечь свободу от политического давления.
Уход в Лес
Эрнст Юнгер
Купить

Был любимым писателем Гитлера

Независимость Юнгера могла бы сыграть с ним злую шутку — и не помогла бы даже писательская слава. Однако есть одно обстоятельство: за писателя вступался лично Адольф Гитлер, который уважал Юнгера как литератора и солдата. 

Гитлер Юнгера настолько ценил, что когда в 1944 году на фюрера предприняли покушение — а среди его участников был начальник Юнгера — писателю все сошло с рук. Юнгер был в курсе готовящейся операции «Валькирия», но участвовать в ней не стал, поскольку считал, что покушения бесполезны и не приведут к решительным переменам в обществе. 

После провалившейся попытки убийства Гитлера к Юнгеру, разумеется, возникли вопросы. Однако сам Гитлер, ознакомившись со всеми обстоятельствами, сказал: «Оставьте Юнгера в покое». В итоге писатель был всего лишь уволен из армии. 

Пережил своих сыновей

Презрение к Гитлеру передалось старшему сыну Юнгера — семнадцатилетнему Эрнсту. Он попал в штрафную роту, после того как сказал, что мир достижим, только если повесить Гитлера. Вскоре он погиб в боях за Италию. 

Младшего сына Александра Юнгер похоронил в 1993 году — тот умер в возрасте 59 лет. Писатель пережил его на пять лет и сам умер в 1998 году. 

Дневники немецкого писателя и мыслителя, охватывающие период жизни с 1971 по 1980 годы. 
Семьдесят минуло. 1971–1980
Эрнст Юнгер
Купить

Изучал галлюциногены и насекомых

В 1947 году Юнгер подружился с Альбертом Хоффманом — изобретателем ЛСД. Писатель к тому моменту уже увлекался изучением галлюциногенов и наркотиков, а Хоффман был поклонником его литературного таланта. 

Вместе они стали обмениваться опытом измененного сознания, литературой о наркотических веществах. Юнгер сначала не оценил ЛСД, отдав предпочтение мескалину. Однако позже он пересмотрел свое мнение. 

А вот с природой у Юнгера тесные отношения складывались на протяжение всей жизни. В 1911 году он вместе с братом Фридрихом Георгом вступил в юношеское движение Wandervogel («Перелетные птицы»), напоминавшее скаутов. В зрелом возрасте писатель увлекался коллекционированием жуков — его коллекция насекомых была огромна.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
03 Декабря / 2021

К открытию «ГЭС-2»: что купить в новом Доме культуры

alt

Фонд V-A-C 4 декабря открывает на Болотной набережной Дом культуры «ГЭС-2» — место, в котором, как обещают создатели, будет упразднена любая иерархия, а художественные дисциплины будут соприкасаться и перетекать друг в друга. Пространство будет включать в себя галереи, корпус для художественных резиденций, актовый зал-трансформер, кафе, библиотеку — а еще, конечно же, книжный магазин. 

Он будет расположен сразу на двух площадках: первая воплотит концепцию классического книжного, а вторая будет представлять из себя музейный магазин с сувенирами, каталогами и другой продукцией к выставкам. А еще на обеих площадках можно будет купить книги нашего издательства. Выбрали пять книг на любой вкус, которые вы сможете найти в новом арт-пространстве. 

Нон-фикшн

Сборник коротких текстов о жизни и искусстве на фоне тревожных событий минувшего десятилетия.
Непредсказуемая погода. Искусство в чрезвычайной ситуации
Оливия Лэнг
Купить

Англичанка Оливия Лэнг и ее авторский сборник текстов, написанных в 2010-х. Лэнг выступает медиумом, связующим читателя с творчеством избранных ей художников: в сборник вошли ее колонки об искусстве, рецензии (в том числе на выставки), статьи об артистах и даже признания им в любви. 

Художественная литература

Английская The Times поместила роман в число пяти самых значимых художественных произведений о Второй мировой войне.
Благоволительницы
Джонатан Литтелл
Купить

Один из главных романов двадцать первого столетия — написанная Джонатаном Литтеллом история эсэсовца-гея, постепенно теряющего связь с реальностью из-за зверств военного времени. Монументальный роман, исследующий тонкую грань между человечностью и безумием, культурой и варварством, благом и разрушением. 

Об искусстве и арт-пространствах 

Радикальное переосмысление организации взаимодействия культурных институций с публикой.
Партиципаторный музей
Нина Саймон
Купить

Книга, которая, кажется, не могла не появиться в Доме культуры «ГЭС-2»: «Партиципаторный музей» переосмысляет само понятие и значение публичных учреждений культуры — музеев, библиотек, научно-просветительских центров. Автор книги Нина Саймон — известный специалист в области организации взаимодействия музеев с публикой.

Для самых маленьких

Увлекательное путешествие по главным мировым достопримечательностям от лица голубя.
Архитектура глазами голубя
Крап Ли Пернохвост, Роз Блейк, Нацко Секи
Купить

Голубь по имени Крап рассказывает о главных мировых достопримечательностях архитектуры. И его рассказ, разумеется, сопровождается красочными иллюстрациями. 

Эссе 

Манифест, посвященный попытке уберечь свободу от политического давления.
Уход в Лес
Эрнст Юнгер
Купить

Поэтический и афористический манифест Эрнста Юнгера — о человеке, находящимся перед лицом катастрофы. Хоть мыслителю-одиночке и будет сложно противостоять силе вездесущего государства, лес защитит мятежника от тирании. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
02 Декабря / 2021

Картограф истории культуры: филолог Юлия Пасько о Флориане Иллиесе

alt

4 декабря на книжной ярмарке non/fictio№23 пройдет первая встреча российских читателей с Флорианом Иллиесом — автором книг «1913. Лето целого века», «1913. Что я на самом деле хотел сказать» и «А только что небо было голубое». Писатель подключится онлайн, а посетители ярмарки смогут задать ему свои вопросы. Организует встречу Goethe-Institut Moskau. Также при поддержке Гёте-Института мы презентуем статью филолога-германиста и доцента НИУ ВШЭ Юлии Пасько, посвященную Иллиесу, — о том, как он документирует события столетней давности, при чем тут ирония и в чем заключается секрет его творческого метода.

«Вот только что небо было еще голубое. А теперь появились тучи, они прилетели издалека. На горизонте их первые предвестники, потом они приближаются, их становится больше, они уже у нас над головами. Одно облако зависает. Не двигается с места. Люди смотрят наверх. Сначала с любопытством, потом растерянно. Сначала облако было белым. А теперь становится серым. И не двигается. Собирается всё больше народу, они смотрят вверх, на подозрительно неподвижное облако».

Но постепенно тучи рассеялись, неподвижное облако ушло, и мы видим перед собой сборник текстов «А только что небо было голубое», посвященных людям, картинам, книгам, — сплошь объяснения в любви, как пишет сам автор в предисловии, и нам кажется очень важным сказать об этом в самом начале нашего рассказа. Именно любовь определяет оптику автора, формирует его сначала как наблюдателя — «включенного наблюдателя» (как он сам охарактеризовал Ганса Магнуса Энценсбергера), потом как рассказчика, а затем настраивает и наш читательский взгляд. И вот мы уже рядом с Флорианом Иллиесом, смотрим вместе с ним на его карту созвездий, любуясь светом, возможно, путеводных для него звезд, среди которых Каспар Давид Фридрих и Энди Уорхол, Людвиг Бёрне и Готфрид Бенн, Георг Базелиц и Адольф Менцель.

Сборник главных текстов немецкого искусствоведа Флориана Иллиеса об искусстве и литературе, написанных в период с 1997 по 2017 год.
А только что небо было голубое. Тексты об искусстве
Флориан Иллиес
Купить

Люди — как созвездия, и вместе они образуют небосвод Флориана Иллиеса, — такая интерпретация навеяна не только названием сборника, но и тем, как Иллиес строит повествование, на каком языке он говорит с читателем. Одной из основных особенностей этого языка является его метафоричность, которая эхом вторит самому названию книги: в самом начале мы знакомимся с великим искусствоведом Юлиусом Мейером-Грефе — и сразу же встречаем яркий образ мыслителя, который в своих изысканиях словно летит через вселенную в ракете, «вокруг него все звезды и планеты, а он только и делает, что составляет из них разные комбинации».

Взгляд и небо, взгляд в небо — это те лейтмотивы, которые выстраивают систему планет и созвездий под обложкой этой книги, образуют вертикаль пространства, в которое мы попадаем, открыв ее.

Эта вертикаль может воплотиться в спуске по лестнице в доме Мартина Вальзера или в погружении в свой внутренний мир у Георга Базелица, а может и напомнить о себе взглядом в небо — не метафорическим, а самым настоящим, как в эссе «“Каза Бальди”. Место, в котором немецкое искусство XIX века обрело новую жизнь» и «Первые небоскребы. Почему лучшие художники XIX века больше всего любили смотреть на небо». Именно в нем Иллиес говорит о феномене «чуда разглядывания облаков»: «…они для нас подобны зеркалу. Они были зеркалом для Фридриха, для Даля, для Блехена, для Констебла и для Коро. И для нас тоже, когда мы сегодня смотрим на их облака. Облачные картины ускорили развитие искусства. И они дарят нам момент абсолютной вневременности». 

Однако Иллиес не только смотрит вместе с нами в небо, на облака или звезды, — он направляет наш читательский взгляд; его можно сравнить с фотографом, меняющим объективы и позволяющим нам с разных расстояний посмотреть на время, художников, картины и книги. Кажется, Иллиес следует принципам немецкого историка искусства Макса Фридлендера: он «будто надевает на свою камеру всё новые и новые объективы» в зависимости от того, хочет ли он показать предмет «с микроскопической точностью» или делает метафорический снимок, на котором обязательно должны быть «видны облака и закругление поверхности Земли». Поэтому зачастую мы видим и крупный план художника или писателя, и время, в которое он жил, а иногда будто заглядываем через плечо рассказчику, рассматривая ландшафты, скрытые в тумане, как на картине Фридриха «Странник над морем тумана».

Смена объективов в фотоаппарате рассказчика удается Иллиесу зачастую благодаря метонимичности его стиля; иногда достаточно краткой зарисовки одного февральского дня 1828 года, чтобы почувствовать пульс всего XIX века: буквально в нескольких предложениях перед нами одновременно появляются Каспар Давид Фридрих, пишущий «Еловую чащу в снегу», Франц Шуберт, «только что закончивший свой песенный цикл „Зимний путь“», и Людвиг Бёрне, едущий в почтовой карете в Веймар. «В нем идет внутренняя борьба, пока карета медленно катит под гору в долину реки Ильм. Там, в небольшой местной столице, в доме на площади Фрауэнплац готовят обед. Но Людвиг Бёрне не выходит, когда карета делает остановку в Веймаре, он едет дальше, в Берлин, „чужим вошел, чужим и выйду“, словно alter ego эмоционально истощенного зимнего путешественника у Шуберта».

Подобная смена объективов, которая позволяет то приблизить, то отдалить рассматриваемый предмет, создает ощущение, что Иллиес рассказывает о прошлом, словно оно существует здесь и сейчас, в настоящем, протягивая ниточки из одного измерения времени в другое, приближая его почти на расстояние вытянутой руки, но даже на таком расстоянии детали не заслоняют перспективу: за ними всегда можно разглядеть горизонт эпохи. Ко всему прочему, энциклопедичность познаний и легкость пера делают автора замечательным популяризатором и просветителем; он способен увлечь читателя в настоящее путешествие во времени и будто бы говорит нам: «У меня есть интересная картина, и я хочу ее вам наконец-таки показать».

При этом, рассказывая о картине, Иллиес создает вокруг нее сюжет, сродни литературному произведению, а рассказывая о человеке или тексте, рисует картину, благодаря чему все сюжеты очень пластичны и сразу же врезаются в память. Это неудивительно, если вспомнить, что у Флориана Иллиеса, с множеством его проектов и разнообразной деятельностью (от основания собственного журнала Monopol до партнерства с аукционным домом Villa Grisebach и должности управляющего директора в Rowohlt Verlag), по сути, две профессии: историк искусства и журналист.

Размышляя об Иллиесе и его сборнике эссе, хотелось бы отметить еще одну очень важную деталь. Рассказы о других — непростой и опасный жанр. Его опасность заключается в том, что подобного рода рассказы являются своеобразными зеркалами, в которых мы видим не только героев тех или иных сюжетов, но и самого рассказчика.

В текстах «небесного» сборника разбросаны ключи-коды, которые позволяют открыть двери во вселенные художников, поэтов, писателей, искусствоведов, но в то же время они приоткрывают и вселенную самого автора.

Это глубоко личные тексты, позволяющие заглянуть еще и в его мастерскую. Мы уже говорили в начале о том, что главный ключ к своим текстам Иллиес дает уже во введении: каждый текст — объяснение в любви. И это не просто слова. Он действительно любит тех, о ком пишет, а «любовь делает человека особенно проницательным», как сказано в эссе о Георге Базелице. Точность его эссе и зарисовок — это «точность, вырастающая из страсти. Высшие горизонты познания, полученные из глубинных чувств». Эта характеристика работ Юлиуса Мейера-Грефе справедлива и для текстов Иллиеса: он так же «вдыхает искусство, чтобы потом выдохнуть его в виде текста», а вместе с искусством — литературу и историю культуры.

Любовь делает Иллиеса человечным: в эпоху высоких технологий, когда мы читаем о всё более совершенных роботах или всё чаще размышляем об экологической этике, когда мы снова, как и сто лет назад, не поспеваем за научными открытиями, Иллиес показывает нам художников (в значении немецкого слова «Künstler», то есть человек, живущий искусством и ради искусства) со всеми их человеческими несовершенствами, радостями, трагедиями, но затем через человеческое проступает и творческое, через человеческое становится виден гений, как в эссе о Готфриде Бенне или Георге Тракле. И человек не падает, если немного перефразировать самого Бенна, он может вознестись ввысь — вероятно, в той самой ракете, которую мы уже упоминали. 

В сборнике эссе есть отдельная глава, посвященная 1913 году, что неудивительно: 1913 год Флориана Иллиеса интересует уже давно как самый завораживающий год двадцатого столетия. «Как лихо закручен этот год!» — восклицает автор, и с ним сложно не согласиться, вспомнив, что как раз в этом году написана первая версия «Черного квадрата» Малевича, Брак и Пикассо продолжают свои эксперименты с кубизмом, а Марсель Пруст публикует свой роман «По направлению к Свану». Именно книга «1913. Лето целого века» стала несколько лет назад настоящим бестселлером, тизером целого века, как писала Süddeutsche Zeitung.

Хроника последнего мирного года накануне Первой мировой войны, в который произошло множество событий, ставших знаковыми для культуры ХХ века.
1913. Лето целого века
Флориан Иллиес
Купить

Несмотря на то что книга уносит нас на сто лет назад, она — примета современности: «Уже фирменным знаком нашего времени стало то, что мы пытаемся подходить к истории через некий срез. И что коллаж и мозаика кажутся нам релевантным методом рассказывать об одновременных явлениях без иерархии, на основе сетевого подхода. Начало было задано книгой Ганса Ульриха Гумбрехта „1926“, за ней последовали выставки „1914“ в Мадриде и „1912“ в Марбахе. Изучение 1913 года — тоже продукт именно нашего времени. С помощью нового подхода мы можем заново расшифровать старые картины и старые цепочки ассоциаций».

Книги «1913. Лето целого века» и «1913. Что я хотел сказать на самом деле» действительно представляют собой мозаики из дней, событий, личностей, их мыслей и чувств, в которых отдельные фрагменты складываются в единое целое, и перед читателем уже не только 1913 год, но и весь ХХ век. Здесь вспоминается эпизод из студенческой жизни Льва Гумилева, описанный в биографии Сергея Белякова «Гумилев, сын Гумилева»: любимым занятием Льва Николаевича в студенческие годы было сесть за последнюю парту в аудитории вместе со своими друзьями-однокурсниками, выбрать год и вспоминать, что тогда происходило в разных уголках земного шара.

В продолжении международного бестселлера «тизер ХХ века», как сформулировала в свое время пресса, разворачивается в масштабную диораму.
1913. Что я на самом деле хотел сказать
Флориан Иллиес
Купить

Чем не историческая мозаика, не коллаж событий? В этом смысле Флориана Иллиеса можно считать картографом истории культуры, и если, говоря о сборнике «А только что небо было голубое», мы сравнивали чтение этой книги со взглядом в небо, то, рассматривая под лупой 1913 год, мы оказываемся вместе с автором на воздушном шаре или в аэроплане, летя от одного месяца к другому, а тема полета, как говорит Флориан Иллиес в беседе с Уте Вельти, — одна из самых важных тем в этом году. Мы переживаем смену времен года в калейдоскопе лиц и дней, перед нами практически Kalendergeschichten, календарные истории на каждый день года, исторические открытки, собранные под одной обложкой, похожие на телеграммы из прошлого.

Эти «телеграммы» очень лаконичны — как, собственно, им и полагается: короткие предложения, почти всегда в настоящем времени, что создает эффект присутствия в том самом моменте, о котором ведется повествование. Мы снова чувствуем метонимичность стиля автора, которая здесь еще явственнее соединяется с человеческим и повседневным: мы видим, как садятся в поезд Оскар Кокошка и Альма Малер, как Франц Кафка занимается прополкой сорняков. Вспоминается чеховское: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Мы не перестаем удивляться, как причудливо пересекаются пути тех, кто теперь для нас олицетворяет прошлое столетие: Роза Люксембург, например, могла первой слышать «Весну священную» Игоря Стравинского, поскольку гуляла недалеко от того дома в Кларане, где он отдыхал летом.

Не менее удивительно и другое «судьбы скрещенье», благодаря которому «встретились» Генрих Гейне и Вацлав Нижинский: «Каким бы абсурдным это ни казалось, но для скульптуры широкоплечего немецкого поэта XIX века скульптору Георгу Кольбе позировал сбежавший от Дягилева фавн, субтильный танцор Вацлав Нижинский. Он как раз зашел в мастерскую Кольбе в Париже, когда тот получил заказ на памятник во Франкфурте. Поэтому памятник Гейне являет нам нежного, но атлетичного юношу, который танцует над полулежащей обнаженной женщиной, балансируя на кончиках пальцев. Кольбе сказал, ко всеобщему удивлению, что хотел выразить своей работой грацию стихов Гейне, не больше и не меньше».

Видно, что Иллиес ироничен и немного насмешлив, он нередко прибегает к игре слов, каламбурам, но можно ли считать его насмешку проявлением некоего высокомерия? Ни в коем случае. Это юмор человека, который любит и то, что он делает, и — повторимся — тех людей, о которых он пишет, и своих читателей.

Ирония и юмор становятся опять-таки длиннофокусными объективами, которые использует Иллиес, снова настраивая нашу оптику восприятия на такой близкий и такой далекий 1913 год.

Одновременно с этим по текстам разбросаны маячки, не позволяющие нам забыть о времени, в котором мы находимся, о том, из какого века мы прилетели на воздушном шаре, поэтому мы видим цитату из песни Ника Кейва, отсылки к высказываниям Ангелы Меркель или «дизельному скандалу». И благодаря таким маячкам мы ощущаем связь времен: на какое-то мгновение граница между прошлым, в котором мы никогда не присутствовали физически, и настоящим исчезает, и очень явственно ощущается, как всё рифмуется со всем. 

«1913 год неразрывно связывает XIX век с XX веком. И нет ничего удивительного в том, что 29 апреля 1913 года Гидеон Сундбек получает патент на застежку-молнию. Две полоски ткани с маленькими зубцами по краю и с бегунком, соединяющим зубцы. Курт Тухольский констатирует: “Никто не понимает, как работает молния, но она работает”.»

Книги Флориана Иллиеса, наверное, можно тоже считать застежкой-молнией, связывающей прошлое и настоящее. Перелистывая последние страницы, задумываешься вот о чем: зачем нам сегодня такие тексты? Ведь мы живем в эпоху доступности любого знания, находящегося от нас на расстоянии буквально одного клика. Что в них ценного? А ценно то, что мы уже неоднократно упоминали в рассказе об авторе: оптика текста, взгляд рассказчика, его интонация, благодаря которой сухие факты оживают, наполняются дыханием и словно движутся навстречу нам. Флориан Иллиес ставит очень точный диагноз современности, начиная с него эссе о Жан Поле: наше время стало заложником «невротического цикла булимии», когда «безудержное глотание и выплевывание искусства, литературы и репутаций стало главной метафорой культуры». Именно в такое время важно иногда останавливаться, смотреть в небо, на путеводные звезды, чтобы в итоге «посмотреть на себя, смотрящих».

Юлия Пасько, филолог-германист, доцент НИУ ВШЭ, преподаватель и один из разработчиков магистерской программы «Germanica: история и современность», автор работ об Эльфриде Елинек, Улле Хан, Марине Цветаевой и Борисе Пастернаке. С 2012 года руководит Клубом любителей немецкого языка gut geD-A-CHt! и активно занимается популяризацией немецкого языка и немецкоязычной культуры, в частности в рамках проекта «Stichpunkt Kultur», который является совместным начинанием клуба gut geD-A-CHt!, отдела культуры Посольства Германии в Москве, РГБ и Библиотеки им. Н. А. Некрасова.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!