... моя полка Подпишитесь
05 Августа / 2021

«Книжное дело всегда по любви»: разговор с петербургским магазином Музея «Гараж»

alt

В рамках нашей рубрики «Книготорговцы» мы уже задавали вопросы книжному магазину музея «Гараж» в Москве — теперь пришел черед петербургского филиала. 

Петербургский магазин «Гаража» сохранил минимализм московского и приобрел собственные неповторимые черты — например, яркие желтые кресла, в которых с книгой можно переждать дождь за окном или сделать стильное фото в инстаграм (большое зеркало для фото тоже есть!). Имеются здесь книжные стеллажи до потолка — не только со знаменитыми книгами из совместной издательской программы Ad Marginem и музея «Гараж», но и с уникальной подборкой зарубежных альбомов по искусству, архитектуре и фотографии.

Все эти книги попадают на полки петербургского магазина «Гаража» не без помощи управляющей магазина Екатерины Александровой. Она и ответила на наши вопросы в новом выпуске «Книготорговцев».

alt
Екатерина Александрова
Управляющая книжного магазина музея «Гараж» в Петербурге

— Как вы стали работать в книжном магазине?

Мое попадание в мир книжных можно назвать немного поэтичным. С детства я очень много читала, любила книги и рано поняла, что мне очень интересна зарубежная литература, поэтому поступила на лингвистику, а после нее на издательское дело, планируя стать редактором переводной литературы. Но на рынке переводчиков начался безумный демпинг, а хотелось в большой книжный мир, где меня никто не ждал, поэтому я решила попасть в него самостоятельно.

Так началась моя безумная авантюра по преображению букинистического магазина, которую поддержали его владельцы (не без переговоров), а также мои друзья и родные. Магазин пришлось отмыть, перекрасить и пересобрать заново, и на следующие полтора года он стал одним из самых молодежных магазинов старой книги.

Тогда я поняла, что для меня книжный магазин — не «третье место», а «первое», а также что мне нравится работать с пространством и книгами, и что это одна из моих сильных сторон. После мне удалось перезапустить книжный магазин в частной галерее, а сейчас я рада заниматься развитием одного из лучших музейных книжных магазинов страны. 

Опишите своего постоянного посетителя. 

Наш постоянный посетитель — это человек определенных интересов. В первую очередь — это искусство, но также и культура в целом. Наш магазин имеет свою специализацию, и мы ее придерживаемся, за что нас и любят наши постояльцы.

— Какая книга Ad Marginem — самая популярная в книжном магазине петербургского «Гаража»?

Боюсь, что, также как и у коллег в Москве, самой популярной книгой Ad Marginem можно назвать «Одинокий город» Оливии Лэнг. Думаю, что это можно связать с жизнью в большом городе, поиском ответов и большим откликом на жанр автофикшена, который стал очень популярным в нашей стране за последние годы. Кажется, мир наконец-то приходит к пониманию, что все на свете начинается с личного отношения. 

Также среди бестселлеров можно назвать издания Сьюзан Сонтаг, особенно ее дневники, которые не прекращают спрашивать и сегодня, когда тираж первого тома исчез с полок книжных несколько лет назад. 

— Ваши любимые книжные места в России и мире?

Не могу сказать, что у меня есть любимые книжные места. Каждый из магазинов люблю по-своему, с каждым свои воспоминания и своя история знакомства. Хотя, пусть и немного сентиментально, но любимым книжным был мой букинистический магазин, который стал мне домом в большом незнакомом городе в самое нужное для этого время. Это моя большая история любви. 

— Забавные истории или курьезные случаи из работы?

Однажды в разговоре с коллегами, когда мы обсуждали дизайн книг, типографику, опыт иностранных коллег и проблемы издания в России в целом, я своевременно пошутила, что в книге «Искусство издателя» Роберто Каллассо точно стоило сделать поля, мне до сих пор припоминают эту шутку, но это было очень-очень любя!

— Какое будущее у книготорговли?

Будущее однозначно не будет безоблачным. Книжные магазины будут всегда, но они не оторваны от общего контекста, и на них работу, к сожалению, также влияют события и решения, которые они не всегда могут контролировать. 

Книжное дело всегда было по любви, от того и его беды, что часто коммерческая составляющая задвигается на второй план. Считается, что о ней нехорошо говорить, ведь мы же делаем благое дело,  из-за нее же книжные магазины не признают культурными учреждениями, как библиотеки,  поэтому мы не дополучаем необходимую нам поддержку.  Книготорговцам нужно научиться говорить о проблемах открыто, а не только внутри своего закрытого комьюнити, и также не боятся просить помощь как коллег, так и покупателей. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на нашу рассылку!

Мы рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами

Или заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!