... моя полка Подпишитесь

01 Марта / 2022

Предисловие Кирилла Чепурина к «Minima Moralia» Теодора Адорно

alt

Дорогие друзья, уже почти 30 лет мы издаем книги, сотрудничая с издательствами по всему миру, переводя тексты на русский язык и представляя русскую литературу за рубежом. Мы верим, что в темные времена интеллектуальный обмен и культурная коммуникация особенно необходимы и должны продолжаться. Мы верим, что слова, литература, книги — то немногое, что способно сегодня объединить нас. Мы продолжим рассказывать о наших проектах, которые считаем сейчас особенно важными.

Сегодня мы хотим рассказать о книге Теодора Адорно «Minima Moralia. Размышления из поврежденной жизни», над которой мы работали семь лет. Публикуем предисловие научного редактора Кирилла Чепурина.

Minima moralia (Малая этика) Теодора Адорно — книга, которая смещает привычную оптику взгляда и мысли. Фрагментарность этой книги программна. Опубликованная в 1951 году и составленная из заметок и афоризмов, написанных большей частью в эмиграции в США во время и непосредственно после Второй мировой войны, Minima moralia самой своей формой будто осуществляет деконструкцию «тотального государства» и «тотальности» современной массовой культуры, ставшей индустрией. В то же время эта книга представляет собой нечто большее, чем собрание проницательных критических фрагментов о литературе, культуре и философии. Несводима она и к уже ставшему общим местом «критической теории» сочетанию критики тоталитаризма и капитализма — сочетанию, проистекающему у Адорно из критики буржуазной культуры (начиная с эпохи Просвещения) и одновременно пронизанному чувством утраты и явной ностальгией по высоким образцам этой культуры. Minima moralia — это одна из редких книг, которая учит тому, чтобы не принадлежать целиком миру как он есть.

Культовый трактат немецкого философа, представителя Франкфуртской школы.
Minima Moralia. Размышления из поврежденной жизни
Теодор Адорно
Готовится к изданию

Тем самым это не только «книга-сирена» (по выражению Роберто Калассо), увлекающая читателя необычностью и глубиной философского анализа, это еще и книга-отказ, говорящая нет невыносимой негативности мира, а также книга-утопия, обнажающая зазор, через который просвечивает свобода от требований мира. Несмотря на ее фрагментарность и открытость нелинейному чтению, Minima moralia нужно хотя бы раз прочитать от начала до конца. Только внимательное следование композиции книги позволяет понять, почему Адорно заканчивает ее не просто более абстрактными философскими фрагментами, а указанием на избавление (Erlösung) как точку, где замыкается диалектический круг философской мысли, но и где истинная философия важным образом начинается:

«Единственной философией, за которую перед лицом отчаяния можно нести ответственность, была бы попытка рассматривать все вещи так, какими они представлялись бы с позиции избавления».

Мотив избавления не только сближает мысль Адорно с мыслью его друзей и соратников Вальтера Беньямина и Гершома Шолема. Избавление указывает на тот утопический зазор, ту утопическую дистанцию мысли по отношению к миру, которая служит истоком и пределом негативности самой мысли, того, что Адорно назвал «негативной диалектикой», или диалектикой, предпочитающей синтезу свободу от синтеза, свободу от вписывания единичного в тотальность всеобщего. В гегельянской традиции, которой следует Адорно, мысль негативна, поскольку мыслить — значит отрицать наличное положение вещей и выходить за его пределы. Только в таком отрицании рождаются постижение и свобода. Постепенно, фрагмент за фрагментом, Адорно в Minima moralia показывает, как мысль рождается из мира и в неразрывной связи с миром, но, будучи негативной по отношению к миру, никогда не принадлежит ему целиком. Этот зазор мысли позволяет обнажить раны мира и деабсолютизировать тотальность притязаний, которые мир предъявляет человеку. Адорно сам словно бы обитает в этом зазоре, в своего рода не-месте (одно из значений слова «утопия») между нацистской Германией, которую он покинул, и капиталистической Америкой, которую он не смог принять. Это придает тексту Minima moralia, написанному из не-места по отношению к миру, особую утопическую напряженность.

Адорно — марксист, пусть и не целиком ортодоксальный, и оптика избавления — это материалистическая оптика, но особого толка. Это, можно сказать, непроизводственная оптика, направленная против продуктивности и освобождающая вещи от императива производства, от вписанности в какую бы то ни было индустрию. Оптика избавления оставляет как единичного человека, так и единичные вещи в их свободе, без стремления их ассимилировать, овладеть ими, заставить их работать. В то же время именно потому, что Адорно — марксист, эта негативная утопическая оптика рождается у него изнутрибесконечной негативности ХХ века, одновременно как отражение этой негативности и как протест против нее.

Оптика избавления утопична или атопична, поскольку она не принадлежит миру, но это никоим образом не оптимизм. В ее основе — фундаментальный антагонизм. Это и антагонизм по отношению к миру беспрерывного труда, труда как самоцели, которому Адорно противопоставляет блаженство воскресного дня, блаженство Бога в седьмой день творения. И антагонизм по отношению к просвещенческому требованию серьезности и зрелости, за которым скрывается взгляд на мир в терминах производительности и полезности, а также буржуазное презрение к тому, что бесполезно и что не работает, — к детским забавам, к игре. Поэтому блаженство воскресного дня совпадает у Адорно с блаженством ребенка, который, «играя вещами, лишает их опосредованной полезности», и с романтическим блаженством того, чтобы «лежать на воде и мирно глядеть на небо», которое Адорно провозглашает как предел диалектического движения в одном из ключевых теоретических фрагментов Minima moralia, носящем название Sur l’eau (На воде).

Современный мир, указывает Адорно, основывается на исключении всего, что объявляется ленивым, непродуктивным, стоящим на месте, а не движущимся вперед, в направлении всё большего господства над реальностью и всё большего развития производительных сил. Современный мир — мир, который по-прежнему с нами, — видит идеал в непрерывной деятельности, в бесконечном саморазвитии и круглосуточной гонке продуктивности, в постоянном труде ради якобы благой, неотчужденной жизни в будущем, которое так никогда и не наступает. Вместо этого человечество погружается всё глубже в негативность поистине планетарного масштаба. «Возможно, — пишет Адорно, утверждая утопию непроизводительности и непродуктивности как единственное избавление от этого мира, — истинное общество пресытится развитием и, имея на то свободу, оставит возможности неиспользованными, вместо того чтобы под безумным принуждением бросаться на штурм чуждых звезд» (курсив мой. — К. Ч.). Разве не этот штурм мы видим сегодня в космической гонке? И разве не пронизан мир позднего капитализма невротическим страхом перед упущенными или неиспользованными возможностями, страхом, из-за которого человек вновь и вновь попадает под власть императивов этого мира вместо того, чтобы сказать им «нет»? По-детски минимальная свобода от этого страха и блаженство такой свободы — в этом и состоит «малость» «малой этики» Адорно. Этой малости взгляда и мысли, тому, чтобы уметь стать бесполезным и увидеть несвободу мира полезности (пожалуй, одна из самых трудных задач для современного субъекта), и учит книга Адорно. Только с этой утопической точки, или изнутри этого утопического зазора, и может начаться философия, несводимая лишь к оправданию мира как он есть.

Кирилл Чепурин

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
22 Февраля / 2022

Ленинград, Кёльн, Нью-Йорк: что нужно знать о Борисе Гройсе

alt

К выходу «Введения в антифилософию» и «Граждан космоса» воскрешаем в памяти творческий путь Бориса Гройса — куратора, художественного критика, философа и просто человека многих талантов. 

Борис Гройс родился в Восточном Берлине вскоре после окончания Второй мировой войны — в 1947 году. Его отцом был Ефим Гройс — кандидат технических наук и советский инженер-электротехник. 

Высшее образование Гройс получал в СССР: с 1965 по 1971 год будущий философ учился на отделении математической логики матмеха Ленинградского университета. После окончания ЛГУ Гройс работал научным сотрудником в ленинградских НИИ, а затем перебрался в Москву, где вскоре устроился работать на кафедре структурной и прикладной лингвистики МГУ. 

В конце семидесятых Гройс начинает заниматься искусством: участвует в семинарах, печатается в самиздат-журналах «Часы» и «Обводный канал». Материалы, выпущенные Гройсом в то время, собраны в книге «Ранние тексты: 1976-1990». Туда же вошли тексты, которые философ публиковал в «тамиздате». 

Собрание эссе выдающегося искусствоведа о философии, культуре и искусстве.
Ранние тексты: 1976-1990
Борис Гройс
Купить

В 1980 году Гройс вошел в состав редколлегии журнала «37», но пробыл на этой должности недолго — годом позже он уехал в ФРГ. Обосновавшись в Кельне, он стал одним из основателей религиозно-философского журнала «Беседа», получал стипендии, занимался научной и культурологической деятельностью. 

Степень доктора философии Гройс получил в 1992 году в Вестфальском университете имени Вильгельма (Мюнстер). Там же он преподавал теорию русской культуры с 1988 по 1994 годы. В девяностых Гройс успел также побыть профессором в Университете Южной Калифорнии (факультеты славистики и истории искусства, США), Высшей школе дизайна в Карлсруэ (Германия).  

В 2001 году он стал заместителем ректора Венской академии художеств, а в 2011 году — профессором кафедры славистики Нью-Йоркского университета. Сегодня Гройс живет в Нью-Йорке. 

Философские эссе о Мартине Хайдеггере, Эрнсте Юнгере, Александре Кожеве и др.
Введение в антифилософию
Борис Гройс
Купить

В данный момент в нашем издательстве выходят сразу две книги философа. В «Введении в антифилософию» Гройс разбирает выведенную им традицию антифилософии, которая объединяет таких разных авторов, как Фридрих Ницше, Вальтер Беньямин, Эрнст Юнгер и Серен Кьеркегор. 

Сборник текстов, посвященных творчеству Видокле и русскому космизму в контексте современной философии и искусства.
Граждане космоса. Русский космизм в фильмах Антона Видокле
Борис Гройс, Антон Видокле, Кирилл Светляков, Анастасия Гачева
Купить

В «Гражданах космоса» Гройс — лишь одни из нескольких авторов наряду с Антоном Видокле, Кириллом Светляковым и Анастасией Гачевой. Сама книга подготовлена к одноименной выставке Видокле (о которой мы писали, например, здесь) и состоит из текстов, посвященных творчеству художника. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
20 Февраля / 2022

Лэнс Эсплунд — об умении видеть искусство

alt

Знакомя читателей с опытом наблюдения за произведениями искусства, художественный критик Лэнс Эсплунд делает акцент на зрительских впечатлениях и эмоциях. Его книга «Искусство видеть» не является справочником по искусству в широком смысле слова или классическим сборником эссе. Что же из себя представляет книга, Эсплунд рассказывает в предисловии к ней — а мы делимся отрывком из этого предисловия. 

«Искусство видеть» никоим образом нельзя считать энциклопедической, дающей ответ на все вопросы книгой (таких просто не бывает). Я написал о том, что для меня истинно, о том, что я выяснил, рассматривая картины всю свою жизнь; о том, во что верю. Эта книга скорее увлекательное введение в предмет, чем исчерпывающий текст о современном и новейшем искусстве, — некоторые идеи вы можете опробовать, взять на вооружение и бе- жать дальше. Книга такого размера и охвата не может и рассчиты- вать на то, чтобы учесть абсолютно всё. (Множество художников, направлений, философий, жанров и «измов» в книгу не вошло.) Я хочу сделать акцент на том, чтобы научить вас основам искусства и дать вам инструменты, которые позволят смотреть и думать за себя, помогут понять, что влечет вас самих. Когда вы нащупаете свои собственные точки опоры в искусстве, вы начнете доверять себе и своему опыту. Моя цель — помочь вам научиться верить своим глазам, сердцу и интуиции и чувствовать себя уверенно, самостоятельно интерпретируя произведения искусства, то есть помочь вам начать мыслить как художник.

Опыт знакомства с искусством модернизма и постмодернизма.
Искусство видеть
Лэнс Эсплунд
Купить

Это не искусствоведческая книга и не книга про арт-рынок. Это не сборник лучших произведений искусства. И не краткий справочник самых важных, новаторских, дорогих, революционных или шокирующих произведений искусства прошлого века или десятилетия. Хотя я трачу много времени и энергии на рассказ о том, что сам думаю и чувствую о произведениях искусства, я не пытаюсь убедить вас, что мой взгляд — единственно верный или что искусство, которое я люблю, должны полюбить и вы, что искусство, собранное на моем личном алтаре, украсит и ваш алтарь. Скорее, я хочу приобщить вас к языку искусства, помочь вам открыться искусству, которое может казаться непривычным, еще глубже взаимодействовать с искусством, которое уже интересует вас — будь оно современным, новейшим или древним, — и начать собирать свой собственный алтарь.

Моя цель — дать вам инструменты, чтобы вы могли сами приняться за работу. Считайте «Искусство видеть» руководством для оттачивания ваших навыков восприятия и умения фокусироваться на истинности собственного опыта. Вам не нужно соглашаться со мной, разделять мои художественные предпочтения или видеть то, что вижу я. Гораздо важнее, чтобы, стоя перед произведением искусства, вы сами начали видеть и чувствовать. Я не могу передать вам мой опыт или любовь к искусству.

Вы должны получить свой собственный опыт и полюбить искусство по-своему. И вам просто необходимо увидеть произведения искусства вживую, потому что ничто не может заменить личную встречу с искусством.

Многие говорят, что не знают, как смотреть на произведение искусства: они переживают из-за того, что недостаточно образованны, не увидят чего-то важного или сконцентрируются не на том; искусство (особенно современное и новейшее) вызывает в них неуверенность и неловкость. Люди боятся, что свидания с искусством не приблизят их к глубокому чувствованию и пониманию предмета, а только обнажат их невежество, и это будет способствовать дальнейшему отчуждению. И наоборот, некоторые не замедлят подчеркнуть: они-де сами знают, что им нравится, а что нет, и когда дело касается искусства, им не нужны эксперты или арт-критики, указывающие, на что и как смотреть. Все эти чувства обоснованны и в той или иной степени свойственны каждому из нас. При этом абсолютно необходимо понимать, что искусство — явление невероятно щедрое, гостеприимное и вдохновляющее. Искусство — это подарок. И к нему нужно подходить с детским любопытством.

Великое искусство открывает бесчисленные двери и приглашает войти в ту самую, заветную, созданную специально для вас. Великое искусство простым языком рассказывает то, что вам нужно знать, и ведет вас туда, куда вы стремитесь попасть. Важно помнить, что ваше понимание искусства, хотя оно может быть и близко к общепринятому, по своей сути — как и ваше понимание любви — принадлежит только вам.

Отправляя своих студентов в музей, я напоминаю им, что искусство предполагает в чем-то похожую на первое свидание встречу, во время которой нужно быть достаточно открытым, чтобы суметь воспринять то, что искусство хочет нам поведать. Для успешного свидания необходимы флирт, соблазнение и химия. Кроме того, важно создать атмосферу доверия и достичь определенного уровня самоосмысления и самоуверенности. Прежде чем узнавать чужую правду, нужно понять свою. Крайне важно не забывать о собственных предубеждениях. Погружение в искусство подобно свиданию, так что задавайте вопросы и внимательно слушайте ответы; будьте любопытны, терпеливы и наблюдательны. Не делайте скоропалительных выводов, с ходу решая, что произведение искусства «не в вашем вкусе». Иначе, как на свидании, вы можете упустить вашу родственную душу или любовь всей своей жизни.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
18 Февраля / 2022

Ницше, Деррида, Кожев: Борис Гройс описывает антифилософов одной фразой

alt

Что объединяет таких непохожих друг на друга мыслителей — Серена Кьеркегора, Вальтера Беньямина, Льва Шестова, Эрнста Юнгера, Фридриха Ницше? Принадлежность к антифилософии, считает философ и куратор Борис Гройс. Что это, собственно, такое, можно прочитать здесь. А пока предлагаем узнать, что пишет Гройс о каждом из антифилософов — одной фразой. 

Сёрен Кьеркегор

Кьеркегор пишет для всех — и, может быть, меньше всего для специалистов в области философии. 

Лев Шестов

Шестов не желал, чтобы его рассматривали как иудея или христианина, или даже как философа: все, что его интересовало, это то, как личная судьба отдельного человека находит себе выражение в его религии и его философии. 

Философские эссе о Мартине Хайдеггере, Эрнсте Юнгере, Александре Кожеве и др.
Введение в антифилософию
Борис Гройс
Купить

Мартин Хайдеггер

Философия Хайдеггера — это философия исторического успеха; по-видимому именно поэтому она и сама оказалась исторически весьма успешной. 

Жак Деррида

Деррида думает о своей собственной смерти только как о потере для мировой культуры и уже сейчас поэтому испытает по ней траур. 

Вальтер Беньямин

Беньямин описывает весь современный мир как пространство воспроизводства, а не производства, и, соответственно, утраты, а не ожидания истины, ведь воспроизводить истину значит терять ее. 

Теодор Лессинг

По мнению Лессинга, господство «духа» над жизнью является исключительно продуктом христианства, в котором иудаизм неповинен, что опять же дает Лессингу возможность сделать своими союзниками Ницше, арийское антихристианство и даже антисемитизм (в смысле «антииудаизма» — но это, разумеется, лишь игра слов, близкая современному «антисионизму»). 

Эрнст Юнгер 

Подобно многим авторам того времени, Юнгер не хотел обеспечивать своему читателю «индивидуальные» переживания — он хотел реорганизовать сознание и саму жизнь этого читателя. 

Александр Кожев 

После войны Кожев полностью отказался от занятий философией — потому что философствовать после конца истории, с его точки зрения, не имело никакого смысла. 

Фридрих Ницше

Основным определяющим фактором в отношениях между сталинской идеологией и наследниками русского религиозного ренессанса являлась как раз философия Ницше, оказавшая влияние как на сталинскую культуру, так и на ее оппонентов. 

Рихард Вагнер

Многие радикальные авангардные движения начала ХХ века действительно вступили на путь, предсказанный Вагнером в его «Искусстве будущего». 

Готхольд Эфраим Лессинг

Единственным недостатком картин, по мнению Лессинга, является то, что они не могут изображать действия — иначе говоря, человеческую практику. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
17 Февраля / 2022

Кто такой Лэнс Эсплунд — арт-критик и автор «Искусства видеть»

alt

Мы продолжаем рубрику «Профайл», в рамках которой рассказываем об авторах наших книг. На очереди Лэнс Эсплунд — арт-критик, в книге «Искусство видеть» рассказывающий, как смотреть на картины и получать от этого удовольствие. 

Родился будущий художественный критик и колумнист в канзасском городке Додж-Сити, ставшем в свое время символом эпохи Дикого Запада (был даже одноименный вестерн с Эрролом Флинном в главной роли). 

Бакалавром живописи Эсплунд стал в Художественном институте Канзас-сити, а степень магистра искусства получал в уже в Нью-Йорке — для этого он окончил магистратуру нью-йоркского Куинз-колледжа. 

Первая публикация ждала Эсплунда в журнале Modern Painters в 1996 году. Одним из членов редакционного совета журнала, к слову, тогда был Дэвид Боуи. Просто материалом дело не ограничилось, и вскоре у Эсплунда в Modern Painters появилась целая колонка. Критик также работал корреспондентом в Нью-Йорке и входил в состав редакционной коллегии издания. 

Работа в Modern Painters стала началом длинного творческого пути Эсплунда. В разное время он работал арт-критиком в Bloomberg News, обозревателем The Wall Street Journal, главным арт-критиком The New York Sun и старшим арт-критиком журнала CityArts Magazine, соучредителем которого также являлся.

Опыт знакомства с искусством модернизма и постмодернизма.
Искусство видеть
Лэнс Эсплунд
Купить

Тексты Эсплунда об искусстве выходили в Al Jazeera America, Art & Antiques, Art in America, Condé Nast House & Garden, Disegno, Harper’s, The Atlantic, The New Criterion, The New Republic, The New York Observer, The Threepenny. Review, The Wall Street Journal Book Review, The Weekly Standard, The Yale Review и других медиа. 

Однако газетно-журнальная публицистика была не единственным увлечением Эсплунда: он писал статьи и эссе для выставок и каталогов, был куратором, читал лекции музеях, галереях, университетах и ​​художественных школах. Эсплунд преподавал в Школе дизайна Парсонса и Нью-Йоркской школе-студии. А за преподавание на факультете изящных искусств в Университете Райдера критик был награжден премией Эндрю Дж. Райдера. 

На данный момент Эсплунд является постоянным автором статей в The Wall Street Journal. Критик делит свое время между Бруклином, Милтоном (Пенсильвания), а также, как это иронично указано на сайте Эсплунда, его женой, художницей Эвелин Твичелл.

В своей книге «Искусство видеть» Эсплунд знакомит читателей с собственным опытом и впечатлениями, которые произвело на него искусство. В своей работе критик постоянно утверждает: зрителю стоит помнить, что даже эксперты часто не имеют ответов на вопросы, которые мучают всех нас. И тогда наслаждаться искусством будет легче. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
15 Февраля / 2022

Ледяная скала и самый сухой материк: что мы знаем об Антарктиде

alt

Что мы знаем об Антарктиде? Это самый южный континент, там очень холодно, а еще водятся пингвины. Все это, безусловно, правда, но на самом деле антарктические льды скрывают еще много интересного. Что именно, рассказывает чешский иллюстратор Давид Бём, автор книги «А — это Антарктида». Предзаказ книги уже можно оформить у нас на сайте, а пока делимся взятыми из нее фактами об Антарктиде. 

Преемница Гондваны

Начнем с того, что многие и так знают: примерно 180 миллионов лет назад Антарктида была частью суперконтинента Гондвана — теплого материка, где кипела жизнь. В него входили все нынешние континенты Южного полушария. 

Потом от Гондваны начали откалываться части: сначала Африка, потом Индия, затем Австралия и Южная Америка, так что осталась одна Антарктида. Сегодня по антарктическим окаменелостям можно изучать животных и растения, которые когда-то населяли Гондвану. 

Антарктика и Антарктида — не одно и то же

Древние греки называли Антарктикой область, лежащую к югу от Большой Медведицы (а Артикой, соответственно, лежащую к северу от созвездия). Однако сегодня ледяной материк называется именно Антарктида. А Антарктика — это южная приполярная область, объединяющая Антарктиду и прилегающую к нему часть океана с островами. 

Книжка-картинка, написанная и проиллюстрированная чешским автором Давидом Бёмом, посвящает юных читателей в тайны ледяного континента.
А — это Антарктида
Давид Бём
Предзаказ

Самая сухая часть света 

За год в Антарктиде выпадает меньше осадков, чем в пустыне Сахара. Меньше всего в центре материка, чуть больше — на побережье (до 500 миллиметров в год). Речь идет, разумеется, о снеге; дождей в Антарктиде практически не бывает. 

Скала, покрытая льдом

Площадь Антарктиды составляет 12 272 800 квадратных километров. Если считать шельфовые ледники и антарктические острова, то получается уже 13 829 430 квадратных километров. Для сравнения, площадь Европы составляет 10 058 912 квадратных километров. 

А еще каждую зиму вокруг Антарктиды нарастает пояс морского льда, почти такой же по площади, как сам континент. 

Суровые обитатели Антарктиды

В Антарктике встречаются 40 видов птиц, а в Антарктиде — только 16 (в том числе пингвины). Один из пернатых обитателей северного материка — снежный буревестник. Эта птица защищается особо примечательным образом: когда ей кто-то не нравится, она в него отвратительно пахнущим желудочным маслом. 

Антарктида в опасности

По заверениям ученых, к 2100 году Антарктида, Гренландия и другие ледовые территории потеряют столько льда, что уровень моря поднимется более чем на метр. Свою роль в этом сыграли, конечно, и парниковые газы. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
13 Февраля / 2022

Сара Даниус — об Умберто Эко и преимуществе уродства

alt

К выходу сборника Сары Даниус «Смерть домохозяйки и другие тексты», в который вошли эссе о литературе, философии, моде и модной фотографии, делимся препринтом из него. Публикуем эссе Даниус об Умберто Эко и его книге «История красоты».

Красота скучна. Она, конечно, приятна. Радует глаз, доставляет удовольствие, иногда пробуждает желание. 

Но красота редко будоражит нервы. Она основана на гармонии, пропорции и умеренности. Она стремится к совершенству. Ей не нужна революция. Она говорит, что добро повсюду. Когда красоты слишком много, она утомляет. Это известно всякому посетителю музея, как и всякому читателю журнала Vogue

А вот уродство — другое дело! 

Уродство неизменно и неотвратимо возбуждает. Оно бесформенное, безвкусное, неприглядное, отталкивающее, отвратительное, вызывающее, противное, мерзкое, гнусное, пугающее, безумное, жуткое, тревожащее, грязное, вульгарное, непристойное, гротескное, страшное, низкое, грубое, омерзительное, извращенное, непокорное, кошмарное, преступное, порочное, дьявольское, ведьминское, ненавистное. 

Говоря короче: уродство безгранично. Ничто так не ужасает, как уродство, — разве что смерть. 

Сборник эссе Сары Даниус о литературе, философии, моде и фотографии.
Смерть домохозяйки и другие тексты
Сара Даниус
Купить

Умберто Эко многое знает о прекрасном; под его редакцией вышел внушительный том под названием «История красоты» (2004). Книга информативная, но, возможно, не слишком глубокая; скорее антология, нежели исследование. Но зато какая антология! Эко совершает историко-культурный обзор, который сопровождается потрясающим иллюстративным материалом и цитатами из работ западных мыслителей от Сократа до Барта. 

Но Эко также уделил внимание уродству, за что мы должны быть ему благодарны. И не только потому, что как философ безобразного, Эко намного искрометнее, чем как теоретик прекрасного, но и потому, что западные философы мало что имели сказать об уродстве. История эстетики сосредоточена на прекрасном и возвышенном, а не на безобразном. 

А ведь уродство имеет такую богатую историю! Об этом, помимо прочего, мы узнаём из книги Эко, а это само по себе немало. «Прекрасное имеет лишь один облик; уродливое имеет их тысячу», — писал Виктор Гюго. 

Мало кто понимал это так же хорошо, как философ XVIII века Шлегель. Интересное одерживает верх над прекрасным, полагал он. То, что отличает классическое античное искусство от современного, можно выразить одним словом: уродство. Для того чтобы постичь романтическое искусство, необходимо понять пристрастие к безобразному. 

Так была расчищена дорога для реализма — для бородавчатых носов Бальзака, бодлеровских гниющих женских тел, флоберовского описания Эммы Бовари, умирающей от отравления мышьяком. Полвека спустя будет воспета красота машин (Маринетти) и очарование сопливо-зеленого моря (Джойс). А вскоре после этого настанет время и для любования графичным изяществом консервных банок (Уорхол). 

В книге о красоте Умберто Эко выдвинул важный тезис. Он желал доказать, что красота не обладает неизменной сущностью. Красота относительна, утверждал Эко; она привязана к определенному времени и определенной культуре. У каждой эпохи — свой идеал красоты. Истина, конечно, общеизвестная. Эко пытался вломиться в открытую дверь. 

В следующей книге он формулирует ту же мысль, но теперь применительно к уродству. В этой книге тоже нет ничего такого, что заставило бы читателя упасть со стула. И тем не менее «История уродства» (2007) — работа смелая и поучительная. Конечно, Эко здесь так же несется по верхам, как и в книге о красоте. Он беспечно пробегает мимо таких важных пунктов, как экономика, политика и социум. Тезис об относительности уродства повисает в воздухе. 

Но зато Эко удается кое-что другое. Он показывает, что у безобразного есть своя собственная история. Эко идет по стопам Карла Розенкранца, который в 1853 году написал книгу «Эстетика безобразного» и был одним
из немногих, кто пытался систематизировать уродство. Всё не так просто, и нельзя сказать, что уродство — это всего лишь не-красота. Проявления безобразного намного разнообразнее и сложнее; уродство — нечто совсем иное, чем серия негативных снимков красоты. 

Но прежде всего, говорит Эко, нужно научиться различать две вещи. Первая — это собственно безобразное (экскременты, омерзительные гниющие раны, разлагающийся труп). В том, что это отвратительно, сходились все культуры во все времена. 

Вторая — это нечто, имеющее уродливую форму: беззубый рот старика, непомерно толстая колонна античного храма. Подобные идеалы менялись на протяжении истории, и именно это интересует Эко. Возьмем, например, безобразного Приапа, божество с гигантским детородным членом, свисающим до колен. Приап был сыном Афродиты и богом плодородия. Звучит мило, но на самом деле над Приапом все потешались. Он ведь был совершенно несуразный. Так что он не имел успеха у женщин и вынужден был довольствоваться тем, что стоял столбом посреди полей, оберегая урожай. Его также использовали в качестве пугала. 

Непристойно большое, особенно у мужчин, вызывает насмешки. А в случае с женщинами? Ничто не вызывает отвращение столь сильное, как женское уродство. Почему так? Эко не разъясняет, но отвращение наверняка было бы меньшим, если бы женщина не считалась воплощением красоты — будь то Мадонны и Венеры Боттичелли или грациозные дамы с золотистыми локонами на полотнах Россетти. 

Увядание красоты напоминает нам о бренности всего сущего. Стоит взглянуть на уродливую женщину, да еще и старуху, и мы услышим дыхание смерти за спиной. Женское уродство — оплеуха цивилизации. 

Вот как говорит римский поэт Марциал: 

Хоть видишь столько, сколько видит сыч утром,
И пахнешь точно так же, как самцы козьи,
И как у тощей утки у тебя гузка,
И тазом ты костлявей, чем старик-­киник;
Хоть, только потушивши свет, ведет банщик
Тебя помыться ко кладбищенским шлюхам <…>
Пускай могильщик пред тобой несет факел:
Один лишь он подходит для твой страсти. 

Между строк в книге Эко легко распознать контуры типичного западного нарратива о мужчинах, власти и потенции. Эта книга — шкатулка, до краев наполненная жемчугом, уродливым жемчугом; она напоминает рассуждения Жоржа Батая об эстетике большого пальца ноги. 

Вопрос в том, удалось ли Батаю приблизиться к раскрытию тайны уродства. Человек делает всё возможное, чтобы возвыситься над грязью земной, а большой палец постоянно напоминает человеку о его сути (дитя природы) и участи (смерть). Большой палец ужасен и трупоподобен, но в то же время он наделен гордыней. Мало того, что большой палец ноги насмехается над чело- веком, — он унижает его. Он напоминает человеку о его обреченной на провал борьбе с природой. Большой палец говорит: помни о смерти! 

Разве не удивительно, что многие считают уродством, если женщина летом выставляет напоказ не накрашенные ногти на ногах? Иными словами: демонстрируй, на здоровье, свои прелести; свой пышный бюст, свой мягкий живот и красивую задницу, но избавь нас от созерцания твоих нахальных больших пальцев на ногах, пока они не отмечены знаками цивилизации.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
11 Февраля / 2022

Кто такой Эдуардо Кон — антрополог и автор книги «Как мыслят леса»

alt

В нашем издательстве можно заказать переиздание книги «Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека», посвященной антропоцентричности антропологии и рассказывающей, что нам всем с этим делать. А пока рассказываем о ее авторе — антропологе Эдуардо Коне. 

Автор книги «Как мыслят леса» и профессор-ассистент Университета Макгилл Эдуардо Кон родился в 1968 году. В 2002 году Кон стал кандидатом наук кафедры антропологии экозоя в Висконсинском Университете в Мэдисоне (в 2021 году ученый ее возглавил). 

Сам Кон описывает работу всей своей жизни, как разработку идей, методов и теорий для подготовки человечества к жизни в эпоху беспрецедентных антропогенных изменений климата. Иными словами, антрополог ищет способы жить бок о бок с природой. Такой подход, разумеется, ставит перед человеком новые вопросы: необходимо переосмыслять существующие познания об антропологии, а также «экологизировать» этику. 

Об этом он и заявляет в своей книге «Как мыслят леса», вышедшей в 2013 году: чтобы по-настоящему понять, что значит жить сегодня, людям нужно переосмыслить отношения с окружающим миром, который, как уверяет Кон, тоже способен мыслить. 

Книга показывает, что аналитический взгляд современной социально-культурной антропологии антропоцентричен и что такой подход необходимо подвергнуть критике.
Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека
Эдуардо Кон
Купить

У Кона обширный опыт: он провел множество лет, исследуя народ руна, коренных  жителей эквадорской части Амазонии, которые, по утверждению ученого, живут в одной из самых биологически разнообразных экосистем на Земле. Чтобы понять их способ мышления, Кон разработал специальный инструментарий и набор альтернативных этнографических методов, основанных на семиотике. 

Результатом многолетней кропотливой работы стал бестселлер «Как мыслят леса». Книгу перевели на множество языков, а сам Кон получил за нее в 2014 году премию Грегори Бэйтсона. Книга пришлась по душе многим ведущим ученым в области антропологии и гуманитарных наук об окружающей среде.

Автор «Политик природы» Бруно Латур назвал исследование Кона «произведением искусства» и отметил, что это — «обновленная альтернатива для философской антропологии». Автор «Гриба на краю света» Анна Лёвенхаупт Цзин охарактеризовала научный труд Кона как «новаторскую и прекрасно написанную работу», а американский теоретик феминизма Донна Харауэй заявила, что «Как мыслят леса» — это «отличное чтение, которое изменило ее мечты и устоявшиеся привычки». 

Проект, которым Кон занимается сегодня (помимо преподавательской деятельности, конечно), называется «Лес для деревьев». Он призван показать, что лес не является абстракцией, придуманной человеком, а существует на самом деле и «может обеспечить этическую ориентацию» в интересах человечества и «нечеловеческих форм жизни» (то есть деревьев). В рамках проекта Кон сотрудничает с активистами, учеными, художниками, архитекторами и юристами из Эквадора. 

Сам Кон же отмечает, что стремится сделать Университет Макгилл «центром гуманитарных наук об окружающей среде и местом, где можно переосмыслить наше отношение к живому миру».

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
09 Февраля / 2022

Литература о литературе: что почитать о писателях

alt

В нашем издательстве скоро выходит книга «100 причин, почему плачет Лев Толстой» Кати Гущиной, вошедшая в шорт-лист первого конкурса ABCDbooks и рассказывающая о том, что великий русский писатель любил всплакнуть. Пока что открыли на нее предзаказ, а к выходу «100 причин» решили вспомнить еще книги о писателях и литературе. 

«Контур», «Транзит», «Kudos», Рейчел Каск

Автофикшн-трилогия Каск — о писательнице «Фэй» и ее трудовых буднях: поездках по литфестивалям, курсах креативного письма, общению с читателями и другими писателями

«Путешествие к Источнику Эха. Почему писатели пьют», Оливия Лэнг

Эссе, исследующее запутанные, но крепкие, устоявшиеся, а  временами даже игристые  связи творчества с алкоголем на примере таких писателей, как Теннесси Уильямс, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, Джон Чивер.

«Сон Бодлера», Роберто Калассо

Обложка книги «Сон Бодлера»

Набор вольных ассоциаций и размышлений легендарного издателя и писателя, сгруппированные вокруг «поэта современной жизни», вдохновителя и виднейшего представителя литературной богемы богемы. Через книгу проходит вереница писателей и художников Второй империи – сам Бодлер, Гис, Энгр, Рембо,  Сент-Бёв, Малларме, Лафарг и др.

«Смерть домохозяйки и другие тексты», Сара Даниус

Сборник оригинальных («Пруст и майонез», «Поль Вирильо и разбомбленный магазин игрушек») эссе критика и литературоведа, первой женщины- секретаря Шведской академии, вручившей Нобелевскую премию по литературе в 2016 году Бобу Дилану и покинувшей свой пост в 2019 году в ходе скандала вокруг Жана-Клода Арно. Среди героев книги в основном писатели-модернисты: Вирджиния Вулф, Томас Бернхардт,  Томас Манн, Джойс и др. Но не только – есть и современники. 

«Лето с Гомером», Сильвен Тессон 

Настоящая одиссея по греческим островам от французского писателя-путешественника Сильвена Тессона. С обложкой от Тани Борисовой — автора книги «Привет, Москва!».

«Лето с Монтенем», Антуан Компаньон

Обложка книги «Лето с Монтенем»

Ученик Ролана Барта Антуан Компаньон проводит экскурсию по «Опытам» Мишеля Монтеня. А за обложки вновь отвечает Таня Борисова. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
08 Февраля / 2022

«Одно из чудес жанра афтофикшен»: пресса о «Транзите»

alt

Вслед за тепло принятым критиками романом «Контур» в нашем издательстве вышел на русском языке «Транзит» — вторая часть автофикшен-трилогии Рейчел Каск (а на подходе и третья, «Kudos»). Разбираемся, что пишут о «Транзите» в российской прессе. 

Максим Мамлыга, Esquire

В «Транзите» Каск, как на батискафе, погружается внутрь себя — и начинает говорить о детстве и юности, моральных выборах, взрослении, о том, как она — мы — меняется, о странном влиянии среды. Если это описание кажется вам максимально общим, вы правы: перед нами одно из чудес жанра автофикшен, внутренний сюжет которого — собирание самого себя через множество разрозненных деталей, идей, моментов притяжения и отторжения.

Игорь Кириенков, The Village

Каск знает что-то такое про английский синтаксис, что позволяет ей превращать вполне нейтральный — в смысле, повествовательный, а не экспрессивный — текст в минное поле. Тут стоит отметить русские переводы Светланы Кузнецовой («Контур») и Анастасии Басовой («Транзит» и «Kudos») под общей редакцией Анны Гайденко, в которых тонко переданы суггестивность оригинала и его скрытый невротизм.

Марина Скворцова, Ксения Десяткова, Субкультура

Вторая часть трилогии, которая за рубежом уже успела получить статус «современной классики». Автор исследует один из самых сложных и загадочных вопросов: как наши рациональные ощущения становятся чувствами. И повторяя вслед за современными психологами, Каск на примере героев показывает, что нет хороших и плохих эмоций, страдания крайне важны для человека, без них невозможно почувствовать себя живым, прожить настоящую жизнь. Если вы в свое время осилили «Невыносимую легкость бытия», то эта книга точно найдёт отклик в вашем читательском сердце.

Марат Кузаев, Ксения Садыкова, ТАСС

Работы Рейчел Каск — необычные романы, ее предыдущий «Контур» стал настоящим открытием, феноменом англоязычного автофикшна. В ее историях главных героев не существует, сюжет — условен, как и драматургия. «Транзит» — это гармоничное продолжение тех тем и размышлений, которые писательница затрагивала раньше.

Дина Ключарева, Wonderzine

Вторая, ещё более личная для писательницы часть автофикшн-трилогии «Контур». Фэй переезжает в Лондон и продолжает свои наблюдения за окружающими, которые сгущаются в текучую, пронзительную прозу. Писательнице предстоит столкнуться с теми сторонами жизни, которых раньше удавалось избегать. Вступая в беседы с соседями, строителями, давними знакомыми и случайными встречными, но не демонстрируя при этом собственных эмоций или мнений, она размышляет о воспитании детей и судьбе, о ценности страдания и личной ответственности, об одиночестве и супружестве: «Большинство браков работает по принципу романа: важно отбросить недоверие, включиться в повествование и плыть по течению».

Глубокие и трогательные размышления о детстве и судьбе, ценности страдания, моральных проблемах личной ответственности и тайне перемен
Транзит
Рейчел Каск
Купить

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
05 Февраля / 2022

Кася Денисевич советует 6 иллюстрированных книг о городе

alt

Редактор нашего издательства-партнера Strelka Press и член жюри конкурса ABCDbooks Маша Гончарова недавно выбрала для Strelka Mag девять новых книг о городах — и среди них две наших. Мы же решили показать вам больше наших книг о городской среде. Главный редактор нашего импринта А+А Кася Денисевич отобрала лучшие иллюстрированные книги на городскую тематику и рассказала о каждой из них одним предложением. 

Заодно мы решили устроить акцию, по которой в ближайшую неделю вы можете купить эти книги со скидкой 20% по промокоду abcdcities. Выбирайте, как будете исследовать городскую среду!

«Архитектура глазами голубя»

Крап Ли Пернохвост, Роз Блейк, Нацко Секи 

Полет над главными достопримечательностями мира с голубем Крапом.

«Привет, Москва!»

Таня Борисова 

Велопрогулка по тайным местам Москвы с остроумной и наблюдательной девочкой Таней.

«Оркестр. Найди музыкантов, разлетевшихся по свету»

Клоэ Перарно 

Поиски гастролеров, затерявшихся среди городов и стран мира: посетите Исландию, Токио, Порту, Греческие острова, Россию.

«Парк культуры и отдыха»

Валерий Алфеевский, Татьяна Лебедева (Маврина)

Променад по главному советскому парку 1930-ых годов с Татьяной Лебедевой и Валерием Алфеевским.

«Атлас города»

Джорджия Черри, Мартин Хааке 

Путешествие по всем правилам туризма, с изучением местной кухни, главных музеев и нравов аборигенов.

«Что особенного в Эйфелевой башне?»

Джонатан Глэнси

Cкептический взгляд британского журналиста Джонатана Глэнси на семьдесят иконических и малоизвестных зданий.

Промокод будет действовать по 11 февраля включительно.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
03 Февраля / 2022

Что прочесть к выставке «Граждане космоса»: космизм, капитализм, интернет-революция

alt

К выставке Антона Видокле, о которой мы писали здесь, команда фестиваля экспериментального кино MIEFF подготовила специальную кинопрограмму «Мне не нравится, что я смертен». Она пройдет 13 февраля и 27 марта в кинотеатре «Иллюзион». Мы выбрали пять фильмов из нее и подобрали к ним книги, вышедшие в нашем издательстве. 

Граждане космоса 

Антон Видокле (Япония, Украина, 2019)

О фильме: снятая в Токио и Киеве картина основана на манифесте биокосмизма, написанном Александром Святогором в 1922 году. В фильме снимаются непрофессиональные актеры. Видокле показывает вымышленное сообщество людей, высказывающих исторические требования русского космизма — бессмертие, воскрешение мёртвых и межпланетность. Происходит это на фоне японской повседневности.

Что почитать: «Граждане космоса. Русский космизм в фильмах Антона Видокле», Борис Гройс, Антон Видокле, Кирилл Светляков, Анастасия Гачева

О чем: перед показом фильма Видокле советуем ознакомиться с книгой, поводом к написанию которой и послужила выставка «Граждане космоса». Под одной обложкой книги собраны эссе посвященные творчеству Видокле и русскому космизму в контексте современной философии и искусства.

Издательство благодарит .ART за содействие в подготовке и выпуске этой книги.

Антон Видокле, художник и издатель влиятельного журнала e-flux, на протяжении ряда лет развивает комплексный проект, посвященный русскому космизму.
Граждане космоса. Русский космизм в фильмах Антона Видокле
Борис Гройс, Антон Видокле, Кирилл Светляков, Анастасия Гачева
Купить

Межпланетная революция 

Юрий Меркулов, Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко (СССР, 1924)

О фильме: один из первых советских мультфильмов. Создавался как анимационная вставка для научной фантастики Якова Протазанова «Аэлита» (1924), но в итоге был выпущен отдельно в виде пародии. Напуганные победным шествием пролетариата по планете Земля буржуа всех стран улетают в космос в надежде спасти себя и награбленные капиталы. Но и в космосе им не удаётся скрыться от мировой революции.

Что почитать: «Интернет-революция», Ричард Барбрук 

О чем: революция может произойти не только в политической сфере, но и в онлайн-пространстве. Перешагнув порог технологической сингулярности, человечество оказалось в ситуации, когда современные люди не представляют себе жизни без компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов — этому и посвящены два эссе британского социолога Ричарда Барбрука.

Два известных эссе, посвященных теме развития информационного общества и теории новых медиа.
Интернет-революция
Ричард Барбрук
Купить

Биосфера! Время осознания

Феликс Соболев (СССР, 1974)

О фильме: картина посвящена размышлениям академика Вернадского о зарождении и развитии жизни на Земле, силе влияния человека на биосферу и его ответственности за неё. 

«Мысль — явление планетарное. Жизнь породила мысль. Мысль изменяет жизнь, всю жизнь планеты, её биосферу. Ноосфера — мы, наш разум — новая геологическая сила, как океан, как ветер, как солнце! Судьба жизни, судьба разума, судьба планеты — всё едино отныне!»

Что почитать: «Заменит ли нас искусственный интеллект?» Шелли Фоэн

О чем: Вернадский писал о ноосфере — сфере, в которой человек взаимодействует с природой, а его деятельность превращается в главный вектор развития планеты. За прошедшие десятилетия человечество сделало большой скачок, и сейчас мы рискуем  (по крайней мере, по мнению многих ученых) создать новую жизнь — искусственный интеллект. Победа робота над человеком — тема многих научно-фантастических произведений. Но действительно, сможет ли нас заменить искусственный интеллект? На этот вопрос отвечает американский нейробиолог Шелли Фоэн.

Книга поднимает самые острые проблемы: способен ли ИИ преобразовать общество, или его возможности приведут нас в антиутопическое будущее, где ИИ будет править миром.
Заменит ли нас искусственный интеллект?
Шелли Фоэн
Купить

Горизонт 

Даниил Зинченко, объединение «Вверх!» (Россия, 2012)

О фильме: история об инопланетянине, который пытается постичь тайну человеческого общества через мимикрию, общаясь с людьми из разных социальных слоёв. Фильм конструирует ситуацию ожидания, агентами и неизбежными жертвами которого становятся адепты доктрин, апеллирующих к бессмертию и всеобщему братству людей.

Что почитать: «Политики природы. Как прививать наукам демократию», Бруно Латур

О чем: В книге французского философа Бруно Латура развивается оригинальный проект «экспериментальной метафизики», главной целью которой является создание новой концепции политической экологии. Латур предлагает программу построения «общего мира», в котором нечеловеческие акторы принимают участие на равных с людьми.

Новая концепции политической экологии, которая позволит совместить научные практики с демократическим процессом принятия решений.
Политики природы. Как привить наукам демократию
Бруно Латур
Купить

Лайка. Последний полет 

Маша Годованная (Россия, 2017) 

О фильме: короткометражка о письме мёртвой собаки Лайки, первой покорительницы космоса. История её героических подвигов и мученичества, документ одной из многих жизней, которыми решено было пожертвовать во имя человеческой стратегии завоевания и господства. 

Что почитать: «Есть ли будущее у капитализма?» Джейкоб Филд

О чем: последние тысячелетия двигателем непрекращающегося расширения человечества был экономический рост. И хотя первые деньги появились относительно недавно (каких-то 2,7 тысяч лет назад), а понятие «капитализм» сформировалось, по меркам истории, чуть ли не вчера, желание приумножить богатства уже долгое время занимает умы человечества и двигает его вперед. Капитализм многие критикуют (от Карла Маркса до Марка Фишера); у него есть как безусловные плюсы, так и несомненные минусы. Чего все-таки больше? И есть альтернатива этой противоречивой, но работающей системе?

Книга в захватывающей и доступной форме излагает достоинства и недостатки капитализма  и ставит вопрос о том, существует ли ему достойная альтернатива.
Есть ли будущее у капитализма?
Джейкоб Филд
Купить

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!