... моя полка Подпишитесь
20 Января / 2022

Краткая история Вальтера Беньямина

alt

Вальтер Беньямин — один из самых популярных и любимых авторов в портфеле нашего издательства. Философ, эссеист, литературный критик, теоретик культуры — все его ипостаси не перечислить. К выходу нового издания «Улицы с односторонним движением» и «Берлинского детства на рубеже веков» (оба произведения под одной обложкой) мы кратко вспоминаем творческий и жизненный путь Беньямина в рамках нашей рубрики «Профайл». 

Вальтер Беньямин родился 15 июля 1892 года в Берлине. Его отец Эмиль Беньямин был зажиточным выходцем из среднего класса. Беньямин-старший занимался инвестициями и торговал антиквариатом. Вальтер был не единственным ребенком в семье: у него были брат Георг и сестра Дора. 

По линии матери, Паулины Шенфлис, у Беньямина сохранялось родство с другим важным для немецкой мысли деятелем культуры — поэтом Генрихом Гейне. С ним у Беньямина местами схожая судьба. В 1830 году Гейне эмигрировал во Францию; спустя век, в 1933 году, то же самое сделает его именитый потомок. 

Сборник из двух текстов мемуарного характера, анализирующих повседневность.
Улица с односторонним движением. Берлинское детство на рубеже веков
Вальтер Беньямин
Предзаказ

Беньямин изучал философию и литературу в университетах Фрайбурга, Берлина, Мюнхена и Берна. В 1919 году, когда ему было 26 лет, философ защитил диссертацию по теме «Понятие художественной критики в немецком романтизме». 

В 1920-х годах под влиянием Бертольда Брехта философ интересовался марксизмом. В беньяминовских «Исследованиях о Брехте» нашли отражение представления философа об искусстве, которые были основаны на теории классов, а также концепции базиса и надстройки. При этом марксистскую концепцию искусства как отражения действительности, принятую в СССР, философ не принимал. 

«Покончил с Россией» (то есть разочаровался в коммунистических идеалах) Беньямин в 1939 году — после печально известного пакта Молотова-Риббентропа. Этому предшествовало путешествие Беньямина в Москву с декабря 1926 года по январь 1927-го по заданию журнала «Die Kreatur». Результатом поездки стал «Московский дневник», эссе «Москва» и четыре статьи, вышедшие в 1927 году. В «Московском дневнике» Беньямин описывал не только впечатления от города, но и отношения с Асей Лацис и Бернхардом Райхом. 

Москва у Беньямина вызвала противоречивые впечатления. Привыкая к советско-российским реалиям, Беньямин не мог удержаться, чтобы не описать «грязь, дощатые хибарки, длинные обозы, груженные сырьем, скотину, которую гонят на бойню, плохонькие трактиры». Во время пребывания в столице СССР философ много ходил в театр и работал в архивах. 

Серьезные трудности у философа начались после того, как к власти в Германии пришли нацисты. Беньямин был евреем, левым и антифашистом — в Третьем Рейхе ему, очевидно, места не было. Именно в этот момент Беньямин повторил судьбу своего предка по материнской линии и эмигрировал в Париж. 

За время жизни во Франции Беньямин успел выпустить множество работ: «Общественное положение современных французских писателей», «Проблемы социологии языка», «Краткая история фотографии» и, конечно, одно из самых известных своих творений — эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Все они вышли в журнале Института социальных исследований при Франкфуртском университете. 

Три классических эссе, объединенные темой перемен, происходящих в искусстве, когда оно из уникального становится массовым и тиражируемым.
Краткая история фотографии
Вальтер Беньямин
Купить

Однако и во Франции задержаться навсегда у него не вышло: после оккупации страны Германией Беньямину опять пришлось бежать. Философ получил визу на въезд в США. Он собирался отплыть в Америку из Лиссабона и для этого перешел испанскую границу вместе с группой беженцев. В пограничном городке Порт-Бу (или Портбоу), что в Каталонии, местный шеф полиции стал угрожать беженцам экстрадицией во Францию. Этого Беньямин не выдержал. В ночь с 26 на 27 сентября 1940 года он покончил с собой в местной гостинице «Hotel de Francia». 

Испанцы под впечатлением от трагедии сняли ограничения на выезд. Благодаря этому в США смогла перебраться основоположница теории тоталитаризма Ханна Арендт — в будущем ей предстоит сыграть значительную роль в популяризации идей Беньямина. Однако в 1940 она лишь бежит через Лиссабон в Штаты, прихватив с собой один из вариантов беньяминовского текста «О понятии истории» (позже она обнародует его под названием «Тезисы по философии истории»).

Также наследие Беньямина, весьма вероятно, не стало бы достоянием широкой публики, если бы не создатели Института социальных исследований Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно. Произведения Беньямина, как уже было отмечено, публиковались в журнале Института — но при жизни философа по-настоящему изданы были лишь две его книги: сборник философских афоризмов «Одностороннее движение» и «Немецкие люди» о начале декаданса в немецкой культуре. 

Именно по инициативе Адорно, начиная с 1955 года, работы Беньямина стали издавать и переиздавать. Идеи философа нашли отклик у нового поколения: во второй половине ХХ века Беньямин постепенно стал одним из самых влиятельных мыслителей столетия. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!