События и книги Ad Marginem и A+A
С 1 по 5 декабря в московском «Гостином дворе» пройдет ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№ 24. Рассказываем, какие события организуют Ad Marginem и А+А и какие новые книги выйдут как раз к ярмарке — эти и остальные книги издательства можно будет найти на стенде С-2.
Новые книги
Вторая книга Эми Липтрот, которую можно назвать продолжением «Выгона». Писательница переезжает в Берлин. «Я засыпаю. Мне снится, что я птица, парящая высоко над интернетом». Наблюдая за птицами, Липтрот замечает, что бёрдвочинг — лучшее лекарство от компьютерного синдрома. «Момент» — тонкое наблюдение за жизнью современного человека, проживаемой одновременно онлайн и офлайн. Писательница иронически описывает современные ритуалы тиндер-свиданий, но все равно ходит на них, в поисках человеческого контакта; описывает виртуальные путешествия с помощью Google Street View и утопает в старых переписках. Новый роман Эми Липтрот — это путешествие по Берлину, глазами человека, который все время тянется посмотреть в телефон.
Брюс Хейнс «Конец старинной музыки»
Брюс Хейнс сделал карьеру как гобоист в классическом оркестре и с молодости интересовался историей исполнительской практики и своего инструмента (в конце 1960-х годов он открыл в Калифорнии мастерскую, где под его руководством делались реплики барочных гобоев). Накопленный им опыт исполнения на современных и исторических инструментах, концертов и записей с известными музыкантами и коллективами, общения с музыковедами лег в основу этой книги, в которой Хейнс рассказывает, как кодифицированная нотная запись и распространение музыкальных произведений на бумаге постепенно очистили западную музыку от вариативности и сделали ее «академической» — и как потом, в последние полвека, академические музыканты обнаружили за строгим фасадом своей дисциплины целую вселенную, из которой, не сумев ее полностью подчинить, эта дисциплина выросла. Таким образом, исторический конец старинной музыки оказался условием ее начала, нового рождения, к которому был причастен и автор этой книги.
Антуан Компаньон «Лето с Бодлером»
Историк литературы Антуан Компаньон попробовал запечатлеть калейдоскопическую вселенную личности и поэтического воображения Бодлера в серии «моментальных снимков» с разных сторон. Главки этой книги, первоначально представленные в виде коротких выступлений на радио France Inter, показывают «поэта современной жизни» как денди, социалиста, католика, ценителя живописи и фотографии, застигают его в компании друзей, врагов, выдающихся современников и любовниц, а также, разумеется, перед зеркалом и листом бумаги.
Стихи Шарля Бодлера, объединенные в сборник «Цветы зла», бросили вызов литературе и читательской аудитории своего времени бескомпромиссным индивидуализмом, острым вниманием к «сору» городской повседневности и хаосу душевных импульсов, попирающих всякие нормы. Поэт, всячески добивавшийся официального признания и вовсе не стремившийся прослыть революционером, волею истории стал изобретателем модернизма, автором самой концепции современности, которая легла в основу мировоззрения и культуры XX века.
Отрывок из книги читайте здесь.
Роман «Бетон» был написан Томасом Бернхардом в 1982 году на одном дыхании: как и рассказчик, автор начинает работу над рукописью зимой в Австрии и завершает весной в Пальма-де-Майорке. Рассыпав по тексту прозрачные автобиографические намеки, выставив напоказ одни страхи (животный страх задохнуться, замерзнуть, страх чистого листа) и затушевав другие (бедность, близость), он превратил исповедь больного саркоидозом героя в поистине барочный фарс, в котором смерть и меланхолия сближаются в последней пляске. Можно читать этот безостановочный нарциссический спич как признания на кушетке психоаналитика, как типично австрийскую логико-философскую монодраму, семейный роман невротиков или буржуазную историю гибели одного семейства — главной темой всё равно остается музыка. Книга о невозможности написать книгу о композиторе Мендельсоне — это музыкальное приношение Бернхарда модернизму, ставящее автора в один ряд с мастерами «невыразимого» Беккетом, Пессоа, Целаном, Бахман.
Анна Алямова и Полина Фадеева «Кто всё это построил?»
Задумывались ли вы, глядя на дома и улицы, отели и музеи, магазины и моллы, о том, кто всё это построил? А ведь кто-то придумал и возвёл целые города, порты, мосты, парки. И даже памятники кто-то спроектировал так, чтобы они не падали. Эта книга об архитекторах. Они не всегда строят сами, они разрабатывают проекты и планы, продумывают использование и развитие территорий. Это сложнейшая и очень ответственная работа, и результат ее у всех на виду. Однако самих архитекторов мы видим редко, иногда знаем по имени и почти никогда — в лицо. А ведь эти мастера и творцы — живые люди, шутники и мечтатели.
Анна Алямова и Полина Фадеева, потомственные архитекторы и подруги с детства, решили рассказать детям и взрослым не только о зданиях, планах, конструкциях и концепциях, но и об их создателях, которые были маленькими, придумывали затейливые штуки, любили конструкторы, помогали родителям, а когда выросли, не стали скучными взрослыми, а продолжили играть с реальностью и создавать новое и удивительное. Даже если окружающим всё это порой казалось странным ребячеством, со временем герои книги изменили мир, в котором мы живем.
Мария Титова и Ирина Сироткина «Зачем люди танцуют. История танца для детей»
Что такое танец: искусство или волшебство, удовольствие или работа? Как рождается танец и сколько он живет? Есть ли у танца правила и почему их нарушают? Под какую музыку проще двигаться и можно ли танцевать тишину? Почему в XIX веке балерины встали на пуанты, а в XX веке переобулись в кроссовки? Что современного в современном танце и чем отличается танец модерн от постмодерна? И — главное — почему люди танцуют, сколько они себя помнят? Отвечая на эти и многие другие вопросы, историк Ирина Сироткина обращается за примерами к древнегреческой хорее и придворным балам, к народной пляске и Дягилевским Русским сезонам в Париже, к романтическим «белым» балетам и цифровым танцперформенсам. Читатели этой книги знакомятся с танцами древности и направлениями современного танца, с выдающимися хореографами и исполнителями, узнают что такое дансантность и танцнотация — словом, погружаются в бесконечно разнообразный мир танца, в котором все танцуют по-разному, но каждому есть место. Ведь люди танцуют, потому что не могут не танцевать. Книга подготовлена в сотрудничестве с Фондом Дианы Вишневой и фестивалем Context. Diana Vishneva.
Переиздания
Книга, которую сам Барт называл «самой счастливой» из всех своих работ, вдохновлена его поездками в Японию и — шире — «японским текстом» его жизни: ранним увлечением хайку, позднее — каллиграфией, театром бунраку и т. д. Бартезианский «иллюстрированный путеводитель» по стране (и реальной, и воображаемой), где он мечтал жить, но так и не смог поселиться. Русский перевод «Империи знаков», впервые вышедший в 2004 году, публикуется в новой редакции и дополняется подробным комментарием и послесловием переводчика и редактора.
«Лед» — главный роман британской писательницы Анны Каван, которую при жизни сравнивали с Вирджинией Вулф и называли сестрой Кафки. Критики считают Каван основоположницей жанра slipstream («завихрение») — литературы фантазийного воображения, где причинно-следственные связи держатся на волоске, а обостренные до предела чувства несравнимо важнее логики. В ее романах вполне реалистичное изображение вдруг подергивается рябью, и из глубины подсознания всплывают на поверхность неожиданные образы и картины. Книга уже выходила в Ad Marginem в начале 2010-х.
Снова в продаже
В своей книге Борис Гройс размышляет об искусстве в эпоху интернета.
В течение ХХ века постепенно утратилась вера в стабильность художественных институтов. Соответственно, утратилась и надежда художников на сохранение произведений искусства в музеях, на их доступность для зрителя будущего. В результате искусство стало производить не объекты, а события (от перформанса до социальных проектов). Информация об этих событиях сохраняется в виде художественной документации, которую можно найти прежде всего в интернете.
События
Презентация проекта по подготовке к изданию «Книги пассажей» Вальтера Беньямина
Ad Marginem совместно с журналом Versus ведет подготовку издания «Книга пассажей» — многолетнего незавершенного проекта философа. Полное комментированное собрание выйдет в 2024 году, а до тех пор избранные отрывки будут публиковаться в журнале Versus.
Участники: Александр Иванов, Валерий Анашвили, Вера Котелевская, Игорь Чубаров, Сергей Фокин
Когда и где: 1 декабря; Зал 1 (18:15-19:00)
Обсуждение новой книги Эми Липтрот «Момент»
Это первая встреча в рамках нового проекта Ad Marginem — серии книжных клубов «Контур», которые будут посвящены обсуждению литературы пограничных жанров и проходить в разных городах России. Это продолжение одноименного фестиваля, прошедшего в начале 2022 года. Модератор: писательница и поэтесса Оксана Васякина.
О том, как получить книгу заранее, чтобы поучаствовать в обсуждении, сообщим чуть позже.
Когда и где: 3 декабря; Зал 1 (18:15-19:00)
Презентация книги «Конец старинной музыки»
Книгу представят переводчик книги Филипп Нодель и Алексей Любимов — музыкант, дирижер и педагог.
Когда и где: 3 декабря; Амфитеатр (19:30-21:00)
Презентация книги «Кто всё это построил?»
«Кто всё это построил?» — это детская иллюстрированная книга о двадцати выдающихся архитекторах XX века. Авторы — Полина Фадеева и Анна Алямова (сами потомственные архитекторы!) — расскажут о своих архитектурных семьях, о том, как они сами пришли в профессию, как создавали эту книгу, и как детские интересы и родительская поддержка влияют на взрослую жизнь.
Когда и где: 2 декабря, Территория познания (12:00-12:45)