Каннибалы, петушиные бои и открытки с того света. Самые необычные книги Ad Marginem
В июле отмечается народный праздник Иван Купала — он посвящен расцвету природы и солнцестоянию. В ночь с 6 на 7 июля разжигают костры, купаются в реке, собирают травы и ищут магический цветок папоротника. Вдохновившись магией и ритуальностью Ивана Купала, мы составили список самых необычных книг Ad Marginem — о мышлении каннибалов, балийских петушиных боях и открытках из мира смерти.
Эдуарду Вивейруш де Кастру, Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии
О чем: Обычаи и ритуалы туземцев часто могут отпугивать и шокировать цивилизованного человека. Например, жертвоприношения или шаманизм. О природе этих явлений много размышлял французский этнолог Клод Леви-Стросс в своей книге «Первобытное мышление». Вообще, все, что касается аборигенов и их традиций — это пограничная область между этнографией и философией.
Бразильский антрополог и профессор Эдуарду Вивейруш де Кастру в своей книге «Каннибальские метафизики» заявил, что многие взгляды на обычаи аборигенов нужно пересмотреть. Причем сделать это максимально объективно и отстраненно, забыв об этике и морали — мыслить по-другому.
В «Каннибальских метафизиках» Де Кастру переосмысляет Леви-Стросса, развивает идеи Бруно Латура, Жиля Делёза и Феликса Гваттари и наблюдает за американскими индейцами. Де Кастру по-своему интерпретирует этнометафизику индейцев и приходит к выводу, что должна быть создана новая постструктуралистская методология.
Цитата из книги: «Вопрос, таким образом, не в том, должны ли антропологи возобновить диалог с философией, который никогда не прерывался, но в том, с какой именно философией стоит установить связь. Очевидно, что это зависит от того, чего мы хотим и что можем. Вполне возможно создать образ неприрученной мысли при помощи Канта, Хайдеггера или Витгенштейна».
Кому подойдет: тем, кто хочет лучше понять мышление аборигенов.
Клиффорд Гирц, Глубокая игра: Заметки о петушиных боях у балийцев
О чем: Еще одна книга, в которой высказано недовольство современной этнографией и антропологией. Американского социолога и антрополога Клиффорда Гирца не устраивало, что в современной этнографии преобладают формализм и математизация. Он основал собственное научное течение — интерпретивную антропологию. Она, по задумке Гирца, ищет значение, а не закон, и противопоставляется «темным наукам».
Стартом к написанию книги послужил приезд Гирца вместе с женой в балийскую деревушку. Он наблюдает за обычаями крестьян — в частности, петушиными боями, которые Гирц называет неотъемлемой частью местного образа жизни. Антрополог разбирает излюбленный вид досуга балийцев с разных сторон — социальной, финансовой, культурной и даже политической. В результате получилось не только мощное антропологическое исследование, но и рассказ о жизни ученого на Бали.
Цитата из книги: «Культура народа представляет собой ансамбль текстов, каждый из них, в свою очередь, тоже ансамбль, который антрополог пытается прочесть, заглядывая через плечо того, кому он, собственно, принадлежит. На этом пути его подстерегают огромные трудности, методологические ловушки фрейдистской дрожи и ряд проблем морального характера. Однако это единственный способ социологического анализа символических форм».
Кому подойдет: тем, кто устал от формализации в антропологии. И, конечно, тем, кто увлекается петушиными боями.
Франко Арминио, Новые открытки с того света
О чем: Итальянский писатель Франко Арминио собрал короткие послания умерших людей — о прожитой жизни, последних мгновениях и неизбежности смерти. В «Открытках» Арминио использует минималистичную форму — каждое послание состоит всего лишь из нескольких предложений, но эмоционально и эстетически воздействует на читателя.
Цитата из книги: «В какой-то момент я решил, что могу стать важным человеком. Я почувствовал, что смерть дает мне отсрочку. Тогда я с головой окунулся в жизнь, как ребенок, запустивший руку в чулок с рождественскими подарками. Потом настал и мой день. Проснись, сказала мне жена. Проснись, все повторяла она».
Кому подойдет: любителям соприкоснуться с потусторонним.