Книги февраля
Новые книги Хорхе Карриона и Вольфрама Айленбергера, учебник по антропологии, сборник Сьюзен Сонтаг о женщинах и переиздание Грэма Хармана. Рассказываем, какие новинки ожидать в феврале.
Новые книги
Посмертно собранная подборка размышлений Сьюзен Сонтаг о женщинах — пять эссе и два разговора. Все тексты написаны в первой половине 1970-х, время второй волны феминизма. Сборник отражает сложное отношение Сонтаг к женскому движению: с одной стороны, солидарность с ним, с другой, острое чувство отдельности себя от любой общности. Работы идут в хронологическом порядке, что позволяет проследить развитие мысли писательницы. Книга публикуется на русском впервые.
Цитата из книги:
Женское же лицо, напротив, отделено от тела. Женщина относится к нему совершенно не естественно. Ее лицо — это холст, на котором она рисует подправленную, улучшенную версию самой себя. Одно из правил этого искусства — лицо не должно выдавать ничего, что она не хочет показывать. Ее лицо — это герб, это символ, это флаг. Как она укладывает волосы, как красится, как ухаживает за кожей — всё это характеристики не того, какая она «в действительности», а того, какого отношения она хочет от окружающих, в первую очередь мужчин. Они определяют ее статус как «объекта».
Хорхе Каррион «Вымышленные библиотеки»
Автор книги «Книжные магазины» Хорхе Каррион пишет об удивительных пространствах библиотек и книжных магазинов, выступая против маркетплейсов. В оригинале книга называется Contra Amazon и беспокойство автора о влиянии позднего капитализма на книжную культуру — одна из центральных ее тем. Это одновременно сборник эссе о социальных, интеллектуальных и культурных пространствах — от Лондона до Женевы, от Майями до Аргентины и Южной Кореи — и автобиография читателя. Издание выходит в рамках совместного проекта издательства Ad Marginem и банка Точка.
Разговор Хорхе Карриона и директора независимых книжных магазинов «Пиотровский» Михаила Мальцева.
Цитата из книги:
Достаточно заглянуть в местную библиотеку и убедиться, что в интернете можно найти далеко не всё. Посетив Национальную библиотеку Аргентины, Государственную библиотеку Виктории в Мельбурне, библиотеки Hyundai Card в Сеуле, Международную библиотеку детской литературы в Токио или невероятный книжный магазин Kids Republic в Пекине, где всё можно пощупать и потрогать, я осознал нечто еще более важное: переживания и впечатления, которые дарят вам эти пространства, не имеют цифровых аналогов.
И потому детские отделы книжных магазинов и библиотек необычайно ценны: они формируют и определяют потребителей и, конечно же, читателей будущего. Романы, фильмы, комиксы и телевидение неизменно воплощают в жизнь пространства книг — как в более реалистических жанрах, так и в стиле фэнтези или научной фантастики, — ведь слияние дискурса и объекта, виртуального и физического, разума и тела — это то, что делает нас людьми.
Джон Бёрджер
«Дорожи тем, что ценишь. Депеши о выживании и стойкости»
Бёрджер изображает мир после 11 сентября и исследует искусство как инструмент политического сопротивления, анализирует природу терроризма и порождающее его глубокое отчаяние. Он пишет о бездомности миллионов людей, вынужденных из-за бедности и войны стать беженцами, говорит об Афганистане, Ираке, Палестине, Сербии, Боснии, Китае, Индонезии — о любом месте, где люди лишены самых элементарных свобод. Признает глубину страданий во всем мире и предлагает действия, которые могли бы, наконец, помочь положить им конец. Обращаясь к сюжетам фильмов Паоло Пазолини, работам Фрэнсиса Бэкона, фотографиям Ахлам Шибли и Йитки Ханзловой и вспоминая «Смотрим на чужие страдания» Сьюзен Сонтаг, Бёрджер анализирует, как искусство в качестве инструмента сопротивления репрессивной политике может помочь одержать победу над болью, страхом и ненавистью.
Цитата из книги:
Хочу сказать хоть что-то о боли в сегодняшнем мире. Мощная и агрессивная идеология потребления стремится убедить нас в том, что боль — это несчастный случай, нечто такое, от чего есть страховка. Это безжалостная логика.
Все знают, что боль неотделима от жизни, но хотят забыть о ней или не придавать ей значения. Все варианты мифа о грехопадении в Золотом веке, где не существовало боли, являются попыткой обесценить ее существование на Земле. То же самое и с изобретением ада, расположенного неподалеку царства наказания через боль. И с идеей жертвоприношения. И, гораздо позже, с принципом всепрощения. Можно предположить, что философия началась с вопроса: почему возникает боль?
Несмотря на вышесказанное, нынешняя боль мира в некотором смысле беспрецедентна.
Вольфрам Айленбергер «Пламя свободы»
Новая книга автора «Времени магов». 1933 год. Ханна Арендт бежит из Берлина, чтобы присоединиться к таким же изгнанникам без средств и документов, ищущим приют в Париже. Симона де Бовуар ищет ответы на вызовы жестокого мира в Руане. Айн Рэнд работает в голливудском изгнании над романом, который, как она верит, вновь зажжет пламя свободы на ее приемной родине. Симона Вейль, разочарованная итогами революции в России, посвящает все свои мысли и силы тяжкому жребию угнетенных. В течение следующего десятилетия, одного из самых мрачных в истории Европы, эти четыре женщины, преданные мысли, будут разрабатывать идеи, которые во второй половине столетия облетят земной шар и изменят мир. Вольфрам Айленбергер проходит по стопам своих героинь от Ленинграда до Нью-Йорка и от Испании в разгар гражданской войны до оккупированной нацистами Франции, чтобы проследить извилистые траектории их судеб.
Блиц-интервью с Вольфрамом Айленбергером о философии.
Цитата из книги:
Она предпочла бы совсем отбросить свое прошлое «я». Сделать вид, будто она сама вольна решать, кто она и как ей жить на свете. Некоторые люди и даже некоторые философы считали это возможным. Но для таких иллюзий Арендт никогда не была достаточно молодой. Она знала, что на самом деле «создать новую личность так же трудно и безнадежно, как создать новый мир». Никто и никогда не начинал с чистого листа. Никто не свободен. У каждого из нас есть корни, как бы мы ни желали от них оторваться — будь то вследствие мании величия или глубокого отчаяния.
Мэтью Энгельке «Думай как антрополог»
Книга Энгельке — увлекательное введение в антропологию, цель которого: познакомить широкого читателя с антропологическим способом мышления. Мэтью Энгельке доказывает на примере множества теоретических доводов и фактов, почему антропология важна: она позволяет нам лучше понять других с их отличными от наших взглядами и убеждениями, а тем самым и лучше разобраться в себе самих. Работа состоит из девяти глав, в каждой из которых разбирается одно понятие с точки зрения разных антропологов: культура, цивилизация, ценности, ценность, кровь, идентичность, власть, разум и природа. Издание выходит в рамках совместного проекта издательства Ad Marginem и банка Точка.
Отрывок из книги читайте здесь.
Цитата из книги:
Антропологический подход к знанию всегда содержал в себе этическое измерение. Мы становимся лучше, когда больше узнаем о других. И неважно, откуда эти другие — из долины Зуни или из Лондона, — для антропологии это равнозначно и равноценно. То, что сказала Рут Бенедикт в 1934 году, актуально и сегодня: «Никогда еще цивилизация так не нуждалась в людях, чье сознание подлинно культурно, которые способны объективно видеть социально обусловленное поведение других народов без страха и взаимных обвинений».
Но мне бы хотелось, чтобы читатель почерпнул из книги не только любопытные факты, но и некоторую антропологическую чуткость, чтобы он мог применять антропологический подход и в окружающем его мире. Думать как антрополог.
Переиздания
Хорхе Каррион «Книжные магазины»
Переиздание знаменитой книги писателя и книжного критика (и критика маркетплейсов) Хорхе Карриона. Вместе с ним мы посещаем Shakespeare & Co в Париже, Wells в Винчестере, Green Apple Books в Сан-Франциско, Librairie des Colonnes в Танжере, Strand Bookstore в Нью-Йорке, небольшие лавки и огромные книжные супермаркеты. Каррион создает картину книжных магазинов, рассматривая данную институцию через призму пространства и времени как уникальное аутентичное место, обособленный мир и важный культурный феномен.
Цитата из книги:
Салоны, читальные залы, кружки, кафе или книжные магазины роднит между собой их близость к домашним очагам или политическим ячейкам, где циркулирует информация, отмечает в романе «Путешественник века» Андрес Неуман, который, кстати, писал, что книжные магазины — это «мимолетные домашние очаги». Зарубежная и местная пресса ведут диалог в экстерриториальных умах путешественников и изгнанников, чьи перемещения из одной европейской столицы в другую заменили собою гран-туры. Европа превращается в большое пространство, по которому движутся книги, производимые промышленными методами; этот процесс сопровождается расширением сетей книжных магазинов, увеличением числа историй с продолжением, ставших основной коммерческой формой романа, быстрым ростом числа грамотных людей и преобразованием континента в запутанный клубок железных дорог. Когда же складываются институты, отслеживающие производство и реализацию издательской продукции. например, в Германии, как напоминает нам Свен Даль, в 1825 году была создана ассоциация книготорговцев, двадцатью тремя годами позже добившаяся отмены цензуры.
Грэм Харман
«Объектно-ориентированная онтология: новая „теория всего“»
Что такое мир объектов, независимых от человеческого присутствия в мире? Почему искусство жизненно необходимо для занятий философией? Как объекты помогают понять то, что происходит в мире общества и политики? Каково влияние объектно-ориентированной онтологии на архитектуру? Чем, наконец, отличается объектно-ориентированная онтология от других влиятельных течений: археологии знания, генеалогии, деконструкции, акторно-сетевой теории и «нового материализма»? На эти и другие вопросы пытается дать ответы влиятельный американский философ в своем популярном введении в «метафизику объектов». Книга Грэма Хармана, одной из ключевых фигур в движении «спекулятивного реализма», представляет собой попытку целостного и последовательного изложения его собственного учения, «объектно-ориентированной онтологии».
О философии Хармана для журнала Ad Marginem написал переводчик книги Максим Фетисов.
Цитата из книги:
Предмет лежащей перед вами в данный момент книги — объектно-ориентированная онтология (сокращается как ООО и произносится три раза «О»), относительно новая школа философии, которая верит Сократу на слово. На самом деле никто не обладает ни знанием, ни истиной, и, следовательно, они не могут служить защитой от разложения политики или чего бы то ни было еще. ООО полагает, что настоящая опасность для мысли исходит не от релятивизма, а от идеализма, и поэтому лучшее снадобье от того, что причиняет нам страдание, — это не пара «истина — знание» (которую мы в подробностях рассмотрим в главе 4), а реальность. Реальность — это скала, о которую всегда разбиваются наши многочисленные корабли, и в этом качестве ее нужно признать и почитать, какой бы трудноуловимой она ни была. Подобно военачальникам, полагающим, что ни один план сражения не выдержит первого же столкновения с врагом, философы, вместо того чтобы заниматься законодательным закреплением достоверных процедур преодоления мнений и эмоций, должны вспомнить о том, что никакая теория не переживет первого контакта с реальностью.