... моя полка Подпишитесь
28 Октября / 2022

12 книг о разнообразии антропологии

alt

Антрополог Григорий Винокуров составил список книг, показывающий разнообразие антропологического взгляда — текст антропологов о том, как читать тексты антропологов, исследование уличной книготорговли, классические тексты отцов основателей и самые свежие идеи понимания мира.

Григорий Винокуров

Мэтью Энгельке «Мысли, как антрополог»
Matthew Engelke Think like an anthropologist (Penguin Random House)

Об авторе: Мэтью Энгельке (р. 1972) — антрополог, профессор департамента религии в Колумбийском университете. Энгельке специализируется на изучении религии (христианства в частности), вопросах секуляризма, медиа и их пересечений. Проводил полевую работу в Зимбабве, изучая африканское христианство, и в Великобритании, исследуя, как английские благотворительные организации продвигают библейские тексты в крайне секулярном контексте.

О книге: Книга Энгельке — увлекательное введение в антропологию, цель которого: познакомить широкого читателя с антропологическим способом мышления и показать важность критического взгляда на наши собственные предубеждения, стереотипы и конвенции. Книга в легкой форме объясняет важнейшие понятия антропологии (культура, природа, кровь, цивилизация и др.) и то, как менялось их понимание в дисциплине.

Для кого: Тем, кто хочет приоткрыть дверь в мир культурного разнообразия, ощутить, что все, что кажется само собой разумеющимся, на самом деле культурно-специфично и в других точках мира понимается иначе.

Ad Marginem готовит книгу Мэтью Энгельке к изданию, отрывок уже можно прочесть в журнале.

Палома Гай Бласко и Хуон Уордл «Как читать этнографию»
Paloma Gay y Blasco, Huon Wardle How to read ethnography (Routledge)

Об авторах: Палома Гей Бласко — антропологиня, занимающаяся вопросами гендера и идентичности, специализируется на изучении этнической группы Рома. Хуон Уордл — антрополог, специалист по антропологии космополитизма и в исследованиях диаспор в Карибском регионе. Вместе они преподают курс по этнографическим методам в университете Сент-Эндрю (Шотландия).

О книге: How to read ethnography — это буквально учебник, обучающий тому, как читать антропологические этнографии — тексты, которые производят антропологи по результатам полевых работ. На примерах из классических и современных текстов книга учит, как читать этнографии аналитически, подмечая важные детали, ключевые теоретические идеи и как использовать их в развитии своего антропологического воображения. Важный посыл книги: ни один текст по антропологии никогда не пишется (не должен писаться) «просто так» — текст всегда нуждается во встраивании в определенный теоретический разговор, иначе он не имеет смысла, иначе не происходит развития антропологического языка.

Для кого: Студентам-антропологам, вынужденным читать этнографические тексты, преподавателям, вынужденным обсуждать эти тексты со студентами. И всем, кто читает этнографии по собственному желанию.

Эдвард Холл «По ту сторону культуры»
Edward. T. Hall Beyond Culture (Anchor Press & Doubleday)

Об авторе: Эдвард Холл (19142009) — американский антрополог, кросс-культурный исследователь, создатель дисциплины по исследованию межкультурной коммуникации, которая продвинула понимание культурных различий и того, как они работают. Холл в своих работах фокусировался на неявных аспектах культуры — скрытых, бессознательных способах взаимодействия и осмысления времени, пространства и контекста.

О книге: «По ту сторону культуры» посвящена работе аспектов культуры, которые находятся вне области выражаемого, которые действуют скрыто, неявно, на бессознательном уровне определяя как человек из того или иного культурного контекста будет действовать в той или иной ситуации. Как он будет определять время прибытия на встречу? Будет ли он извинятся за то, что не пришел? Как близко будет стоять? Что будет проговаривать, а что оставит в области само собой разумеющегося? В книге Холл вводит различение между высоко- и низкоконтекстными культурами. Для первых часть информации всегда остается недосказанной, она содержится в контексте, который должны уметь считывать те, к кому обращено высказывание или действие (пример: Япония). В низкоконтекстных культурах информация передается эксплицитно, нет нужды быть включенным в широкий контекст для того, чтобы считать сообщение, в таких культурах информация передается более прямо (Скандинавские страны).

Для кого: Тем, кому иногда кажется, что Другие действуют странно. И тем, кто хочет понять, что в их действиях нет ничего странного, если мы откроемся другим культурам и их особенностям.

Клиффорд Гирц «Глубокая игра: Заметки о петушиных боях у балийцев»

Об авторе: Клиффорд Гирц (1926–2006) — классик антропологии, с чьим именем связан интерпретативный поворот в дисциплине: антропологическая теория от разговоров о структурах и поддержании социального порядка переходит к ориентации на исследование и интерпретацию смыслов, которые производят наши информанты. Работы Гирца оказали огромное влияние на антропологию и во многом сформировали ее современные установки.

О книге: Текст о петушиных боях на Бали, ставший классическим, своего рода демонстрация того проекта интерпретативный антропологии, который развивал Гирц и противопоставлял растущей формализации и математизации научного знания. Петушиные бои — крайне важная часть балийской культуры и Гирц берется проинтерпретировать их, предлагает множество антропологических прочтений петушиных боев. Это и символическая репрезентация балийского социального порядка, и выражение неизбежной животности человека, и способ выражения социальных драм и еще многое другое. Гирц использует метод «насыщенного описания» для того, чтобы показать смысловую множественность петушиных боев и подвести нас к мысли о том, что не может быть одной раз и навсегда утвержденной интерпретации культурного явления и что антропологи не обладают монополией на правильное понимание ситуации.

Для кого: Тем, кто хочет увидеть пример антропологического искусства интерпретации. И тем, кто чувствует потребность противопоставить этнографическую чувствительность одержимости большими данными и квантификации всего.

Митчелл Деньер «Тротуар»
Mitchell Duneier Sidewalk (FGS)

Об авторе: Митчел Деньер (р. 1961) — социолог, глава департамента социологии в Принстонском университете. Деньер получил образование в Чикагском университете, который является интеллектуальным продолжателем Чикагской школы социологии, фокусировавшейся на изучении городских сообществ. Университет активно занимается этнографическими исследованиями в городских контекстах США.

О книге: Этнография нью-йоркских торговцев дешевых книг на одной из улиц в центре Нью-Йорка. Большая их часть — бездомные афроамериканцы, некоторые с опытом употребления наркотиков. Почти все «добывают» книги для продажи в мусорках и помойках. Деньер показывает, как их социальный мир выстраивается в ходе повседневных взаимодействий, как в пространстве одной улицы переплетаются разные жизни, структурное насилие, городская политика, стремление заработать и почему из-за предубеждений мы теряем чуткость к судьбам людей, оказавшихся на обочине, вынужденных жить на тротуарах у наших домов.

Для кого: Тем, кто хочет понять, что антропология — это не только про далекие места и странные обычаи. Она и про что-то очень близкое, что разворачивается в современных городах, где, как кому-то кажется, антропологу нет места.

Анна Лёвенхаупт Цзин «Гриб на краю света. О возможности жизни на руинах капитализма»

Об авторе: Анна Лёвенхаупт Цзин (р. 1952) — профессорка антропологии в Университете Калифорнии, Санта-Крус, занимается вопросами межвидового взаимодействия, антропоцена и феминистской теории.

О книге: Анна Лёвенхаупт Цзин предпринимает необычную попытку посмотреть на человеческий мир, используя нечеловеческий объект (гриб мацутакэ) прослеживая его множественные и запутанные пути. Этот гриб растет в ландшафте, измененным людьми; он невероятно высоко ценится и считается редким деликатесом в Японии; из-за этого на него охотятся сборщики в Северной Америке; чтобы затем продать скупщикам; скупщики отправят его через транснациональные сети в страну восходящего солнца, где из товара с другого конца света, он превратится — в желанный подарок. Цзин показывает, что могут рассказать перемещения и превращения этого гриба из объекта в товар, и из товара в подарок о современном капитализме и возможности жизни на его обломках, на ландшафтах поврежденным его влиянием. Книга Цзин была удостоена премий Грегори Бейтсона и Виктора Тернера, вошла в университетские силлабусы курсов по современной этнографии и стала широко читаемой и обсуждаемой как внутри академии, так и вне нее.

Для кого: Тем, кто уже знаком с классической антропологией и желающих увидеть возможности антропология не-человеческого. А также для всех, кто ощущает себя живущим на руинах. Эта книга показывает, что жизнь в разрушенных ландшафтах возможна, но для этого нам необходимо перестроить собственные способы со-существования в них. Поучится как жизни у гриба мацутакэ — разрастаться, строить симбиозные сети и поддерживать друг друга на руинах капитализма и антропоцентризма.

Филипп Бургуа «Праведный наркоман»
Phillipe Bourgois Righteous Dopefiends (California University Press)

Об авторе: Филипп Бургуа (р. 1956) — американский антрополог, профессор в университете Калифорнии, Лос-Анджелес, глава Центра исследований социальной медицины и гуманитарных наук. Занимается исследованиями структурного насилия в США, влияния государственной медицинской политики на незащищенные меньшинства, а также антропологией зависимости.

О книге: Филипп Бурга совместно с фотографом-аспирантом Джеффом Шонбергом описывает и критически анализирует опыт группы бездомных наркопотребителей, обитающих под мостом в Сан-Франциско. Исследование заняло двенадцать лет — с ноября 1994 по декабрь 2006 года. В книге Бургуа использует гуманистический подход к жертвам опиоидной зависимости, оказавшимся на обочине в прямом и переносном смысле. Бургуа иллюстрирует сложные пересечения неравенства, социального насилия, расизма и власти, которые привели его героев к такой жизни. Сам Бургуа пишет, главная цель этой фотоэтнографии: объяснить, почему Соединенные Штаты — самая богатая страна в мире — превратились в котел производства обездоленных наркоманов, вовлеченных в повседневное насилие. Жизнь изучаемого сообщества, брошенного выживать в собственной «моральной экономике», передана через репортажные фотографии, яркие диалоги героев, запись их биографий, а также через подробные полевые заметки и теоретический анализ.

Для кого: Тем читателям, кого интересуют вопросы медицины и насилия с социальной точки зрения. Тем из них, кто способен выдержать подробные описания реальных человеческих страданий и сопереживать им.

Дэвид Гребер «Долг: первые 5000 лет истории»

Об авторе: Дэвид Гребер (1961-2020) — антрополог, анархист-активист, один из ярких участников движения Occupy Wall Street. Гребер известен как своими академическими работами, переверчивающими способы мышления о современном мире и его истоках, так и своей политической принципиальностью. Для Гребера антропология сближается с анархистскими способами мысли и действия: антропология обладает эмансипаторным потенциалом для человеческого воображения — этнографические описания позволяют нам увидеть, что возможна Другая социальная жизнь, построенная на других основаниях, нежели наша; что иные способы жизни существуют среди нас, а не только на страницах политических утопий.

О книге: Антропологи довольно часто не скрывают своей политической вовлеченности и ангажированности. Дэвид Гребер, совмещая анархистскую и антропологическую перспективы, ставит радикальные вопросы. Что такое Долг? Почему мы говорим о нем в экономических терминах? Зачем выплачивать Долги? Что такого в Долге, что он заставляет нас его отдавать? Можем ли мы помыслить мир без экономического Долга? И если да, то почему бы не списать все долги? Гребер использует распространенный антропологический прием — предлагает нам представить иной порядок вещей, опираясь на разные этнографические и исторические контексты. Он задается вопросом: как получилось, что мы стали мыслить Долг в экономических терминах как неоспоримую категорию отношений? Начав с признания, что Долг таковой не является, мы можем внимательно проследить историю его становления и институционализацию долговых отношений в различных обществах. Книга Гребера увлекательно учит нас смотреть вглубь явлений, которые принимаются за очевидности и сопротивляться навязываемым пониманиям человеческих отношений.

Для кого: Тем, кто когда-либо брал или давал взаймы; тем, кто хочет понять, что Долг — основа социальной жизни, социальный клей. Важно переосмыслить его и научится выстраивать совместную жизнь на его принципах.

Взгляд антрополога на бюрократию
Утопия правил
Дэвид Гребер
Купить
Исследование труда, превращенного в утомительный, скучный и никому не нужный бред
Бредовая работа
Купить

Эдвард Саид «Ориентализм»

Об авторе: Эдвард Вади Саид (1935–2003) — литературовед, теоретик культуры, один из основателей и интеллектуальных основоположников постколониальных исследований; автор ключевых текстов в этой области, оказавший влияние на многих современных философов.

О книге: В прошлом году в «Гараже» вышел новый перевод труда Эдварда Саида «Ориентализм». Саид пытается проследить генеалогию европейской мысли о «Востоке», как особого концепта, обозначающего особый мир. Он подробно прослеживает развитие способов репрезентации «Востока», создавшие его. Понятие «Восток», по мнению Саида, появляется на сложном пересечении отношений власти, академического знания и литературы XIX века. Он доказывает, что «Восток» сформировали интертекстуальное взаимодействие и риторическое конструирование  — означающее, которое по ходу истории становилось все более жестким и встраивалась в разнообразные идеи о противопоставлении между «нами» (европейцами) и «ними» (множественными Другими). Это разделение продуцировалось в ходе колониальной политики, захватывающей право и способность угнетенных говорить. Книга Саида стала одной из ключевых работ, написанных в XX веке на стыке литературоведения, антропологии и культурных исследований. Во многом современные постколониальные исследования черпают вдохновение в «Ориентализме» Саида, осмысляя колониальное прошлое антропологии.

Для кого: Тем, кто хочет понять, каким образом создаются большие конструкты — «Восток», «Запад» и др., и то, как, став частью дискурса, они определяют нашу реальность, влияя на политические проекты современности.

Эдуарду Вивейруш де Кастру
«Каннибальские метафизики. Очерки постструктурной антропологии»

Об авторе: Эдуарду Вивейруш де Кастру (р. 1951) — бразильский антрополог, профессор Национального музея Бразилии при Федеральном университете Рио-де-Жанейро.

О книге: Эта книга с цепляющим названием стала одной из самых обсуждаемых и цитируемых в антропологии последних нескольких лет. Де Кастру призывает нас к «новой антропологии», в которой мы будем со всей серьезностью относится к способам мышления изучаемых Других. Как антропологи мы не должны колонизировать этих Других, располагать их в привычных нашему западному мышлению схемах. Наоборот, мы должны воссоздать их мысль во всей ее сложности, даже если эта сложность радикально отличается от нашей и кажется непонятной. Эта книга стоит на стыке современной философии и антропологии — большая ее часть состоит из экскурса в работы Леви-Стросса, Латура, Делёза, Стратерн и других авторов, которые определили и определяют ландшафт современной мысли о не-человеческом. Важный концепт, который вводит де Кастру — «перспективизм». Это способ мысли, который практикуют племена Южной Америки, в котором разные объекты — животные, растения, камни, духи и др. — обладают собственными точками зрения на мир, т.е. буквально можно смотреть на мир глазами, например, ягуара. Описания множественности мышлений приводят нас к антропологии, наполненной новыми совместными способами мысли. Это требует от нас пересмотра собственных эпистемологических установок и деколонизации мышления.

Для кого: Тем, кто хочет познакомится с радикально новой антропологией — сложной, но крайне интересной, переворачивающей представления о мире вокруг.

Эдуардо Кон «Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека»

Об авторе: Эдуардо Кон (р. 1968) — американский антрополог, профессор-ассистент Университета Макгилл, лауреат премии Грегори Бэйтсона (2014).

О книге: Говоря о современных антропологических работах, которые критикуют основания антропологии и ставят своей задачей переформулировать проект дисциплины, нельзя не упомянуть об этой книге . Кон радикализирует постановку вопроса о деколонизации антропологии. В его видении деколонизации подлежит не только «западное», «европейское», но человеческое мышление в целом. Люди не обладают исключительной монополией на язык и коммуникацию. И не только они обладают мышлением. Необходимо поставить под сомнение антропологический антропоцентризм и заглянуть по ту сторону Человека. Кон проводил свои этнографические исследования среди индейцев руна в эквадорских лесах Амазонии. Руна живут в удивительном месте, насыщенном разными существами — животными, духами и не только. Руна могут разговаривать с ними с помощью простых знаков и признавать их в качестве равных себе личностей. Каким образом это возможно и чему мы можем научиться у руна — узнаем в этой книге.

Для кого: Тем, кто всегда задавался вопросом: могут ли мыслить не-человеки (животные, растения, материальные и нематериальные объекты). А также тем, кто хочет увидеть, как работает антропология с тонкими, порой невидимыми материями, далекими от привычных пониманий, и какие вызовы это ставит перед социальными науками.

Тайсон Янкапорта «Разговоры на песке. Как аборигенное мышление может спасти мир»

Об авторе: Тайсон Янкапорта (р. 1973) — представитель клана Апалеч, одного из объединений коренного населения Австралии; основал Лабораторию систем аборигенного знания (Indigenous Knowledge Systems Lab) в мельбурнском Университете Дикина. Его работа сосредоточена на применении методов исследования коренных народов для решения сложных вопросов и изучения глобальных кризисов.

О книге: Книга Тайсона Янкапорты — пример проекта деколонизации мышления, о котором так много писали и продолжают писать антропологи. Сегодня очевидно, что антропологи не обладают монополией на знание о Других. Эти множественные Другие сегодня говорят за себя сами, сами создают тексты и другие источники, открывающие путь в увлекательные миры аборигенного мышления, предлагающего новые способы смотреть на мир, думать о нем и жить в нем. Аборигенные практики становятся одним из возможных ответов тупикам рационального мышления в глобальном мире.

Для кого: Тем, кто «чует нутром», что мышление не ограничивается только западной рациональностью, кто хочет открыть мир Аборигенного Знания и увидеть, как в этом мире возможна антропология, которую делают представители коренных народов.

Исследования обществ и сообществ:

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!