Что покупать и куда идти на ММКЯ?
С 30 августа по 3 сентября Ad Marginem и А+А будут на Московской международной книжной ярмарке. Ad Marginem можно будет найти на стенде Е16 (зал 5.3, этаж 1), а А+А — на H3 (шатер 5.5). Рассказываем о книжных новинках, которые выйдут как раз к ярмарке, а также об акциях и запланированном событии для гостей.
Новинки
Почему мы говорим «стоп», почему нам нужно сказать «стоп». Книга британского психоаналитика Джоша Коэна посвящена нашим отношениям с трудом, точнее — заложенному в каждом из нас желанию не работать, которое отнюдь не безоблачно сосуществует с желанием работать — и добиваться успеха, престижа, благополучия. Как быть с потребностью в «неработе», которую невозможно реализовать в полной мере, но и отрицать, задавливать в себе, крайне опасно? Автор ищет ответ на этот вопрос в собственном жизненном опыте, историях своих пациентов, литературе, кинематографе и судьбах нескольких выдающихся людей, столкнувшихся с конфликтом между работой и «неработой» вплотную, — Эмили Дикинсон, Орсона Уэллса, Энди Уорхола и Дэвида Фостера Уоллеса. Из автобиографических очерков, заметок психоаналитика и тонких наблюдений о природе творчества складывается этот текст, продиктованный стремлением Джоша Коэна разобраться в себе и способный помочь в этом нам.
Цитата:
Проза и эссеистика Уоллеса полны инертных образов, состояний, персонажей, которые пронизаны апокалиптическим ужасом, умиротворенным блаженством, бесчувственным удовлетворением, кататонической пустотой или стоическим спокойствием. Ничего не выражающий взгляд животных, мертвая пассивность телезрителей, оцепенелое довольство отдыхающих, беспамятство наркоманов, гнетущая тоска офисных служащих… Все это примеры зачарованности писателя нулевым состоянием сознания, опустошением психики, которое иногда кажется благословением, а иногда — проклятием.
Предисловие к книге читайте в журнале Ad Marginem.
Стюарт Джеффрис «Всё, всегда, везде. Как мы стали постмодернистами»
Стюарт Джеффрис (автор истории Франкфуртской школы «Гранд-отель „Бездна“») предлагает читателям обзор полувековой на сегодняшний день истории постмодерн(изм)а. Среди героев книги — философы, политики, художники, стартаперы, кинорежиссеры, архитекторы, музыканты и активисты, представители всех сфер культурного (и только ли?) производства, внесшие свой вклад в «великое стирание границ», которое поставило под вопрос всякие иерархии (вместо них теперь — всё), временные рубежи (всё теперь всегда) и собственно границы (всё — везде). Джеффрис, в свою очередь, постмодернистски ставит под вопрос сам постмодернизм, показывая, что заложенный в него неолиберальным капитализмом эмансипаторный заряд не сработал, но в то же время признает, что коль скоро мы стали постмодернистами, у нас нет пути назад.
Цитата:
Но что в конце концов делает «Криминальное чтиво» фильмом постмодернистским и дружественным неолиберализму, — это не то, что он делает со своими героями, а то, что он делает с нами. Он освобождает насилие от смысловой тяжести каких-либо социальных последствий, предлагая зрителям только непосредственные наслаждения: шоком, юмором, иронией без понимания и погружением в безвоздушный мир имитаций и цитат. Несомненно, это наслаждения, но наслаждения унизительные. Нас делают в первую очередь потребителями, и только во вторую — критиками того, что мы видим. Мы теряем контроль над собой, поглощая потоки шокирующего насилия и ретрокитча.
Послесловие редактора книги Александра Павлова — здесь.
Тонио Хёльшер «Ныряльщик из Пестума. Юность, эрос и море в Древней Греции»
В 1968 году в Пестуме была обнаружена так называемая «Гробница ныряльщика» с изумительно сохранившимися фресками. Главной сенсацией стало изображение ныряльщика, от которого гробница и получила название: пейзаж, намеченный легкими, скупыми штрихами; слегка волнуется водная поверхность; на берегу — сооружение неясной формы, похожее на вышку с выступающим карнизом, оттуда вперед головой прыгает в воду обнаженный юноша. Известный немецкий археолог Тонио Хёльшер предлагает свою интерпретацию фресок гробницы. Восстанавливая исторический контекст произведения, он расходится с его метафизическими толкованиями и рассматривает сцену ловкого прыжка юноши в воду исходя из значимости физического, телесного начала для жизненного уклада древних греков. Культура взросления, престиж тренированного тела, эротизм оказываются, согласно его выводам, ключевыми элементами общественной жизни как в греческом полисе, так и за его пределами, в «антимире» диких пространств.
Цитата:
На первый взгляд ничего непонятного в изображении нет: юноша ныряет вперед головой с вышки. Прочие фрески гробницы изображают веселую пирушку (симпосий) — распространенный, хорошо известный сюжет в античном искусстве и литературе. Смущает нас, видимо, как раз несоответствие между обыденностью этой пляжной сцены и ее уникальностью в изобразительном искусстве. Может быть, прыжок в воду здесь нечто большее, чем простая повседневность? Может быть, перед нами вовсе не сцена из жизни, а символ мистических представлений и надежд? Нужно ли в таком случае и симпосий трактовать символически? И что означают эти изображения в гробнице?
Лично я с самого начала склонялся к мнению, что перед нами повседневные сцены процветающей культуры. Но мнение — еще не аргумент. Лишь когда я отыскал факты и свидетельства, позволяющие локализовать сюжеты этих изображений во времени и пространстве античной культуры, стало возможным перекинуть мост к реальной жизни древних греков.
Майкл Фрейм «Геометрия скорби»
Математик Майкл Фрейм исследует феномен скорби с точки зрения геометрии. Мы скорбим, потеряв близкого человека, домашнего питомца, прежний образ жизни — нечто любимое и важное для нас. Как могут фракталы, траектории и переменные уменьшить эту душевную боль? По утверждению Фрейма, понимание «геометрии» своих переживаний может помочь пережить утрату. Анализируя скорбь как необратимую потерю, он обращается к законам математики, литературным сюжетам, эволюционной биологии, личному опыту. С их помощью Фрейм выводит собственные теоремы, позволяющие увидеть и проанализировать через «самоподобие» жизненного выбора, теорию мультивселенной и проецирование негативных эмоций на разные «пространства» сознания сложную закономерность чувств, составляющих скорбь.
Цитата:
И здесь мы приходим к еще одному моменту: любая скорбь состоит из множества своих подвидов, более мелких скорбей. Теряя близкого человека, мы также теряем возможность снова увидеть его реакции, его действия. Каждое действие складывается из более мелких действий, из многих мелочей, и мы теряем возможность снова увидеть каждую из них. И так далее. Если все мелкие скорби одинаковы, значит, скорбь самоподобна. Признав это самоподобие, мы определим те проекции, которые помогут нам умерить скорбь.
Робин Уолл Киммерер
«Жизнь в пограничном слое. Естественная и культурная история мхов»
Робин Уолл Киммерер — заслуженная профессорка биологии окружающей среды SUNY, а также основательница и директорка Центра коренных народов и окружающей среды. В 2022 году стала лауреаткой Премии Макартура. Ее книга — не руководство по идентификации и не научный трактат. Скорее, это серия связанных между собой личных эссе о жизни мхов, которая переплетается с жизнями бесчисленных других существ: от лосося и колибри до грибков, бактерий и деревенских огородников. Киммерер увлекательно объясняет биологию мхов, одновременно размышляя о том, чему эти удивительные организмы могут нас научить.
Цитата:
Дар влечет за собой обязанность — необходимость заботиться друг о друге. Лесной Дрозд получил дар пения, его обязанность — произносить вечернюю молитву. Клен получил дар выделения сладкого сока и обязан делиться этим соком с людьми, питая их в голодное время года. Это сеть, основанная на взаимности, о которой говорят старшие и которая связывает всех нас. Я не вижу никаких противоречий между историей о сотворении мира и моей научной подготовкой. Изучая природные сообщества, я всё время наблюдаю взаимность. У шалфея—свой долг: набирать воды в свои листья и поить ею кроликов, давать приют перепелкам. Его обязанности связаны и с людьми. Шалфей помогает нам изгнать из разума дурные мысли и вознести к небу благие помыслы. Роль мхов состоит в том, чтобы прикрывать камни, очищать воду, делать мягкими птичьи гнезда. Это очевидно. Но я задаюсь вопросом: каким даром они делятся с людьми?
По книге Робин Уолл Киммерер мы запустили серию экскурсий-ридингов в разных городах: сначала говорим о книге и литературе о природе, а потом идем на прогулку, говорить о мхах в вашем городе. Подробности о датах и городах — здесь.
Акция
«Искусство с 1900 года» за 3500 рублей
«Искусство с 1900 года» — одна из важнейших книг Ad Marginem, задавшая тон всей серии книг по искусству. Ставшая вехой и в истории искусствоведения, книга включает сто тридцать глав, выстроенных хронологически, год за годом обозревая ключевые события в искусстве — будь то создание выдающегося произведения, публикация важного текста или открытие значительной выставки. Так образуются не одна, а множество историй искусства в период с 1900 года до наших дней. В дополненное издание книги включены новое введение, посвященное искусству в эпоху глобализации, а также главы, рассказывающие о развитии синтетического кубизма, о раннем экспериментальном кино, о бразильском неоконкретизме, о постмодернистской архитектуре, о московском концептуализме, о зарождении квир-искусства, о южноафриканской фотографии и о нынешнем развитии музеев. На ярмарке со скидкой будет продаваться второе издание.
Новинки A+A
Мария Нестеренко «Капитан Собака в недрах Земли»
Книга финалистки конкурса ABCDbooks, художницы, писательницы и геолога Марии Нестеренко. Ее остроумные и яркие рисунки, обаятельные персонажи и доступные детям объяснения открывают фантастически красивый мир подземных и подводных сокровищ нашей планеты. «Путешествие Капитана и его команды буквально напрашивается на сценарий к мультсериалу, где каждая серия-страница таит в себе новые приключения, опасности, неожиданные знакомства и повороты сюжета», — Виктор Федосеев, сооснователь Большого фестиваля мультфильмов.
Ольга Бармаш «Архитектура и дети»
История создания и становления архитектурно‐творческой студии «СтАрт», а также описание уникальной авторской методики, которая помогает обучать детей архитектуре и творчеству. Студии, которая одна из первых осознала значение русского авангарда в деле воспитания проектного мышления.
Акция
При покупке от 1200 рублей — книга в подарок.
Дискуссия
Когда: 3 сентября, 13:00–13:45
Где: Павильон № 5, шатер 5.5
А+А представит дебютную книгу геолога и художницы Марии Нестеренко под редакцией Каси Денисевич — куратора программ MICBF, художника и автора книг, лауреата российских и международных конкурсов. Совместив научный бэкграунд, художественный вкус и чувство юмора, Мария создала настоящий инновационный проект: с яркой и самобытной графикой, остроумный, остросюжетный и познавательный. В свете выхода книги участники дискуссии обсудят, как развивается современный детский нон-фикшн и какие темы и форматы интересны издательствам и читателям.