... моя полка Подпишитесь

28 Февраля / 2020

Новинки марта

alt

Рады представить новинки марта. Все книги доступны для предзаказа по специальным ценам.

Грегуар Шамаю «Теория дрона»

Французский философ Грегуар Шамаю рассуждает о правовых и этических вопросах войны. Как применение военных дронов во время военных действий меняет законы войны, которые долгое время определяли военный конфликт как прямое столкновение между солдатами? Можно ли по-прежнему говорить о войне, когда риск не является взаимным и целые группы людей рассматриваются как потенциальные мишени, перед тем как стать мишенями легитимными?

Мэтт Браун «Всё, что вы знаете об искусстве — неправда»

В мире изобразительного искусства нередко распространяются заблуждения. Эта книга — о радостях и находках, которые дарит склонность заблуждаться, особенно в отношении искусства. Почему на самом деле Мона Лиза улыбается? Кто изобрел фотографию? Какая картина больше месяца висела вверх ногами, прежде чем кто-нибудь заметил? В этой книге раскрывается правда о первой фотобомбе в 1843 году, об уничтожении «Подсолнухов» Ван Гога во время Второй мировой войны, о том, как «Точечная картина» Дэмиена Хёрста была отправлена на Марс и о многом другом.

Майк Робертс «Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством»

В книге «Как художники придумали поп-музыку» обозреваются переплетающиеся истории поп-музыки и визуального искусства с 1950-х годов до наших дней. Автор подробно рассматривает обмен идеями между арт-колледжами и музыкантами, которых они воспитали.

Майк Робертс, имеющий за плечами художественное и музыкальное образование, а также практический опыт в поп-музыке (в 1990-х годах возглавляемая им группа The Mike Flowers Pops подбиралась к вершинам британских чартов), прослеживает историю рока арт-колледжей, уточняет родословную поп-культурных трендов и помещает в исходный исторический контекст творчество художников, которые черпают вдохновение в неиссякаемой витальной энергии поп-музыки.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
28 Февраля / 2020

Оружие против экспрессивного знака — творчество Сая Твомбли

alt

Публикуем фрагмент из «Искусства с 1900 года» про Сая Твомбли.

Сай Твомбли, посещавший в 1951 году колледж Блэк-Маунтин, в 1953-м присоединился к Раушенбергу в галерее «Стейбл», выставив свои работы по соседству с его «Белыми картинами» и черными глянцевыми коллажами. Однако его внимание и тогда, и в работах ближайших последующих лет было сосредоточено не на де Кунинге, а на Поллоке — на рисунке картин в технике дриппинга, паутину которых Твомбли превратил в резкие борозды, процарапанные в слое покрывающего холст пигмента остро заточенным карандашом и другими инструментами. Оружием против автографического знака абстрактного экспрессионизма стала для него, таким образом, не стратегия «механизации» спонтанного живописного мазка, а перекодирование этого мазка как формы граффити, то есть анонимного следа своего рода преступного насилия над нетронутой поверхностью, как в многочисленных декларациях того факта, что «здесь был Килрой» [стандартное обозначение надписи, оставляемой туристами при посещении достопримечательностей. — Пер.]. Не столь очевидный в своем индексальном качестве, как падающая тень или отпечаток шины, знак граффити относится к той же категории, что и сломанные ветки в лесу или улики, оставленные на месте преступления, будучи следом чужого присутствия, вторгшегося в пространство, до этого неоскверненное. Другими словами, он представляет собой остаток и в этом смысле порывает с фундаментальной предпосылкой «живописца действия», согласно которой произведение устроено как зеркало, отражающее личность художника и дающее ему возможность испытать свою подлинность в акте самоузнавания. Ведь если зеркало есть модель присутствия — самоприсутствия субъекта в его отражении, то граффити — это регистрация отсутствия, оставленная событием метка, которая, как пишет Жак Деррида в книге «О грамматологии», имея в виду любые графические следы, отрывает само-присутствие (момент настоящего, когда эта метка наносится) от него самого, деля событие на «до» и «после»; знак, в самом присутствии своего создателя принимающий форму остатка или осадка. Свидетельствуя, таким образом, о структурном отсутствии граффитиста в знаке, им созданном, граффити не только совершают насилие над поверхностью, которую они повреждают, но и наносят удар по своему автору, разбивая вдребезги его предполагаемое отражение в зеркале.

В таких работах Твомбли, как «Без тормозов» («Free Wheeler»), созданной через несколько лет после «Стертого рисунка де Кунинга», его метки, окрепнув и сплотившись, выпускают на волю насилие, уже ощутимое в движениях ластика у Раушенберга. Оба художника противопоставили индекс абстрактному экспрессионизму с его стремлением к самоприсутствию автора, и для обоих повторение и случайность послужили стратегиями создания «некомпозиций».

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
21 Февраля / 2020

Женщины, изменившие мир искусства

alt

«Расширенная картина. Женщины, изменившие мир искусства» — книга, которая рассказывает о жизни и творчестве женщин и их выдающемся вкладе в искусство. Все они, от провозвестниц женского искусства до наших современниц, боролись за то, чтобы их голоса были услышаны, и их произведения бесповоротно меняют наш взгляд на мир. Публикуем предисловие и первую главу из книги.


До недавних времен история западноевропейского искусства рассказывала преимущественно о жизни и творчестве художников-мужчин. В музейных собраниях, в книгах по истории искусства, на выставках женщины были отодвинуты на задний план и прочно забыты. Когда в 1898 году впервые распахнула свои двери знаменитая галерея Тейт, всего пять из представленных в ней тогда 253 картин принадлежали кисти женщин. Только в последние десятилетия произошел поворот: мы чаще стали слышать о женском творчестве и отдавать дань самобытным талантам художниц.

Тем не менее, женщины тысячелетиями создавали предметы искусства. От жительниц древней Индии, создававших священные изображения индуистских богов и богинь три тысячи лет назад, до Любайны Химид, в 2017 году ставшей первой чернокожей обладательницей престижной премии Тёрнера, мы видим непрерывную последовательность замечательных художниц. Из-за вековых притеснений одни из них не добились признания, которого заслуживал их талант, другие были лишены самой возможности учиться, работать и раскрывать свой творческий потенциал. Многие художницы были несправедливо забыты, имена других навсегда канули в Лету. К счастью, в этой области произошли благоприятные перемены. За последний век наше общество мало-помалу избавилось от предвзятости по гендерным и иным признакам, и женщин, занимающихся искусством, стало значительно больше.

Это произошло не по воле случая, а благодаря заслугам художниц, общественных деятельниц, кураторок и искусствоведок — женщин, сумевших преодолеть все препоны и сделать так, чтобы их голоса были услышаны. Группы, подобные Guerrilla Girls — коллектив, состоящий из художниц, критиков и активисток, —различными средствами агитации и протестами привлекают внимание к случаям ущемления прав и к трудностям, с которыми сталкиваются женщины в мире искусства. Массово публикуются исследования, изучающие вопросы идентичности, сексуальности, политики и истории. Это обогащает наши знания об искусстве и о том, каким оно может быть.

Социальные процессы позволили нам взглянуть иными глазами на творческое наследие таких художниц прошлого, как Берта Моризо и Гвен Джон: две эти отважные женщины сражались с неравенством, стремясь оставить после себя след в обществе, в котором господствовали мужчины. Эти же процессы помог-ли пересмотреть саму природу искусства, осознать значение, например, такой художницы, как Анни Альберс, чьи работы долгое время недооценивались как чисто «декораторские». Благодаря переменам Джоан Джонас и Ана Мендьета сумели предложить новый взгляд на женское тело, поместив его в центр своего искусства. И наконец, на видные места выдвинулись женщины из разных стран, принадлежащие к различным культурам: от Цао Фэй, исследующей быстрые преобразования в китайском обществе XXI века, до Симрин Гилл, чьи амбициозные проекты посвящены проблемам идентичности и жизни в сообществе.

В галерее Тейт мы прилагаем немало усилий, чтобы знакомить посетителей с разными именами и стилями, стараемся пополнять коллекцию произведениями художниц и больше демонстрировать их на выставках. И хотя прогресс налицо, необходимо еще многое сделать, прежде чем можно будет сказать, что неравенство устранено.

Задача этой книги — внести вклад в приближение к нашей цели, вдохновить, просветить и поддержать следующее поколение бесстрашных художниц и их союзниц и союзников. Вы узнаете о многочисленных ролях, которые играют женщины в мире искусства, в частности о кураторках и коллекционерках, работающих за кулисами художественной сцены, а также о судьбах выдающихся художниц от XIX века и до наших дней.

Жизнь и творчество каждой из них неповторимы. Сегодня художники, как и все люди, имеют право не отождествлять себя ни с одним из двух полов. А это значит, что не существует «женского искусства», но существует искусство, которое создают бесчисленные люди, вносящие каждый свой оттенок в определение человека.Такой широте взгляда невозможно не радоваться.

Мария Балшо,директор галереи Тейт

Женское искусство

Что такое искусство? Живопись, скульптура, изготовление витражей… А еще лоскутное шитье, гончарное мастерство и ковроткачество— главное, чтобы получилось красиво. 

На протяжении тысячелетий безымянные мастерицы создавали прекраснейшие изделия. На Западе испокон веков женщины вязали, шили, вышивали и расписывали посуду. Всё это считалось женской работой, домашней обязанностью или народным промыслом, но никак не изящным искусством, подобным живописи или скульптуре. Перечисленные занятия принадлежали кт ак называемому декоративному искусству, и изготовители предметов для украшения быта редко признавались выдающимися художниками.

Однако так было не везде. В Китае такие отрасли декоративного искусства, как вышивание и каллиграфия, издавна считались не менее важными, чем живопись или скульптура. А в исламском искусстве всегда высоко ценились архитектура, умение планировать сады и ткать ковры. Но всё равно имена большинства мастериц не сохранились в истории.

Понимание того, что есть выдающееся искусство, менялось стараниями многих художниц, представленных в этой книге. Анни Альберс, Джуди Чикаго и Тасита Дин пользовались традиционными техниками, но при этом их идеи звучат оригинально и свежо. Их произведения заставляют нас иначе взглянуть на мир, что, по сути, и является признаком большого искусства. Сегодня созданные Альберс прекрасные образцы текстиля украшают стены галерей, а расписным блюдам Чикаго и мастерски сделанным фильмам Дин отданы музейные залы.

Отыщите мотивы шитья в творчестве Луиз Буржуа, Трейси Эмин, Антеи Гамильтон и Дорис Сальседо. Ожерелья Симрин Гилл из книжных страниц — это искусство, ремесло или сразу ито и другое? А что вы скажете о«передвижных музеях» Даяниты Сингх, в которых фотохудожница выставляет свои фотографии?

Сегодня искусством может быть даже интернет. Цао Фэй создала интерактивный проект «Город RBM» на виртуальной платформе Second Life. Природа искусства всегда меняется с появлением новых художников, бросающих вызов тому, что существовало до них. Какие еще рубежи предстоит покорить женщинам? Правда, интересно?

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
14 Февраля / 2020

Редактор Максим Фетисов о книге «Станем ли мы все веганами?»

alt

Молли Уотсон «Станем ли мы все веганами?»

По данным антропологов, предки современного человека перешли на мясную диету примерно 2,6 млн. лет назад. Идея отказа от употребления в пищу живых существ появилась значительно позже, хотя также не очень нова: религии и целые культуры, знаменитые философы и литераторы проповедовали полный отказ от пищи животного происхождения.

Однако именно сейчас, после почти ста лет существования интенсивного сельского хозяйства с промышленным животноводством, вопрос их последствий для окружающей среды стал осознаваться все большим числом людей. Именно осознание как этической неприемлемости методов современного массового животноводства, так и конечности доступных нам природных ресурсов дает возможность поставить вопрос о том, как будет выглядеть наша планета в случае полного перехода людей на продукты растительного происхождения.

Этот мысленный эксперимент ставит писательница Молли Уотсон, попутно развеивая расхожие мифы о веганстве и задаваясь вопросом о том, насколько масштабные преобразования ожидают человечество в случае его полного отказа от животной пищи.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
12 Февраля / 2020

5 фактов о веганстве

alt

Возможная экологическая катастрофа, этические вопросы эксплуатации животных и человеческого труда, поддержание здорового образа жизни в хаотичном современном мире составляют повестку дня. Молли Уотсон рассуждает об этом в книге «Станем ли мы все веганами?», вышедшей в серии «The Big Idea. Введение в XXI век». Чтобы подготовить вас к чтению, мы собрали пять интересных фактов из книги.

1. Одним из первых веганов был древнегреческий философ Пифагор, который еще около 500 лет до н.э. принял радикальное для своего времени решение есть только растительные блюда, не подвергавшиеся термической обработке. До введения в XIX веке термина «вегетарианец», подобная диета называлась пифагорейской. Пифагор мотивировал свою диету морально-этическими принципами, полагая, что уничтожение живых существ в целом не принесет людям ни здоровья, ни мира. Подобных принципов придерживались Джон Локк, Вольтер. Такой подход к веганизму сохраняется и по сей день, а пример этому — образ жизни известной голливудской актрисы Натали Портман.

2. Одна из главных проблем перехода на веганскую диету — поддержание белка в организме. В исследовании Молли Уотсон рассматривает этот вопрос крайне детально и приводит множество примеров растительной пищи, которая заменит продукты животного происхождения (бобовые, темная листовая зелень и др.). Более того, автор пишет, что на самом деле сокращение потребления белка пошло бы людям на пользу. Рекомендуемая дневная норма составляет 0,75 грамма белка на килограмм веса, то есть 45 граммов для женщин и 55 — для мужчин; но в странах Европы среднестатистический житель потребляет около 100 грамм, а в Израиле показатель потребления белка и вовсе достигает 126 грамм.

3. Массовый переход к веганству может решить глобальные экологические проблемы. Так, он приведет к сокращению выделения метана, загрязняющего природу. По оценкам, сельскохозяйственные животные выделяют 14% всех парниковых газов — это примерно столько же, сколько производят все автомобили, поезда, корабли и самолеты вместе взятые. Ради массового производства мяса, крупный рогатый скот держат на неестественном для него рационе — злаках. Это и приводит к тому, что он производит в 3-4 раза больше парниковых газов, чем другие животные.

4. Негуманное обращение с животными, проблемы содержания и прокорма скота дали толчок стартапам по созданию искусственного мяса или выращиванию в лаборатории мышц из стволовых клеток животных. Подобное производство все еще дорогостояще, но с 2013 года невероятно продвинулось. Это подтверждает возможность нахождения в ближайшем будущем этической альтернативы животноводству.

5. Для людей, которые не могут отказаться от продуктов животного происхождения в связи с традициями, социальными привычками, существуют «понедельники без мяса». Идея, разработанная в США в 2003 году в Университете Джона Хопкинса, должна призвать людей не есть мясо хотя бы раз в неделю из соображений экологии и здоровья: веганы избегают проблем потребления насыщенных жиров, а также менее подвержены риску заболеть, например, раком прямой кишки.

Подробнее о необходимости распространения веганства с точки зрения медицины, глобальной экологической ситуации и даже личного духовного роста читайте в исследовании Молли Уотсон «Станем ли мы все веганами?».

Текст: Эллина Ефименко

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
11 Февраля / 2020

Редактор «Современной природы» Дерека Джармена о книге

alt

Я не люблю читать чужие дневники. И мой интерес к Дереку Джармену начался с фильмов, а не с книг. Но за фильмами, иногда несовершенными, нельзя было не заметить другое произведение искусства — поразительную личность Джармена, личность, как сказал один мой знакомый, «ренессансного масштаба».

«Современная природа» — это нечто большее, чем просто дневник. Широко известный факт, что Джармен в своих дневниках часто по-разному описывал одни и те же воспоминания. Многочисленные цитаты, стихи, факты подобраны тоже далеко не случайно. В определенной степени он мифологизировал собственную историю, превращал документальную прозу в художественную, дневник — в повесть. Джармен не просто приглашает читателя в свой повседневный мир, он, силой своего таланта, создает новый художественный мир.

Читая, а затем редактируя книгу, я прожила вместе с Дереком Джарменом два года. Разделяя его любовь к садоводству (хотя никогда им не увлекалась), гуляя по Дангенессу, переживая первые проявления смертельного недуга, общаясь с его друзьями, теряя его друзей, и, каждое мгновение, каждую строчку, чувствуя, как удивительна и прекрасна жизнь. Несмотря ни на что. Спасибо Вам за это, Дерек.

Анна Андронова, редактор

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
07 Февраля / 2020

10 заметных книг 2020 года

alt

Рассказываем о планах издательства на 2020 год. В материале даны оригинальные обложки и рабочие названия, которые впоследствии могут поменяться.

Оливия Лэнг «Crudo»

Оливия Лэнг написала свой первый роман «Crudo» всего за семь недель беспокойным летом 2017 года, во время работы над другим проектом. Она с робостью вспоминает о том, как это произошло: «Я писала другую нон-фикшн книгу и не могла ни к чему прийти. Потом, во время поездки в Италию, я решила отвлечься и просто писала каждый день. Я придумала себе правила — не возвращаться назад, чтобы не редактировать, не переживать из-за точно выстроенных предложений, а просто писать как можно быстрее». Обеспокоенность Лэнг происходящими в мире событиями слилась с ее интересом к фигуре Кэти Акер, экспериментальной писательнице, которую очень напоминает главная героиня «Crudo».

«Я прочитала его в один заход, потеряла счет времени, плавая на волнах ритма, ужаленная тактом; готова поспорить, Кэти Акер тоже бы понравилось, как и мне» Вив Альбертин

Перевод: С. Кузнецова

Рейчел Каск «Outline» 

«Outline» — первый роман трилогии, посвященной размышлениям о семье, гендере и культурном диссонансе в современном мире. Рейчел Каск исследует саморепрезентацию людей, то, как люди рассказывают истории о себе, образуя тем самым многослойный комментарий о природе повествования. Книги Каск, чем-то напоминающие бесконечный вербатим, записанные разговоры реальных людей,  уже переведены на все основные европейские языки, и теперь буду доступны на русском.

«Британская писательница Рейчел Каск — это Салли Руни для взрослых. Если герои Руни последовательно проходят все кризисы приблизительно 25-летнего возраста, от проживания любви всем телом до поиска своего места в еще не до конца изведанном мире, то герои Каск — это уже люди с основательно прожитой личной историей» Анастасия Завозова, главный редактор книжного сервиса Storytel

Перевод: С. Кузнецова

Кио Маклир «Птицы. Искусство. Жизнь. Год наблюдений»

Первая «взрослая» книга детской писательницы и художницы из Канады. Оказавшись в сложной жизненной ситуации, рассказчица открывает для себя мир «бёрдинга», наблюдений за птицами. С одной стороны, эссе, исследующее наши взаимоотношения с окружающей природой, с другой — откровенный опыт автофикшн, упражнение в искусстве приметливости и дневник наблюдений за собой. Птицы для Маклир становятся тем же, чем были грибы для Джона Кейджа или бабочки для Владимира Набокова — внешним толчком к внутреннему путешествию.

«Уже лет десять мы привыкли на бегу, или в припадке эскапизма, или среди толпы в подземелье заглядывать не в лица прохожих, а в фрагменты жизни своих и чужих френдов на экранах.  Кио Маклир пишет, казалось бы, такие же автобиографические заметки. И тексты, из которых они выросли, действительно публиковались в периодическом издании. Но читать их надо по-другому. Книжная страница — окно, где над озером Онтарио клубится туман, а оттуда проступают то местные кряквы, то залетный сапсан, то вороны, пикирующие на прохожих в токийском парке, то мальчик, отчего-то падающий на ровном месте. И голос автора: комментирует, размышляет, анализирует, вспоминает…» Светлана Силакова, переводчик книги

Перевод: С. Силакова

Беатрис Фонтанель и Даниэль Вольфромм «Мир в 100 произведениях искусства»

Соединяя в себе черты альбома по искусству, краткой исторической энциклопедии и роскошного атласа мира, эта книга, обращенная к подрастающему поколению, будет интересна и взрослым. Всемирная история, искусство и многополярный мир рассматриваются в ней в единой оптике: сорок глав, расположенные в хронологическом порядке, предлагают нам совершить путешествие не только во времени, но и вокруг света. Познакомившись с художественными достижениями и традициями разных народов — от резчиков неолита до современных китайцев, от кочевников-скифов до инуитов (жителей американского Севера), от итальянцев эпохи Возрождения до австралийских аборигенов, — мы получим представление о мировой цивилизации, сформированной бесчисленным множеством культур. Каждую главу иллюстрируют несколько памятников культуры (среди них не только картины и скульптуры, но и ткани, доспехи, книги и т. д.), снабженные подробными аннотациями.

Перевод: А. Соколинская

Редактор: А. Шестаков

Светлана Альперс «Рембрандт Энтерпрайз. Мастерская и рынок»

Светлана Альперс — знаменитый американский теоретик искусства русского происхождения. Ее подход — это переосмысление устоявшегося взгляда на европейскую живопись. «Рембрандт Энтерпрайз» — это попытка найти ответ на вопрос, что делает Рембрандта Рембрандтом,  исследование его творчества в контексте культуры того времени, в контексте того, что Нидерланды были не только лидером в области карт, но и в ведении торговли. Впервые на русском.

«Альперс мало уделяет времени таким традиционным художественно-историческим проблемам, как характеристика развития стиля Рембрандта или его творческий подход. Вместо этого она предлагает синоптический взгляд на попытки Рембрандта производить и продавать искусство». Питер Саттон, The Burlington Magazine

Перевод В. Ахтырская

Редактор: А. Щеникова-Архарова 

Послесловие: Р. Григорьев

Дэвид Гребер «Bullshit Jobs: A Theory»

В 2013 году антрополог, анархист и активист движения Occupy, автор интеллектуального бестселлера «Долг», Дэвид Гребер опубликовал в сети эссе под названием «О феномене бесполезных работ». В нем он заметил, что еще в 1930 году знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс предсказал достаточный уровень развития технологий к концу ХХ столетия, достаточный для того, чтобы работать по пятнадцать часов в неделю в таких странах как Великобритания и США. В технологическом смысле, писал Гребер, эта эпоха уже наступила, мы вполне способны сократить наше рабочее время. И, тем не менее, этого не произошло. «Вместо этого», — писал Гребер, — «технологии были выстроены таким образом, чтобы заставить нас работать еще больше».

Успех эссе был феноменален: миллионы просмотров, перевод на полтора десятка (или уже больше) языков, а выражение «ненужная работа», по-английски bullshit job, стало вирусным и не требующим перевода. Этот успех вдохновил Гребера развернуть основные тезисы очерка в полноценную книгу, исследующую, почему обществу современного капитализма важна бессмысленная работа.

Перевод:  А. Арамян, К. Митрошенков

Эмма Джулиани и Кэрол Сатурно «Грекомания»

Большая интерактивная книга-энциклопедия. Эта книга отправит в увлекательное путешествие по Древней Греции, по могущественным Афинам, вы узнаете об изобретении демократии, о войнах и победах, об эпохе Гомера. Благодаря красочным иллюстрациям и формату издания, «Грекоманию», чрезвычайно богатую информацией и фактами, можно читать с детьми самый разных возрастов.

Перевод: Т. Кондратенко

Серия «Основы искусства» «Символы в искусстве»

Серия «Основы искусства», выпускаемая совместно с издательством Thames & Hudson, знакомит с ключевыми моментами, понятиями, стилями, жанрами и направлениями мирового искусства от древности до наших дней. Девиз серии — «Кратко, емко и по существу»: стараясь ему следовать, авторы рассказывают о том, как смотреть на картины,  чем отличились представители импрессионизма и поп-арта, почему художницы внесли в историю не меньший вклад, чем художники, и в чем оригинальность и ценность стрит-арта. Увлекательные тексты дополняются многочисленными и хорошо подобранными иллюстрациями. В серии вышло десять книг. Очередная — одиннадцатая — посвящена символам в искусстве. На разнообразном материале — от древнеегипетского искусства до сюрреализма и от японского текстиля до афиш ар-нуво — Мэтью Уилсон обозревает мир иносказательных значений, которые приобретают в художественных произведениях явления природы, растения, животные и различные предметы.

Перевод: Ю. Евсеева

Теодор Адорно Minima moralia

Minima Moralia, «Малая этика», названная так вслед за «Большой этикой» Аристотеля, за первые полгода после публикации собрала около шестидесяти рецензий в одной только немецкоязычной прессе. За первые пять лет издатель Петер Зуркамп продал 100 000 копий — невероятный успех для философской книги.

В отличие от написанной широкими мазками «Диалектики Просвещения», Minima Moralia — это настоящий tour de force, Адорно в его концентрированном виде. Афористическая манера философствования, унаследованная у Монтеня, Ларошфуко, Шопенгауэра и Ницше сочетается здесь со столь характерными для Адорно пессимизмом и «левой меланхолией» — безусловными следами великих катастроф XX века.

Перевод: А. Белобратов

Редактор: Т. Зборовская

Мишель Фуко «История сексуальности. Том 4»

Важной частью последних десяти лет жизни французского мыслителя Мишеля Фуко было создание многотомного исследования западного отношения к полу и сексуальности. «Признания плоти» представляет собой последний, четвертый том «Истории сексуальности», увидевший свет спустя 34 года после смерти автора. Перед нами, по сути, последний причудливый изгиб его мысли, прерванной слишком рано. На самом деле, книга была написана после первого тома и представляет собой анализ феноменов пола и желания в христианстве. Таким образом, перед нами «недостающее звено», соединяющее современную эпоху с античностью и хронологически завершающее первые два тома. Разбирая тексты греческих и латинских отцов церкви, Климента Александрийского, Оригена, Тертуллиана, Блаженного Августина, Иоанна Златоуста, Фуко обращается к понятиям вожделения, плоти и греха, ставшими основными способами организации проявлений сексуальности в Средние века.

Перевод: С. Гашков

Редактор: А. Шестаков

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
31 Января / 2020

Заметки на полях — что читать в феврале

alt

Молли Уотсон «Станем ли мы все веганами?»

Молли Уотсон рассматривает историю веганства, его принципы и влияние в масштабах индивида, общества и всей планеты, а также дает оценку тому, как повлияет на экологию, экономику и наше здоровье масштабная перемена в пищевых привычках.

София Беннетт «Расширенная картина. Женщины, изменившие мир искусства»

«Расширенная картина» — книга, которая будет интересна как детям, так и взрослым. Концепция книги придумана галереей Тейт. Автор рассказывает о жизни и творчестве женщин, которые внесли выдающийся вклад в искусство. Все они, от провозвестниц женского искусства до наших современниц, боролись за то, чтобы их голоса были услышаны, и их произведения бесповоротно меняют наш взгляд на мир. Краткие биографии тридцати четырех художниц сопровождаются их портретами, репродукциями их главных произведений, выдержками из их высказываний, а также заметками о том, как устроен современный мир искусства.

Сьюзи Ходж «Я знаю такого художника. Истории удивительных пересечений судеб и неожиданных совпадений»

«Я знаю такого художника» — детская книга от автора «Почему в искусстве так много голых людей?». Это сборник познавательных и увлекательных историй о выдающихся провидцах мира искусства, дополненный цветными иллюстрациями, которые перекликаются с неповторимыми стилями героев. Рассказывая о жизни своих героев и их творческих достижениях, Сьюзи Ходж разматывает клубок жизненных и художественных обстоятельств, стоящих за появлением шедевров. 

Ролан Барт «Сай Твомбли»

Два небольших текста выдающегося французского семиолога Ролана Барта (1915–1980), написанные в 1970-х годах для каталогов парижских выставок Сая Твомбли (1928–2011), служат превосходным введением в творчество американского живописца. Барт проницательно анализирует сочетание абстрактной визуальности и конкретности письма, определяющее самобытный характер искусства Твомбли. 

Джон Сибрук «Nobrow»

Новое издание бестселлера! Исследование Джона Сибрука, колумниста журналов The New Yorker, Harper’s Bazaar, GQ, Vanity Fair, Vogue, а также газеты Village Voice, — путеводитель по современной культуре, в которой информационный шум оказывается важнее самого события, качество равно актуальности, и уже никто не в состоянии отделить продукт от его позиционирования, а культурную ценность — от рыночной стоимости. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
30 Января / 2020

Роберто Калассо — итальянское книгоиздание и La Folie Baudelaire

alt

Роберто Калассо, автор более десятка книг обо всем ― от Кафки до индийской мифологии, ― также является переводчиком, коллекционером редких книг, владельцем и издателем Adelphi Edizioni, одного из самых уважаемых и непредсказуемых интеллектуальных издательств Италии.

Издательство Adelphi специализируется на книгах, которые другие упускают из вида, собирая вместе недооцененных литературных титанов вроде Роберта Вальзера наравне с фантастическими романами, Тибетские религиозные тексты и популярные книги о поведении животных. Вопрос о том, как издательский дом может объединять такие разнородные вещи и при этом не обанкротиться, и стал предметом мемуаров Роберто Калассо «Искусство издателя», вышедших в нашем издательстве несколько лет назад.

Сам Калассо ― человек с крайне интересной биографией. Он родился в 1941 году во Флоренции; его отец был антифашистом, которого приговорили к смертной казни, из-за чего семье Калассо пришлось скрываться. При этом Роберто Калассо всегда был окружен книгами, в довоенное и послевоенное время родители были профессорами. Он начал писать в 12 лет и стал работать в издательском доме уже в 21. Интересно, что Калассо никогда не пишет тексты на компьютере.

В этом году мы совместно с Музеем современного искусства «Гараж» подготовили к изданию книгу Роберто Калассо «Сон Бодлера».

Оригинальное название книги — La Folie Baudelaire — взято Калассо из Сент-Бёва, который писал о «Фоли-Бодлер» (труднопереводимая игра слов, каламбур) по аналогии с «Фоли-Бержер». Знаменитое варьете и кабаре «Фоли-Бержер» было для праздных буржуа одним из символов парижского веселья и богемной жизни XIX века, а для интеллектуалов того времени таким символом стало воображаемое увеселительное заведение «Фоли-Бодлер». Русскому изданию книги Роберто Калассо было решено дать название «Сон Бодлера», отсылающее к центральному эссе автора, где говорится о бодлеровском понимании судьбы искусства в буржуазном обществе.i

Роберто Калассо рассматривает в отце поэзии символистов симптом эффекта «домино», которое вскоре будет названо «модерном». Автор обращается к личной жизни, работе и в особенности к опыту арт-критики как к призме для созерцания культурной трансформации раннего периода модерна. Книга Калассо ― серия воодушевленных импровизаций на отраженную в эссе Вальтера Беньямина «Бодлер» тему: поэт, хотя и решительно продолжавший существовать в романтической традиции, первым отобразил новую темную реальность, которую Беньямин назвал «постоянной катастрофой» жизни после индустриальной революции. Калассо освещает этот образ Бодлера — первого поэта, описавшего шокирующую красоту сгнивающего трупа; определившего смесь неприязни, скуки, отчуждения и страха, которые повисли над головами городских жителей как непрекращающийся лихорадочный туман; упивавшегося очарованием нездорового, порочного и уродливого, обаянием искусственного и механического, привлекательностью диссонанса и фрагментации — всеми пейзажами разрушения и отчаяния, которые станут привычными для таких писателей, как Кафка, Сартр и др.

Часть книги посвящена персонажам лично или духовно связанным с Бодлером: друзьям, врагам, любовникам, художественным наследникам, дальним знакомым, поклонникам, писателям и художникам, которых Бодлер презирал и обожал — фигуры всех оттенков от Энгра, Делакруа и Рембо до малоизвестных, но важных, как яркая муза художников Мадам Сабатье или иллюстратор Константен Гис, который запечатлел неопределенный дух современной жизни Парижа. Страницы «Сна Бодлера» пестрят их любовью, враждой, маниями и мелочами повседневной жизни и иллюстрируют то, как уникальные видения перекрестились, чтобы придать периоду особый колорит.

Полезный прием для любого читателя «Сна Бодлера» ― представить, что вы исследуете запутанные тропы деревни эксцентричных гениев или плывете по течению, в стиле Беньямина, через переполненную аркаду Парижа.

Материал был ранее опубликован в The New Yorker и The New York Times.

Перевод ― Эллина Ефименко

iРоберто Калассо «Сон Бодлера» М. : Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2020. — С.4.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
29 Января / 2020

10 книг об экономике в эпоху позднего капитализма

alt

ВВП, инфляция, объем государственного долга, дефицит бюджета — обыватель привык воспринимать поток экономических новостей через призму этих понятий. ВВП вырос — хорошо. Сократились инфляция и госдолг — замечательно. Бюджет исполнен с профицитом — можно спокойно допить кружку чая, выключить телевизор и отправиться спать.

Но только ли в этих категориях следует оценивать развитие экономики и, в целом, состояние ныне существующей капиталистической системы? Что скрывается за цифрами, которые по несколько раз на дню озвучивают ведущие теленовостей?

Скажем, ВВП. Его рост преподносится как положительное явление, но как долго может продолжаться увеличение производства товаров и услуг, стоимость которых и составляет валовый внутренний продукт? Мир наводнен одноразовыми продуктами, треть производимого продовольствия оказывается на свалке, а по океанам дрейфуют гигантские пластиковые острова. Гигантский объем производства материальных и нематериальных товаров, с одной стороны, ставит перед потребителем проблему выбора, которую он не способен решить, а с другой — оборачивается разбазариванием сырья и экологическими проблемами.

У роста ВВП есть еще один интересный аспект: а замечает ли вообще население изменения к лучшему, когда национальная экономика вырастает на один, два или даже три процента? По некоторым оценкам, львиная доля совокупного увеличения доходов сосредотачивается в руках ничтожной части населения: например, в США на долю 1% самых богатых американцев приходится 93% вновь созданных доходов. В связи с этим, встает вопрос не столько о важности роста экономики каждой отдельной страны и всего мира в целом, сколько о том, как этот рост распределяется. За последние 10 лет неравенство выросло, богатство сегодня еще больше сосредоточено в руках ничтожной части населения, в то время как имущественное положение 10% самых бедных граждан во многих развитых странах измеряется отрицательными значениями — это значит, что их долги превышают имеющую у них собственность.

Долги, кстати, особая тема для современной экономики. Их объем непрерывно увеличивается, государственный долг нередко сопоставим с объемом ВВП, а то и превышает его. Впрочем, задолженность государств выглядит скромно на фоне колоссальных частных долгов. Вся эта гигантская масса отбрасывает длинную тень на мировую экономику, грозя однажды обрушиться и смести всё на своем пути.

Если настоящее капитализма полно вызовов, то будущее тоже не внушает оптимизма. Дивный новый мир, в который человечество должны были привести информационные технологии, так и не наступил. У автоматизации и быстрого развития технологий есть и изнанка — они планомерно выдавливают с рынка труда множество профессий. Как в этих условиях может дальше развиваться капиталистическая экономика?

На этот вопрос пытается ответить Пол Мейсон в книге «Посткапитализм».

Анализируя развитие капиталистической системы, он приходит к выводу о том, что предложенная Николаем Кондратьевым циклическая модель в наши дни дает сбои. Бурное развитие информационных технологий подрывает трудовую теорию стоимости, которая является одной из ключевых основ капитализма, построенного на отчуждении прибавочной стоимости, создаваемой за счет человеческого труда. Чем больше функций выполняют машины, тем меньшей становится доля человеческого труда. Информационные технологии настолько глубоко меняют экономику и общество, что вскоре человечество перейдет к новой стадии развития. Многие ее элементы мы можем наблюдать уже сейчас — это и шеринговая экономика, и разнообразные бесплатные информационные товары и услуги, самым ярким примером которых может служить Википедия. В будущем эти процессы будут нарастать и постепенно человечество перейдет к новому экономическому укладу. Мейсон называет его посткапитализмом и в своей книге пытается представить, как может происходить этот переход и какой станет экономика и общество через одно-два поколение.

Экономические вопросы зачастую излагаются сухим языком, который трудно понять непосвященным. Мейсон развеивает дымовую завесу сложных терминов, которыми любят сыпать экономисты. Так же поступают и авторы книг, которые предлагаются в нашей подборке. Все они сходятся во мнении, что экономика слишком важная материя, чтобы оставлять ее одним экономистам, и что ее следует рассматривать не обособленно, а в контексте других гуманитарных дисциплин — философии, антропологии, социологии, истории.

Список из 9 книг можно разделить на две неравных части. В первой представлены работы, посвященные ключевым экономическим понятиям, таким как деньги, финансы или долг. Во второй части сосредоточены произведения, чьи авторы пытаются дать ответ на вопрос, какой может быть эволюция современной экономической системы и что можно предпринять для того, чтобы избежать экономического коллапса.

Начнем мы с книги Ронана Декалана «Призрак Карла Маркса».

Она предназначена для детей и потому написана доступным языком и щедро иллюстрирована. Об идеях, которые сам Маркс изложил в «Капитале» и многих других произведениях, Декалан рассказывает всего на нескольких десятках страниц в форме сказки, благодаря чему читатель сможет составить себе первое представление о том, что такое рынок, капитал, частная собственность и классовая борьба.

Первое понятие, которое приходит в голову, когда речь заходит об экономике — деньги. Им посвящена книга Уле Бьерга «Как делаются деньги? Философия посткредитного капитализма».

Опираясь на философские концепции Славоя Жижека, Мартина Хайдеггера и Жака Лакана, Бьерг предлагает философский подход к деньгам и полагает, что деньги и финансы представляют собой не столько экономические, сколько политические понятия.

Историко-философский взгляд на экономику предлагает Томаш Седлачек в «Экономике добра и зла».

В поисках ответа на то, что, собственно, есть экономика и в чем состоит ее смысл, Седлачек обращается к произведениям самых разных эпох — от «Эпоса о Гильгамеше» и Ветхого завета до постмодернистских авторов. Благодаря оригинальному подходу читатель сможет взглянуть на экономику по-новому, увидев в ней не сухую дисциплину, а целое культурное явление.

Не чужд философским размышлениям и Дэвид Гребер в книге «Долг. 5000 лет истории».

Экономическую историю он рассматривает через призму понятия долга. Опираясь на данные антропологии, Гребер разрушает миф о меновой торговле, который лежит в основе современных представлений об устройстве экономики: вопреки тому, что пишут в учебниках по экономике, деньги не были изобретены, чтобы было проще менять карандаши на апельсины. Их появление было напрямую связано с войнами и широким распространением наемных армий, которые постоянно перемещались и не могли выстраивать долгосрочные экономические отношения, а нуждались в простом и быстром средстве оплаты. Чтобы платить им, государства навязали населению налоги (т. е. долг перед собой), которые нужно было выплачивать деньгами. Долг — и насилие — положили начало денежной экономики. В наши дни долг остается основой денежного обращения, ведь банкноты, которыми мы пользуемся, по сути представляют собой долговые расписки государства.

Исторические корни других фундаментальных для экономики понятий исследуются в двух книгах Георга фон Вальвица. «Мистер Смит и рай земной. Изобретение благосостояния» рисует историческую картину становления капитализма и ключевых его понятий, начиная от Вольтера и Адама Смита и заканчивая кризисами в Греции, Исландии и протестным движением Оккупай. В книге «Одиссей против хорьков» Вальвиц рассказывает о том, как четыре столетия назад зародилось биржевое дело, как появились бумажные деньги и какими аферами сопровождалось становление современного капитализма. Он показывает, что мир биржевой торговли далеко не так рационален и упорядочен, как может показаться, и, во многом, определяется надеждами, страстями и страхами его участников.

Что ждет капитализм в будущем? Как показывает Ричард Барбрук в «Интернет-революции», надежды на построение дивного нового мира, который сложится благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий, не оправдались. Книга Барбрука включает в себя две статьи, которые были написаны еще 1990-е годы и во многом оказались пророческими. «Калифорнийская идеология», которой придерживались энтузиасты Кремниевой долины, вовсе не привела к созданию более справедливого общества, а увенчалась становлением несколько гигантских компаний, которые препятствуют конкуренции — и, быть может, становятся тормозом на пути дальнейшего прогресса.

Так что же, надежды нет? Не стоит сгущать краски. Наряду с Полом Мейсоном, авторы двух последних книг нашего обзора не только дают анализ экономических реалий наших дней, но и делятся интересными мыслями о том, как устранить — или хотя бы сгладить — некоторые изъяны современного капитализма.

Интересные идеи на этот счет высказывает Майкл Баскар в книге «Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка».

Термин «кураторство», пишет Баскар, родом из мира искусства, но в последние годы он приобрел массу новых оттенков. Современный мир сталкивается с переизбытком товаров, информации, развлечений, который не приносит счастья, а лишь сбивает потребителя с толку. «Изобилие было целью, теперь это препятствие, которое надо преодолеть», полагает автор. В этом нам может помочь феномен кураторства, который подсказывает, как определить для себя ориентиры, как отсеять лишнее и отобрать то, чего мы действительно хотим.

Масштабный труд Тома Пикетти «Капитал в XXI веке» стал экономической сенсацией и вызвал немало споров.

Французский экономист полагает, что внутренняя динамика развития капитализма неизбежно ведет к росту неравенства. В ХХ веке эта тенденция была нарушена двумя мировыми войнами, однако в последние сорок лет вновь проявилась в полную силу. Для того чтобы предотвратить сосредоточение основной доли имущества и доходов в руках небольшой группы самых богатых, необходимо вмешательство государства, которое должно сглаживать социальные дисбалансы за счет разумного налогообложения капитала, обеспечивая более справедливое перераспределение имущества и доходов.

Текст — Александр Дунаев

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
23 Января / 2020

«Артюр Рембо в Нью-Йорке» — отрывок из «Одинокого города» Оливии Лэнг

alt

Что связывает маски и одиночество? Очевидный ответ: маски устраняют разоблачение, груз заметности, — в немецком это называется Maskenfreiheit, свобода, даруемая маской. Не дать себя разглядеть означает увернуться от возможности быть отвергнутым, равно как и от возможности быть принятым — от бальзама любви. Вот почему маски столь пронзительны и при этом столь жутки, зловещи, тревожны. Вспомним Призрака оперы или Человека в железной маске — или самого Майкла Джексона, раз уж на то пошло, и его утонченное лицо, полускрытое черной или белой хирургической маской, которая навязывает вопрос, жертва ли Джексон или же виновник собственной увечности.

Маски усиливают свойство кожи как преграды или стены, действуют как отделитель, как нечто обособляющее, отдаляющее. Да, они защищают, но лицо в маске еще и пугает. Что там, под маской? Нечто чудовищное, нечто ужасное, невыносимое. Нас узнают по лицам, на лицах явлены наши намерения, по ним видна наша эмоциональная погода. Фильмы ужасов с людьми в масках — «Техасская резня бензопилой», «Молчание ягнят», «День всех святых» — играют на страхе безликости, невозможности установить связь, поговорить, что называется, лицом к лицу, как смертный со смертным.

Эти фильмы часто описывают уродующий, обесчеловечивающий, творящий чудищ ужас, каким наше общество считает одиночество. Надеть маску означает решительно отвергнуть человеческое состояние, это прелюдия к возмездию обществу, массам, исключающей группе. (То же послание доставляют неделя за неделей в упаковке полегче фильмы анимационной франшизы «Скуби-Ду»: маска упыря, снятая со злодея, открывает одинокого сторожа, брюзгливого изгоя, которому невыносима эта слишком солнечная ватага детишек.)

Маски ставят вопрос и о самом публичном как таковом: неподвижные, застывшие черты вежливости и приспособленности, позади которых копошатся и извиваются истинные желания. Поддерживать контур, делать вид, что ты кто-то другой, не ты, жить «в чулане» — эти императивы растят опасное чувство, что тебя никто не знает, не обращает на тебя внимания. Ну и, конечно, маски как прикрытие для незаконных или извращенных дел, и срывание масок, и толпа в масках — вроде устрашающих звериных голов, что надевают селяне в «Плетеном человеке», или же армия зомби в «Триллере» — видеоклипе, который я в детстве сочла слишком страшным и смотреть не стала.

Многие из этих течений затрагивают самый поразительный образ в маске из всех, что я видела в жизни, созданный художником, жившим в 1980-х в квартале от моей квартиры на Восточной Второй. Это черно-белая фотография человека, стоящего у выхода на Седьмую авеню со станции метро «Таймс-сквер». На человеке джинсовка-безрукавка, белая футболка и бумажная маска французского поэта Артюра Рембо — ксерокопия знаменитого портрета в масштабе один к одному с обложки «Озарений». Позади человека в маске перебегает улицу какой-то парень с прической «афро» в струящейся белой рубашке и расклешенных штанах. Фотоаппарат уловил его в полупрыжке, один ботинок замер в воздухе. По обе стороны улицы старомодные машины и кинотеатры. В «Новом Амстердаме» дают «Лунного гонщика», в «Хэррисе» — «Ужас Амитивилля», а афиша у «Виктории», прямо над головой у Рембо, обещает большими черными буквами: «Категория „икс“».

Фотоснимок сделан в 1979 году, когда Нью-Йорк проходил очередную фазу упадка. Рембо стоит в центре захудалости города — на Двойке, как именовали когда-то этот отрезок Сорок второй улицы, что пролегает между Шестой и Восьмой авеню, более того — на том самом месте, где одиннадцатью годами раньше арестовали Валери Соланас. Улица и в ту пору была дикая, но к 1970-м Нью-Йорк находился на грани банкротства, и на Таймс-сквер царили насилие и беззаконие, то было злачное место, полное проституток, толкачей, карманников и сутенеров. Театры Бозар — те самые, что Хоппер воспел в «Нью-Йоркском кино», знаменитой картине с билетершей, опершейся о стену, — превратили в порнокиношки и притоны для съема: старинная экономика взглядов исподтишка и вожделенных картинок становилась все более выраженной, все более вопиющей день ото дня.

Лучшего места для Рембо не придумаешь: его тянуло к миру преступности и нищеты, он расплескивал свой дар привольно и быстро, опаляя собой, словно комета, полицейские участки Парижа XIX века. Рембо здесь выглядит как дома, бумажное лицо безучастно, у его ног поблескивает водосток. На других фотографиях этой серии, названной «Артюр Рембо в Нью-Йорке», он ширяется героином, катается на метро, мастурбирует в постели, ест в забегаловке, позирует с тушами на бойне и прогуливается среди разрухи причалов на Хадсоне, лениво раскидывает руки на фоне стены, где краской из баллончика написано: «МОЛЧАНИЕ МАРСЕЛЯ ДЮШАНА ПЕРЕОЦЕНЕНО».

Независимо от густоты толпы, в которой он движется, Рембо всегда сам по себе, никогда не похож на окружающих его людей. Иногда он ищет секса — или, может, продает себя, нахохлившись у автобусной станции Портовой администрации, где сутенеры показывают товар лицом. Иногда при нем имеются даже спутники — как на том ночном снимке, где он с двумя смеющимися бездомными, они обнимаются, у одного в руках игрушечный пистолет, рядом горит мусорный бак. И все равно маска обособляет его — он странник или вуайерист, не способный или не желающий явить подлинное лицо.

Серия с Рембо придумана, организована и снята целиком и полностью Дэвидом Войнаровичем, в ту пору совершенно неизвестным двадцатичетырехлетним нью-йоркцем, который через несколько лет станет звездой художественной жизни Ист-Виллидж вместе со своими современниками Жан-Мишелем Баския, Китом Харингом, Нэн Голдин и Кики Смит. Его работы, включая картины, инсталляции, фотографии, музыку, фильмы, книги и театрализованные постановки, посвящены вопросам связи и уединения; созданное им особенно сосредоточено на выживании индивида во враждебно настроенном обществе, в обществе, которое настойчиво не желает терпеть некоторых личностей и даже отвергает само их существование. Творчество Войнаровича пылко ратует за многообразие, оно со всей ясностью осознает, до чего обособляющим может быть однородный мир.

Фотографии из серии с Рембо часто ошибочно воспринимаются как автопортреты, на самом же деле Войнарович стоял за фотоаппаратом, а роль человека в маске играли его разнообразные друзья и любовники. Тем не менее это очень личная работа, правда, созданная с непростым замыслом. Фигура Рембо служила художнику своего рода заме-ной или статистом, помещенным в разные значимые для Дэвида места — которые он навещал или те, что по-прежнему имели над ним власть. В интервью, записанном гораздо позже, он рассказал об этом проекте и его происхождении так: «Я периодически оказывался в положениях, которые казались мне отчаянными, и в таких случаях чувствовал, что надо что-то делать… Рембо уложен в некую приблизительную биографическую линию моего прошлого, — это места, где я болтался пацаном, места, где я голодал или к которым на определенном уровне привязался».

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
17 Января / 2020

Что делает бестселлер бестселлером?

alt

О бестселлерах и читающей их публике

1

Рубрика «Что делает бестселлер бестселлером?», появившаяся в литературном приложении к «Франкфуртер цайтунг», наделала в кругах издателей и читающей публики немало шума. Через нее уже прошли модные творения Рихарда Фосса, Стефана Цвейга, Ремарка и Франка Тисса; недавно ряды их пополнил и Джек Лондон, хотя, по правде сказать, смотрится он в такой компании не совсем уместно. Продолжить список не составит труда, я даже осмелюсь предположить, что заданный формат позволит, например, объяснить успех произведений биографического характера или вскрыть причину восторженных реакций, какие вызывают иные романы, печатающиеся в иллюстрированных газетах. Изыскания, коими мы располагаем на сегодняшний день, по моему разумению, достаточно наглядно проясняют цели и задачи рубрики. Однако позиция, заявленная в них, понята в корне неверно. И сейчас самое время подвергнуть ее непредвзятой и доскональной критике. Выводы, полученные из опубликованных материалов, послужат нам основой.

2

Выбор произведений уже проливает свет на то, ради чего эта рубрика затеяна. Правда, из нее заведомо исключен внушительный пласт явно или неявно низкопробной продукции. Выпуск последней поставлен на широкую ногу с незапамятных времен. Мотивы, предваряющие ее появление, неизменно одни и те же и никоим образом не связаны с нынешним положением вещей. Значимые содержания в подобном чтиве всегда искажены и потакают вкусам, столь же инертным, сколь и композиция этих опусов. Если их популярность связана с удовлетворением устойчивых человеческих инстинктов и исполнением тайных надежд, то успех других бестселлеров обеспечивается сенсационностью событий, владеющих умами масс в данный момент. Подобные литературные шлягеры, злободневные единственно по своему содержанию, рубрика также оставляет без внимания. Равно малоинтересны для нее и публикации изначально ориентированные на довольно узкую группу читателей, а именно произведения выраженной политической направленности и книги, обязанные своим воздействием исключительно тому, что полностью отвечают, скажем, мировосприятию католика или ходу мыслей представителя пролетариата. Откуда берутся их массовые тиражи, гадать не приходится. Успех книг, не подпадающих ни под одну из вышеназванных категорий, казалось бы, впору приписать богатству их доподлинного и во всех отношениях убедительного содержания. Будь это так, нам оставалось бы свести весь анализ к сути этого содержания, дабы причины популярности книги предстали как на ладони. Однако заключенное в ней содержание сравнимо со звездами, чей свет достигает Земли лишь по прошествии десятилетий. За свою историю человечество знавало времена, когда многое казалось открытым раз и навсегда и в необходимости новых поисков просто не видели смысла. Но сегодня небо затянуто тучами, и кто знает, удастся ли узреть звезды даже в гигантский телескоп. Некоторые книги Франца Кафки не разошлись и тысячным тиражом. Возможно, помимо содержания существуют еще иные причины, определяющие успех литературного продукта. Все даже с точностью до наоборот: чем больше в книге золотых жил, тем скорее толпа, охочая до золота, но не имеющая волшебной лозы, встретит ее с пренебрежением. В процессе разбора заложенные в произведение смыслы проступают на поверхность и естественным образом делаются общедоступными, так что каждый считает себя вправе выносить о них суждение…

Но чем тогда объяснить успех книг, о которых ведется тут речь, если не заключенным в них содержанием? Вопрос этот тем более оправдан, поскольку даже те, кто напрямую заинтересован в ответе, только руками разводят. Искушенные редакторы и издатели, несмотря на свою опытность, а быть может, благодаря ей, предпочитают воздерживаться от предсказаний. Обычно они твердят, что успех книги заранее предвидеть невозможно, а если и решаются сделать прогноз, так тот не более надежен, чем расчеты метеорологов. Сколь беспомощны специалисты, предрекающие литературную погоду, красноречиво подтверждает случай Ремарка. Рукопись его романа пренебрежительно отвергали самые почтенные издатели, а уж они- то падки до бестселлеров, способных влить свежую струю в их дело, и, когда после долгой одиссеи рукопись, к счастью, наконец попала в гавань «Ульштайна», даже тамошние инспекторы не сразу распознали ее подлинную, выраженную в цифрах ценность. Случается, и авгуры, набравшись смелости, делают погоду. Мне известно об одной книге, чей запоздалый успех, вполне возможно, связан с курьезом, происшедшим на старте. Выход в свет этой книги совпал по времени с сентябрьскими выборами, накануне которых она уже лежала готовая к рассылке. После обнародования результатов выборов книгу решили придержать и даже на скорую руку изменили некоторые пассажи, дабы не задеть предельно обостренные чувства националистически настроенных масс. Все эти факты не только лишний раз подтверждают, что размер тиража еще не является критерием ценности, но вскрывают непреложные составляющие большого успеха. Такой успех — пример удачного социологического эксперимента, доказательство того, как счастливо в очередной раз оказались замешаны ингредиенты, пришедшиеся по вкусу аноним-ной читательской массе. А вкус определяют простые потребности; то, что им отвечает, принимается с жаром, все прочее решительно отвергается; качество самого текста тут вообще ни при чем — разве только в той степени, в какой оно удовлетворяет читательским аппетитам. Допустим, в структуру текста и вправду заложены совершенно конкретные сущности, но славу книги составляет не со-держание, в гораздо большей степени она рождается на контрасте с господствующими в социальном пространстве тенденциями. Сбыт книжной продукции в конце концов напрямую зависит от ее способности потакать требованиям самых широких слоев потребителей. Требованиям настолько пространным и устойчивым, что какая бы то ни было их корректировка, будь то под воздействием личных пристрастий или самого обыкновенного гипноза, вряд ли возможна. Суть этих требований неизменно строится на социальном положении потребителей. 

Какую же социальную нишу занимает публика, которая, собственно, и обеспечивает книге успех? Во всяком случае, пролетариев в ее рядах нет. Пролетариат, как правило, жаден до книг стереотипного содержания и перечитывает то, о чем когда-то наслышался от бюргеров. Именно бюргерство по-прежнему споспешествует сомнительной славе отдельных писателей и их реальному, не вызывающему никаких сомнений благосостоянию. Это уже не относительно замкнутый класс, как раньше, но настоящий конгломерат самых разных гильдий, от крупной буржуазии до пролетариата. За последние пятьдесят лет они сложились заново и до сих пор еще пребывают в процессе грандиозных преобразований. Что нам о них известно? Ничего или очень немного, и тут невольно напрашивается вывод: шансы на успех нельзя определить заранее. Конечно, есть еще классовый инстинкт, но и он не имеет уже прежней силы, а значит, любой литературный продукт, выбрасываемый на рынок, становится частью лотерейного розыгрыша.

3

Структурные изменения в экономике, которыми отмечен сегодняшний день, коснулись перво-наперво давнего среднего сословия, в том числе мелкой буржуазии. Именно это сословие, носитель буржуазной культуры, составляло в прошлом костяк читающей публики, а нынче оказалось на грани самороспуска. Среди событий, этот роспуск обусловивших, следует упомянуть инфляцию и последующее разорение мелких акционеров, концентрацию капитала и возрастающую рационализацию, не говоря уже о кризисе, который ведет к дальнейшему распаду субстанций. Все вышеперечисленное так или иначе лишило народившихся представителей среднего класса определенных предпосылок, в свое время утверждавших статус их предшественников: какой- никакой самостоятельности, скромной ренты и т. д. Они попали в зависимое положение и опустились до «пролетарствующего» существования. Выявлению примет этой пролетаризации посвящена моя работа «Служащие», где предпринята скромная попытка очертить нишу, занятую детьми и внуками тех, кто составлял основу среднего класса в довоенный период. С экономической точки зрения их отделяет от рабочих один шаг, а то и меньше. Естественно, новые условия производства оказывают воздействие и на крупную буржуазию. Она отчасти переходит на положение служащих, функционализируется и пребывает в процессе активного переформирования, исход которого предугадать трудно.

Упомянутые структурные изменения, к слову сказать, порождают тенденции, противоречащие унаследованным представлениям и потому пребывающие до поры до времени в зачехленном виде. Речь идет о тенденциях, в свете фактической ситуации вполне оправданных, предусматривающих конкретное повсеместное воплощение, однако не вполне совместимых с частнокапиталистическими основами. Общественное право все больше вторгается в сферу индивидуального, его полномочия неизменно расширяются; идея социальных обязательств приобрела настолько реальные формы, что вытравить ее уже невозможно; градостроительство и территориальное планирование выходят за рамки индивидуального эгоизма; все больше набирает обороты коллективизация жизни. Есть только одно «но»: все эти течения, принимая в расчет и социальную действительность, и материальную необходимость, пока еще не способны самостоятельно выстроить систему, подходящую для своего развития. До известной степени они сохраняют инкогнито, а если и заявляют о себе не привыкшему к ним восприятию, то прячутся под личиной. 

Место для них непременно нашлось бы, поскольку буржуазное сознание в своей сущности точно так же сдало, как и его носители. Насильно лишенные экономической и социальной базы, они больше не в состоянии держаться на плаву. И тут волей-неволей приходится думать об атрофии сословного сознания у чиновников и служащих, о сдаче индивидуалистических позиций, нередко ощутимой на практике, а в первую очередь о свободных от иллюзий лидерах прежде двигавшие экономикой, обернулись риторическими украшениями для торжественных речей. Из-за сложившихся ныне обстоятельств они низвергнуты в своей глубинной сути, и отказ от этой сути свидетельствует о чувстве реальности у тех, над кем нависла угроза духовного обнищания. Впрочем, кое-кому — но таких немного — еще удается видеть дальше своего носа. В науке, культуре, политике и т. д. основная масса поклоняется идеалам, давным-давно проверенным на собственном опыте.

Свидетельствует ли разоблачение (к тому же еще не признанное окончательно) некоторых идеологий о слабости буржуазного сознания? Молчание высших слоев так или иначе толкает молодежь к радикализму. Человек живет не хлебом единым, тем более когда этого хлеба нет. Даже правые радикалы отчасти эмансипировались от буржуазного мышления, которое, похоже, перестало их удовлетворять, — во имя иррациональных сил, разумеется, всегда готовых к компромиссу с буржуазными властями. Значительная часть среднего сословия и интеллектуалов не участвует в этом мифическом мятеже, справедливо усматривая в нем возврат к старому. Вместо того чтобы пробить духовный вакуум, воцарившийся в верхах, и вырваться из клетки буржуазного сознания, они, напротив, всеми средствами стараются это сознание законсервировать. Скорее из страха, нежели из чистого простодушия. Из страха увязнуть в пролетариате, сделаться духовными люмпенами и закрыть себе путь к истинному просвещению. Но чем скрепить такую опасно пошатнувшуюся надстройку? Она не нуждается ни в каких материальных опорах, откуда, естественно, не следует, что роль эта достанется новоиспеченным слоям общества, причисляющим себя к буржуазии. Их представители толком даже не понимают, где их место, и только ратуют за свои привилегии и, быть может, еще за традиции. Животрепещущий вопрос встает перед ними: как укрепить свои позиции? Поскольку в нынешних обстоятельствах буржуазное сознание так запросто в чистом виде не перенять, они вынуждены идти окольными путями, дабы сохранить видимость былой духовной власти.

4

«Анализ популярных книг, — писал я в статье о Франке Тиссе, — это способ изучения тех общественных прослоек, чью структуру прямым путем не определить». И в самом деле, благодаря проведенным исследованиям нам стали понятны ключевые мотивы поведения буржуазии, оказавшейся в стадии брожения. Особенно те (главным образом бессознательные) меры, к которым она прибегает для самозащиты; ведь можно предположить, что большим успехом пользуются именно книги, об этих мерах повествующие или им сочувствующие. 

Залог успеха кроется в ярко выраженном индивидуализме. Вот какую характеристику получают герои романа Фосса: «Будучи взрослыми индивидами, они равно протестуют против коллективизации, заявляющей о себе все громче, и обеспечивают в некотором роде прикрытие тылов. Они идут против большинства немецкого народа… во всяком случае, роман доказывает, что „личности“ такого масштаба, как Юдит и отец Павел, обладают все-таки ничуть не меньшей привлекательностью, чем представители массы». И Тисс, и Цвейг также ставят индивида в центр повествования. Там, где он выходит на сцену, трагедия неизбежна. Она увлекает буржуазное существование на метафизические глубины и уже оттуда, возможно вследствие искаженных форм, превращается для публики в объект соблазна. «Под гнетом забот и страхов человек нашего времени, — говорится в новеллах Цвейга, — а человек высшего общества особенно, в зачастую тщетной борьбе за сохранение уровня жизни вынужден почти всегда скрывать свои чувства… он жадно хватается за вымышленные сюжеты, поскольку в них бушуют страсти, кипучие и безудержные, хотя и малоправдоподобные, и поскольку отдельно взятая судьба даже посреди страшной катастрофы празднует триумф». Средний класс оказывается как бы между двух стульев и, хотя усматривает злой рок в этом своем положении, тем не менее всеми силами желает в нем утвердиться, но волей-неволей раздувает любое несчастье до трагедии. Индивид, преданный идее и потому обреченный на трагическую гибель, становится также частью идеалистического мировоззрения, и нет ничего удивительного, что у такого идеализма находится немало поборников. Правда, это не подлинный идеализм прошлого, но его весьма приблизительная копия. Когда ко мне в руки попадает проза Стефана Цвейга, я всякий раз убеждаюсь, какое непререкаемое и «обворожительное воздействие от иных его фраз испытывают многие наши современники, желающие любой ценой сберечь в целости давно поблекший идеализм». Кстати, почти все они — представители высших слоев, где должно блюсти стиль и дистанцию. Тон задает музыку, и Цвейгу, как показано на примере новелл, удается в точности уловить именно такой тон, какой принят в образованных кругах, где на каждом шагу кичатся вкусом и утонченным воспитанием. Средний класс и вообще обедневшие массы взамен высоких отступных требуют душу — на нее, по крайней мере, не надо тратиться. Ведь чувства— это все, за неимением ничего другого. Они одухотворяют трагизм, не упраздняя его, и затуманивают глаза критике, потенциально настроенной чинить препоны, ведь она может стать угрозой консервированию изжившего себя содержания. Фосс пытается компенсировать скупой драматизм манерой повествования, которой, скорее всего, книга и обязана своим резонансом. Она насквозь пронизана сентиментальностью, в литературном отношении совершенно неоформленной и ориентированной на безликие народные массы. Успех Ремарка кроется в его умении проникнуть в читательские души и задеть там нужные струны. «Такая проникновенность, — поясняется в рецензии на его роман, — …с социологической точки зрения выявляет те слои общества, которые испытали ее воздействие наиболее сильно и, по сути, определили успех книги. В этом состоянии, выражающем нечто среднее между молчаливым согласием и протестом, узнается стереотип поведения среднего класса». 

Неустоявшиеся смыслы подкрепляются часто не напрямую, но косвенно, например, бегство на чужбину позволяет уйти от ненужной полемики. Если пустить все на самотек, господа Смыслы так запросто своих позиций не сдадут. Их накроют стеклянным колпаком и отправят на променаж. Излюбленным местом для подобного рода прогулок была и остается эротика. Охочему до нее Тиссу принадлежит следующее замечание: «Полагаю, что многих читателей прельщает этакое обильно сдобренное эротикой томление, против которого, по существу, возразить абсолютно нечего, поскольку для передачи общего тона повествования его присутствие абсолютно законно». Популярность географических приключений отчасти, конечно, объясняется тем, что книги этого жанра отвращают от приключений умозрительных. К прямым поставщикам продукции подобного сорта не в последнюю очередь относится Джек Лондон. Пусть даже, если верить приведенным в анализе выводам, знаковым для его прозы является трепетное отношение к природе. Природа — и популярность его книг это подтверждает — становится для массового читателя желанным прибежищем. Если апеллировать к разуму, природе несоразмерному, не ровен час пошатнется вся структура сознания; зато отход к природе гарантирует сомнительному содер-жанию неприкосновенность. Природа — трагическая или демоническая, не имеет значения, — становится мягкой подушкой для всех, кто не желает пробуждаться. «Герои новелл Цвейга — безумцы, одержимые, околдованные и завороженные — хоть и не в ответе за свои поступки, но все же стремятся этими поступками что- то показать, что-то неопределенное, таинственное…» Природа Джека Лондона настроена к человеку доброжелательно, это идеальная природа, которой можно безоговорочно отдаться. Человек устоял перед лицом самых разных опасностей, и «нет демона, который бы гнал его к краю пропасти, как бродяг Гамсуна; он только следует своей „природе“». А та — нема и непостижима и потому задает в конце концов предел тому, что постижению подлежит. Преимущество, наверняка гарантирующее успех. Ведь современный читатель, этот залог великого успеха книги, следуя инстинкту самосохранения, больше всего на свете желает утопить мучительные вопросы на дне молчания. Он совершенно оправданно, а может и нет, боится услышать ответ и оттого нуждается в барьерах, препятствующих познанию. Его требование — индифферентность. Безусловно, она споспешествовала популярности Ремарка у мелкой буржуазии всего мира. «Единственный в книге разговор о войне, — отмечает в своем анализе рецензент, — подтверждает ту самую… индифферентность, которая ограничивается одной лишь фразой: „А вовсе без войны еще лучше“. Если где-то поднимается возглас возмущения, то направлен он против зависимых авторитетов, ненависть испытывают только к самозваным патриотам в штатском, так, например, ополчаются на учителя, которому воздается злом за то, что он агитирует идти в добровольцы людей, совершенно к службе непригодных».Таким образом, наши изыскания весьма развернуто отображают структуру сознания новой буржуазии. Новая буржуазия принимает меры по укреплению смысловых основ, с высоты сегодняшнего дня недостаточно прочных. Она готова на что угодно, лишь бы избежать противоборства между изжившими себя идеалами и современной социальной действительностью, а потому ударяется в бегство, ища прибежища в самых разных частях света. Она предпочитает почивать на груди у природы, где можно отказаться от языка и дать отпор всему рациональному, нацеленному на устранение мифологических структур и арсеналов сознания.

5

Кто жаждет перемен, должен ясно сознавать суть подвергаемого этим переменам. Облегчить вмешательство в общественную действительность — вот в чем заключается практическая ценность заведенной нами рубрики.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!