Книги, которые вы могли пропустить в 2021 году
Начинаем подводить итоги года! В этом году в нашем издательстве вышло много книг: в один материал все и не вместишь. Однако, если лишний раз рассказывать о Лонг Литт Вун, «Аллегро пастель» или романах Рейчел Каск, пожалуй, не нужно, то некоторые наши книги вы спокойно могли пропустить. Разбираемся, какие — а также почему их обязательно нужно прочесть.
Беседы с кураторами
Кураторская работа может считаться видом искусства? Если да, то почему? А в чем его задача, в чем особенности дискурса? При чем здесь концептуальность?
Вопросов о кураторстве много, особенно если вы никогда не углублялись в тему. Мы считаем, что лучший способ разобраться — это узнать, что думают ведущие кураторы мира.
Историк искусства Терри Смит считает так же! Он поговорил с наиболее влиятельными кураторами современности: Клэр Бишоп, Каролин Кристоф-Бакарджиев, Борисом Гройсом, Окуи Энвезор, Хансом-Ульрихом Обристом, Зденка Бадовинац, Марией Линд, Зои Батт, Йенсом Хоффманом, Джермано Челантом, Мами Катаока, Мари Кармен Рамирес и Борисом Гройсом. А последний написал предисловие для получившейся книги.
Краткая история цифровизации
Масс-культура сегодня вовсю эксплуатирует антиутопичный сюжет о засилье технологий в мире будущего: каждый третий голливудский блокбастер — об этом. Вот только никто особо задумывается о том, что мы уже живем в мире, где жизнь плавно перетекает в диджитал.
Кому-то повсеместная цифровизация нравится, кто-то приходит от нее в ужас. Однако когда человечество прошло точку невозврата, а цифровая эра перешла в терминальную стадию? В какой момент компьютер стал всемогущим инструментом? Что движет цифровизацией, и какую роль в ней сыграл ткацкий станок? На эти и другие вопросы в своем исследовании берлинский культуролог Мартин Буркхардт.
Майамификация
Еще одна книга о технических алгоритмов, встроившихся в нашу повседневность. Армен Аванесян рассматривает ту же проблему уже с философской точки зрения: его заботят такие приметы времени, как отсутствие определенности и превентивный контроль, делающие нашу жизнь такой несвободной.
Магический марксизм
«…Возможно, никогда мы еще не жили в столь непоэтичную эпоху, как наша, которая низводит все неутилитарное на уровень гаражной распродажи, высылает его задворки мира, единственным источником вдохновения которой является вульгарная опора на “факты”».
Да, это еще одна критика современности — на этот раз с точки зрения политологии. Автор — доктор наук в области социально-экономической географии в Оксфорде и урбанист-любитель Энди Мерифилд.
Он возвращает к жизни марксистскую теорию, пересматривает и открывает в нем новые смыслы. А затем показывает читателю, почему современный марксизм открывает новые возможности для политической деятельности.
Зачем картинам названия?
Эта книга легко и непринужденно повествует о развитии искусства на протяжении последних двух веков — в формате рисованной истории. Старшеклассница Эма и ее младший брат Микулаш оказываются втянуты в похищение картин — а вместе с ними и из бабушка с дедушкой. Распутывая криминальную историю о краже произведений искусства, герои попутно погружаются в историю живописи.
Мертв по собственному желанию
Наряду с «Путем через лес» этот комикс Стефана Квернеланна может считаться одной из самых печальных книг года — ведь речь в нем о смерти близкого человека.
Графический роман норвежского иллюстратора проливает свет на то, каково потерять отца и как жить дальше. Тот был противоречивым человеком, и иллюстратор признает, что связанная с ним история нанесла ему множество травм.
Однако Квернеланн не останавливается на щемящем чувстве пустоты, которое родил в нем уход отца из жизни. Его комикс — фактически пособие по тому, как не зацикливаться на трагедии и жить дальше.