... моя полка Подпишитесь
18 Мая / 2021

«Дизайн и иллюстрация не особо похожи»: беседа с Таней Борисовой

alt

В новой рубрике «Почему такая обложка?» мы поговорили с Таней Борисовой из ABCdesign. Она рассказала журналу Ad Marginem, как попала в финал конкурса иллюстраций на Болонской детской книжной ярмарке, объяснила, чем дизайн отличается от иллюстрирования, и поделилась именами, за которыми стоит следить. 

Ты одновременно дизайнер и иллюстратор. Что тебе нравится больше, чем отличается одно от другого?

Дизайн и иллюстрация вообще не особо похожи. Дизайн в первую очередь про функциональность, решение задачи. В книжном дизайне как будто это не так заметно, но на самом деле, нам нужно думать не только об эффектном развороте, но и о том, чтобы читателю было удобно пользоваться нашими книгами. Иллюстрация — более узкая сфера, она сильнее зависит от контекста и рассчитана на то, чтобы вызвать у человека какой-то отклик. Мне иллюстрация ближе, потому что я человек эмоциональный, подверженный рефлексии. 

У тебя классные иллюстрации для детских книг. Иллюстрировать детскую книжку и условную «взрослую» — не одно и то же?

У меня не слишком большой опыт, но для себя я понимаю, что дети и взрослые смотрят на картинки по-разному. Детское сознание не зашорено, дети более восприимчивы и открыты ко всяким чудачествам, зато взрослые могут считать тонкий юмор или намек. Классно, когда картинка сочетает и то и то, а взрослые и дети радуются каждые своему.

Ты участвовала в конкурсе на Болонской детской книжной ярмарке и стала финалисткой. Сложно было? Что можешь сказать о своих соперниках, был кто-то, чьи иллюстрации тебе запали в душу?

Было несложно, потому что я просто рисовала картинки для своей книжки, а потом решила, что неплохо было бы их отправить на конкурс. Поскольку я ничего особо не ожидала, то наверное не сильно бы расстроилась, если бы не прошла отбор. С другой стороны, когда узнала, что попала в лонг-лист, было довольно приятно, ставки возросли, так сказать. Так что к шорт-листу уже появился азарт. И я проверяла список финалистов с безумным волнением, все таки это действительно престижный конкурс.

Участники выставки от России мне очень нравятся, некоторых я знала раньше, других полюбила, как только увидела. Это компания мне лестна и приятна. А потом в дни объявления финалистов был инстаграммный ажиотаж, я подписалась на кучу иностранных иллюстраторов, которые всплывали как участники выставки этого года. Здорово было ощутить себя частью всего этого.

— Как придумывается дизайн обложки?

Если на обложке должна быть иллюстрация, то я начинаю с нее. Тут механизм такой же, как и с иллюстрацией в любую часть книги. Придумываю образ, а потом подстраиваю под него типографику. Я люблю делать рисованные шрифты на обложке, это мне всегда легче дается, чем подбирать наборный шрифт. В случае, когда книга не с моей иллюстрацией, а с фотографией или репродукцией или вовсе без всего, это часто борьба и мучительный поиск решения. Но вообще-то не дело, когда все достается легко, немного мучений никому не повредит. 

— За какими коллегами по цеху ты подсматриваешь? Кем вдохновляешься?

Я люблю своих коллег по студии и подсматриваю за ними, они часто делают вещи, которые меня восхищают и которые мне не даются. Ну, и конечно, у меня есть какие-то сохраненные мудборды на Behance, имена я не особо запоминаю, это что касается дизайна. В иллюстрации я больше слежу за конкретными людьми, их как раз у меня довольно внушительный список. На разных этапах своего пути у меня были свои «учителя»: во времена студенчества я много смотрела на Лору Карлин и Яна Кебби, нравился Родион Китаев. Пару лет назад фанатела от издательства Planeta Tangerina,  сейчас обожаю Шарлотт Эйгер. Их влияние заметно в моих работах, но постепенно сглаживается и перерабатывается мной в какую-то свою стилистику.

Еще на самом деле много художников разных направлений: Владимир Лебедев, Татьяна Маврина, Бен Николсон, Дэвид Хокни, Аурильен Деба, Йокум Нордстрем…можно долго перечислять. Еще есть и современные авторы, молодые замечательные российские художники: Дмитрий Горелышев, основатель «Простой школы», прекрасная Маша Титова, Вика Когай, Аня Цой. У нас есть офигенные ребята. 

— Можешь вспомнить забавные ситуации из работы, которые с тобой случались?

Честно говоря, все, что вспоминается, связано либо с заказчиками, что не очень корректно обсуждать, либо с моими косяками на работе, которые я пока хочу окутать тайной. 

— Пару слов о текущих и будущих проектах! Чем ты занимаешься сейчас?

Сейчас я активно работаю над книгой о Москве. Это будет книжка-картинка про путешествие и любовь к родному городу. C ней я вышла в финалисты конкурса ABCD books, который проводился издательством Ad Marginem и студией ABCdesign, и с ней же участвую в болонской выставке, это моя конфетка. Очень хочу, чтобы она получилась как надо.

— Где сейчас в России готовят классных книжных дизайнеров?

Нет какой-то одной кузницы мастеров, есть ведущие дизайнерские вузы, которых все знают. Время от времени любой из них выпускает какое-то небольшое количество талантливых людей. 

— Расскажи, пожалуйста, о книжных предпочтениях.

Я собираю детские книги, у меня уже набралась приличная полочка. Там книги португальских издательств вроде Planeta Tangerina, о которой я уже говорила, и Pato Logico, французское Magnani, итальянское Topipittori, ну Phaidon, Tate, это понятно. Еще есть разные зины, среди них сокровища Palefroi и Zebu. Я уже назвала кучу разных имен, но для тех, кто только въезжает в тему, просто бегите и гуглите. Там одни брильянты. 

Что-то стоящее читаю я редко, но если вспоминать то, о чем не стыдно, то приходит на ум великолепная книга, тираж которой раскуплен, а электронной версии нету — «Реакционная Культура: от авангарда к большому стилю» Сергея Иванова. Если говорить о книгах Ad Marginem, то это «Машинерия портрета» Виктора Меламеда.

— Какую книгу ты бы взяла на необитаемый остров?

Возьму «Тихий Дон» Михаила Шолохова, это единственное произведение, которое я не прочитала из школьной программы. Будет невыносимо скучно, но отвлечет меня от падения в безумие.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!