... моя полка Подпишитесь
08 Ноября / 2022

Об экологических инициативах «Подписных изданий»

alt

К выходу книги Тимоти Мортона «Стать экологичным» (скорее философской, чем практической), попросили петербургский книжный магазин «Подписные издания» рассказать о том, как они стараются уменьшить экологический след, работая в такой неэкологичной отрасли как торговля бумажными книгами. Об экологической активности магазина рассказывает Евгения Чичкова — старший менеджер интернет магазина, магистр экологии и устойчивого развития.

Евгения чичкова

alt
Экоактивистка;
блог в запрещенной социальной сети

Когда я начала работать в «Подписных изданиях», здесь была не так популярна экоактивность — и раздельный сбор вторсырья еще не практиковали.

Книжный бизнес сразу закладывает в себе опцию «не экологично». Бумажные книги вызывают много негодования у экоактивистов. Самые частые претензии к книгоизданию и книготорговле связанны с тем, что ради создания новых книг вырубают деревья и используют непереработанную бумагу. А это оставляет за собой экологический след.

Для книжных магазинов будто не остается вариантов устойчивого развития — только смириться с осуждением и продолжать работать.

Но так как «Подписные» достаточно прогрессивный книжный, мириться с клеймом загрязнителей окружающей среды мы не стали и в 2019 году ввели систему раздельного сбора вторсырья и начали экопросвещение сотрудников.

Сделали первый шажок к экологичности

У нас нет задачи стать идеальным экологичным магазином с цикличным производством и системой «ноль отходов». Конечно, это было бы прекрасно — стоит держать в голове такую модель, чтобы каждый день маленькими шагами немного приближаться к ней.

Но нам оказалось важнее сохранять свой личный комфорт — заботиться не только о планете, но и о себе и посетителях. Поэтому мы не стали кардинально менять нашу работу и структуру, а сделали экологичнее уже существующие циклы.

Манифест промышленно-экологической революции
От колыбели до колыбели
Михаэль Браунгарт, Уильям МакДонах
Купить

По желанию покупателей мы запаковываем книги на кассе в фирменную бумагу. Это эстетично, а еще у гостей магазина есть шанс самостоятельно проявлять экоактивность — книги упаковываются без скотча и эту бумагу можно использовать повторно.

От упаковки у нас остаются маленькие обрезки. Чтобы экологично от них избавляться, мы копим их в течение недели и сдаем на переработку.

Превратили кассы в сортировочные пункты

Сотрудники сортируют обрезки упаковочной бумаги и типографскую пленку с книг. Для этого установили контейнеры под каждой кассой в торговом зале. В эти контейнеры помимо обрезков упаковочной бумаги ребята собирают стикеры и картонные упаковки от канцелярских товаров. Когда мы только начали сортировать бумагу, в контейнер часто попадали салфетки, а они не перерабатываются. Чтобы избежать этих неловких ситуаций и не использовать одноразовые салфетки, мы заменили их на многоразовые тряпки из марли. Это решение благоприятно сказалось на нашей экоактивности, а еще на экономии бюджета.

Дополнительно к контейнерам для сбора бумаги и пленки мы поставили маленькие контейнеры для стекла, металла и твердого пластика — на тот случай, если после обеда у коллег будут оставаться лотки или баночки. Так они смогут сдать их на переработку и сделать свой вклад в заботу об окружающей среде. Поначалу вторсырья у нас было достаточно мало. В основном из-за того, что не все коллеги участвовали в инициативе. Многие не знали, с чего начать. Их пугало, что процесс промывки и сушки вторсырья будет долгим и это неудобно делать на работе. Они часто путались во фракциях и ошибались в контейнерах. Сейчас тоже не все идеально и не все сотрудники в этом участвуют, но я верю в будущие экопобеды.

Поддерживаем экоактивных сотрудников

Большую роль в развитии экоактивности в магазине сыграл личный пример сотрудников. Некоторые из них несмотря ни на что поддерживали раздельный сбор и отвечали на вопросы коллег о том, что можно, а что нельзя сдавать на переработку. Так сбор вторсырья стал популярен.

Мы решили, что не обязательно сдавать только тот мусор, что появляется в магазине и организовали общий сбор вторсырья и вывоз его на переработку. Каждую пятницу мои коллеги приносят свои тетрапаки, пластик и стекло, которые накопились у них дома за неделю — и мы отдаем это экотакси.

Запустили лекции об экоактивности

Количество экоактивных коллег начало увеличиваться, как и число сотрудников в магазине. Чтобы отвечать на все вопросы и держать людей в курсе изменений и нововведений, мы начали проводить лекции.

Лекции для сотрудников — это распространенная практика в «Подписных изданиях». Мы рассказываем друг другу о вещах, в которых являемся экспертами. Одной из тем стала экоактивность в магазине. Мы обсуждаем тонкости сортировки вторсырья и минимизации отходов в целом.

Для меня очень важно было создать у коллег чувство безопасности в вопросе экоактивности. Чтобы они знали — никто не будет осуждать их за то, что они не хотят или не готовы сейчас быть экологичными. Можно начать сортировать вторсырье на все известные фракции или же приносить на переработку только батарейки — и все равно быть героем. Я очень трепетно отношусь к тому, чтобы никто не боялся уточнить необходимую информацию и задать любой вопрос.

Стали выбирать экохартбрейкера недели

Экоактивность сотрудников в офисе или магазине — очень хрупкая вещь, ведь на работе мы часто испытываем стресс. Легко бросить такие инициативы, как забота об окружающей среде, когда устал или злишься. А еще мы не можем наглядно увидеть результаты наших трудов — как наши баночки из-под йогурта превращаются в шины и оконные рамы. Поэтому важна дополнительная информация, мотивация и, конечно же, поддерживающая и комфортная среда.

В какой-то момент я поняла, что нужно мотивировать коллег на то, чтобы каждую пятницу подготавливать сырье к переработке и внимательно относиться к правилам сортировки. У меня возникла идея создать внутреннюю премию и награждать самых экоактивных — «Экохартбрейкер недели». Она направлена не на соревнования, а на то, чтобы поддержать и дать обратную связь даже за самый небольшой вклад. Хотелось, чтобы премия была не только на инициативе, а чтобы победа ощущалась и подстегнула на новые достижения. Для этого мы придумали подарки для лидеров недели. Главный экохартбрейкер недели может взять любую булочку из нашей кофейни в качестве приза, а остальные участники выбрать шоппер или блокнот нашего производства.

Из соцсетей «Подписные Булочки»

Движемся к экологичности постепенно

Подходя к экоактивности с большой заботой о себе, мы улучшаем мир. Потому что экологичный образ жизни можно поддерживать, только если он является чередой важных и приятных действий, а не обременительным обязательством. И мы стараемся поддерживать эту любовь к экологичности в нас и в наших посетителях.

Тимоти Мортон отвечает на вопрос, что мы на самом деле понимаем под «экологией» в условиях глобальной политики и экономики, участниками которой уже давно являются не только люди, но и различные нечеловеческие акторы
Стать экологичным
Тимоти Мортон
Купить

Другие книги об экологии и природе:

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!