... моя полка Подпишитесь
15 Января / 2022

Что читать об искусстве в 2022 году

alt

В 2022 году в репертуаре нашего издательства ожидается серьезное пополнение! В том числе среди книг об искусстве. О том, какие тайтлы ожидать в ближайшие месяцы, рассказывает редактор и переводчик Ad Marginem Алексей Шестаков.

alt
Алексей Шестаков
Редактор и переводчик Ad Marginem

Искусство, прежде всего современное, всегда занимало большое место в каталоге Ad Marginem. И не только в каталоге: обложки серийных изданий первых лет истории издательства, прекрасных девяностых, варьировали мотивы одноименной картины Пауля Клее с причудливой живностью — то ли фауной, то ли флорой, жмущейся к краям полотна, озаряемого несколько инфернальным алым светилом.

Некоторые наши ключевые титулы задали траектории понимания искусства, его развития и существования в обществе, его судьбы, нисколько не утратившие актуальности по сей день: это и «Краткая история фотографии» Вальтера Беньямина, и «Против интерпретации» Сьюзен Сонтаг, и «Camera lucida» Ролана Барта.

Затем было многолетнее сотрудничество с Музеем современного искусства «Гараж», в рамках которого мы осуществили русское издание важнейшей арт-истории последних десятилетий — «Искусство с 1900 года», а также серию «Garage Pro», объединившую книги по новейшей арт-теории и кураторской практике. Партнерство с британским издательством Thames & Hudson, продолжающееся и сейчас, расширило спектр нашей литературы по искусству иллюстрированными обзорами важнейших стилей и направлений (серия «World of Art»), популярными изданиями для самой широкой публики (серия «Art Essentials / Основы искусства»), книгами для взрослых и детей Дэвида Хокни и Мартина Гейфорда и т. д. И, конечно, каждый год мы выбираем, переводим и публикуем на русском языке лучшие детские книги по искусству британских, французских, чешских авторов.

В 2022 году все эти направления получат дальнейшее развитие. Линия академических трудов по искусствознанию продолжится русским переводом одной из главных книг американского историка искусства, специалиста по голландской живописи XVII века Светланы Альперс (урожденная Светлана Васильевна Леонтьева, род. 1936). Эта книга — «Предприятие Рембрандта. Мастерская и рынок» (1988) — написана на основе курса лекций, в котором на обширном документальном и визуальном материале анализируется не столько искусство живописи великого голландца, сколько его предпринимательское искусство, вернее — оба эти искусства в комплексе и взаимовлиянии. Известно пристрастие Рембрандта-живописца к изображению лохмотьев и золота, самого ничтожного и самого дорогого. Углубленное исследование работы его мастерской показывает, что эти «мотивы» — бросовое и ценное — были интересны ему не только как визионеру и коллекционеру, но и как своего рода стихийному экономисту, предвосхитившему в итоге музейно-рыночную парадигму современного искусства и, возможно, как раз поэтому особенно близкому нам сегодня.

Другим образцом междисциплинарного подхода является книга британского искусствоведа Майкла Баксандалла (1933–2008) «Тень и Просвещение», сосредоточенная на понимании тени художниками и учеными XVIII века. В центре внимания автора оказывается зыбкая граница между научным и художественным взглядами на природу, которую непрестанно переходили в обоих направлениях, с одной стороны, живописцы и рисовальщики, а с другой — оптики, физики и математики, сообща способствуя формированию научной картины мира Нового времени.

В ближайшие месяцы выйдет в свет русский перевод «Искусства инсталляции» Клэр Бишоп — достаточно подробный и вместе с тем концептуально стройный обзор полувековой истории нового вида (жанра, формата) искусства, возникшего совсем недавно и во многом определяющего сегодняшнюю художественную сцену. Автор, известный американский искусствовед, создатель концепции партиципаторного искусства, рассматривает инсталляцию сквозь призму опыта, который она предоставляет зрителю, — опыта, значительно расширенного по сравнению с традиционными видами искусства и всякий раз подвергаемого рефлексии, так что именно он оказывается основным содержанием художественного произведения. Новое в искусстве опять-таки рождается на стыке теоретических поисков — прежде всего феноменологии, на которую опирались пионеры инсталляции в искусстве США и Бразилии рубежа 1960-х и 1970-х годов, и непосредственной арт-практики в конкретных социальных условиях, а именно — творчества Ильи Кабакова, пришедшего к идее «тотальной инсталляции» в Советском Союзе 1970-х — начала 1980-х годов.

Линию актуальной истории продолжит книга Дэвида Джослита «Американское искусство с 1945 года». Видный историк искусства, известный куратор и художественный критик, редактор и регулярный автор влиятельного журнала October представил в этой работе, впервые вышедшей в 2003 году, панораму искусства США с того момента, когда оно заняло лидирующее положение в мировом арт-процессе, сохраняемое им и по сей день. Выбор хронологических рамок обзора отнюдь не случаен: именно в первые послевоенные годы, с признанием абстрактного экспрессионизма, американское искусство обрело независимость от европейского и бесспорную культурную идентичность, самой известной декларацией которой стала статья Клемента Гринберга «Живопись по-американски» (1955). Семь глав книги Джослита посвящены ключевым этапам, которые искусство США прошло с тех пор: нью-йоркской школе, живописи цветового поля и постживописной абстракции 1950-х годов, поп-арту, минимализму, постминимализму и раннему перформансу, концептуализму, политике идентичности, апроприации и плюралистическому искусству 1990-х — начала 2000-х годов. 

В ином ракурсе — с точки зрения конкретного медиума — искусство последних десятилетий рассматривается в книге Сьюзен Хадсон «Современная живопись», оригинальное издание которой вышло в той же серии «World of Art» британского издательства Thames & Hudson, что и работа Джослита. Медиум-специфичный подход переживает в последнее время своеобразное возрождение после довольно долгого периода реакции на господство гринбергианской теории в 1950–1960-х годах. Возродилась в новом обличье или, вернее, во множестве новых обличий и сама живопись — традиционнейший из западных медиумов, гегемония которого продолжалась со времен Ренессанса до середины XX века. Затем, как и прочие гегемоны, живопись оказалась под огнем сокрушительной критики и вышла из него, выработав «иммунитет» ко всем проявлениям каноничности — от императива ручного мастерства до монументально-декоративных амбиций. Вместе с тем она впитала в себя элементы всех прочих искусств, с которыми стоит теперь в одном эгалитарном ряду: фотографии, перформанса, инсталляции, даже литературы и архива. Возникла — и продолжает формироваться на наших глазах — новая, текучая и вариативная жанровая структура живописи. Ее контуры и очерчивает автор нашей книги.

Двумя новыми титулами пополнится популярная серия «Основы искусства». В первом из них Натали Радд расскажет о том, как и зачем художники разных эпох — от Средневековья до наших дней — изображали себя. Автопортрет — сравнительно недавний жанр, история которого отражает рост значения индивидуальности и самосознания человека. Первые автопортреты появились тогда, когда художник перестал быть просто ремесленником, создающим красивые предметы быта или религиозного культа, и приобрел исключительный статус самовластного творца. Причины столь высокого положения не могли не заинтересовать и его самого, а потому он стал всё глубже заглядывать в себя. С тех пор автопортрет претерпел впечатляющее развитие: заявив о себе поначалу в качестве персонажей-«статистов» исторических, мифологических и религиозных картин, художники вскоре «вышли из толпы» и стали полноправными героями собственных портретов. Затем, в Классическую эпоху, их образ стандартизировался в виде мастера в пышном одеянии перед мольбертом, после чего начал вновь собирать вокруг себя приметы окружающего мира. В наши дни автопортрет стал невероятно многоликим: с одной стороны, можно сказать, что художники едва ли не всегда изображают самих себя, а с другой — они почти никогда не представляют себя отдельно от своего контекста, а значит — не ограничиваются собственными чертами в зеркале. Новая книга расскажет об этом на примере автопортретов нескольких десятков знаменитых и не слишком известных художников прошлого и современности.

Вторая новинка «Основ» — книга «Как понимать искусство» Джанетты Реболд Бентон — поможет сориентироваться в безбрежном мире художественного творчества, который сегодня сливается с жизнью и всей действительностью почти до неразличимости. Какие ответы давались в разное время на вопрос «Что такое искусство?», какие критерии позволяли отличить искусство от не-искусства в разные времена, какую роль играет в существовании искусства зритель и как его роль менялась на протяжении истории — обо всем этом читателям предстоит узнать и поразмышлять вместе с автором.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!