«Независимый книжный — прежде всего люди, которые его делают»: разговор с магазином «Бакен»
В рамках рубрики «Книготорговцы» отправляемся в Красноярск! Именно здесь расположен уютный книжный магазин «Бакен». Поговорили с его администратором Эльнаром Гилязовым о книжном магазине как о «третьем месте», преданных читателях Ad Marginem и любви к Оливии Лэнг.
Эльнар Гилязов
«Бакену» уже 8 лет. С чего началась ваша работа в книжном и какие эпизоды в ней были самыми яркими?
Так как предложение ответить на эти вопросы пришло к нам после Красноярской ярмарки книжной культуры, то надо сказать, что в Красноярске многое, связанное с книгами, так или иначе вращается вокруг КРЯКК. Наша основательница — Ангелина Остащенко — до открытия магазина работала в красноярском бибколлекторе и уже много лет в разных ролях трудится и на ярмарке (начиная с самой первой). КРЯКК дал большой толчок к развитию книжной среды в нашем городе, поэтому идея открыть магазин, где можно было бы купить такие же хорошие книги, как на ярмарке, только круглый год, буквально витала в воздухе. К этому добавилось личное желание плюс в какой-то момент появились возможности, и в 2013 году открылся «Бакен».
Это был, конечно, очень эмоциональный момент, потому что в нашем городе ощущался недостаток хороших книг (в том числе и от Ad Marginem) и люди очень удивлялись, что такие книги можно просто прийти и купить.
Моя же история в «Бакене» началась в 2015 году, когда я увидел объявление о свободной вакансии, пришел в магазин и просто прошел собеседование. С тех пор, конечно же, было очень много ярких моментов. Это и встреча с немецким писателем Маттиасом Навратом, когда в наш небольшой магазин набилось больше 70 человек, это и лекция Виктора Вахштайна* (признан Минюстом иностранным агентом), которую мы чудом смогли организовать, и встреча с комиксистом Крейгом Томпсоном, которую помогли сделать наши друзья из издательства «Бумкнига». Вообще, в какой-то момент наш магазин превратился в типичное «третье место», у нас постоянно проходили какие-то вечеринки и тусовки, но пандемия все это прекратила.
Кто ваш идеальный посетитель?
Скорее не идеальный, а любимый. Это наш друг. Это большое сообщество людей, которые как-то ассоциируют себя с магазином, переживают за его судьбу, не забывают о нем даже при переезде в другой город (а многие наши читатели уезжают в Москву или Санкт-Петербург).
Кстати, об идеальных покупателях. У нас есть постоянный читатель, который собирает и коллекционирует все книги от Ad Marginem. Он полюбил ваше издательство еще в нулевые, когда оно имело совсем другой облик и издавало совсем других авторов. Но несмотря на все повороты и изменения в редакционной политике, он все равно с вами. Легко любить издателя с понятным и предсказуемым вкусом, гораздо сложнее остаться верным чему-то изменяющемуся, в этом наши аудитории схожи.
Еще могу вспомнить две истории из личного опыта. Как-то на одном из КРЯКК я, как и всегда, работал на стенде Ad Marginem и наша подруга, известная красноярская поэтесса, в каком-то очень удрученном состоянии подошла ко мне и попросила посоветовать что-нибудь почитать. Интуиция мне подсказала дать книгу Флориана Иллиеса «1913. Лето целого века», и она пришлась очень к месту и стала одной из её любимейших. Потом как-то в таком же состоянии она пришла уже ко мне в «Бакен», и я порекомендовал ей книгу Оливии Лэнг «Одинокий город». И это тоже было попадание в точку. С тех пор книги Иллиеса и Лэнг из года в год являются самыми продаваемыми на КРЯКК, потому что теперь эта наша подруга каждый год помогает мне на стенде издательства и всем активно продает эти книги. Она стала вашей преданной читательницей и рекомендует всем ваши книги — примерно так работает независимая книготорговля и книгоиздание.
Ваше любимое книжное место в России?
Таких много, из тех, где я был — это столичный «Фаланстер», владимирский «Эйдос». Недавнее открытие — московский книжный магазин «Пархоменко», это уникальное для Москвы место, где всегда очень личное отношение, как в подборе книг, так и в общении с читателем. Этот стиль больше напоминает провинциальный книжный (в хорошем смысле), так что рекомендую всем москвичам зайти в «Пархоменко», пока там еще сохраняется эта «домашняя» атмосфера.
И по знакомству со множеством книготорговцев точно могу сказать даже заочно, что все они создали прекрасные и интересные места.
Расскажите о неочевидной книге Ad Marginem, которую хотелось бы видеть в топе продаж или какую вы бы посоветовали каждому.
Мой фаворит последних лет — «Гриб на краю света» Анны Лёвенхаупт Цзин. Хорошие книги по антропологии прежде всего инсталлируют в тебя новое, иное мировоззрение (в значении «взгляд на мир», это же происходит и с «Каннибальскими метафизиками» и с «Как мыслят леса»), и работа Цзин одна из таких. Также хотел бы упомянуть книгу «Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху» Этана Цукермана. Она как-то незаметно и тихо прошла, но автор многое предсказал, в том числе и нынешнюю пандемию, и предложил интересные инструменты, как такого можно избежать в будущем. Еще одна хорошая книга — «Гранд-отель „Бездна“. Биография Франкфуртской школы» Стюарта Джеффриса. О Франкфуртской школе сейчас ходит множество мифов и слухов, а эта «биография» хорошо погружает в ту эпоху и показывает, насколько разнообразны и часто противоположны мыслители, которых объединяют под одним козырьком «культурного марксизма».
У «Бакена» есть книжная подписка, подкаст и книжный клуб «Кракен». Как эти форматы помогают книжному?
В книжном мире один из главных вопросов — это формирование спроса. Условно, есть книги, которые сами себя продают. А есть такие, про которые не каждый читатель для себя поймет, зачем они ему нужны, даже если ты их прочитал и хорошо о них рассказал. Поэтому есть такие смельчаки, которые доверяют нашему вкусу и выбору и подписаны на рассылку книг от нас. Благодаря этому, мы можем направлять читателя в те направления, которые мы считаем интересными, и по которым читатель самостоятельно бы не прошел. Это очень увлекательный процесс и пока у нас получается удивлять.
Подкаст мы сделали на волне их популярности, когда чуть ли не каждый их делал. Но это скорее для нас эксперимент и выход в непривычное для нас пространство. Пока подкасты мы заморозили и думаем над тем, как интересно их можно вернуть.
Книжный клуб, наверное, самая старая наша инициатива, это как раз про работу с сообществом и о книжном магазине как о «третьем месте». В «Кракене» мы читаем пьесы по ролям, это приятный и необременительный формат для общения, где параллельно можно освоить всю классику.
Какое будущее у независимой книжной торговли?
Сейчас на российском книжном рынке мы наблюдаем процесс консолидации и формализации, когда формируются монополии и иерархии, с которыми нам всем придется считаться. В этом смысле независимая книготорговля (как и независимое книгоиздание) останется уделом энтузиастов, которые должны будут перемещаться между формальными и неформальными форматами общения. Условно с большими игроками — это язык договоров и отчетов, а с небольшими — это язык неформальных договоренностей и личных отношений. И чем дальше, тем больше этот неформальный аспект будет преобладать, потому что если книготорговец хочет выжить, ему придется быть гибким, а если книгоиздатель не хочет быть поглощенным более большой структурой — ему тоже нужно будет стать более сговорчивым.
*внесен в реестр иностранных агентов