«Слушать другого»: что российские критики говорят о «Контуре» Рейчел Каск
«Контур» Рейчел Каск — первая часть трилогии, расширившей границы современной прозы. Мы уже не раз рассказывали как о самой книге, так и о ее авторе. Теперь пришло время узнать, что думают о «Контуре» и литературном методе Каск российские издания.
Галина Юзефович:
«Очередная (и, надо отметить, крайне интересная) попытка на практике продемонстрировать, что жанр романа куда более пластичен, гибок и открыт к новации, чем может показаться.
При словах «экспериментальная проза» многие читатели зябко ежатся (и их можно понять), однако «Контур» — тот случай, когда литературный эксперимент, подлинный и достаточно радикальный, в то же время развернут к читателю самой светлой и дружественной своей стороной».
Анастасия Завозова, Esquire:
«В этой трилогии Каск как-то совершенно бесшовно перенесла жизнь во всей ее текучести, настоящести и реальности на страницы книг, сохранив ощущение подслушанного разговора, реальной встречи, самой литературы как некоторого наброска жизни».
Лиза Биргер, The Blueprint:
«Главное событие здесь — это глубокое погружение в чувства и переживания чужих, не всегда даже приятных нам людей. Это действительно напоминает дайвинг, когда шум вокруг приглушается и от интенсивности переживания закладывает уши. Текст настолько плотный, что из него хочется вынырнуть подышать, но плотность эта достигается за счет внимания к другому. «Контур» предлагает нам научиться разговаривать — для этого надо научиться слушать другого. Не просто его голос, а историю побед и поражений. И это, кстати, довольно полезный навык для нашего времени, когда из всех соцсетей до нас доносятся голоса единым шумом, и распознать частную драму за ними становится все сложнее».
Егор Михайлов, «Афиша Daily»:
«Тонко выделанный роман о потере, первый том самой обсуждаемой трилогии последних лет».
Максим Мамлыга, Esquire:
«Перед нами практическое воплощение феминистской концепции — принципиальной разницы мужского и женского взгляда: здесь нужно внимательно наблюдать за тем, кто и кого слушает и как от этого зависит предлагаемая точка зрения».
Елизавета Подколзина, «Полка»:
«Экспериментируя с жанром в духе Зэди Смит , Рейчел Каск совершает ещё одну реформу в автофикшне: «Контур» — роман не только без сюжета, внутренней драматургии и образности, но, в общем-то, и без героя. <…> Откровенность в романе Каск не срабатывает, не уменьшает дистанции между людьми. А спасительными оказываются только мечты и «совместные иллюзии» — любовь».
Настя Бурмистрова, The Village:
«Этот очень личный диалог и еще девять других бесед составляют первую часть пронзительной автофикшен-трилогии Рейчел Каск. Имя главной героини не будет известно до финальных страниц, а в разговорах она в основном выступает как слушательница, так что ее личность раскрывается только косвенно, через то, какие вопросы она задает студентам, коллегам и случайным встречным и как примеряет их истории на себя».