Не только Шекспир: что мы узнали из «Краткой истории театра»
В своей книге «Краткая история театра» британская поэтесса Филлис Хартнолл живым языком рассказывает, как развивался театр — от античности до наших дней. Мы собрали десять самых интересных фактов из книги, которая скоро выйдет в нашем издательстве — о Шекспире (куда без него), комедии дель арте, человеке, создавшем театр, не понимающих гениев современниках и многом другом.
Феспис — создатель древнегреческой трагедии и первый реформатор театра
Создателя древнегреческой трагедии, по преданию, звали Феспис. В театре, основанном им, действовал один актер вместе с хором. Однако для того времени появление даже одного актера на сцене было революцией.
Согласно легенде, Феспис первым отделился от хора на сцене и вступил с ним «в диалог». Тем самым он дерзнул заговорить с богами, не будучи жрецом.
Отныне театральные представления рассматривали как искусство и развлечение, а не только чествование богов. На этом нововведения, предложенные Фесписом, не закончились. Он ввел главный элемент костюма древнегреческого актера — театральную маску.
Средневековый театр — религиозные спектакли
Театр Средних веков тоже был связан с религией. Долгое время на средневековой сцене властвовала литургическая драма, вышедшая из пасхальных служб.
Воскресение в ту пору было главным христианским праздником. В один момент акт веры превратился в масштабное представление о жизни Христа. Постановки стали исполнять на родном языке (большинство людей не знали латыни).
Литургическая драма долгое время оставалась главным средством просвещения и существовала по всей Европе. Первые пьесы исполняли священники и мальчики из церковного хора. Затем игре допустили мирян (но только мужского пола).
Комедия дель арте — одна роль на всю жизнь
В эпоху Возрождения появилось новое театральное течение, основанное на импровизации и буффонаде — комедия дель арте. Весь фокус в ней был смещен на актера. Большинство артистов носили маски. Они сочетали в себе навыки танцоров, певцов, акробатов, комиков, мимов и пантомимистов.
Иногда, впрочем, роль меняли. Например, если актер, всегда игравший юного влюбленного, толстел и старел. В этом случае он получал новую роль, комическую.
Современники считали Шекспира ремесленником
Почти никто из современников не считал Уильяма Шекспира великим драматургом. Его считали ремесленником и относились свысока, потому что он не обладал университетским образованием. Исключение составлял только Бен Джонсон — он гений Шекспира признавал.
В отличие от Шекспира, Грин получил образование (но не признание публики).
Мольер дебютировал на теннисном корте
Настоящее имя Мольера — Жан-Батист Поклен. В двадцать один год он ушел из дома. Впервые на сцену Мольер вышел в переделанном зале для игры в мяч. Это не было чем-то из ряда вон выходящим: тогда многие теннисные корты приспосабливали под театры.
Затея Мольера, правда, успехом не увенчалась. Постановка провалилась, и драматург уехал с друзьями скитаться по провинции и вести жизнь бродячих актеров.
Первая профессиональная писательница открыла рецепт молочного пунша
В Англии времен Реставрации первой женщиной, ставшей зарабатывать написанием пьес, стала миссис Афра Бен. Ей, в частности, приписывается открытие молочного пунша.
В это время в Англии на главные женские роли стали брать женщин. Они заменили актеров-юношей, игравших в елизаветинском театре и быстро покорили публику.
Вольтер был актером, строил театры и применял спецэффекты
Франсуа-Мари Аруэ, более известный как Вольтер, много времени посвятил театру. Он играл участвовал постановках как актер-любитель и строил театры. В том числе — в собственном доме в Ферне.
В последних своих пьесах Вольтер смешивал комедию и трагедию, добавлял спецэффекты и сцены массовки. Это «оторвало» французскую трагедию от традиции классицизма, но зато освободило сцену от зрителей.
При Наполеоне расцвели водевили и оперетты
Наполеон Бонапарт не позволял вольностей драматургам — от его цензуры сильно страдал серьезный театр. Зато подъем испытали «легкие» жанры — оперетта, водевиль, мелодрама.
Популярный драматург того времени Пиксерекур использовал в своих мелодраматических пьесах избитые сюжеты (триумф добродетели над пороком), яркие декорации, спецэффекты и громкую музыку.
Публике очень нравилось; сам Пиксерекур заявлял, что писал эти пьесы для тех, кто не умеет читать.
Ибсена в Англии поначалу принимали в штыки. А Бернард Шоу познакомил британцев с Чеховым
«Жалкая и унылая пьеса, состряпанная ремесленником», «открытая сточная яма… отвратительная болячка, выставленная напоказ», «грязное дело, совершенное публично…» — это отзыв влиятельного британского театрального критика Клемента Скотта на пьесу «Привидения» Генрика Ибсена.
Преданным последователем Ибсена стал Джордж Бернард Шоу, «Дом вдовца» которого ставился в одном театре с норвежцем. Кстати, в 1912 году он убедил лондонское Сценическое общество поставить произведение другого великого реформатора драмы — «Вишневый сад» Антона Чехова.
Так английская публика впервые познакомилась с русским театральным новатором. С постановкой Чехова были сопряжены некоторые сложности: для исполнения его пьес требовались актеры, обученные новому стилю игры.
Американский театр в ХХ веке — борьба за права
Во второй половине ХХ века в США появились компании, которые ставили спектакли по текстам исключительно чернокожих писателей. А женское освободительное движение создало организацию, поддерживавшую спектакли, где играли женщины. Благодаря этому женщины получали больше мест во всех отраслях профессионального театрального дела.