Обзор комикса «История сексуальности»
Следом за четвертым томом «Истории сексуальности» Мишеля Фуко в нашем издательстве вышел одноименный комикс-исследование, в котором французский медик и исследователь Филипп Брено проводит антропологический анализ сексуальных нравов человеческих обществ от доисторических времен до наших дней. Публикуем обзор книги.
В первом эпизоде документального сериала «Разыскиваются горячие девушки» (Hot Girls Wanted: Turned On), созданного Рашидой Джонс для сервиса Netflix, одна из героинь — Холли Рэндалл — разговаривает на кухне со своей матерью Сьюз. Отрекомендовав себя в качестве «фотографа, продюсера и режиссера эротического жанра», Холли вспоминает, как попала в порноиндустрию благодаря родителям. В 1970-х годах ее мать прославилась как первая женщина-фотограф (и одновременно модель), снявшая центральный разворот журнала Playboy с полностью обнаженной девушкой. Обсуждая то, как сложились их карьеры, женщины отмечают тему, сложную для них обеих, — сексуальное образование. «Мне кажется, что разговаривать с детьми о сексе как-то неловко», — говорит Сьюз. Дочь, не задумываясь, отвечает: «Да, но ведь кто-то же должен им об этом рассказать».
В предисловии к комиксу «История сексуальности. От приматов до роботов» Филипп Брено, автор текста, объясняет, в чем заключается цель его книги:
По мнению Брено, это свидетельствует о существенном пробеле в системе образования, которая практически оставляет за кадром половое воспитание школьников, вынуждая их обращаться в поисках информации к интернету и порнографии. «История сексуальности», по замыслу авторов, призвана изменить положение, пролив свет на «этот важнейший аспект человеческой близости».
Соавтором Брено в создании этого графического романа-исследования выступила талантливая художница Летиция Корин. Благодаря искусному использованию вербальных и визуальных выразительных средств книга гармонично сочетает серьезный обзор истории сексуальных практик и легкомысленный юмор на тему секса. Подход авторов к изложению исторического материала придает их работе особую актуальность, так как в ней затрагиваются вопросы, постоянно поднимаемые в современных разговорах о любви, сексе, насилии и проституции.
Не секрет, что многие молодые люди черпают информацию о сексе в порнографии, к которой вот уже четверть века можно получить беспрепятственный доступ в интернете. Таким образом, на этом электронном «учебном пособии» выросло целое поколение. В то же время во многих странах мира до сих пор действуют методические принципы, ориентированные главным образом на предостережение от опасностей секса и в результате дополнительно провоцирующие интерес к его изучению по другим источникам. Однако проверенных источников информации о сексуальности по-прежнему не хватает. Как это ни удивительно, во всем мире половое воспитание по-прежнему следует модели запрета: не вступайте в половые связи до брака, не занимайтесь сексом без презерватива, остерегайтесь «венерических» заболеваний, передающихся половым путем. Таким образом, без внимания остаются две важнейшие задачи: дать ясное представление о теле и его функциях и внушить настрой на счастливую и здоровую половую жизнь. Вторая из этих задач, пожалуй, является центральной для комикса «История сексуальности».
Первый раздел книги, «Истоки», повествует о социальном разделении половых групп гоминидов в процессе конкуренции за еду и спаривание. Примечательно, что эпизод возникновения феномена любви следует сразу за рассказом о первом изнасиловании. Эти контрастные примеры иллюстрируют эволюционный скачок: если принудительный секс характерен для многих видов животных, то любовь, по крайней мере по нынешним представлениям, свойственна только человеку. Авторы выдвигают гипотезу о том, что появление семьи совпадает с началом порабощения женщин. У приматов доминирование выражалось в праве альфа-самца спариваться с любой самкой, а в Вавилоне женатые мужчины могли развлекаться с блудницами и содержать наложниц. Почти сразу вырисовывается одна из сквозных тем повествования — страх перед сексуальностью женщины. Мы видим, как менялось понимание женской сексуальности на протяжении истории под влиянием таких разных социальных явлений, как религия, преследование ведьм в Средние века или расцвет психоаналитической теории в XIX–XX веках.
Краткий экскурс в сексуальные обычаи древних египтян, греков и римлян открывает для нас немало занимательных фактов. Так, мы узнаем, что Клеопатра изобрела вибратор — свернутый в трубку папирус, наполненный пчелами. На сопутствующей иллюстрации египетская царица осматривает свой прибор с мыслью: «Теперь главное, чтобы он не раскрылся…» Здесь обнаруживается ключевой парадокс «Истории сексуальности». Авторы представляют свою книгу как пособие в области полового воспитания, в котором излагаются знания, необходимые всем. Однако сопровождающая повествование юмористическая канва порой ставит под угрозу его познавательную ценность. Под конец чтения возникает чувство, что за множеством прелюбопытных историй — например, о Зевсе, который влюбился в дочь человека-муравья и превратился в крошечное насекомое, чтобы заняться с ней любовью, — так и осталось неясным, что может дать эта книга помимо простого развлечения. Впрочем, если цель авторов состояла в том, чтобы ослабить напряжение, сопровождающее разговоры о сексе, то, пожалуй, им удалось наметить перспективу более серьезного полового просвещения.
Важнейшую тему «Истории сексуальности» составляют отношения между людьми в обществе, которых практически никак не касается, ни эротическое, ни порнографическое кино. Авторы с успехом выстраивают единый нарратив, соединяющий принципы завязывания отношений в мире приматов и современные, в том числе цифровые, способы коммуникации. По ходу развития этой линии мы становимся свидетелями множества увлекательных историй, связанных с сексом, в частности с контрацепцией. Так, например, жена придворного архитектора в Египте вручает девушкам-проституткам конусовидные предметы, наполненные зернами граната для того, чтобы те вставляли их во влагалище перед сексом. Авторы объясняют, что в этих конусах содержался эстроген, который использовали в качестве природного контрацептива. В другом эпизоде женщина-медик дает блудницам кишечную оболочку животного с тем, чтобы их партнеры надевали ее на пенис перед проникновением: так выглядел первый презерватив. Лукавый взгляд врачевательницы на ее пациенток намекает на солидарность между египтянками разного социального происхождения. Этот пример иллюстрирует одну из важных, пусть и не очевидных функций сексуальности, сближающей любовные и товарищеские отношения.
Особый акцент авторы делают на многообразии исторических проявлений патриархата. Брено и Корин рассказывают, что даже во время сексуальной революции 1950–1970-х годов, которую они называют великой, притеснение женщин не прекращалось. Так, во Франции в 1950-х годах женщине требовалось разрешение мужа на то, чтобы заняться карьерой или открыть счет в банке.
Нашлось в «Истории сексуальности» место и для биографии маркиза де Сада, и для эволюции сексуальной свободы (отдельная глава посвящена мастурбации), и для обзора трудов знаменитых сексологов — Альфреда Кинси, Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон, — и для футурологического рассказа о «сексе будущего». Последняя глава рисует воображаемую картину ближайших десятилетий, когда клонирование сделает половое размножение бессмысленным и проституция перестанет быть востребованной благодаря распространению секс-роботов. Одной из забавных иллюстраций служит здесь изображение R2-D2 в бикини с леопардовым принтом.
Скорее всего, эта книга не совершит революцию, которой, судя по всему, ждут от нее авторы. Но она послужит куда лучшим источником знаний о сексе, чем порнографические журналы и видеоролики, к которым регулярно обращаются подростки. По крайней мере, производителям и потребителям эротического контента, возможно, станет проще говорить о сексе.
Текст: Сания Ли Гануи
Перевод: Настасья Мордвинцева
Источник: Saniya Lee Ghanoui. Review of Brenot, Philippe; Coryn, Laetitia, The Story of Sex: From Apes to Robots. H-Histsex, H-Net Reviews. August, 2017.