... моя полка Подпишитесь

26 Ноября / 2019

Московский концептуализм в «Искусстве с 1900 года»

alt

Публикуем отрывок из дополненного издания книги «Искусство с 1900 года». Ведущие историки искусства и критики нашего времени уточнили и расширили свои первоначальные тексты.

Против пустого официального дискурса 

Здесь нужно сказать несколько слов о московском концептуализме в целом. В каталоге знаменательной выставки «Тотальное просвещение: концептуальное искусство в Москве. 1960–1990» (2008) Екатерина Бобринская обозревает широкий спектр подпадающих под это понятие художественных практик: повествовательные аллегорические работы вроде альбомов Кабакова; живопись, обыгрывающая и перекодирующая официальные традиции социалистического реализма (Эрик Булатов, дуэт Виталия Комара [род. 1943] и Александра Меламида [род. 1945]); а также недооцененные «поездки за город» — акции в пустынных предместьях Москвы, проводившиеся группой «Коллективные действия». Явление, известное как московский концептуализм, начало складываться в конце шестидесятых годов в работах Кабакова и к середине следующего десятилетия стало важной тенденцией неофициального искусства СССР. В конце семидесятых центр влияния сместился на перформативные работы группы «Коллективные действия», и впоследствии проекты новых художников и групп развивали темы и стратегии, предложенные в рамках этих трех новаторских тенденций, расширяя сообщество независимого экспериментирования и диалога. За счет акцента на советской жизни и идеологии как своего рода «дискурсе» — наборе институциональных и идеологических установок и верований — московский концептуализм оставался живой и актуальной практикой вплоть до распада Советского Союза. Как пишет Борис Гройс, теоретик московского концептуализма с первых его шагов и куратор упоминавшейся выше выставки «Тотальное просвещение», «официальный дискурс о том, что такое искусство, играл определяющую роль во всех сферах советской культуры. Основной modus operandi московского концептуализма заключался в том, чтобы использовать, варьировать и анализировать этот официальный дискурс частным образом, иронически и профанически». 

Мысль Гройса обнажает самую суть отличия между московским концептуализмом и концептуальным искусством в англо-американской традиции, сосредоточенным на том, что Бенджамин Бухло определил как эстетику администрирования, отсылающую к бюрократическим и/или техническим языкам (словарные определения у Джозефа Кошута; процедуры заполнения документов и регистрации в практике группы «Art & Language»; стратегии исследовательской документации у таких разных художников, как Ханна Дарбовен и Ханс Хааке). В то же время западный концептуализм тесно связан с провозглашенной критиком Люси Липпард «дематериализацией объекта искусства», которая проявляется в отказе от произведений в «традиционных» медиумах вроде живописи и скульптуры ради языковых предложений, которые могут исполняться или не исполняться (как в работах Лоренса Винера), или ради совершения и документации эфемерных действий (как в практике Эдриан Пайпер). Гройс вместе с рядом других критиков утверждает, что московские концептуалисты реагировали скорее на «публичный» язык советской идеологии, чем на технический язык бюрократического дискурса, одинаково свойственный как политическим, так и коммерческим формам администрации. В итоге в Москве возникли очень своеобразные концептуальные стратегии. Так, повествование и заочная характеристика персонажей в альбомах Кабакова резко разводят их с работами англо-американских концептуалистов, всячески избегавших рассказа, предпочитая ему «нейтральные» серийные процедуры определения, заполнения или составления документов. Вместе с тем за счет отсылок к детской педагогике — через придуманные советские «сказки» — и за счет введения в альбомы разных «голосов», варьирующихся по тональности от исповеди до анализа, но неизменно, как мы видели, сконцентрированных на образе «дематериализованного» советского государства как пустоты, Кабаков ломает господствующий язык советской власти, подобно тому как западные концептуалисты ломают господствующий язык власти бюрократической. 

Если Кабаков анализировал подобный официальный дискурс, сочиняя пикантные истории из советской жизни, то Булатов, Комар и Меламид обращались к его формам более непосредственно — через отсылки к социалистическому реализму, который с середины тридцатых годов обладал статусом официально санкционированного советского искусства. Одна из самых известных картин Булатова, «Горизонт» (1971–1972), изображает пляж с купальщиками вдали, по направлению к которым слева на первом плане движется внушительная группа из пяти фигур в обычной городской одежде: они обращены к зрителю спинами, а их взгляды, судя по всему, устремлены к морю. Историк искусства Евгений Барабанов приводит в статье, написанной для каталога произведений Булатова, слова художника о том, что эти фигуры были взяты с открытки, которую он нашел на прибалтийском курорте. Как выразился Булатов, «это была большая удача, потому что как раз накануне я понял, что для этой картины мне нужны „правильные“ советские люди». Но эти «правильные» советские люди, шагающие к воде, словно к светлому будущему (если вспомнить расхожий троп советской риторики), оказываются визуально заблокированы: посередине картины, на месте ожидаемой линии горизонта, Булатов написал широкую красную горизонтальную ленту с двумя тонкими золотыми полосками по бокам, остановив воображаемое углубление зрителя в пейзаж вместе с уверенным маршем советских людей в будущее. То, что эта полоса изображает ленту ордена Ленина — высшей советской награды, вносит в ее функцию оптического заграждения иронически-политический аспект: решению идеологических задач, которые ставит перед собой советская культура, мешают ее же собственные бюрократические механизмы (печально известные своими непреодолимыми барьерами). 

Живопись Булатова в целом характеризуется ощутимым двойным движением: с одной стороны, его картины вызывают желание войти в их воображаемое пространство, а с другой — запрещают вход с помощью различных оптических приемов, например плоских ярко-красных элементов, расположенных в духе супрематизма или позднего конструктивизма. В картине «Опасно» (1972–1973) тот же эффект достигается с помощью текста: лаконичное эмоциональное предупреждение «Опасно», скопированное с железнодорожного объявления, повторяется в композиции четырежды, образуя прямоугольную внутреннюю раму для идиллической сцены пикника на природе. 

Булатовский намек на опасность в повседневном пространстве напоминает слова Кабакова о советском государстве как пустоте, сила которой всеохватна и непредсказуема, как погода. Участники пикника на картине Булатова не замечают угрозу, окружающую их в форме ровных ярко-красных букв, которые уходят в пространство, словно титры кинофильма. Это оптическое наложение выталкивает взгляд зрителя из манящей пасторали, оказываясь визуальной аллегорией вмешательства государства в жизнь людей. Ранние картины Комара и Меламида развивают другой аспект альбомов Кабакова: повествовательность и создание типологии советского человека. В «Двойном автопортрете» (1973) Комар и Меламид представили себя, сымитировав технику мозаики, в которой выполнены помпезные панно станций московского метро (и заодно оглянувшись на традицию византийского церковного убранства, перешедшую в русскую православную церковь). Но еще важнее то, что композиция «Двойного автопортрета» живо напоминает другую пару, широко распространенную в визуальной культуре Советского Союза, — легендарных вождей Владимира Ленина и Иосифа Сталина. В этой и других подобных работах Комар и Меламид намекают на то, что советский человек вынужден следовать заготовленным моделям жизни, и в то же время низводят героев советского пантеона с небес на землю с помощью жеста, в котором сразу узнается форма пародийной критики. Принято считать, что их творчество в СССР и США (после эмиграции в 1978 году через Израиль) воплощает в себе ироническую ностальгию по советскому «идеологическому китчу». Поэтому его связывают не только с московским концептуализмом, но и с соц-артом — смежным направлением, в котором многие видят аналог западного поп-арта, иронически обыгрывающий не потребительскую культуру, а визуальную культуру советской идеологической машины. 

У Комара и Меламида, как и у Булатова, образ публичного пространства в живописи соцреализма — счастливые и уверенные в себе граждане за работой или во время досуга — предстает либо зловещим, либо фальшивым. Их картины, подобно изображению пустоты у Кабакова, вносят элемент сомнения и даже угрозы в окружающую обстановку и в распорядок повседневности. Группа «Коллективные действия», организованная в 1976 году Андреем Монастырским (род. 1949), буквализировала пустоту, выбирая «пустые» пейзажи в качестве среды для своих перформансов. Считанные зрители-участники персонально приглашались в «поездки за город», на пустынные поля, до которых нужно было добираться на электричке, чтобы стать свидетелями простых и в то же время многозначительных событий, которые затем интерпретировались и обсуждались присутствующими. По мнению Гройса, не столько непосредственный опыт, сколько именно документация была главной целью Монастырского в процессе организации этих «пустых» действий. В своей приверженности простоте происходящего и самым элементарным формам текстовой и фотографической документации акции «Коллективных действий» были, пожалуй, наиболее близким к формальным стратегиям англо-американского концептуального искусства явлением московского концептуализма. И все же политическое измерение деятельности группы — указание на пустоту там, где могло возникнуть гражданское общество, — полностью созвучно подходам Кабакова и Булатова. Вот как описывается в каталоге выставки «Пустые зоны: Андрей Монастырский и „Коллективные действия“» (2011) перформанс «Появление», прошедший 13 марта 1976 года: 

Зрителям были разосланы приглашения на акцию «Появление». Когда приглашенные собрались (тридцать человек) и разместились на краю поля, через пять минут, с противоположной стороны, из леса, появились двое участников акции, пересекли поле, подошли к зрителям и вручили им справки («Документальное подтверждение»), удостоверяющие присутствие на «Появлении». 

Одной из важнейших сторон искусства «Коллективных действий», особенно во взаимосвязи с современными ему проектами Кабакова и Булатова, следует признать способность группы вызывать перцептивную пустоту: ее акции-события происходили, по словам Монастырского, в «полосе неразличения», теряясь в силу своей незначительности («Появление» состоит лишь из пересечения поля) и в то же время не воспринимаясь как «означающие» что-то конкретное. Как заключает Гройс, цель «Коллективных действий» состояла именно в том, чтобы возбудить дискуссию по поводу того, что могло или не могло произойти в их акциях (а подобный сдвиг от эстетики объектов или даже действий к эстетике дискурса является одной из главных характеристик концептуального искусства во всем мире). 

Особенно характерно это для последнего по времени заметного коллектива в московском концептуализме — для «Инспекции „Медицинская герменевтика“», основанной в 1987 году Павлом Пепперштейном (род. 1961), Сергеем Ануфриевым (род. 1964) и Юрием Лейдерманом (род. 1963). Как и «Коллективные действия», ориентированные на активную интерпретацию вместо создания объектов (и иногда применявшие критерии, типичные для советской оценочной системы), «Инспекция „Медицинская герменевтика“» инспектировала художественные мастерские или другие места собраний художников, стремясь осмыслить искусство как симптом или болезнь. Джексон рассказывает об одной акции, во время которой диагностике подверглась советская поп-культура: Пепперштейн «предлагал кому-нибудь из московских зрителей надеть стетоскоп и послушать „сердцебиение“ младенца, изображенного на пустой коробке из-под советского детского питания». 

После распада СССР работы Кабакова, Булатова, Комара и Меламида (все эти художники сегодня живут в эмиграции) успешно вышли на международные художественные рынки. Особенно успешную глобальную карьеру построил Кабаков, ныне работающий совместно со своей женой Эмилией. По словам историка искусства Маргариты Тупицыной, «на Западе текстуальные параметры [московского концептуализма] <…> были в значительной степени утрачены, что привело к преимущественно визуальному восприятию советской культуры западными зрителями». И хотя это, безусловно, верно, одна из самобытных черт московского концептуализма — его связь с узким, тщательно оберегавшимся от вторжения со стороны кружком художников, которые активно обсуждали друг с другом особенности советской повседневной жизни и идеологии,— как ни парадоксально, приобрела долгое и возрастающее влияние за пределами Москвы. Несмотря на кажущуюся герметичность, это искусство о многом говорит, и благодаря тому, что ему удалось выработать сугубо локальную интерпретацию интернационального языка концептуального искусства, оно пошатнуло упрощенные представления о советском опыте, которые сформировались на Западе в рамках манихейской картины мира времен холодной войны.


Перевод — Ольга Гаврикова

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
25 Ноября / 2019

Любимые книги Ad Marginem сотрудников книжного магазина «Подписные издания»

alt

Ангелина Богатина, консультант

«Одинокий город» Оливия Лэнг (2017) 

Размеренная, рефлексивная и созерцательная история о героине, у которой никак не получается сблизиться с живыми людьми, и она находит отдушину в историях художников, живших в параллельном для нее Нью-Йорке прошлого столетия. Фразу из подзаголовка — «Упражнения в искусстве одиночества» — хорошо бы применять каждое утро вместе с зарядкой или фитнесом.

Дмитрий Николюк, директор по закупкам

«Беседы с дочерью об экономике» Янис Варуфакис (2018) 

В какой-то момент, мучаясь между двумя неизвестными мне областями искусства и экономики, я решила выбрать последнюю. 

Поскольку пугают они меня одинаково, а начинать как-то надо — первым шагом стала как раз эта книга Яниса Варуфакиса. Без лишнего снобизма, без мудреной лексики, ты будто подслушиваешь чей-то очень интересный диалог, чтобы потом поддерживать сложные беседы (и даже немножко понимать о чем речь). Лучшего формата не придумать — мягкая обложка, чуть меньше 200 страниц, прочитывается за один вечер и дает надежду, что стоящий на полке «Капитал в XXI веке» тоже скоро станет по силам.

Дутова Елизавета, руководитель интернет-магазина podpisnie.ru

«Людвиг Витгенштейн» Эдвард Кантерян (2016)

В серии «Критические биографии» Ad Marginem есть книга о Людвиге Витгенштейне, пожалуй, одна из самых любимых мною у издательства. Еще в школьные годы совершенно непонятый мне логико-философский трактат, наконец открылся для меня через саму личность его идеолога (к слову, личность, которой я после прочтения книги просто восхищаюсь). Сейчас экземпляр, который у меня есть, очень мне дорог — почти на каждой странице теперь комментарии моих друзей, которых я уговорила его прочесть. А еще с ней связан трогательный момент, произошедший в «Подписных изданиях»: когда-то к нам пришел молодой человек, скептически относившийся к моим советам, но после того, как прочел работу о Витгенштейне, стал моим самым частым гостем в магазине.

Яна Султанова, консультант

«Дресс-код. Голая правда о моде» Мари Гринде Арнтцен (2017)

Увлекательнейшее исследование не столько про вещи и моду, сколько про потребление, перепроизводство и создание модных тенденций. Биографию автора я решила изучить уже после прочтения книги, тогда и стало понятно, почему мода здесь рассматривается именно с такого ракурса. Мари Гринде Арнтцен — прежде всего эколог и социальный антрополог, а уже потом fashion-журналист. Такие антропологические исследования, нескучные, информативные и с большим количеством понятных примеров, к сожалению, редкость.

Арина Громыко, pr

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
24 Ноября / 2019

Историк искусства, искусствовед, директор фонда Aksenov Family Foundation и генеральный директор RDI.Creative Виктория Кондрашова о пяти любимых книгах Ad Marginem

alt

Виктория Кондрашова — историк искусства, искусствовед, директор фонда Aksenov Family Foundation и генеральный директор RDI.Creative — о пяти любимых книгах Ad Marginem.

«Адорно в Неаполе. Как страна мечты стала философией» Мартин Миттельмайер (2017)

Каждый текст Адорно — это увлекательное интеллектуальное путешествие, и книга Мартина Миттельмайера задает новую оптику их восприятия и помогает иному, углубленному прочтению. Неаполь, где Адорно жил в 1920-е, невозможно понять через осмотр достопримечательностей (как, например, Рим) — он открывается только тогда, когда становится ясна его структура. Точно так же Адорно пишет, что идеальный способ прослушивания музыки подразумевает понимание композиционной структуры, а не радость узнавания красивых моментов. Представляя Адорно в Неаполе, становится ясно, как Средиземноморье и его витальность повлияли на философа и его идеи.

«Язык новых медиа» Лев Манович (2018)

В сборнике «Язык новых медиа» Лев Манович, профессор Городского университета Нью-Йорка, упорядочил и описал специфику некоторых жанров искусства, возникших с развитием цифровых технологий. Являясь одним из ведущих теоретиков нашей цифровой эпохи, Манович, тем не менее, не позиционирует себя как евангелиста новых медиа, но предлагает их убедительную — с точки зрения системного искусствоведческого подхода — интерпретацию. Это помогает воспринимать его тексты не как догму, но как тонкий анализ культуры под влиянием компьютеризации.

Серия «Имена» (2014)

К этой серии у меня особое отношение — компания RDI.Culture была ее партнером. Каждая книга-эссе призвана сформировать канон восприятия ярчайших имен и событий русского искусства XX века. Рассказы о творчестве художников, написанные лучшими искусствоведами страны, подобны ключам к огромному архиву знаний об искусстве — и обладать ими большая радость.

«Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества» Оливия Лэнг (2017)

Прекрасный анализ положительной связи одиночества и творчества, проведенный Оливией Лэнг, обладает замечательным психотерапевтическим эффектом: после прочтения «Одинокого города» перестаешь испытывать тревогу от того, что не хочешь никого видеть, и начинаешь обращать внимание на перспективные стороны осознанного одиночества. Другие вопросы, связанные с жизнью современного человека в большом городе (сексуальность, нравственность, интернет-зависимость), понимаются автором как травмы, что также помогает принятию себя.

«Пять лекций о кураторстве» Виктор Мизиано (2014)

«Пять лекций о кураторстве» Виктора Мизиано, ведущего российского куратора с международной репутацией, стала первой попыткой (в формате книги) рассказать о профессии куратора на русском языке. С присущим ему юмором и наблюдательностью, Виктор Александрович рассказывает о тонкостях организации выставок современного искусства, о подводных камнях и интеллектуальных вызовах, которые вставали перед ним за долгие годы его практики, увлекая и вдохновляя читателей. Это книга — обязательно чтение для тех, кто хочет связать свою профессиональную жизнь с искусством.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
23 Ноября / 2019

Вокалист группы «Макулатура» Константин Сперанский о любимых книгах Ad Marginem

alt

Пять любимых книг Ad Marginem Константина Сперанского — журналиста и вокалиста группы «Макулатура».  

«Благоволительницы» Джонатан Литтелл (2012) 

Эта книга меня как следует перепахала. Как-то в новогодние каникулы руки сами к ней потянулись. На душе было скверно, «Колымские рассказы» я перечел уже трижды, а смекалка не работала, не представлял, чем их заместить, чтобы хорошенько улететь. После «Благоволительниц», где я нашел множество отсылок к своим любимым литераторам — от Юнгера до Селина — я ходил как оглушенный. Следом прочел «Сталинград» Энтони Бивора, и с тех пор этот сюжет для меня, как «Звездные войны» для иного задрота. Книга Литтела — последний реванш модернизма, книга откровенная и изящная, по-настоящему великий роман.

«Книга Непокоя» Фернандо Пессоа (2015) 

Был на презентации этой книги в Библиотеке иностранной литературы в Москве. Там присутствовали работники португальского посольства. Мы с товарищами хотели стянуть бутылку португальского вина и пуститься в прошвыр по Замоскворечью. Но не решились. «Морская ода» Пессоа была опубликована в «Иностранной литературе» и наделала немало шороху среди нашей узкой группы декадентов. Поэтому я сразу обзавелся «Книгой непокоя», и меня немедленно поразило созвучие моей внутренней мелодии — тягучий, бесконечный поэтический поток убежденного мечтателя, с каким-то безрассудным упорством плетущего вокруг себя кружева причудливых образов, будто бы стоя на краю утеса.

«Книга воды» Эдуард Лимонов (2002) 

Просто одна из лучших, на мой взгляд, книг Лимонова. Доказательство того, что Э.В. единственный ныне живущий человек подлинного стиля. Структура книги, то, как она сделана и ее в буквальном смысле свежесть — поразительны, и это еще не принимая во внимание то, что книга написана в стенах изолятора Лефортово.

«1913. Лето целого века» Флориан Иллиес (2013) 

Флориану Иллиесу удалось поймать за нерв предвоенный год, странное время благоухания бесконечных цветов зла. Книга читается как увлекательное описание затерянного мира, какой-то Атлантиды, но что делает ее особенной — это отзвук, который с неизбежностью доносится до всякого читателя. Не все нити оборваны, не все превратилось в плесень и глину. И мы, приговоренные топтаться на месте, кружиться вокруг своей оси, всё еще можем понять и прочувствовать язык того времени.

«Сады и дороги» Эрнст Юнгер (2008) 

Один из томов дневниковых записей ровесника XX века, Эрнста Юнгера. Бесценна любая работа его авторства, никто не был способен ощутить свое время так, как он. И если XX век показал нам человека во всем его фантастическом ничтожестве и величии, вздыбил фонтаны из грязи и крови, то Юнгер являет собой пример доблести и стоического мужества посреди этого ада. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
22 Ноября / 2019

Отрывок из книги «Машинерия портрета. Опыт зрителя, преподавателя и художника»

alt

К ярмарке non/fiction мы издаем книгу Виктора Меламеда «Машинерия портрета. Опыт зрителя, преподавателя и художника». Сегодня мы публикуем отрывок из этой книги, в котором автор делится размышлениями об искусстве портрета в прошлом и настоящем, в высокой и популярной культуре, в живописи, иллюстрации, карикатуре и дизайне. 

от автора

Все нюансы портрета, все выражения лица, все жесты, все этнические особенности, все композиционные приемы описать невозможно. Они мне и не известны — хотя сейчас я знаю намного больше, чем шесть лет назад, когда начинал работать над этой книгой. Она представляет собой свод моего зрительского, преподавательского и творческого опытов, именно в таком порядке; а поскольку портрет — всегда история о человеке, то и жизненного тоже. Я вдумчивый и трудолюбивый зритель, и если сделал несколько хороших портретов, то только поэтому, и преподавать стал тоже только поэтому. Мои собственные работы включены в книгу потому, что они известны мне досконально. Это иллюстрации к тем или иным соображениям, но не образец для подражания; впрочем, это касается и всех остальных помещенных в книге портретов. Здесь отсутствуют работы многих из упомянутых художников, многих из них по одной работе не оценить. Надеюсь, читатель не поленится гуглить, для этого все иностранные имена, кроме общеизвестных, приведены на языке оригинала.

Вопрос «Как рисовать?» я постараюсь обойти вообще. Учебный материал по этой теме доступен в изобилии, изучать его стоит, когда и если этого потребуют творческие задачи. Техника рисунка и знание анатомии сами по себе никак не помогают в поиске образа. Универсально необходимы здесь только внимание, эмпатия и остроумие.

Считайте эту книгу чем-то вроде чек-листа, списка вопросов, которые стоит себе задать. Поочередный разбор каждого пункта, каждого этапа работы поможет вам отладить процесс, найти точки потенциального роста и слабые, проблемные места. Если вас устраивает ваша творческая стратегия, я могу лишь подсказать вам, как ее лучше осмыслить и сделать эффективнее.

Мне кажется невероятно интересной механика работы мозга при встрече с изображением. Она подробнейшим образом описана в книге нобелевского лауреата Эрика Канделя «Век самопознания». Прочитав ее, я вынужден был начать работу над этой книгой заново (должен сказать, не в первый раз), чтобы в итоге удвоить ее объем. Но я не претендую на истину и в мои задачи не входило создание научного труда, который я никогда бы не закончил. В графике, если экспериментировать достаточно энергично, даже неверная мысль часто приводит к новым изобретениям, сценариям взаимодействия со зрителем, эмоциональным, чувственным, интеллектуальным опытам. Поэтому к каждому тезису в этой книге прибавляйте «или наоборот».

Несмотря на долгую историю и невероятное разнообразие искусства портрета, это почти нехоженое поле, которое вдобавок увеличивается по мере эволюции человека и общества. Давайте пройдемся по нему! Надеюсь, после этого кому-то из читателей удастся преодолеть страх критики и недостатка умений, чтобы посмотреть новыми глазами на знакомое лицо и изобразить его. В конечном счете моя корыстная цель — насытить зрительский голод свежими и сильными портретами, которые вы, надеюсь, создадите.

Прежде чем читать книгу, выберите любую знаменитость (или героя, как я буду в дальнейшем его называть) и мысленно подставляйте ее/его в обсуждаемые ситуации, а еще лучше — рисуйте.

сложные щи

Элегическая задумчивость и отрешенность лежат на лице молодого негра… Не только мастерски запечатлены этнические особенности его облика, но и глубоко прочувствованы тончайшие оттенки душевного состояния портретируемого. Передаче настроения созерцательности, погруженности в себя, столь характерного для позднеантониновского портрета, способствуют пластическая трактовка глаз, полуприкрытых тяжелыми веками, смотрящими как бы сквозь зрителя.

Таким текстом сопровожден скульптурный портрет II века н. э. в одном классическом музее. Не будь его, зритель мог бы подумать, что молодой негр, приопустив веки, чешет ногу под столом. Автор текста не перечисляет нюансы внешности, в которых ему открываются тончайшие оттенки душевного состояния героя, а только сулит их кишение за непроницаемой для дилетанта завесой тайны. Комментариями в духе «если надо объяснять, то не надо объяснять» искусствовед оказывает нам медвежью услугу, замыкая наше общение с художником на собственную персону. Даже подготовленный зритель, не высмотрев в портрете описанной глубины, начнет сомневаться в том, что способен понять его без посторонней помощи.

Есть древнегреческая мысль, хорошо применимая к истории искусства: чем шире круг знаний, тем больше его соприкосновение с областью неизвестного, а значит, тем больше со временем появляется загадок. Даже за одно десятилетие мышление людей радикально меняется — что уж говорить о столетиях. Лучшие искусствоведческие тексты читаются как историческая или философская проза, но, сколько бы книг мы ни прочли, всё равно нам не дано увидеть произведение искусства глазами его современника. Многие важные для автора аспекты восприятия наверняка останутся нам неизвестными, а известные — чисто умозрительными.

Безусловно, изучать историю искусства полезно, чтобы лучше понимать его, но самые сильные произведения работают независимо от того, что знает о них зритель. Если он готов и способен впечатляться, единственного блика может оказаться достаточно, чтобы отправить его в обморок. И если он предпочитает тончайшим оттенкам душевного состояния ногу под столом, это его право. Прежде чем смотреть на произведение с «партитурой» в руках, стоит выжать из него весь сок спонтанного прямого впечатления. Мастерство зрителя состоит, помимо прочего, в умении на время отключить интеллект, дать первому впечатлению прозвучать в акустике пустого черепа и уже потом ассоциировать и каталогизировать увиденное. До того, как вынести приговор, мы можем успеть если не научиться чему-то, то хотя бы обрадоваться или вздрогнуть.

Современная фигуративная графика обращается к зрителю напрямую, сама объявляет ему правила игры и играет с ним. Это настоящее искусство с глубокими эмоциями, сложными творческими задачами, уникальными зрительскими опытами, смысловой акробатикой и юмором. Даже когда Инка Эссенхай (Inka Essenhigh) загадывает зрителю неразгадываемые загадки, или когда Elvis Studio заваливает его бесконечными деталями, зрителю несложно включиться в игру.

Старинные портреты, кроме прочего, впечатляют возможностью зрительного контакта с «пришельцем» из прошлого, но заведомый пиетет по отношению к ним опасен. Реальное впечатление от классической живописи мы склонны подменять необходимым, думать о произведении так, как нас научили.

Джон Бёрджер пишет в эссе «Как меняется образ человека на портрете»: Утверждается, будто портретам свойственна некая психологическая глубина, которой 99% из них совершенно не обладают. Способность всякого портретиста обнажить душу — миф. Есть ли качественная разница между тем, как Веласкес писал лицо, и тем, как он писал зад? Те сравнительно немногие портреты, где действительно видна психологическая проницательность (некоторые портреты Рафаэля, Рембрандта, Давида, Гойи) предполагают личный, граничащий с одержимостью, интерес со стороны художника, такой, который просто не укладывается в профессиональную роль портретиста. По сути, эти работы — результат поисков самого себя.

Забегая вперед: мне кажется, как раз умение не делать различия между лицом и задом отличает настоящих мастеров.

Часто приходится слышать о внутреннем свете, духовности, позитивной или негативной энергетике в портретах. Некоторые из них и правда производят сногсшибательное, сверхъестественное впечатление. Но говорить об этом впечатлении с придыханием — капитуляция, отказ от попыток найти конкретные черты, тонкие механизмы восприятия, художественные приемы, которые его формируют. Эти попытки могут упереться в невозможность осмыслить увиденное, в необъяснимость чуда, но, как бы глубоко художник-зритель ни зашел в своих размышлениях, чудо, если оно там есть, никак не пострадает и не исчезнет, а только засияет яснее.

Сколько бы художник ни вложил в портрет, по-настоящему ценно только то, что можем взять из него мы. Искусство развивается по мере встречного развития мастерства зрителей, из которых только и вырастают новые художники.

Мы (и художники, и зрители) одновременно переоцениваем искусство портрета, приписывая ему неописуемую мистическую сложность, и недооцениваем его, игнорируя интереснейшие пространственные, структурные, ритмические, повествовательные решения, сценарии восприятия, сложные взаимодействия между разными аспектами портрета, эмпатические и синестетические эффекты — всё, что создает реальную глубину и требует от художника огромного внимания и остроумия.

Советский искусствовед Алексей Цирес в докладе «Границы портретного изображения личности» (1926) говорит:

Вообще не изобразимым или изобразимым лишь отчасти и при известных ограничивающих условиях является:

а) внешняя невыраженность (тех или иных переживаний и одиночество;

б) «ненастоящесть» чувств и других переживаний;

в) внешняя и внутренняя ситуации (неизображенность которой делает любой портрет абстрактным и многосмысленным);

г) направление и содержание мысли;

д) прошлое личности;

е) потенциальная сфера личности;

ж) своеобразие внутренней индивидуальности; 

з) эпоха (в ее «идейном содержании»и Gemut’е [душе])

и) мотивация и причинность

к) степень существенности той или иной стороны в общей структуре данной личности л) внутренняя драма личности.

Ко всем этим пунктам можно относиться не как к запретам, а как к загадкам, своего рода коанам для художника. Ответ как минимум на некоторые из них известен. Собственно, все по-настоящему интересные портреты так или иначе преодолевают известные ограничивающие условия. Оскар Кокошка мог в портрете предсказать инсульт и нервный срыв — никакой мистики, только предельно обостренное внимание к нюансам внешности и движения, к невидимым для поверхностного взгляда симптомам болезни.

В графике нет ничего невозможного. Способов изобразить в портрете неизобразимое — множество. Ниже пойдет речь о том, как справиться с пунктами «а» и «б», об инструментах изображения фальши и внутреннего конфликта, о метафоре в портрете, о том, как встроить в него сложное повествование. Но первым делом нужно договориться о границах обсуждаемой формы.

портрет

Современный живописный портрет, несмотря на все произошедшие с ним перемены, несет в себе рудименты классического портрета и тяготеет к аристократичности, пафосу, особенно если мы видим его висящим на стене в галерее. Журнальный портрет, в свою очередь, восходит к лубку с издевательскими карикатурами на власть и характерные типы, он любит гротеск, избыточную активность образа и формы. Но журнальный и живописный портрет не дихотомия, а две точки на огромном поле. Я буду говорить о портрете вне разграничения на жанры, о портрете как сумме задач и инструментов для их решения, ценных независимо от того, для каких ситуаций они придуманы. Типология сдерживает развитие как искусства в целом, так и любого конкретного художника, запирая его в готовый круг решений. Всё новое происходит на пограничных территориях.

Что такое портрет, в целом понятно, но обязательно ли его герой — человек? Должен ли он присутствовать в портрете, или возможен портрет-лакуна? Необходимо ли для портрета сходство с героем, точная передача его мимики, присутствие рук и головы, крупный план, взгляд героя «в камеру», «портретный формат»?

Любое нарушение правил игры может вести к интереснейшим решениям. Например, портрет в «пейзажном» формате — не оксюморон, а надежный способ уйти от композиции типа «фото на паспорт», поставить себя в неудобную ситуацию и тем самым принудить к поиску решения посвежее.

Изобразительное искусство настолько богато и непредсказуемо, что любой перечень его возможностей или направлений будет неполным; ни один его аспект не познаваем до конца. Не пытаясь объять необъятное, я буду использовать слово «портрет» в узком смысле: изображение одного конкретного человека. Разберем эту формулу по пунктам:

изображение здесь будет означать всё что угодно: рисунок, коллаж, скульптуру, исполнение роли героя перед фотокамерой и т. д. — кроме прямой фотографии героя.

одного: парный или групповой портрет — невероятно интересная тема, но работает он иначе, чем одиночный. Даже если герои не взаимодействуют напрямую, они по-разному (или одинаково, что еще страньше!) выглядят, отличаются размерами, положением в пространстве, способностью притягивать взгляд. Между ними неизбежно возникает взаимоотношение, конфликт, а конфликт — это история, нечто заведомо больше, чем просто компания героев. Нюансы позы, жеста, мимики, всё многообразие визуальных ходов, нацеленных на то, чтобы эти нюансы подчеркнуть, мельчает перед силой истории. Так что пока — только об одиночном;

конкретного: портрет человека вообще — любимое занятие всех начинающих иллюстраторов, включая меня в ранние годы. Лысые люди в условных белых одеждах (для ленивых), условные девы в профиль или со спины, с подробно прорисованными волосами (для чуть менее ленивых) — характерные симптомы творческого пубертата. Переход от разного рода манекенов к конкретному герою требует большой ответственности. Работа над портретом заставляет художника взрослеть как никакая другая задача. Неважно, знаком ли герой зрителям, — важно давление на художника ответственности перед ними;

человека: разумеется, возможен портрет животного, растения и даже автомобиля. Но если художник берется за такой портрет, если объект его внимания достоин этого, значит, он жив и очеловечен. Хороший портрет не-человека — всегда зоометафора, фитометафора, машинометафора (это реальное слово!), он всегда отсылает нас к человеческому миру. Мы можем очеловечить буквально всё что угодно, так что «человек» в портрете неизбежен, даже если герой — не человек. Но речь в книге пойдет всё же о портретах людей.

Не все изображения в книге отвечают этому определению, но все интересно рассматривать именно как портреты. Рамки достаточно узкие, чтобы разговор не был бесконечным, но и достаточно широкие, чтобы оставлять пространство для творческих задач любого художника. И из этих рамок открывается прекрасный вид на искусство графики. Именно поэтому я увлекся портретом — в нем есть всё.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
22 Ноября / 2019

Мэтью Тейлор, редактор серии «The big idea. Введение в XXI век», представит серию на ярмарке non/fiction

alt

Письмо Мэтью Тэйлора — редактора серии с мировым именем, директора британского Королевского общества искусств (Royal Society of Arts) — к ярмарке non/fiction:

С нетерпением жду поездки в Москву в декабре, чтобы представить серию «The Big Idea» в России на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction! Это будет мое первое посещение России, спустя 45 лет после школьной поездки в СССР в 1974 году. Подозреваю, что увижу много изменений.

Серия «The Big Idea» помогает разобраться в сложных концепциях и насущных проблемах современного мира. Зачастую люди чувствуют себя изолированными от публичных дискуссий, поскольку бывают не уверены в своих базовых знаниях в той или иной области. Эта серия дает возможность уверенно вступать в дебаты после нескольких часов чтения.

Смело выражая противоречивые мнения, авторы серии предлагают читателю взглянуть на исследуемые вопросы с разных сторон. Будучи редактором, я слежу, чтобы книги всецело охватывали такие, казалось бы, общеизвестные вопросы, как медицина или капитализм. Однако также важно, чтобы книги содержали детальный анализ новых, довольно сложных проблем, информации о которых пока не так много. Например, гендер или веганизм.

Я обещаю, что те, кто прочтет одну из книг серии «The Big Idea», смогут свободно обсуждать актуальные вопросы современности. Для кого-то приобретение этих книг может стать импульсивной покупкой, но издания серии определенно произведут сильное впечатление на современного читателя.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
22 Ноября / 2019

Редактор и переводчик Алексей Шестаков о любимых книгах Ad Marginem

alt

Пять любимых книг Ad Marginem Алексея Шестакова — нашего штатного редактора, искусствоведа и переводчика книг «Искусство с 1900 года», Жоржа Диди-Юбермана, Юбера Дамиша, Тьерри де Дюва, Жана-Франсуа Лиотара, Николя Буррио, Розалинд Краусс и других. 

«Венера в мехах» Леопольд фон Захер-Мазох, Жиль Делёз, Зигмунд Фрейд (1992), «Маркиз де Сад и XX век» (1992)

Первое знакомство с Батаем, Бланшо, Клоссовски, Делёзом, да к тому же на вполне приличном русском языке, — такое не забывается. К тому же, учитывая тиражи этих книг, стоит ли удивляться тому садо-мазо, которому мы тут в России предаемся с тех пор вот уже четверть с лишним века…

«Наука приготовления и искусство поглощения пищи» Пеллегрино Артузи (2016)

Одна из самых красивых книг, которые я когда-либо видел. Цвета, что ли, докторской колбасы (скорее, чем прошутто). На страницах 312–313 впервые на русском языке (по крайней мере, на моей памяти) недвусмысленно рекомендуется «тушить мухоморы в масле или запекать их на решетке, <…>, не отваривая, по совету некоторых, в воде, подкисленной уксусом, что, несомненно, наносит ущерб их вкусу». Кратко, емко и по существу.

«Как писать о современном искусстве» Гильда Уильямс (2017)

Из моего письма переводчице года за полтора до выхода книги в свет: «Немного покорпеть над этой книжкой, полагаю, стоит: мне показалось, что, если бы удалось (что, конечно, трудно) действительно превратить ее в более-менее полноценное русское руководство для начинающих писать об искусстве и при этом не потерять ни лаконизма, ни пикантности авторского стиля, это мог бы быть маленький шедевр». Так, по-моему, и получилось.

«Рембрандт» Жан Жене (2018)

Сценарий мечты: получаешь pdf по почте для ознакомления, не зная толком, что внутри за текст (разве что представляя себе автора), прочитываешь за день в метро, постепенно узнавая в изложенном — без малейших излишеств — собственный травматичный и потому почти полностью вытесненный опыт, заодно примиряешься с художником-звездой, который оказывается не таким уж и скучным, и переводишь на свой язык, тем самым окончательно присваивая себе написанное и, пусть не с легким сердцем, преподнося его от себя.

«Венецианка и другие стихи» Роберто Муссапи (2019 [готовится к публикации])

Редкое счастье: узнать совершенно неведомого прежде автора, да еще и поэта, и с первых же страниц его полюбить, как родного. По крайней мере в одном месте тут случился такой же болезненный и поразительный стык с моим собственным опытом, как и в случае с Жене. Перевести эту книгу мне, правда, не удалось, но это и к счастью: насколько я могу судить, Марк Гринберг поймал ноту Муссапи невероятно точно; кажется, что стихи не могли быть написаны иначе, как по-русски, да к тому же так, как никто здесь никогда не писал и, по моим представлениям, не пишет.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
21 Ноября / 2019

Директор независимых книжных «Пиотровский» Михаил Мальцев — о пяти любимых книгах Ad Marginem

alt

Михаил Мальцев — директор независимых книжных магазинов «Пиотровский» в Перми и Екатеринбурге — о пяти любимых книгах Ad Marginem. 

«Голубое Сало» Владимир Сорокин (1999) 

Весной 98-го года самым модным книжным местом в Перми был павильон «Мясо» на центральном колхозном рынке. Книготорговец Миша сказал: «Сорокин — это как Пелевин только круче». Помню, как нес в руках белоснежную книжку через пермскую грязь, она сияла как звезда Галадриэль в логове Шелоб. Книготорговец Миша потом повесился, а я стал книготорговцем, я тоже Миша. Мистика. 

«Франц  Кафка» Вальтер Беньямин (2013)

Когда я принес книгу домой, оказалось, что у нее есть легкий дефект —  несколько страничек склеилось и, когда я попытался их разъять, то получился такой неаккуратный разрыв, мне почему-то это понравилось, и я решил книгу не менять. Читал так давно, что уже совершенно ничего не помню, но какое-то ощущение сна про болото осталось, кажется вполне верное. 

«Низший Пилотаж» Баян Ширянов (1998)

Я приехал на летние каникулы с этой книгой в руках в Керчь, и обнаружил, что несколько моих школьных друзей плотно сидят на винте. Получилось так, что днем я наблюдал варку, вмазку и приход, а вечером читал про все про это в книге Баяна, это был передозззз. 

«Лекции о Лейбнице» Жиль Делёз (2015)

Как-то заспорили о современности, и я высказал мысль, что мол мы прокляты, страна проклята ну и меня естественно друзья подняли на смех, мол, что за демшизойдная паранойя. Не в том смысле, доказывал я, в другом каком-то, но в каком не мог найти слов. Потом прочел у Делёза, четкое совершенно определение проклятия, вот в нем в том смысле и прокляты. 

«Ван Гог. Самоубитый обществом» Антонен Арто (2016)

Как я ненавижу современное компаративистское искусствознание —  «вот, дескать, обратите внимание на общие мотивы у Сутина и Раушенберга». Нет общих мотивов, к черту! Сутин — это сочащаяся с потолка у соседей снизу гнилая свиная кровь, Сутин — это Сутин. А Ван Гог — это Ван Гог. Отличная книга, одним словом. 

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
20 Ноября / 2019

Ad Marginem: главные новинки ярмарки non/fiction

alt

Традиционно к ярмарке non/fiction мы готовим целую стопку новинок. Чтобы вам было проще сориентироваться в бесконечных торговых рядах на одном из главных книжных событий страны, мы составили путеводитель книгам, которые мы издаем в начале декабря. Ищите нас с 5 по 9 декабря на стенде С-2!

Второе дополненное издание книги «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» Розалинд Краусс, Хэл Фостер, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит

Новаторская по содержанию и форме, книга «Искусство с 1900 года» уже признана вехой в истории искусства. Для ее очередного издания Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло и Дэвид Джослит — ведущие историки искусства и критики нашего времени — уточнили и расширили свои первоначальные тексты, а также дополнили издание обзором новейших тенденций современного искусства. В итоге читателю предлагается самая полная на сегодняшний день критическая история искусства XX — начала XXI века. Сто тридцать глав, выстроенные хронологически, год за годом обозревают ключевые события в искусстве — будь то создание выдающегося произведения, публикация важного текста или открытие значительной выставки, — образуя не одну, а множество историй искусства в период с 1900 года до наших дней.

«1913. Что я на самом деле хотел сказать» Флориан Иллиес 

Вам бы хотелось, чтобы книга Флориана Иллиеса «1913. Лето целого века» не заканчивалась? Автор чувствовал то же самое. В течение многих лет он искал и собирал новые захватывающие истории из этого невероятного года. В продолжении международного бестселлера «тизер ХХ века», как сформулировала в свое время пресса, разворачивается в масштабную диораму: старые герои высвечиваются с новой стороны, к ним присоединяются Фернандо Пессоа, Максим Горький, Джек Лондон и многие другие события, явления и люди, создавшие современность. Ждите новых историй, полных любви и остроумия, настолько невероятных, что они могут быть только правдой. И попробуйте вместе с автором выяснить, где же заканчивается лето целого века.

Читать отрывок из книги «1913. Что я на самом деле хотел сказать»

«Машинерия портрета. Опыт зрителя, преподавателя и художника» Виктор Меламед

В своей книге российский график Виктор Меламед делится размышлениями об искусстве портрета в прошлом и настоящем, в высокой и популярной культуре, в живописи, иллюстрации, карикатуре и дизайне. Подходя к созданию портрета с практической точки зрения и отодвигая завесу перед творческой «кухней» художника, автор ненавязчиво поднимает планку и предлагает нам задуматься о том, как формируется и воспринимается образ человека.

«Fine cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа» Роджер Криттенден 

В книге Роджера Криттендена «Fine Cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа» собраны интервью известных европейских режиссеров монтажа из Австрии, Бельгии, Финляндии, Португалии и России. Настоящее издание освещает все аспекты постпродакшена: например, о звукомонтаже расскажет Ларри Сайдер, основатель легендарной Школы звука, а о специфике создания саундтрека – обладатель «Оскара» Дарио Марианелли («Искупление»).

Читать отрывок из книги «Fine cuts»

«Венецианка и другие стихотворения» Роберто Муссапи 

Книга итальянского поэта, эссеиста и драматурга Роберто Муссапи включает в себя переводы стихотворений и поэм из трех сборников, изданных автором в 1990-2000-х годах. Художественный поиск Муссапи, разрушающий границы между прошлым и настоящим, между эпохами, странами и цивилизациями и, наконец, между живыми и мертвыми, создает особое поэтическое пространство, место для неожиданных и поразительных встреч.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
20 Ноября / 2019

Редактор журнала «Диалог искусств» Сергей Гуськов о любимых книгах Ad Marginem

alt

5 любимых книг Ad Marginem Сергея Гуськова — редактора журнала «Диалог искусств», художественного критика, журналиста, редактора книги Ольги Дренды «Польская хонтология».

Признаюсь, особенно я люблю первую половину существования издательства Ad Marginem. Если посмотреть на мой список книг-фаворитов, можно заметить, что позже практически все они (за исключением Крахта) целиком или частично, один или несколько раз переиздавались уже в других издательствах, обычно большим тиражом. Иногда в другом переводе, как в случае Юнгера, но не без использования славы предыдущего, ад-маргиневского издания. Это были своего рода вехи. Ad Marginem подкидывало в топку литературного или, скажем, общегуманитарного процесса щепки, которые прогорали ярким пламенем, а дальше их успех развивали другие, грея руки у того же костра, когда он уже мощно пылал. Позиция незаинтересованного (поскольку не предполагала ощутимых дивидендов) застрельщика тенденций и векторов в культуре — вот что ценно в деятельности издательства. Благородный риск.

«Маркиз де Сад и ХХ век» (1992)

Важная мини-хрестоматия текстов о божественном маркизе. Там есть всё, что нужно для адекватного прочтения де Сада. Ничего более внятного и емкого, чем тексты из этого сборника, до сих пор не написано.

«Проект революции в Нью-Йорке» Ален Роб-Грийе (1996)

Один из главных французских писателей ХХ века издавался на русском довольно щедро. Но этот роман стоит особняком, в некотором роде это квинтэссенция метода Роб-Грийе.

«Голубое сало» Владимир Сорокин (1999)

На мой взгляд, лучший роман Сорокина, который разделил его творчество на две части, сам не входя ни в одну из них. За него хотели судить и писателя, и издательство. И судили — но безуспешно. Сейчас можно судить уже с точки зрения истории: это был настоящий успех.

«1979» Кристиан Крахт (2002)

Это не Боулз, не «Путешествие в Кафиристан», не вдохновленное традиционалистами сочинение. Используя все возможные, включая перечисленные, источники Крахт написал нечто для поездки в поезде или для меланхолического сидения в кафе. Сложно понять, как этот роман в действительности работает, но что-то загадочное благодаря нему происходит.

«Сердце искателя приключений» Эрнст Юнгер (2004)

Юнгера в России принято либо совсем не любить, либо боготворить. Этот сборник снов и фантазий предъявляет читателю не солдафона-милитариста, а наследника сказочников-романтиков. По сути, очеловечивает его.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
20 Ноября / 2019

Людмила Фрост (фонд V-A-C) о пяти любимых книгах Ad Marginem

alt

Людмила Фрост (фонд V-A-C) — о пяти любимых книгах Ad Marginem.

«The Irony Tower. Советские художники во времена гласности» Эндрю Соломон (2013)

Всегда любопытно читать книги, в которых знаешь главных героев — деятелей московской арт-сцены. Особенно, если ты и не подозреваешь, с какой стороны  могут раскрыться их характеры в глазах автора.

«Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» Джон Сибрук (2005)

Простое, дико остроумное чтиво для маркетологов, уставших от маркетинга.

 «Измы: как понимать современное искусство» Сэм Филлипс

Читала по-английски, стало любопытно и по-русски изучить.

«Призрак Карла Маркса»Донатьен Мари, Ронан Деканат (серия «Платон и Ко») (2016)

Детская книжка, но прежде чем дать ее читать своей дочери, решила прочесть сама и не заскучала.

Собрание сочинений (3 т.) Владимир Сорокин (2002)

Купила Собрание после прошедшей в 2002 году акции сожжения книг перед Большим Театром. Сорокин один из любимейших писателей, повести, вошедшие в собрание сочинений, читала в предыдущих изданиях, поэтому эти книги стоят дома на полке как новенькие.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!
18 Ноября / 2019

Основатель магазина «Фаланстер» и издания «Горький» Борис Куприянов о 5 любимых книгах Ад Маргинем

alt

Российский издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер» в Москве, основатель интернет-издания «Горький», член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы «Non/fiction» Борис Куприянов — о любимых книгах издательства «Ад Маргинем». 

Писать о пяти любимых книгах великого издательства сложно. Хайдеггер, Сорокин, Елизаров, Аствацатуров, Пепперштейн, Барт, Фуко, Липавский, Гройс, Авченко? Их множество! С чего начать? Как можно выбрать пять книг из сотен? Да и знаю я три разных издательств (как минимум) «Ад Маргинем», изменяясь внешне, меняя жанры и темы, Иванов и Котомин умудрились сохранить целостность, искушенный читатель безошибочно определит любимое издательство по названию и внешнему виду книги, хотя и стиль менялся не единожды. Попробую рассказать о пяти не самых очевидных или редко вспоминаемых, но любимых мной книгах издательства.

«Глубокая игра: Заметки о петушиных боях у балийцев» Клиффорд Гирц (2017)

Небольшая совсем книжка замечательного антрополога, очень точная и удивительно уважительная к «объектам наблюдения», жителям Бали. «Глубокая игра» как бы наследует традиции тонкого лирического наблюдения Леви-Стросса. Книгу можно перечитывать бесконечно фокусируясь то на антропологии, то на быте или сюжете, который безусловно есть как в художественном рассказе, в зависимости от вашего настроения.

«Чья-то чужая жизнь» Владимир Спектр  (2005)

Вообще, я не являюсь поклонником этого писателя, но книга почему-то мне запомнилась. Изданная за год до «Духlessа», книга не попала в ожидания офисных работников, не так она сконцентрирована на иерархии менеджеров. Владимир описывает московское состояние начала 2000-х точнее и тоньше. Становление столичного гламура и пока только мечта «силовиков» (2005 год) о власти и богатстве сейчас вспоминается как жутковатое пророчество.

«Писец Бартлби» Герман Мелвилл  (2013)

Вообще, не может, наверное, находиться в этом списке. Осколок проекта, то-ли с «Парком Горького», то-ли еще с кем — малюсенькая книжица на скребке карманного (в полном смысле этого слова) формата, раздаваемая бесплатно. Однако надо признать свою дикость, не читал ее раньше, а подаренная книга приросла ко мне как кольцо, серьга или талисман. Пока не истерлась в клочья, она упорно занимала место в заднем правом кармане джинсов. И открывалась по нескольку раз в день на любой странице — в очереди, метро, трамвае, приемной. Надо сказать, что книга была не одна, еще в серии был, кажется, Шпаликов, но о других «я бы предпочел отказаться» говорить. Замечательный формат маленьких книг, заполняющих город и превращающий его в большое изменяющееся поле чувственного, так и не был реализован полностью, в нашем стремительном негуманитарном городе. Кстати, такая же судьба постигла и другой необыкновенный проект издательства — многотомную серию советских приключенческих книг «Атлантида».

«Человек с яйцом. Жизнь и мнения Александра Проханова» Лев Данилкин (2007)

Внешне полная противоположность предыдущей книги. Килограммовый том в 650 страниц, замечательно изданный, тем не менее, разделил судьбу парковой серии — остался не прочитан. Можно сказать, что «Человек с яйцом» был обречен на провал. Лев написал замечательную книгу об особенности российского познания, образования и интеллигенции. Если бы автор и издатель смалодушничали и сделали книгу о ком-либо другом,  то она стала бы хитом. Но книга об Александре Андреевиче, обожаемом и ненавидимом, просто пропала между аудиториями. Поклонники ждали биографию кумира и, наверное, остались разочарованными, а противники не стали читать, увидев в книге «гимн красно-коричневому идолу». Уверен, наступят времена, когда книга будет востребована, читаема и изучаема.

«Долг: первые 5000 лет истории» Дэвид Гребер (2015)

Гребер в фундаментальном труде пытается опровергнуть банальности, которые в «приличном обществе» не подлежат пересмотру и априори принимаются на веру. Автор — антрополог, он рассматривает экономику не как движение средств, а как человеческие отношения. Его «неэкономичность» позволяет ему принципиально по-новому посмотреть на экономические мировые процессы, движущие цивилизацию.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!