О языке, судьбе и восприятии. Что писал Витгенштейн в «Zettel»
26 апреля исполняется 132 года со дня рождения одного из главных философов двадцатого столетия — Людвига Витгенштейна. В его сборнике «Zettel», вышедшем в Ad Marginem, представлены записи, сделанные философом между 1929 и 1948 годами. Книга полна рассуждений о языке и языковых играх, цвете, употреблении слов, восприятии и повседневности.
Витгенштейн лично отбирал записи, они предназначались для публикации или использования в других работах философа. Он настойчиво рекомендовал читать свои заметки вдумчиво — для этого мыслитель даже использовал особую пунктуацию. Журнал Ad Marginem выбрал 15 заметок из сборника (всего их 717) — разных по форме и смыслу, но одинаковых по точности наблюдений.
Заметка №55
Как и все метафизическое, гармонию между мыслью и действительностью следует искать в грамматике языка.
Заметка №63
Ожидание заложено в ситуации, из которой оно рождается. Например, ожидание взрыва может вытекать из ситуации, в которой следует ожидать взрыв. Тот, кто его ждет, сначала услышал, как двое перешептывались: «Завтра в десять будет подожжен фитиль». Потом он подумал: возможно, тут кто-то хочет взорвать дом. Около десяти часов он становится беспокойным, вздрагивает от малейшего шума и, наконец, на вопрос, отчего он так нервничает, отвечает: «Я жду…» Этот ответ делает понятным, допустим, его поведение. Он также дает нам возможность представить себе его мысли и чувства.
Заметка №75
Я могу прислушиваться к своей боли; но не могу таким же образом прислушиваться к ходу своих мыслей, к вере или к своему знанию.
Заметка №126
Разве пламя загадочно не потому, что оно неосязаемо? Пожалуй, – но почему это делает его загадочным? Почему неосязаемое должно быть более загадочным, чем осязаемое? Разве что поскольку мы хотим его ухватить.
Заметка №224
Заставь человека посмотреть на тебя гневно, надменно, иронично; и, прикрыв ему лицо, оставь лишь глаза, – все эти чувства в них проявятся: взгляд, их выражающий, поразительно многозначен.
Заметка №254
(При беседе о том, как бы выкроить время, часто случается, что вынимают из кармана часы, но не для того, чтобы посмотреть, сколько сейчас времени, а чтобы сделать наглядной картину его продуманного распределения.)
Заметка №341
Можешь ли ты представить, что видит дальтоник? А сможешь нарисовать комнату, как она видится ему? Сможет ли он нарисовать, как он ее видит? Ну, а могу ли я нарисовать, как ее вижу я? В каком смысле я мог бы это сделать?
Заметка №383
Представь, что в одном племени люди с ранней юности воспитываются так, чтобы никоим образом не проявлять состояние души. Проявление чувств считается у них каким-то ребячеством, от этого надо как можно быстрее отучиться. Муштра суровая. О ‘боли’ нет и речи; уж тем более не в форме предположения «Возможно у него все же ……» Если кто-то жалуется, его осмеивают или карают. Подозрение в симуляции исключено вовсе. Жалобы – это, так сказать, уже симуляция.
Заметка №395
Человек может притворяться, что он без сознания; а притворяться, что он в сознании?
Заметка №419
Фундаментом всякого объяснения является натаскивание. (Над этим стоило бы задуматься воспитателям.)
Заметка №456
Некоторые философы (мы вынуждены их так называть) претерпевают то, что можно обозначить как “loss of problems”, «утрату проблем». Тогда всё начинает им казаться очень простым, им мнится, что более не существует никаких глубоких проблем, мир – широкий и плоский и лишен какой-либо глубины; и всё, что ими написано, бесконечно поверхностно и плоско. Рассел и Герберт Уэллс подвержены этому недугу.
Заметка №504
Любовь это не чувство. Любовь познается постепенно, а боль – нет. Так ведь не говорят: «Это не была подлинная боль, иначе она не утихла бы так скоро».
Заметка №609
Вполне вероятно, что некоторые психологические феномены не могут быть исследованы физиологически, поскольку ничто физиологическое им не соответствует.
Заметка №680
Судьба противостоит законам природы. Мы стремимся изучить и поставить себе на службу эти законы, с судьбой такое невозможно.
Заметка №714
Вообрази себе душевную болезнь, при которой человек может понимать и использовать имена только в присутствии их носителей.