Разговор организаторок частных библиотек
В 2021 году в Нижнем Новгороде открылась первая частная библиотека. Ее создательницы Валентина Горшкова и Лидия Кравченко — ведущие подкаста о кино и литературе «Партнерский материал», так и назвали ее — Библиотека «Партнерского материала». За полтора года фонд библиотеки собрал больше трех тысяч книг и привлек почти тысячу читателей.
Подобные библиотеки слушатели подкаста открыли уже в своих городах: в Минске, Улан-Удэ и Смоленске. (Библиотека Ex Libris в Улан-Удэ стала победительницей опен-колла Ad Marginem — одной из пятнадцати культурных институций, которым мы подарили коллекцию наших книг). Организаторки библиотек регулярно обмениваются книгами и идеями, но впервые собрались все вместе побеседовать для журнала Ad Marginem и постарались вывести практические советы для тех, кто также хочет открыть частную библиотеку: сколько раз нужно повторить читателям правила библиотеки, нужно ли закупать плохие, но популярные книги, о том, что управление библиотечным фондом — это танец.
Сейчас Библиотека «Партнерского материала» переехала в новое помещение и ищет финансирование на ремонт. Подробности можно узнать в их социальных сетях.
Валентина Горшкова (Библиотека ПМ, Нижний Новгород): Мы все открывали библиотеки с большим воодушевлением и многого ожидали. Спустя время можно подвести кое-какие итоги в таблицу «ожидание/реальность». Что оказалось самым неожиданным в работе библиотек?
Диана Рудакова (Ex Libris, Улан-Удэ): Мы открывали библиотеку на очень большом душевном подъеме. Надеялись, что сплотим наше книжное сообщество и расширим его. Что мы будем нести свет. Я в библиотеке занимаюсь должниками, веду табличку с абонентами… Вы уже догадываетесь, о чем я скажу. Неожиданно мы столкнулись с тем, что взрослые люди ведут себя как дети в отношении простых библиотечных правил. Иногда человек не возвращает книгу только потому, что ему не хочется её везти. Часто неаккуратно обращаются с книгами — уже половина фонда у нас в пленке.
Сообщество действительно сформировалось, оно функционирует и в нём всё классно. Но если люди зашли случайно, риск, что они потом не будут отвечать на сообщения и брать трубку — очень велик.
Лидия Кравченко (Библиотека ПМ): Самое важное — это максимально подробно расписать правила и почаще их повторять. Я уже к этому отношусь философски, люди не запомнят их с первого, второго и третьего раза. Мы начинали с того, что все объясняли устно: абонемент на месяц, до трех книг на руках одновременно, каждую держать не дольше трех недель. Но теперь мы даем подписать анкету, где есть список правил; даем памятку с правилами отдельным листочком вместе с абонементом; пишем; напоминаем. Напоминалки, правда, в какой-то момент нам вышли боком, потому что люди посчитали, что, если мы не пишем про книгу, то и возвращать ее не надо. Поэтому мы тратим огромное количество денег на стикеры, чтобы в каждую книгу при выдаче вклеить листок с датой возврата.
Конечно, хочется, чтобы человек, приходя в библиотеку, уделял ей 100% своего внимания и обращал его не только на книги, но и на правила. Но это не очень реалистично. У человека может все пролететь мимо ушей. Нужно просто смириться, что правила придется бесконечно повторять.
У нас есть и система штрафов — 100 рублей за неделю просрочки книги. Мы ввели ее, чтобы книги не задерживались на руках: на некоторые издания большие очереди. Но и с ней бывали сложности — уже было несколько скандалов. Люди могут принципиально не желать платить даже такие деньги. Впрочем, скандалами их можно назвать только на фоне общей благостной и неконфликтной обстановки в библиотеке. Большая часть людей в нашем сообществе ответственные, эмпатичные и понимающие.
В.Г. (Библиотека ПМ): Практика библиотек — это практика, с которой все сталкивались в детстве и студенчестве. И теперь с некоторым страхом приходят в частную библиотеку. С удивлением обнаруживают, что здесь с ними разговаривают спокойно, дружелюбно, что всё можно трогать, что книги доступны. Книжные места теперь — это обычно дружелюбные места. И хотя мы сталкиваемся из-за этого с проблемами, но общего тона это не меняет: мы к читателям с открытым сердцем.
Л.К. (Библиотека ПМ): Самое показательное, как люди ведут себя при утере или порче книги. Одна девушка порвала книгу и очень переживала. Она спрашивает: «Что же делать?» Мы отвечаем: «Купить новую». Так у неё на лице было такое облегчение! Она была уверена, что мы будем ругаться. Надо помнить, что у людей присутствуют травмы школьных и общественных библиотек.
В.Г. (Библиотека ПМ): Аня, ваша библиотека в Среда.Центр готовится открыться в ноябре. Какая у вас в городе книжная ситуация и что самое сложное в подготовке?
Анна Воробей (Среда.Центр, Смоленск): Мы открываемся на базе городского проекта, который раньше был больше про дизайн, урбанизм и развитие города. У них уже была небольшая полка с книгами в коворкинге. В основном это были книги издательства «Гараж», что-то связанное с дизайном, архитектурой. Но поскольку в городе дефицит подобных институций, мы перерастаем в такое сообщество сообществ — нам надо покрывать много функций, потому что больше некому. (Открытие состоялось 18 ноября — прим.)
С точки зрения книг, мы тоже решили расширить формат, дать возможность читателям соприкасаться с большим количеством изданий. Изначально мы думали о буккроссинге, но поскольку идея именно в качественных клевых современных книгах, мы поняли, что без денег это неосуществимо. И тут же вспомнили про вашу модель, все-таки в Нижнем она работает. Посмотрим, как получится у нас. Пока очень положительная реакция.
Библиотека Среда.Центр в Смоленске
Но первая трудность, с которой мы столкнулись — формирование ассортимента. Во-первых, нам было сложно определить, что именно отнести к современной литературе — что мы берем, что не берем. Потому что «современные классные книжки» — это очень широко. Поскольку точек касания с такой литературой в городе нет, нам опять надо покрывать сразу очень много тем. У нас не очень много пространства, но нам нужно познакомить и с современной зарубежной, и с современной русскоязычной литературой, и еще есть много классного нонфика, прикладной бизнес-литературы. Все это нам это нужно сбалансировать и объединить — брать широко. Из того, что нам жертвовали, мы поняли, что у людей неплохо с представлением, что такое хороший нонфик. Но что касается художки, более интеллектуального нонфика о культуре и более нишевых независимых издательств — тут нам довольно редко что-то предлагают. Нам хочется этот пробел восполнять, привозить к нам издательства, писателей. Сейчас у нас есть неплохой пул книг, но есть перекос в сторону бизнеса и популярной психологии.
Диана сказала, что начинали на подъеме с желанием развивать сообщество. У нас сейчас это чувство стало острее. Люди постоянно спрашивают: когда же коворкинг, когда же библиотека… Им хочется мест, где можно объединиться.
В.Г. (Библиотека ПМ): Да, когда мы устраиваем книжные клубы, люди так и говорят нам: что нужны места, где есть свои.
Л.К. (Библиотека ПМ): Прозвучит странно, но нужно иметь в виду, что вы не полностью контролируете ваш фонд. Вот у нас «кураторская» библиотека, поэтому нам мегаважно, чтобы в ней были книги, за которые мы ручаемся. Но иногда мы смотрим на полки и вообще не понимаем, откуда та или иная книга взялась. То есть, какая-то чистка все равно должна проходить, особенно если ты не сама все смены сидишь за библиотекарским столом, что естественно. Надо иметь в виду, что фонд — это такая субстанция, которая формируется как будто бы сама по себе. И ты должна этот контроль сама себе возвращать.
В.Г. (Библиотека ПМ): Все наши библиотеки — не столичные. Книжные места, которым помогает Ad Marginem тоже далеко от центра. Часто есть зазор между тем, какие книги мы хотим поставить на полки, и тем, какие книги привыкли и хотят читать наши посетители. И как, исходя из этого, формировать фонд, учитывая, что мы действуем в условиях минимального бюджета, и каждая книга встаёт на полку после серьезных раздумий (или тяжелого дня на работе, когда ты просто успокоилась через покупку кучи рандомных книг).
Д.Р. (Ex Libris): Мы поняли с девочками спустя какое-то время, что фонд — это действительно живая субстанция, контролировать ее не получится. Но у нас есть хорошая давняя традиция, которая появилась до библиотеки и хорошо помогает. Мы делаем книжные распродажи, на которые приносят хорошие современные книги, изданные не раньше 2015 года. Когда к нам в библиотеку приносят книги, мы предупреждаем, что можем их продать на маркете, а деньги использовать на библиотеку. Перед последней распродажей мы посмотрели на фонд и продали книги, которые не пользовались популярностью и не были очень нам дороги. Моя любимая книга будет стоять на полке, даже если ее никогда в жизни не возьмут. Она — это мое присутствие в библиотеке. Если же эта книга не очень интересна и мы ее взяли только потому, что это была хитовая новинка, мы ее продадим.
Баланс в фонде и правда сложно нащупать. Сначала у нас было очень много художки. Но постепенно благодаря подаркам, покупкам с денег абонементов, того же гранта Ad Marginem — стал появляться нонфикшн, книги по психологии, бизнесу, дизайну. Теперь они тоже широко у нас представлены. Сейчас наш фонд может ответить на любой запрос. Не нужно переживать, что сейчас есть перекос в жанрах. Со временем это изменится.
Важно еще, что с теми же книгами Ad Marginem нужно знакомить. Если условного Бакмана рекламировать не нужно, его и так возьмут восемьдесят раз за месяц, то книги про гендер, искусство, кино, музыку нужно рекламировать. Для этого используем свои соцсети. Сейчас распределили, кто какие книги из гранта прочтет и расскажет о них. Так постепенно и разжигаем интерес.
Л.К. (Библиотека ПМ): Балансировать в ассортименте не выйдет. Вот я из дома принесла три огромные полки книг про кино. Их никто не читает. Но тут просто нужно глубоко дышать и понимать, что Бакмана и детективы будут брать всегда. И ничего в этом плохого нет! Просто надо сделать так, чтобы совсем плохой книги вообще не было. Либо, если она популярна, чтобы она была для того, чтобы люди взяли ее в библиотеке, а не тратились на покупку.
У нас была небольшая дискуссия насчет того, нужен ли нам «Атлант расправил плечи», потому что его очень часто спрашивают. И я против Валиной воли его взяла, просто чтобы люди не тратили почти две тысячи рублей на этот кирпич. Такая вот сделка с совестью. Необходимо продолжать доставлять книги, которые вам кажутся важными и аккуратно их предлагать. Конечно, все будут брать Гузель Яхину. Но ничто не мешает после нее предложить ещё какой-то хороший исторический роман.
В.Г. (Библиотека ПМ): Ты даешь людям то, что они хотят получить, но при этом знаешь, что в следующий раз предложишь им что-то новое. Так произошло с нашим консервативным читателем, который однажды согласился почитать что-то с полки автофикшена и потом признался, что «Я монстр, что говорит с вами» (издательство No kidding press) изменил его взгляд на жизнь.
А. В. (Среда.Центр): Спасибо за идею с распродажей. Такое нам в голову не приходило. Но я пока планирую смотреть на фонд — как на такой танец, который ты, как куратор библиотеки, ведешь. Поскольку мы все — независимые площадки, мы не можем встать на волну мейнстрима и на ней поехать. Мы должны рассказывать, что есть что-то другое. Пусть даже будет один человек, который хочет читать про кино, но он придет в библиотеку и скажет: «Это мой рай».
У нас есть ещё идея отдать одну из полок под смоленских авторов. И мы не отвечаем ни за качество, ни за что — просто радикальная поддержка местных писателей. Их немного и им сложно встретиться с читателями.
В.Г. (Библиотека ПМ): Мы не ставим книжки местных, если они нам не близки. Но мы очень хотим новых авторов из Нижнего Новгорода. Мы хотим привозить в библиотеку больше учителей письма. Цель в том, чтобы собирать вокруг себя людей, которые хотят писать и давать им доступ к писателям, которые могут поделиться подходами.
За время, что библиотеки работают стало очевидно: читатели открыты новому читательскому опыту, с азартом включаются в чтение, ограниченное дедлайном и понимают финансовую выгоду такого проекта для себя. Если у нас будет такая возможность, то формат частных библиотек может развернуться очень широко.
Соцсети проектов:
Кураторская Библиотека ПМ в Нижнем Новгороде
Кураторская библиотека Ex libris в Улан-Удэ
Библиотека Среда.Центр в Смоленске
Библиотека МнеНеЖалко в Минске