... моя полка Подпишитесь
16 Ноября / 2021

Как наслаждаться современным искусством: метод Лэнса Эсплунда

alt

Современное искусство для человека непосвященного часто служит источником фрустрации. Эта фрустрация вызывает отторжение — которое, в свою очередь, мешает многим людям наслаждаться новейшим искусством. Всего этого легко избежать, считает автор книги «Искусство видеть», художественный критик и куратор Лэнс Эсплунд. Главное — сфокусироваться на правильных вещах и помнить, что даже эксперты часто не имеют ответов на вопросы, которые мучают всех нас. Рассказываем об «Искусстве видеть» и методе Эсплунда. 

«Искусство видеть» задевает важный нерв в современном искусствознании. Книга Эсплунда исследует фрустрацию, неизбежно возникающую от осмысления современного искусства — такого непонятного, элитарного, хаотичного. В своем исследовании Эсплунд находит в себе силы откровенно поставить ребром актуальные и наболевшие вопросы — и отвечает на них. 

Действительно, а что вообще такое современное искусство? А чем оно отличается от несовременного? А постимпрессионизм, фовизм, дадаизм — это тоже современное искусство? А Пикассо? Где тут грань? Если я не понимаю, с этим можно что-то сделать? Правда, что новейшее искусство — это только про провокацию? А почему раньше художники занимались изображением объектов, а сегодня — сплошь перформансами? Современное искусство рассчитано только на художественную элиту? 

Эсплунд разбирает основные принципы искусства: как оно функционирует и благодаря чему существует. Автор книги отвечает на главный немой вопрос: почему так велика пропасть между современным искусством и массами? Из этого исследования может стать понятно, почему многие воспринимают само это словосочетание как ругательное. 

«Искусство видеть» несет в себе истинно терапевтический смысл — оно способно избавить от тревожности любого читателя, которому кажется, что он не понимает новейшее искусство. Книга показывает, что на самом деле все достаточно просто. 

Опыт знакомства с искусством модернизма и постмодернизма.
Искусство видеть
Лэнс Эсплунд
Купить

Метод Эсплунда основан на нескольких аспектах. Во-первых — преемственность. Автор отмечает, что сегодня все еще модно называть все непонятное и новое словом «постмодернизм». Оправдать им можно практически все что угодно. Между тем, постмодернизм — всего лишь художественное направление, которое стало неизбежным продолжением модернизма, переиначило и переработало его принципы, стало ответом на модернизм, который, казалось бы, изжил себя. В свою очередь, модернизм был реакцией на титанические сдвиги в общественной жизни XIX века. Эсплунд замечает, что даже полноценно судить о модернизме нам пока рано, ведь мы все еще «находимся в его тисках»: модернизм, увы, никуда не ушел, и сбрасывать со счетов его рановато. 

«”Искусство видеть” учитывает взаимосвязь между искусством прошлого и искусством настоящего. Эта книга признает тот факт, что представители современного и новейшего искусства состоят в диалоге с искусством прошлого, перерабатывают и переосмысляют его», — говорит Эсплунд.

Эсплунд напоминает нам, что сегодняшнее искусство, пожалуй, вызывает такую же реакцию, как «современное искусство» прошлого (то есть, по сути, любое искусство).

Новаторское изображение пространства, возникшее в XIV веке, ошеломляло не привыкших к подобному зрителей. То же самое делал кубизм шестью столетиями позже — но уже по-другому, антинатуралистично, унитожая ренессансный подход. То же самое делает концептуальное искусство конца XX века, с его беспредметностью, обескураживающей зрителя. 

Эсплунд формулирует чрезвычайно важный принцип для изучения современного искусства: «Важно понимать, что искусство, несмотря на его отношения с современностью, само по себе является языком — языком, который существует вне времени». 

Окей, а с какого момента тогда оно вообще стало называться современным? И кого считать современными художниками? 

На первый вопрос автор книги отвечает однозначно — новейшее искусство возникает после выхода «Завтрака на траве» Эдуарда Мане. Именно в этот момент прошло радикальное прощание с традицией, после которого стало возможно все. А вот во втором случае единого ответа нет. Эсплунд вспоминает, как однажды стал участником диспута экспертов, у каждого из которых было свое мнение на счет того, кто может сегодня считаться современным художником: то ли все, кто моложе 30 лет, то ли все, кто родился после 1950 года… 

Подобные разногласия и вызывают фрустрацию у рядового зрителя. А это, уверяет Эсплунд, лишнее. И не стоит волноваться из-за вопросов, приведенных выше. Ведь, как становится ясно, даже у экспертов-искусствоведов зачастую нет на них ответов. Для понимания современного искусства важны другие аспекты — и поможет в этом искусство прошлого, с анализом которого у нас не возникает проблем.

«Несмотря на разные философские подходы и ключевые идеи, искусство настоящего и искусство прошлого имеют много общих элементов и говорят практически на одном языке», — уверен автор.

Итак, книга Эсплунда поделена на две части. 

В первой — под названием «Основы» — автор рассказывает о личном опыте знакомства с искусством. Эта часть — исследование основных принципов искусства, его природы. 

Во втором разделе — под названием «Близкие контакты» — начинается «вдумчивое прочтение» произведений современного искусства: живописи, скульптуры, видео-арта, инсталляций и перформансов. 

Наконец, третья часть — под названием «Взгляд в будущее» — осмысляет накопленный материал и содержит рассуждения о природе музеев, роли художника и взаимодействии технологий с искусством. 

И напоследок — сформулированная Эсплундом мысль, которая хорошо характеризует общую направленность книги:

«Когда провокация в искусстве становится привычной, она теряет пикантность, художники и искусство в целом начинают восприниматься как источник издевательств. Подрыв статус-кво сам становится статус-кво, и прошлогоднюю «революционность» каждый раз сбрасывают с пьедестала, чтобы освободить место для новой. Если мы слепо принимаем новейшее искусство как лучшее и более актуальное, чем предшествующее ему, то каждый раз, когда мы одобряем очередную модную вещь, мы отказываемся от части чего-то, что прежде было для нас значимо».

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!