8 известных критиков и что у них почитать
Арт-критик — в искусстве фигура, пожалуй, почти такая же важная, как и художник. Как минимум потому, что зачастую становится посредником между автором и зрителем. История насчитывает множество известных художественных критиков из самых разных эпох. В нашем материале рассказываем вам о некоторых из них — и что у них почитать.
Едва ли найдется еще хоть один видный теоретик, чей вклад в теорию искусства сопоставим с тем, что сделал Джон Рёскин. Гуманист и эстет, Рёскин открывал для современников великих художников (в частности, Уильяма Тёрнера) и формулировал свои воззрения на искусство во многих эссе и сборниках лекций, впоследствии ставших классическими.
Рёскина нельзя назвать чистым арт-критиком: его все-таки занимали также литературная критика, поэзия и искусствознание. Например, в своем трактате «Этика пыли» он поднимает проблему структурной формы, рассуждает о системе образования и месте человека в мире. Но и искусству, конечно, место нашлось — вопросам европейского искусства и дизайна в книге отведена не последняя роль.
Араин — не только критик и теоретик искусства, но еще и концептуальный художник. Его работы аппелируют к политике и исследуют проблемы постколониализма и европоцентризма; скульптуры Араина же обычно относят к минимализму.
Наибольшую известность ему принес журнал Third Text, который Араин, собственно, и основал. Журнал стал главной площадкой для осмысления постколониальной проблематики в сфере искусства.
Помимо искусства и политического активизма, Араин — великолепный публицист. Его тексты 1970-2010-х годов вошли в сборник «Путешествие идеи».
Если вы привыкли к тому, что предметом пристального изучения арт-критиков обычно становятся их художники-современники, то, возможно, специально для вас Жан Жене в пятидесятых-шестидесятых написал три текста о Рембрандте. Они вошли в одну книгу — которая так и называется, «Рембрандт».
Весьма вероятно, писатель Жене и не создал бы эти тексты, не задумай он художественное произведение о голландском живописце. А в итоге читатели получили размышления Жене о творчестве Рембрандта, приправленные его собственным опытом.
Сонтаг — фигура настолько масштабная, что ее сложно загнать в какие-либо рамки. Тем не менее арт-критика, несомненно, — это то, в чем американская писательница особенно хороша.
«Под знаком Сатурна» — сборник критических эссе Сонтаг, в которых писательница деконструирует творческое наследие одних (например, главной нацистской пропагандистки Лени Рифеншталь) и анализирует творчество других. А еще здесь есть тексты о Ролане Барте, Вальтере Беньямине и Антонене Арто.
Перу британского арт-критика Оссиана Уорда принадлежат несколько весьма исчерпывающих пособий по искусству (причем не только современному). Так в путеводителе «Лучше посмотреть еще раз» Уорд старается сократить дистанцию между читателем и великими мастерами прошлого и учит любить искусство ушедшей эпохи.
В своей книге «Искусство смотреть» Уорд исследует произведения многих деятелей искусства — от Томаса Хиршхорна до Дагласа Гордона. Уорд разделяет художников на несколько категорий в зависимости от того, что несут в себе их произведения: развлечение, конфронтация, событие, послание, зрелище, шутка, медитация.
Американского искусствоведа и арт-критика Артура Данто на протяжении жизнь занимала проблема объекта искусства. Каков он в публичном пространстве? А в арт-теории? А что вообще такое искусство и что оно из себя представляет?
Ответы на эти вечные вопросы Данто ищет в эссе «Мир искусства», вышедшем в 1964 и совпавшем с «летом свободы», и сборнике эссе «Что такое искусство?».
Известность Даниэлю Арассу, в первую очередь, принес цикл радиопередач «Истории картин», который позже был превращен в одноименное книжное издание. Арасс — также автор книг «Деталь в живописи» и «Взгляд улитки. Описания неочевидного».
«Взгляд улитки» проливает свет на то, какое место в искусстве могут занимать маленькие детали, кажущиеся незначительными. В качестве произведений для анализа Арасс предлагает критически рассмотреть «Венеру Урбинскую» Тициана, «Менины» Веласкеса и другие классические картины.
Изначально российский эмигрант, выросший в Берлине Лео Стайнберг изучал изобразительное искусство и скульптуру в Лондонском университете. Хоть Стайнберг временами зарабатывал преподаванием рисунка, влекли его теория и история искусства.
Публиковать в журналах свои статьи, в том числе и критические, Стайнберг начал в 1940-х годах. Критик анализировал творчество таких маститых авторов, как Пабло Пикассо, Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг. Статьи и эссе Стайнберга были позже объединены под одной обложкой — речь идет о книге «Другие критерии», которая впервые вышла на русском языке в нашем издательстве.