Художники и паровозы: промышленность в полотнах импрессионистов
На развитие изобразительного искусства за всю его историю влияло многое: великие открытия, гениальные изобретения, политические катаклизмы… В том числе — промышленная революция! И одним из вестников этого влияния на полотнах прославленных мастеров стал паровоз. Разбираемся, как это произошло, вместе с книгой «Весь мир в 100 произведениях искусства».
Приносимый из леса древесный торф в ХIX веке замещают угольные шахты, кустарный труд повсеместно уступает паровому двигателю, а вместо небольших мануфактур распространяются громадные фабрики с массой рабочих. За несколько десятилетий лицо Европы необратимо меняется. Начавшаяся в Англии промышленная революция позволяет европейцам завоевать мир.
Некоторые художники — предшественники импрессионистов — ищут новые источники вдохновения в ландшафтах, в которые вторгается современная жизнь. Начиная с 1830-х годов деревенские жители наблюдают захватывающее зрелище — через их поля прокладываются железнодорожные рельсы, по их угодьям курсируют шумные поезда, перерезая дороги, по которым ещё вчера ездили лишь повозки, запряжённые лошадьми. На реках и в открытом море дымящие пароходы мало-помалу вытесняют парусные суда.
В начале века британский живописец Уильям Тёрнер с печалью свидетельствовал о конце прединдустриальной эпохи. Добавив к заснеженному пейзажу локомотив, Клод Моне приветствовал современность. Речь идёт о реальном опыте: покинув в 1859 году Гавр, город своей юности, художник прибывает в Париж по Западной железнодорожной ветке. Он восемь раз пишет пункт назначения своего путешествия — вокзал Сен-Лазар, под кистью Моне превращающийся в собор из железа с металлическим сводом и стеклянной крышей, к которой поднимаются клубы паровозного дыма.
Отказавшись от классических живописных сюжетов — мифологических, батальных или ориентальных сцен и сельских пасторалей, — новые художники находят покровителей в лице просвещённых меценатов и богатых любителей искусства. К числу последних, кстати, принадлежал и живописец Гюстав Кайботт, восхищавшийся индустриальными видами и рабочими, занимающимися тяжёлым трудом.
Гюстав Кайботт. Мост Европы. 1876
Гюстав Кайботт — поэт городской жизни. Увлечённый кораблестроением, он с большим тщанием передаёт подробности железной арматуры Моста Европы, протянувшегося над железнодорожными путями вокзала Сен-Лазар. При этом Кайботт не забывает и про повседневную жизнь, о чём говорят прогуливающаяся пара, задумавшийся рабочий и собака, отбрасывающая бегущую тень. Эта картина — дань прогрессу. Изображая мост и новый парижский квартал, живописец добивается впечатления фотоснимка. Это совершенно новый эффект, который оказывает серьёзное влияние на развитие искусства.
Клод Моне. Поезд в снегу. 1875
«Я с рождения был недисциплинированным <…> Меня невозможно было заставить слушаться», — признавался Клод Моне в 1900 году. Бунтовщик в душе, при помощи техники раздельного мазка он пишет необычные картины — расплывчатые, точно «впечатления», — замечают критики, желая его уязвить. Но слово приходится художнику по вкусу. Он становится «импрессионистом» — точно так же, как и его друзья: Мане, Писарро и Ренуар. На этой картине светящиеся фары поезда, его тёмный силуэт, растворяющийся в зимней белизне, отражают видение Моне, его современный «взгляд».