... моя полка Подпишитесь
10 Октября / 2021

«Бессознательная телесная энергия»: творчество Джексона Поллока

alt

Заканчиваем неделю искусства главой об идеологе абстрактного экспрессионизма Джексоне Поллоке из книги «Абстрактное искусство». А также напоминаем: до 12 октября действует наша акция «Арт-сезон». В рамках неё каждый, кто соберет корзину книг из категорий Искусство или Каталоги на 2021 рубль, получает бесплатную книгу.

Будущий лидер нью-йоркской школы абстрактной живописи родился в городе Коди (штат Вайоминг) в семье сельскохозяйственных рабочих, которая часто переезжала с места на место между Аризоной и Калифорнией. Студенческие годы Поллока прошли в Высшей школе искусств в Лос-Анджелесе, а затем в нью-йоркской Лиге студентов-художников, где он учился у Томаса Харта Бентона, известного своими росписями на тему жизни простых людей в сельской Америке. Извилистый творческий путь привел его от социального реализма, типичного для периода Великой депрессии, к радикальной абстракции.

Джексон Поллок. Отражение Большой Медведицы. 1947 Холст, масло.
111 × 91,5 см Национальный музей, Амстердам.

Название этой картины, одной из первых в ряду образцов капельной техники, соотносит абсолютно абстрактное изображение с реальным феноменом — одним из самых известных созвездий. Около года спустя Поллок откажется от всяких перекличек с природой и начнет обозначать свои работы порядковыми номерами.

В картинах военного времени Поллок, еще не порвав с фигуративностью, следовал смеси влияний Пикассо и сюрреалистов, а в 1947 году обратился к капельной технике (или технике дриппинга), которая сделала его знаменитым.

Известные фотографии Ханса Намута запечатлели неистовые жесты художника во время «поединка» с огромным холстом, расстеленным на полу мастерской.

Термин «живопись действия», впервые примененный к искусству Поллока в 1952 году, подчеркивает роль бессознательной телесной энергии в создании той красочной паутины, которая хаотично заполняет его полотна. Он использовал бытовые краски, выливая их на холст прямо из банки или разбрызгивая по нему с помощью палки.

Верность этой манере Поллок сохранил до конца жизни, но в его поздних работах — например, в серии Черные картины (1951–1952) — вновь появлялись лица и другие фигуративные элементы. В 1956 году, после нескольких лет борьбы с алкоголизмом, художник погиб в автомобильной аварии недалеко от своего дома в Ист-Хэмптоне. Его вдова Ли Краснер, тоже художница-абстракционистка, заботилась о сохранении и пропаганде наследия мужа, жертвуя собственными амбициями.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!