9 кураторов, о которых должен знать каждый
В Москве заработал проект «Музейная четверка», объединяющий Третьяковскую галерею, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музей «Гараж» и Дом культуры «ГЭС-2». В рамках проекта разработаны кураторские маршруты в городском пространстве между этими учреждениями. А в нашем издательстве как раз недавно вышла книга Терри Смита «Беседы с кураторами». Вспомнили, какие 9 кураторских имен сегодня должен знать каждый. На все книги из списка распространяется скидка 20% по промокоду curator. Она действует с 17 по 21 сентября включительно.
Австралиец по национальности, Смит — арт-критик, куратор и историк искусства. Задачи, которые он ставит перед собой — это определить, как выглядит кураторство сегодня и в чем его специфика.
Для подобной задачи Смит обладает впечатляющим бэкграундом: он — член-корреспондент Австралийской академии гуманитарных наук, профессор истории и теории современного искусства и архитектуры в Университете Питтсбурга, приглашенный профессор в Национальном институте экспериментальных искусств (Колледж искусств, Университет Нового Южного Уэльса).
В 2010 году стал лауреатом премии Mather в сфере художественной критики, вручаемой Ассоциацией художественных колледжей (США). Кроме того, Смит является членом совета Музея современного искусства в Сиднее и совета Музея Энди Уорхола в Питтсбурге.
Ханс Ульрих Обрист — куратор из Швейцарии, признанный журналом ArtReview главным человеком искусства в мире в 2009 году. Сейчас Обрист — директор лондонской галереи «Серпентайн», а еще ведущий специальной программы Migrateurs в Музее современного искусства Парижа.
Обрист постоянно размышляет о том, каким должно быть кураторство, и приходит к выводу, что задача куратора — это наблюдать за искусством. А прорывы пускай совершают художники.
Будучи первым директором Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМа), Барр сделал для популяризации современного искусство в США больше, чем кто бы то ни было. Барр сыграл поворотную роль в развитии критических и философских постулатов модернизма в визуальном искусстве первой половины XX века. К тому времени, как он оставил музей в 1968 году, современное искусство стало рассматриваться как полноценная художественно-историческая область исследования.
Джордж — замдиректора и старший куратор Правительственного художественного собрания Великобритании. В разное время он занимал кураторские посты в галереях Тейт Ливерпуль, Тейт Модерн (Лондон) и в Новом музее современного искусства (Нью-Йорк).
Сейчас Джордж регулярно читает лекции по курированию и продвижению современного искусства, а также работает над онлайн-проектами в разных странах: Бельгии, Великобритании, Йемене, Испании, Катаре и на Филиппинах. Кроме того, он курирует выставки в Гонконге, Дублине, Лондоне, Нью-Йорке, Скопье, Тайбэе и других городах.
Виктор Мизиано — пионер российского кураторства — дважды отвечал за русский павильон на Венецианской биеннале. Основатель и главный редактор «Художественного журнала», Мизиано совершил первую на русском языке попытку теоретического описания кураторской практики — речь, конечно же, о его книге «Пять лекций о кураторстве». Мизиано рассматривает кураторство в контексте системы искусства, а также через отношение глобальных и локальных художественных процессов.
«Партиципаторный музей» Саймон, вышедший в 2010 году, был признан одновременно исчерпывающим исследованием по музеологии и эффективным практическим пособием для всех, кто стремится привлечь новые аудитории в культурные институции. Автор книги — куратор и эксперт в области организации взаимодействия музеев с публикой, исполнительный директор Музея искусства и истории в Санта-Крузе, автор книг и статей по теории современного искусства и блога Museum 2.0.
Иосиф Бакштейн — советский и российский арт-критик, куратор, искусствовед и директор Института проблем современного искусства. Регулярно входит в топ-50 наиболее влиятельных людей в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».
Работая поочередно в Бристоле и Нью-Йорке, Пол О’Нил совмещает деятельность независимого куратора, художника и преподавателя. В последнее время О’Нил руководит магистерской программой кураторских исследований в нью-йоркском Бард-колледже.
О’Нилу довелось курировать свыше 50 выставок по всему миру, также он входит в редакционный совет журналов Art & the Public Sphere, The Exhibitionist и The Journal of Curatorial Studies.
Постоянный автор журналов Artforum и October, Клэр Бишоп живет в Нью-Йорке, имеет научную степень в области истории искусства, занимается арт-критикой и курированием. Также Бишоп —преподаватель истории искусства в Институте последипломного образования Городского университета Нью-Йорка. Преподавала в Уорикском университете в Ковентри и Королевском колледже искусств в Лондоне. Бишоп курировала выставку Double Agent в Институте современного искусства в Лондоне. Автор книги «Радикальная музеология» известна как один из центральных теоретиков участия в изобразительном искусстве и перформансе.