Монтаж, режиссура и философия. Что почитать о кино к Каннскому фестивалю
С 6 по 17 июля во Франции проходит 74-й Каннский фестиваль. Россию на фестивале представляет режиссер Кирилл Серебренников, чей фильм «Петровы в гриппе» вошел в основной конкурс. Каннский фестиваль — отличный повод обновить свои знания о кино, посмотреть на этот вид искусства с необычной стороны. Мы подобрали книги, которые позволят лучше ориентироваться в режиссуре фильмов, монтаже и философии кинематографа.
Дэвид Мэмет, О режиссуре фильма
О чем: Кто лучше всех расскажет в подробностях, как снимается фильм? Конечно же, голливудский режиссер. Дэвид Мэмет как раз такой — он поставил фильмы «Ганнибал», «Приговор» и «Все меняется», а также работал над сценариями к «Неприкасаемым» Брайана де Пальмы и «Почтальон всегда звонит дважды» Боба Рейфелсона.
Еще в 1987 году Мэмет прочитал курс лекций студентам Колумбийского университета. Ему удалось затронуть все аспекты кинопроизводства — от сценария до монтажа. В книге, состоящей из этих лекций, читатель узнает прикладные секреты индустрии из первых рук — как работать с актерами, как правильно поставить камеру и так далее.
Кому: желающим постичь секреты кинопроизводства.
Жиль Делёз, Кино
О чем: 900-страничный философский труд, в котором один из главных мыслителей ХХ века (а еще, страстный синефил) Жиль Делёз по-своему трактует мировой кинематограф. Поняв, что кино и философия тесно взаимодействуют друг с другом, Делёз проанализировал эту связь и доказал: философия — ключ к понимаю кино, а кино — это то, что заставляет меняться философию. В своем громадном исследовании Делёз буквально смешивает два языка — киноязык и язык мыслительных конструкций.
Кому: желающим увидеть привычные фильмы с необычной точки зрения. А еще тем, кто дочитывает большие книги.
Роджер Криттенден, Fine cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа
О чем: Монтаж — один аспектов кинопроизводства, весьма недооцененный массовым зрителем. Нередко мастерский монтаж делает захватывающей посредственную картину — и напротив, плохой монтаж может убить хороший съемочный материал.
Британский режиссер монтажа и основатель Национальной школы кино и телевидения Роджер Криттенден в своей книге рассказывает почему. Делает он это при помощи интервью с другими режиссерами монтажа из разных стран: Австрии, Бельгии, Финляндии, Португалии, России.
Среди опрошенных Криттенденом экспертов попадаются настоящие звезды мира монтажа. О звукомонтаже в книге, к примеру, говорит основатель легендарной Школы звука Ларри Сайдер, а о специфике создания саундтрека – лауреат «Оскара» за работу над «Искуплением» Дарио Марианелли.
Кому: тем, кто интересуется постпродакшеном.