«Хочется сказать, что будущее будет прекрасным»: разговор с магазином Музея «Гараж»
Журнал Ad Marginem продолжает рубрику «Книготорговцы» — в ней сотрудники книжных магазинов отвечают на наши специальные вопросы. В новом выпуске мы побеседовали с Анной Рябовой — руководительницей отдела закупок магазина Музея «Гараж».
Анна Рябова
С чего началась ваша работа в книжном?
Всё началось как в книге Оливии Лэнг «Одинокий город»: я оказалась в чужой для меня стране (кстати, тоже по причине романтических отношений), и с одиночеством жизни большого города мне помогало справляться искусство.
Так, я сначала год проволонтёрила и проработала в разных отделах Музея «Гараж», а потом попала в книжный. В тот самый момент, признаюсь честно, это не было целенаправленным шагом, но впоследствии именно постоянное пребывание среди книг и искусства оказалось тем самым поддерживающим и стимулирующим опытом, в котором я так остро нуждалась.
Опишите своего постоянного посетителя.
Наверное, я не открою вам здесь большой секрет: наш частый посетитель это человек, интересующийся сферой искусства и культурой в целом. Мы — магазин при музее, и это является ключевым фактором, определяющим специфику нашего ассортимента.
Какая самая популярная книга Ad Marginem в этом месяце и за всю историю существования магазина?
Самой популярной книгой Ad Marginem в прошлом месяце (и не только в прошлом) был «Одинокий город» Оливии Лэнг. И для меня это едва ли удивительно, ведь люди стремятся к понятийной артикуляции того чувства, которое они испытывают. Так как чувство одиночества традиционно осуждается и стигматизируется как экзистенциальная неудача, сейчас общество находится в поиске легитимации и воодушевляющих паттернов той формы жизни, которая становится их нормой.
А за всю историю существования магазина — книги Сьюзен Сонтаг, в особенности, её «О фотографии». И это полностью совпадает с моим личным топ-листом ваших изданий.
Любимое книжное место в России и мире?
Пожалуй, как и любой книгоман, больше всего я люблю книжные ярмарки! За масштаб книжного ассортимента и особую атмосферу. Как правило, издатели стараются приурочить к этим мероприятиям выход своих новинок, поэтому я начинаю предвкушать поход на ярмарку уже заранее и готовлю список интересующих меня книг. Однако всегда есть место неожиданным ценным находкам, что, собственно, и является главной целью похода. В России ранее таким любимым событием для меня была ярмарка non/fiction. Сейчас, к сожалению, от нее осталась лишь любимая вывеска.
Расскажите забавные случаи, связанные с книгами Ad Marginem.
Забавный случай? Я до сих пор не могу забыть ваше издание «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко со светло-желтыми буквами на белой обложке. Прочесть аннотацию было настоящим челленджем! Я долго смеялась и ломала голову: это типографская ошибка или постмодернистский дизайн?
Какое будущее у книготорговли?
Мне довольно трудно делать долгосрочные прогнозы. Книготорговля и книгоиздание уязвимы перед колебаниями политической конъюнктуры. Если говорить конкретно про Россию, то ситуация нестабильная, и, как мне кажется, не особо обнадёживающая. Лично для меня книжная индустрия – это не про объёмы проданных книг и не про приятное времяпрепровождение. Книжные магазины выполняют важную социальную функцию – распространение прогрессивных идей и установок.
В этой связи меня сейчас очень беспокоит ужесточение цензуры, притеснение свободомыслия и консервативный поворот в государственной культурной политике. Но еще страшнее молчаливое соглашательство. Хочется, конечно, сказать, что будущее будет прекрасным, но мне нередко видятся антиутопические сценарии в духе «451 градус по Фаренгейту».