С музеями все сложно
В понедельник музеи традиционно закрыты. Но критический дискурс не дремлет.
Клэр Бишоп. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства?
Клэр Бишоп написал ключевой для современной художественной теории текст — «Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства» (2012). Но, помимо этой толстенной книги, ей также принадлежат два важных сочинения небольшой формы: критика концепции Николя Буррио («Антагонизм и реляционная эстетика», 2004) и манифест музейного переустройства. Последний вышел в 2013 году и носит название «Радикальная музеология». Всего сотня страниц, зато высокая концентрация мыслей и эмоций. К настоящему моменту появился целый ряд подобных музейных манифестов (из последнего — анонсированный во время глобального карантина томик Клементин Делисс «The Metabolic Museum»), а Бишоп обрела славу первопроходца.
Карстен Шуберт. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней
Куратор — профессия архиважная, как мы уже писали. Но чтобы разобраться в хитросплетениях кураторства, потребуется очертить границы этой сферы человеческой деятельности. И Карстен Шуберт за эту нелегкую задачу взялся.
Ханс Ульрих Обрист. Краткая история кураторства
Последний куратор-селебрити Ханс Ульрих Обрист собрал идеальную книгу бесед с богами вчерашнего дня — когда термин «куратор» было равнозначно выражению «герой-бунтарь». Впрочем, одновременно оно по умолчанию означало «белый мужчина из богатой западный страны». Времена изменились, область кураторства, к счастью, стала значительно разнообразнее. А от легендарных времен нас остался только лишь такой документ эпохи и сам Обрист. С ним можно и нужно спорить, но желательно, со знанием дела.
Розалинд Краусс, Хэл Фостер, Ив-Ален Бенуа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм
Знаменитая книга, фактически учебник по искусству XX–XXI веков, представляет собой не просто сухое изложение фактов, но ангажированное прочтение истории. Не стоит бояться партийности в искусствознании и субъективного взгляда на художественный процесс. В данном случае эти обстоятельства оказали плодотворное влияние на появившийся в результате сборник.
Брюс Альтшулер. Авангард на выставках. Новое искусство ХХ века
А вот это сочинение в большей мере нейтрально и объективно. Автор конечно выбирает из общей массы искусства отдельные выставки и произведения, но целью он себе ставит не утвердить свое собственное видение художественного процесса, а скорее наметить важные точки на карте современности.
Келли Гровье. Искусство с 1989 года
Еще один учебник — на этот раз очерчивающий область современного искусства периодом, начавшимся с падением социалистического блока. Последующие десятилетия были, как для человечества в целом, так и для художественного процесса в частности, временем надежд и разочарований, достижений и провалов. Неспокойно, но увлекательно.
Алекс Пилчер. Краткая квир-история искусства
Это одна из многих существующих историй искусства. Вопрос гендерной идентичности и альтернативных моделей сексуальности переводится в настоящей книге на язык художественных высказываний — семьдесят произведений.
Паскаль Гилен. Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфордизм
Наконец, мир искусства глазами социолога. Не просто классификации, цифры и процессы — Паскаль Гилен не только анализирует, но и критикует существующее положение вещей. Книга, написанная в середине 2010-х, актуальна и сегодня.