Редактор журнала «Диалог искусств» Сергей Гуськов о любимых книгах Ad Marginem
5 любимых книг Ad Marginem Сергея Гуськова — редактора журнала «Диалог искусств», художественного критика, журналиста, редактора книги Ольги Дренды «Польская хонтология».
Признаюсь, особенно я люблю первую половину существования издательства Ad Marginem. Если посмотреть на мой список книг-фаворитов, можно заметить, что позже практически все они (за исключением Крахта) целиком или частично, один или несколько раз переиздавались уже в других издательствах, обычно большим тиражом. Иногда в другом переводе, как в случае Юнгера, но не без использования славы предыдущего, ад-маргиневского издания. Это были своего рода вехи. Ad Marginem подкидывало в топку литературного или, скажем, общегуманитарного процесса щепки, которые прогорали ярким пламенем, а дальше их успех развивали другие, грея руки у того же костра, когда он уже мощно пылал. Позиция незаинтересованного (поскольку не предполагала ощутимых дивидендов) застрельщика тенденций и векторов в культуре — вот что ценно в деятельности издательства. Благородный риск.
«Маркиз де Сад и ХХ век» (1992)
Важная мини-хрестоматия текстов о божественном маркизе. Там есть всё, что нужно для адекватного прочтения де Сада. Ничего более внятного и емкого, чем тексты из этого сборника, до сих пор не написано.
«Проект революции в Нью-Йорке» Ален Роб-Грийе (1996)
Один из главных французских писателей ХХ века издавался на русском довольно щедро. Но этот роман стоит особняком, в некотором роде это квинтэссенция метода Роб-Грийе.
«Голубое сало» Владимир Сорокин (1999)
На мой взгляд, лучший роман Сорокина, который разделил его творчество на две части, сам не входя ни в одну из них. За него хотели судить и писателя, и издательство. И судили — но безуспешно. Сейчас можно судить уже с точки зрения истории: это был настоящий успех.
«1979» Кристиан Крахт (2002)
Это не Боулз, не «Путешествие в Кафиристан», не вдохновленное традиционалистами сочинение. Используя все возможные, включая перечисленные, источники Крахт написал нечто для поездки в поезде или для меланхолического сидения в кафе. Сложно понять, как этот роман в действительности работает, но что-то загадочное благодаря нему происходит.
«Сердце искателя приключений» Эрнст Юнгер (2004)
Юнгера в России принято либо совсем не любить, либо боготворить. Этот сборник снов и фантазий предъявляет читателю не солдафона-милитариста, а наследника сказочников-романтиков. По сути, очеловечивает его.