Вокалист группы «Макулатура» Константин Сперанский о любимых книгах Ad Marginem
Пять любимых книг Ad Marginem Константина Сперанского — журналиста и вокалиста группы «Макулатура».
«Благоволительницы» Джонатан Литтелл (2012)
Эта книга меня как следует перепахала. Как-то в новогодние каникулы руки сами к ней потянулись. На душе было скверно, «Колымские рассказы» я перечел уже трижды, а смекалка не работала, не представлял, чем их заместить, чтобы хорошенько улететь. После «Благоволительниц», где я нашел множество отсылок к своим любимым литераторам — от Юнгера до Селина — я ходил как оглушенный. Следом прочел «Сталинград» Энтони Бивора, и с тех пор этот сюжет для меня, как «Звездные войны» для иного задрота. Книга Литтела — последний реванш модернизма, книга откровенная и изящная, по-настоящему великий роман.
«Книга Непокоя» Фернандо Пессоа (2015)
Был на презентации этой книги в Библиотеке иностранной литературы в Москве. Там присутствовали работники португальского посольства. Мы с товарищами хотели стянуть бутылку португальского вина и пуститься в прошвыр по Замоскворечью. Но не решились. «Морская ода» Пессоа была опубликована в «Иностранной литературе» и наделала немало шороху среди нашей узкой группы декадентов. Поэтому я сразу обзавелся «Книгой непокоя», и меня немедленно поразило созвучие моей внутренней мелодии — тягучий, бесконечный поэтический поток убежденного мечтателя, с каким-то безрассудным упорством плетущего вокруг себя кружева причудливых образов, будто бы стоя на краю утеса.
«Книга воды» Эдуард Лимонов (2002)
Просто одна из лучших, на мой взгляд, книг Лимонова. Доказательство того, что Э.В. единственный ныне живущий человек подлинного стиля. Структура книги, то, как она сделана и ее в буквальном смысле свежесть — поразительны, и это еще не принимая во внимание то, что книга написана в стенах изолятора Лефортово.
«1913. Лето целого века» Флориан Иллиес (2013)
Флориану Иллиесу удалось поймать за нерв предвоенный год, странное время благоухания бесконечных цветов зла. Книга читается как увлекательное описание затерянного мира, какой-то Атлантиды, но что делает ее особенной — это отзвук, который с неизбежностью доносится до всякого читателя. Не все нити оборваны, не все превратилось в плесень и глину. И мы, приговоренные топтаться на месте, кружиться вокруг своей оси, всё еще можем понять и прочувствовать язык того времени.
«Сады и дороги» Эрнст Юнгер (2008)
Один из томов дневниковых записей ровесника XX века, Эрнста Юнгера. Бесценна любая работа его авторства, никто не был способен ощутить свое время так, как он. И если XX век показал нам человека во всем его фантастическом ничтожестве и величии, вздыбил фонтаны из грязи и крови, то Юнгер являет собой пример доблести и стоического мужества посреди этого ада.