Страшилка, который приснился во сне. Изучаем каталог Ad Marginem на сезон осень-зима 2025/26 вместе с «шедеврами госкаталога»

Оценить наши планы на будущее мы попросили ценителей прошлого: кураторы «шедевров госкаталога» Анастасия Коваленко, Алина Гаврикова и Галина Никулина взглянули на каталог Ad Marginem и провели сравнительный анализ: теперь знаем, что с книгой Симоны де Бовуар стоит отправиться в районный музей истории Усольского края, а с «Жестами» Виллема Флюссера — в Челябинский государственный музей изобразительных искусств. Осталось дождаться выхода этих книг!
Смысл существования музейных каталогов ясен. А зачем вообще нужен издательский каталог? Кроме шуток: разбирались в этом вместе с издателем Ad Marginem Михаилом Котоминым. Ищите его комментарий в конце подборки!
Планы Ad Marginem:
выбор кураторов «шедевров госкаталога»
Франсуа Жюльен. «Невозможная нагота»
Портрет обнаженного молодого человека. 1919. Всероссийский историко-этнографический музей
Мы не уверены, видел ли Франсуа Жюльен фонды Всероссийского историко-этнографического музея, но можем предположить, что там он бы нашёл прекрасную иллюстрацию восприятия европейцами обнажённого тела. Эта открытка с портретом обнажённого молодого человека — что-то вроде сувенира, что подтверждает дарственная надпись на обороте: «На добрую и долгую память дорогому другу и коллеге по службе А. Н. Буянскому». Обнажённое тело — это настолько красиво, что и сослуживцу отправить не грех.
— Анастасия Коваленко
Теодор Адорно. «Сны»
Игрушка. Страшилка, который приснился во сне. 1993. Омский государственный историко-краеведческий музей
Когда я прочитаю книгу Теодора Адорно «Сны», то никому не скажу, но будут знаки.
— Анастасия Коваленко
Вальтер Беньямин. «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»
Лев Сергеевич Соколов. Негатив черно-белый. Пробное фото. 1951. Рузский краеведческий музей
Мне кажется настроение описания этого снимка («Снимок либо не получился, либо пробный. Изображение мутное. В центре можно разглядеть силуэт человека в шапке») схожим с биографией Вальтера Беньямина. Осталось найти его фотографию в шапке.
— Алина Гаврикова
Симона де Бовуар. «Старость»
Лифчик старой женщины прямого кроя белый. 1960-е. Районный музей истории Усольского края им. Ульянова
Лифчик старой женщины прямого кроя белый. Ни прибавить, ни убавить.
— Алина Гаврикова
Вилем Флюссер. «Жесты»
Софья Семеновна Витухновская (1912–2000). Ирина Новикова. Челябинский государственный музей изобразительных искусств»
Руки способны сказать о многом; особенно показать красоту. Как научиться распознавать тайные послания рук читайте в книге Вилема Флюссера «Жесты» — вместе с сотрудниками Челябинского музея изобразительных искусств.
— Галина Никулина
Миямото Юрико. «Через Новую Сибирь»
Анатолий Статейнов, Геннадий Статейнов. Книга «Счастливый путь в Сибирь». 2018. Музей истории Рыбинского района
Приквел и сиквел. Анатолий и Геннадий Статейновы обрели счастье на пути в Сибирь. По дороге произошёл временной разлом и они попали в 1930-е годы и встретили японских писательниц Миямото Юрико и Юаса Ёсико. Компания пытается выяснить, кто из Статейновых трансформировался в женщину в прошлом.
— Галина Никулина
Жорж Кангилем. «Нормальное и патологическое»
Записка, поданная В. В. Маяковскому в Саратове, в Зале Народного Дворца с докладом «Лицо левой литературы». 29.01.1927. Государственный музей В. В. Маяковского
«Зачем вы оригинальничаете и нодели на себя такую чепушную кофту и потом вы слишком сомоуверены. Я думаю, вы не нормальны».
Неумение хорошо одеваться может привести к непониманию, с которым мужчина может столкнуться в обществе. Его легко могут назвать «не нормальным». И тогда, чтобы разобраться, придётся читать ещё и книгу Жоржа Кангилема «Нормальное и патологическое».
— Анастасия Коваленко
Михаил Котомин
об издательском каталоге Ad Marginem

Каталог — новый и важный для нас инструмент, который мы начали использовать после пандемии. Как и все новое, это хорошо забытое старое: тематический план был основой советской системы книгоиздания, а сезонные (осень-зима и весна-лето) каталоги организуют ярмарочно-торговую реальность Западной Европы.
Чем этот инструмент полезен? Он даёт магазинам, библиотекам и всем книжным агентам больше времени на изучение тех книг, которые уже скоро составят наш ассортимент. Мы хотим чтобы заказы копий были распараллелены с датой их изготовления. Какая разница, когда именно выйдут «Пассажи» Беньямина или «Штурм» Юнгера? Количество, которое магазин может продать, от даты отгрузки не зависит — оно зависит от креативности и углублённости в книгу, в её контекст. В идеале после презентации каталога мы должны получать предварительные заказы от торговцев — и так планировать свои тиражи. Но пока что это ещё недостижимая мечта.
Кроме того, каталог привлекает внимание к конкретной издательской программе. Книг (новых названий) в России становится, по разным причинам, меньше. Процесс начался ещё во время локдаунов, и этот факт говорит о том, что нужно дорожить уже подготовленными изданиями: не гнаться за количеством новинок, а продавать больше копий изданного. Это прямой прагматический интерес и независимого издателя и независимого книготорговца: у нас нет ресурсов для бездумного масштабирования. Так задача Ad Marginem — держать портфель в пределах 300-400 наименований, постоянно ротируя их, добиваться других тиражей, чтобы книги могли составить глубину полок и стать основой устойчивого читательского ландшафта. А ещё каталог — это важная проверочная линейка и инструмент самопознания и контроля. Он важен для отлаживания работы самого издательства. Мы пока только учимся, но уже готовы к глубокому планированию, при котором у книги есть обложка и дата релиза за полгода вперёд. Поэтому каталог осень-зима 2025/26 — это ещё один шаг вперёд для нас, который, в эпоху дезориентации и непрогнозируемого будущего, добавляет устойчивости нашему утлому судёнышку, и, смею надеяться, тому сообществу читателей и партнёров, которое образовалось вокруг издательства за тридцать лет.












