Рембрандт, прерафаэлиты и фотография: необычные факты о портретах
Искусство портрета — дело тонкое, поэтому разбирать его нужно во всех подробностях. Именно это и делает иллюстратор Виктор Меламед в своей книге «Машинерия портрета. Опыт зрителя, преподавателя, художника». У нас как раз вышло второе издание книги. По этому случаю вспоминаем, что еще пишут о портретах в книгах об изобразительном искусстве. В списке — обанкротившийся Рембрандт, увлечение прерафаэлитов фотографией и другие истории, так или иначе связанные с созданием портретов.
Рембрандт много зарабатывал на портретах. Но это не спасло его от банкротства
«…Рембрандт имел сложные отношения с деньгами. Биографические свидетельства говорят о его жадности: согласно одной из историй, ученики имели обыкновение бросать на пол мастерской монеты, чтобы посмотреть за тем, с каким нетерпением он бросится их подбирать.
На пике славы Рембрандт должен был получать весьма впечатляющий доход: поскольку он был очень популярным портретистом и в то же время всегда доводил работу до совершенства, не считаясь со сроками, заказчики выстраивались к нему в очередь. К тому же он славился и в качестве гравера: его офорты знали и ценили во всей Европе.
Однако траты Рембрандта всегда превышали прибыль. В 1639 году он купил новый большой дом в престижном квартале Амстердама Йоденбреестраат. Сегодня в этом здании находится Музей Рембрандта. Немалые суммы он оставлял и на публичных аукционах, покупая дорогую старую одежду, доспехи, оружие и другие вещи, которые затем использовал как реквизит для картин, а нередко и дарил другим художникам. Но больше всего денег уходило у Рембрандта на картины и рисунки коллег, покупавшиеся им, по собственному признанию, «ради поддержания престижа профессии». Известен и случай приобретения им собственной работы с целью повысить цены на свою живопись.
Финансовое положение Рембрандта пошатнулось в 1642 году, когда умерла его жена, а служанка, с которой в прошлом у него был роман, подала на него в суд, чтобы добиться алиментов. В конце концов, 14 июля 1656 года живописец объявил себя cessio bonorum, то есть банкротом, готовым уступить кредиторам — которые были по большей части его друзьями и коллегами — свое имущество».
Где прочитать: «Ключевые моменты в искусстве», Ли Чешир
Женщины раньше часто рисовали портреты (а еще натюрморты и пейзажи). Потому что не учились анатомии
«…До конца XIX века в большинстве стран женщинам было запрещено изучать анатомию. Они также не могли присутствовать на уроках живописи и рисовать обнаженную мужскую натуру. Считалось немыслимым допускать женщину до подобных зрелищ. Мужчинам, очевидно как более сильным духом, редко отказывали в изучении обнаженной женской натуры. Поэтому женщинам было довольно трудно (но не невозможно) получить заказ на работу, требующую прорисовки сложных поз, отличающихся от позирования для традиционного портрета. Отчасти по этой причине женщины-художницы тех времен преуспевали больше в портретах, пейзажах и натюрмортах. С наступлением XIX века женщины получили больше возможностей для обучения, однако все еще существовали ограничения на предметы изучения (то есть никакой обнаженной натуры, пожалуйста). В последующие десятилетия наметился рост числа женщин, выставляющих свои работы в академиях и художественных галереях. Некоторые стали осваивать иные формы творческой деятельности».
Где почитать: «Все, что вы знаете об искусстве — неправда», Мэтт Браун
Фотографию для фиксации движения первым использовал художник Эдвард Майбридж
«…Сейчас можно просто зайти к фотографу или самому щёлкнуть себя на телефон. А раньше нужно было позировать художнику, да ещё в несколько сеансов. К тому же фотография смогла изобразить движение, что было очень необычно. Первым это сделал Эдвард Майбридж, запечатлевший друг за другом отдельные фазы обычных движений людей, бегущих зверей и летящих птиц. Фотография точно фиксирует каждый момент времени. Отчасти поэтому художники той эпохи полюбили изображать всё неуловимое: свои ощущения, настроения, свое отношение к миру. В результате искусство сильно изменилось».
Где почитать: «Зачем картинам названия?», Иржи Франта, Ондржей Горак
Прерафаэлиты любили и использовали фотографию
«…Портретисты тоже оценили удобство фотографии, и именно в этой области новая технология стала конкурентом живописи. Как в 1843 году писал в газете один неизвестный журналист: “…сидеть приходится не больше трех минут, а весь процесс обработки и оформления занимает не больше четверти часа. Таким образом, в фотографировании отсутствуют проблемы и неудобства, присущие масляной живописи, а стоимость портрета относительно невелика — всего одна-две гинеи”.
Многие художники, помимо работы с чужими снимками, сами стали заниматься фотографией. Эта технология была особенно полезна при написании автопортрета. Работая по фотографии, художник мог изобразить себя в любой позе, избежав трудностей, связанных с необходимостью постоянно подглядывать в зеркало.
Взаимодействие фотографии и живописи наиболее ярко нашло отражение в работах прерафаэлитов. В частности, Данте Габриэль Россетти (1828–1882) держал под рукой многочисленные фотографии своей модели (и возлюбленной) Джейн Моррис в качестве подготовительной работы к некоторым из его самых известных картин. Так делал не только он. Американский художник Томас Икинс (1844–1916) тоже был страстно увлечен фотографией. В 1880-е годы он обводил фотографии, чтобы придать реализма своим картинам».
Где почитать: «Все, что вы знаете об искусстве — неправда»
Луи Дагер продал дагеротип Франции. А та подарила его всему миру
«…Вскоре Дагер разработал намного более быстрый процесс. Выдержка в несколько минут или даже секунд позволила ему делать снимки людей, хотя им и требовались специальные фиксаторы, чтобы держать голову и руки неподвижными. Дагеротипы — первые фотографии — печатались не на бумаге, а на посеребренных медных пластинках, поверхность которых полировалась до состояния зеркала. Каждый портрет был уникальным и выглядел немного по-разному в зависимости от угла зрения.
Изобретение дагеротипа было обнародовано 7 января 1839 года во Французском институте в Париже. Понимая впечатляющие коммерческие перспективы своего открытия, Дагер тем не менее продал права на свой патент правительству Франции, которое в свою очередь вручило его как «безвозмездный дар» всему миру. Так началась эпоха фотографии: открытие Дагера быстро приобрело всемирную известность и навсегда изменило практику создания и потребления образов».
Где почитать: «Ключевые моменты в искусстве», Ли Чешир