Дэвид Хокни и Мартин Гейфорд: Какое будущее ждёт картины?
Дэвид и Мартин, в сопровождении иллюстраций Роз Блейк, не только учат разглядывать картины с любопытством, но и попутно рассказывают о фотографии, о кино и мультфильмах, о Minecraft и Monument Valley, о возможном будущем изображений. Это довольно толстая книга на школьный возраст, но сейчас для толстых книг как раз самое время. Она очень интересная и вынести из нее можно много, даже если вы взрослый и вроде уже все на свете знаете. Но если вы хотите подобную книгу себе, ваш вариант — просто «История картин», тех же авторов. Детская книга была создана на ее основе.
Анна Лаур, автор блога paperlionbooks
ДЭВИД: Картины постоянно меняются. Мы не можем знать, что готовит нам будущее. Никто не предсказывал интернет, даже научная фантастика! Сегодня мы рисуем не только карандашами или красками на бумаге или холсте – мы можем создавать картины на смартфоне или планшете. Фотография становится всё больше похожа на живопись. Я могу сделать снимок, изменить его, что-то вырезать из него, добавить к нему рисунок, напечатать его – всё что угодно. В цифровом мире существует множество рукотворных образов, хотя мы не всегда это понимаем.
МАРТИН: Что наверняка изменится в будущем, так это то, как мы думаем о картинах и как мы ими пользуемся. В компьютерных играх вроде Minecraft или Monument Valley мы можем гулять по картинам и разглядывать их со всех возможных точек зрения.
МАРТИН: Верим ли мы картинам? Этот вопрос встаёт снова и снова. Зрителям хочется точно знать, писал ли Караваджо святых с простых людей. Первых фотографов, которые вносили изменения в свои снимки, обвиняли в мошенничестве.
ДЭВИД: Есть одна знаменитая фотография Лондона после бомбёжки. Ранним дождливым утром молочник как ни в чём не бывало идёт по улице среди груды обломков. Этот снимок был сделан в 1940 году, чтобы успокоить людей и не допустить паники. Но человек на снимке – это вовсе не молочник, а ассистент фотографа с бутылками молока в руке. Вы можете сказать, что это просто подделка, но в своё время эта фотография несла важное послание людям. Она говорила: «Всё нормально». Будь это картина на холсте, вам бы не пришло в голову спрашивать, настоящего ли молочника писал художник.
МАРТИН: Сегодня поддельные фотографии политических событий и знаменитостей встречаются в интернете сплошь и рядом. Но многие люди продолжают принимать их за чистую монету. Возможно, в одних фотографиях больше правды, чем в других, но полностью правдивыми они не бывают. Это невозможно.
ДЭВИД: Фотографов-журналистов всё ещё преследуют за фотомонтаж. Газетного фотографа воспринимают как машину, беспристрастно фиксирующую то, что она видит. Но мы ведь и сами порой не верим своим глазам, не так ли? Тем более нет никаких причин верить фотографии больше, чем картине.
ДЭВИД: В XXI веке появилось замечательное изобретение – смартфон. Многие из нас постоянно носят его с собой. С помощью смартфона можно не только смотреть на картины, но и как никогда легко обрабатывать их, пересылать друг другу и так далее.
МАРТИН: Картины проделали путешествие из пещер в храмы, из храмов — в музеи, из музеев — в фотоальбомы, кинотеатры, на экраны телевизоров и компьютеров. Когда-то картины создавали, нанося краску на камень палочкой или пальцем, а теперь их рисуют на компьютере. Сегодня каждый может создавать картины — неподвижные или движущиеся — и сразу показывать их всему миру, во всяком случае своим друзьям и читателям, через социальные сети: Twitter, Instagram, WhatsApp или Snapchat. Возможность делать селфи преобразила мир картин не меньше, чем появление компактных фотоаппаратов в конце XIX века. Снимая селфи, вы начинаете видеть картину в своём окружении: позируете с другом или знаменитостью, фотографируете себя в Лувре на фоне «Моны Лизы» и так далее. Ежедневно по всему миру делаются и пересылаются десятки миллионов селфи!
ДЭВИД: Сегодня мир полон изображений. Но чем больше фотографий вы делаете, тем меньше времени тратите на просмотр каждой из них. Когда-то людей окружало совсем немного картин, а сейчас их миллиарды, и чем дальше, тем больше. Что с ними будет? Сохранятся, скорее всего, лишь немногие. Некоторые люди заботятся о сохранении вещей. Благодаря им что-то уцелеет.
МАРТИН: История картин рассказывает об изображениях, которым удалось выжить. Какие картины останутся в будущем, неизвестно, но можно предположить, что им помогут в этом достоинства, о которых мы говорили в этой книге. Чтобы выжить, картина должна запомниться.
ДЭВИД: Кое-что не меняется никогда. Некоторые картины запоминаются. Они нравятся людям, а значит, они не исчезнут.
Перевод: Алексей Шестаков