... моя полка Подпишитесь
25 Августа / 2025

Книжная полка фестиваля «Малевич»

alt

30 и 31 августа 2025 года в подмосковном парке Малевича пройдет первый фестиваль современной культуры «Малевич» под кураторством бюро «Никола-Ленивец». Образовательная программа фестиваля «При чем тут Малевич?» отталкивается от идеи исследования русского авангарда в разных видах искусства и культуры. В центре внимания — не только изменения живописи, но и о то, как в логике времени переосмыслялись кино, театр, архитектура. На лекциях и дискуссиях участники программы обсудят, что русского в русском авангарде, что подразумевает авангард как метод, как идеи прогресса связаны с обнулением художественных практик и в чем авангард как мировоззренческая позиция выражена в работах современных художников. Для того, чтобы погрузить вас в эти размышления, куратор образовательной программы фестиваля Ирина Герасимова подготовила тематическую подборку книг.

alt
Ирина Герасимова
Куратор образовательной программы фестиваля «Малевич», арт-критик, журналист

Алексей Ган
«Конструктивизм»

Конструктивизм — часть авангарда, метод которого опирается на подчеркивание функции и конструкции, он был одним из способов реализации идей авангарда в архитектуре. Первым теоретическим трудом о конструктивизме стал манифест Алексея Гана — художник, типограф и режиссер выпустил агитационную брошюру «Конструктивизм» в Тверском издательстве «Октябрь» в 1922 году. Это издание сопровождается статьей Ольги Сафоновой, характеризующей исторический контекст и обстоятельства выхода издания в свое время.

Наум Клейман.
«Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино»

Работы Сергея Эйзенштейна — символ киноавангарда. Его картины, включая такие фильмы, как «Стачка», «Броненосец „Потемкин“», «Октябрь» признаны во всем мире, тесно связаны с авангардным движением и воплощают в себе методологию, которая легла в основу режиссуры всех следующих поколений. Издание «Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино» помогает понять размышления Сергея Эйзенштейна: повороты жизни и карьеры, от ранних детских рисунков до абсурдных психоаналитических набросков.

Франсуа Жюльен.
«Великий образ не имеет формы, или Через живопись — к не-объекту»

Если попробовать очень просто объяснить суть русского авангарда в живописи, то речь пойдет о том, что русский авангард — часть мировой модернистской культуры, которая, в свою очередь, связана с индустриализацией и, как следствие, так называемой оптимизацией процессов и упрощения форм. В этой логике русский авангард, являясь частью более глобального процесса, предлагает не образ, а отпечаток образа, знак, символ. А модернистский подход в целом заключается в том, чтобы обозначать одной параболой знак идентичности, который считывается как код. Книга выдающегося французского синолога Франсуа Жюльена предлагает анализ европейской живописи с точки зрения образов китайского искусства и отсутствия формы в них как таковой — замечательный пример того, как еще можно подвергнуть проверке на прочность предметный мир в живописи, если вам близка философия авангарда.

Жиль Делёз.
«Ницше и философия»

Ницше повлиял на авангард идеями о воле автора, преодолении художественного кризиса, переоценке ценностей. Он размышлял о человеке как о существе, активно формирующем свою реальность, а также описывал творческое самовыражение как один из важнейших смыслов жизни, что нашло отражение в авангардном стремлении к новаторству. Это одна из первых больших книг Жиля Делёза, вышедшая в 1962 году, посвященная Фридриху Ницше как мыслителю-визионеру, создателю множества оригинальных концептов, обладателю хлесткого литературного стиля и бескомпромиссному полемисту.

Ханс-Тис Леман.
«Постдраматический театр»

Театр — еще одна тема, которую мы на фестивале «Малевич» исследуем с точки зрения авангарда, его идей в прошлом и продолжении в настоящем и будущем. Книга Ханса-Тиса Лемана «Постдраматический театр» — один из наиболее известных и подробных исследовательских трудов по теории современного театра. В ней, среди прочего, Леман описывает размывание границ между театром и смежными искусствами и практиками — перформансом, цирком, танцем, а также стремление вернуть в зрительский опыт страшное и поднять вопросы о социальной ответственности зрителя — все то, что предлагал русский театральный авангард еще столетие назад, в лице Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова, Евгения Вахтангова.

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!

В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:

Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!