«Природа не терпит пустоты». 8 садовых принципов издателя Ad Marginem

Отложив в сторону перо и чернила, взяв в руки грабли и вооружившись садовыми ножницами, директор и издатель Ad Marginem Михаил Котомин приоткрывает ворота своего «Сада по краям». Он рассказывает о своем пути в садоводстве, делится историей жизни съедобных многолетних лопухов и других обитателей его полок-грядок, а также раскрывает приобретенные садовые принципы, которые пригодятся всем начинающим садоводам.

Честно признаюсь, в садоводстве я неофит и потому многое принимаю (принимал?) слишком восторженно и некритически, в том числе мнения опытных «плантаторов». Мой путь земледельца напоминает фабулу последней книги Оливии Лэнг — «Сад против времени». В ковид мы с женой купили старый деревянный дом с заброшенным садом в центре Коломны и начали их восстанавливать, прислушиваясь к советам архитекторов и садовников, пока тягучая плотность коломенской жизни не расставила все на свои места. Теперь, когда дом закончен, я все больше занимаюсь садом и даже обрел на этом поприще верного товарища — садовника Володю, который проводит меня через стадии проращивания знания на манер древних греков — обучая всему на собственном примере. Наш чат Володя назвал «Сад по краям». В этом отражено не только название издательства (а Володя, пожалуй, единственный мой коломенский знакомец, который читает книги Ad Marginem и следит за тг «по краям»), но и сама суть и структура наших посадок: оставляя центр для старых яблонь и дикого газона мы методично сажаем по краям обязательные сирень и чубушник, но также и пузыреплодник двух цветов, кизил, калину, вишню, яблони Недзвецкого, клен маньчжурский, лимонник, актинидии, виноград, и столовый, и декоративный, форзицию корейскую и многое другое. Отчет мой садоводческой жизни ведет Quércus rúbra, посаженный первой же осенью в дальнем углу и составляющий ему пару, к сожалению все время, как мы не бьемся, ржавеющий к августу Aésculus.
Помимо сада, пережив в первые года неконтролируемые поросли тыкв и цукини, мы с Володей сделали клумбы-грядки, где локализованы наши огородные эксперименты. Опыт тыквенных зарослей преобразился в мое увлечение съедобными многолетними лопухами, не требующими особого ухода: ревенем (Rheum) и щавелем, в этом году к ним добавилась спаржа, высаженная корневищами, заказанными через банк растительного многообразия — Авито — из Краснодара, первый росток уже пробился. Вообще растения и путешествия один из излюбленных моих сюжетов, привозить можно не только впечатления, но и семена. Так этой весной свои места на полках-грядках займут гигантская редиска и белая морковь из Ташкента, проращенные для меня мексиканские томаты, из семян пересекших океан на трансатлантическом лайнере, а одна из границ сада укрепится Рододендроном Даурским, он же багульник, саженец, привезенный из Хабаровска, пока зеленеет в ожидании устоявшегося тепла на подоконнике в Москве. У многих растений есть свои естественные климатические зоны, но растения способны укореняться и в чужих для них почвах, особенно если новые терруары гостеприимны и готовы прислушиваться к запросам биопосланцев. В моих планах высадить в Коломне хурму и сакуру, нарядных представителей великой Азии, это мой пятилетний план, а так и нерешаемая пока мечта — артишоки, Андрей Болтов каким-то образом их выращивал под Тулой.
Ну а если попробовать сформулировать какие-то освоенные мной садовые принципы, то я бы остановился на следующем:
1) У сада нет границ, он не заканчивается за вашим забором, а включает в себя все растущее в округе. Это надо иметь в виду, и в прямом смысле — эстетическом, и практическом (опыление, нежданные инсекты и т. д.)
2) Сад — это всегда проекция в будущее, деревья — доминанты любого садового плана, существуют в другом времени и войдут в полную силу, когда садовник их посадивший уже умрет. Великие сады прошлого — это памятники чьей-то мечте.
3) Любая работа на земле обладает своей невыразимой и завораживающей тягучей медлительностью.
4) Лучший способ проращивания чего-то — это создание благоприятной среды, а не усиленное воздействие на одно растение.
5) В природе есть несочетаемые виды жизни, одно растение может подавлять другое и оттягивать на себя ресурсы, но искусство садовника — это найти комбинации где все соединяется на общее благо.
6) Лучший опыт — это практика, не надо бояться сажать. Садоводство похоже на кулинарию: стоит представлять характер продуктов, но не надо бояться экспериментировать, а учиться лучше всего глядя на тех, кто готовит всю жизнь.
7) Природа не терпит пустоты и обладает поразительной жизненной силой.
8) Так как сад тебя переживет, старайся ему не мешать и дай расти самому по себе. Так он станет сильнее и устойчивее. Сохраняй все, что выросло само, не руби сгоряча и красота незаметного вяза или черемухи станет прекрасным союзником твоим рукотворным посадкам.