Ночь заводов
В субботу, 12 августа, в рамках фестиваля «Ночь заводов», московской площадкой которого выступит ЦТИ «Фабрика», устраиваем гаражную распродажу. Представим издания, которые давно закончились на полках книжных магазинов, а также бестселлеры и новинки. Чтобы выбрать было проще, попросили дружественные проекты поделиться любимыми книгами Ad Marginem, которые можно будет найти на распродаже.
ЦТИ «Фабрика»
Центр креативных индустрий находится в Басманном районе Москвы. На территории «Фабрики» соседствуют мастерские для художников, арт-резиденции, музыкальные студии, бюро дизайна и архитектуры, театральные и анимационные коллективы, издательства и печатные компании. Ad Marginem является многолетним резидентом центра и организует с ним совместные проекты, среди которых — фестиваль «Чёрный рынок».
masters
C образовательным проектом masters мы начали сотрудничать в 2023 году и уже выпустили три книги — «Теория искусства», «Искусство, восприятие и реальность» и «Одна и пять идей», в будущем планируем издавать и другие работы. А команда книжного магазина masters bookstore в Москве на Малом Патриаршем делится своей подборкой.
«Лето с Монтенем», Антуан Компаньон
За что мы любим Монтеня? Умение соответствовать времени и месту. Попросту, стиль. Дневники Монтеня вызывают желание вступить с автором в диалог. Книга Компаньона — дорожная карта «Опытов», летний бедекер, зовущий читателя прогуляться по стране вечно сомневающегося аквитанца. Перевод «высоких» вопросов в плоскость практическую, выстраивание собственной стратегии выживания, умение не сойти с ума в мятежное время — все это находим у Антуана Компаньона, который точно следует максиме Мишеля Монтеня: «Я всегда могу ускользнуть в свои книги и потому свободен и счастлив».
«Путешествие к Источнику Эха», Оливия Лэнг
Книга гарцует вокруг факта общеизвестного: многие писатели пьют, и пьют обильно. Жизнь без допинга невыносима. Ее приходится создавать сызнова, неустанно работая с текстом, служа ему. Большой писатель оказывается в тисках двух зависимостей, с одной стороны, «ни дня без строчки», с другой — горькое похмелье. Лэнг удается соотнести и объяснить природу служения слову и алкоголю, не сводя все к пошлой одержимости и последствиям delirium tremens.
«Лекции о Спинозе 1978-1981», Жиль Делёз
Выдающийся француз говорит о выдающемся голландце. Что может быть увлекательнее? «Лекции о Спинозе» были прочитаны Жилем Делезом в экспериментальном университете Париж VIII. Записанные на пленку, они обрели вторую жизнь на бумаге. Читатель, следуя за восторженным Делезом, погружается в языковую вселенную «шлифовщика стекол» и, наконец, узнает, что есть natura naturata и Natura Naturans.
«Империя», Кристиан Крахт
Аптекарь и фанатик Август Энгельхардт покидает земли Германской империи в надежде построить собственную империю на фундаменте обильного предания кокосов и обретения гармонии с солнечным светом. Словом, государство солнечных идолопоклонников. Кристиан Крахт в этой книге примеряет наряды великих сатириков и комедиографов: Свифта, Арбетнота, Аристофана. Новое платье автору к лицу — в нем он как никогда серьезен.
Longpray Records
«Знакомство с издательством Ad Marginem произошло лет 15 назад или даже раньше. Книга „Али и Нино“ стала, кажется, первой из прочитанных книг издательства и до сих пор остается одной из самых любимых. Потом последовали участия в первых ярмарках „Сделай сам“ и „Чёрный рынок“, а в какой-то момент наш магазинчик пластинок стал представлять определенную селекцию книг издательства.
На наш взгляд, это именно то экспериментальное издательство, которое создает необходимо важную окружающую среду, заполняя ее актуальной и, главное, востребованной литературой», — пишет директор магазина Алексей.
Центр Вознесенского
«Книги Ad Marginem важны и для Центра как институции, и для людей, образующих команду, — они буквально создают общее пространство смысла, в котором существуем и мы, и многие наши посетители и гости. И, конечно, для нас значимы многие позиции из обширного каталога, в том числе и архивные», — рассказывают сотрудники Центра Вознесенского.
«The Irony Tower», Эндрю Соломон
Интеллигентный корреспондент, приехавший освещать первый аукцион «Сотбис» в 1988 году, неожиданно всасывается в кутерьму московской, а затем и петербургской художественной сцены и, пытаясь удержаться и не растрясти впечатления, несется по выставкам, сходкам, встречам, пьянкам, прогулкам самых разных групп, — «Медгерменевты», «Мухоморы», «Новые художники», и так далее. Бани сменяются пустырями, чай — портвейном, смысл — чушью, все вертится, и в этом всем Соломон прилежно фиксирует переживаемое. Эффект «оптики туриста» выравнивается примечаниями русских художников к тексту, любовно поправляющих «Эндрюно мифотворчество». Маст хэв, в общем.
Второе издание дневников, открывающих цикл «Излучения»: сухие, шуршащие тексты о мире, вновь соскальзывающем в хаос. Эрнст Юнгер, отставной офицер, знаменитый писатель и всё больше энтомолог, копается в саду, размышляет о жене, перебирает коллекцию жуков и дописывает «На мраморных утесах». Время идет скромно, но — Юнгера призывают и отправляют в странный поход на Францию, который позже назовут Sitzkrieg (Сидячая война). Аристократ и мистик, всегда находивший способ удержать реальность на расстоянии вытянутой руки, фиксирует свое движение сквозь французские деревни и странную войну, размышляет о природе языка и внимательно смотрит на котов, бредущих по опустелым городам, — впитывая бытовое и немыслимое.
«Северный Волхв», Исайя Берлин
Легендарный автор эссе о двух концепциях свободы обращается к забытой, затертой фигуре Иоганна Хаманна, мыслителя из Кенигсберга, современника и собеседника Иммануила Канта. Хаманн в глазах историков философии — замшелый реакционер и враг Просвещения. Для Берлина важно, что в своей ненависти к просветителям и духу рациональности Хаманн куда ближе к модернистам от философии, нежели к карикатурным традиционалистам. «Волхв…» — сборник любовных заметок о странном герое, выкинутом из канона социальных наук, — письмо о том, кто никому не нужен, в своей необязательности — прекрасное.
Текст, которым приятно измерять количество шагов на своей собственной прогулке, — точно приятней, чем доверять это умным часам или гаджетам. Книга, комфортно влезающая в брючный, джинсовый и почти любой другой карман. С ней хорошо выйти в парк, чтобы из момента настоящего провалиться в прошлый век и вслед за Вальзером отправиться в бессмысленный променад по гудящему, кашляющему, молодому городу.
«Экскоммуникация», Александр Р. Гэллоуэй, Юджин Такер, Маккензи Уорк
Если существует общение, то возможно и его отсутствие. Если интерфейс позволяет ставить лайки, он не позволяет другие способы выражения собственных эмоций и реакций. Внутри каждого отправленного сообщения есть неточности, щербинки, сколы, искажения, которые получатели стараются обойти или компенсировать, и это удается не всегда. Эссе от классных теоретиков медиа и любителей сумрачной поп-культуры густы как тройной эспрессо, да и бьют в виски схожим образом — кто еще, начав разговор о социальных сетях, заведет вас в беседу об Изиде, да там и оставит. Тем, кто внимательно следил за актуальной поэзией последнего десятилетия, книга даст дополнительные ключи к декодированию образов и писательских стратегий; другим — придаст бодрости