Ницше, Деррида, Кожев: Борис Гройс описывает антифилософов одной фразой
Что объединяет таких непохожих друг на друга мыслителей — Серена Кьеркегора, Вальтера Беньямина, Льва Шестова, Эрнста Юнгера, Фридриха Ницше? Принадлежность к антифилософии, считает философ и куратор Борис Гройс. Что это, собственно, такое, можно прочитать здесь. А пока предлагаем узнать, что пишет Гройс о каждом из антифилософов — одной фразой.
Сёрен Кьеркегор
Кьеркегор пишет для всех — и, может быть, меньше всего для специалистов в области философии.
Лев Шестов
Шестов не желал, чтобы его рассматривали как иудея или христианина, или даже как философа: все, что его интересовало, это то, как личная судьба отдельного человека находит себе выражение в его религии и его философии.
Мартин Хайдеггер
Философия Хайдеггера — это философия исторического успеха; по-видимому именно поэтому она и сама оказалась исторически весьма успешной.
Жак Деррида
Деррида думает о своей собственной смерти только как о потере для мировой культуры и уже сейчас поэтому испытает по ней траур.
Вальтер Беньямин
Беньямин описывает весь современный мир как пространство воспроизводства, а не производства, и, соответственно, утраты, а не ожидания истины, ведь воспроизводить истину значит терять ее.
Теодор Лессинг
По мнению Лессинга, господство «духа» над жизнью является исключительно продуктом христианства, в котором иудаизм неповинен, что опять же дает Лессингу возможность сделать своими союзниками Ницше, арийское антихристианство и даже антисемитизм (в смысле «антииудаизма» — но это, разумеется, лишь игра слов, близкая современному «антисионизму»).
Эрнст Юнгер
Подобно многим авторам того времени, Юнгер не хотел обеспечивать своему читателю «индивидуальные» переживания — он хотел реорганизовать сознание и саму жизнь этого читателя.
Александр Кожев
После войны Кожев полностью отказался от занятий философией — потому что философствовать после конца истории, с его точки зрения, не имело никакого смысла.
Фридрих Ницше
Основным определяющим фактором в отношениях между сталинской идеологией и наследниками русского религиозного ренессанса являлась как раз философия Ницше, оказавшая влияние как на сталинскую культуру, так и на ее оппонентов.
Рихард Вагнер
Многие радикальные авангардные движения начала ХХ века действительно вступили на путь, предсказанный Вагнером в его «Искусстве будущего».
Готхольд Эфраим Лессинг
Единственным недостатком картин, по мнению Лессинга, является то, что они не могут изображать действия — иначе говоря, человеческую практику.