... моя полка Подпишитесь
05 Марта / 2021

Четыре очерка из «Периодической таблицы феминизма»

alt

Какая связь между Эммелин Панкхёрст, Джудит Батлер и Spice Girls? Разобраться в этом нам поможет британская журналистка Мариса Бейт. Она написала «Периодическую таблицу феминизма» — введение в историю и практику движения, организованное по принципу периодической системы элементов. Книга разделена на четыре «волны», каждая из которых обладает своим значением. Волны образованы из ключевых фигур, сыгравших свою роль в истории феминизма. Здесь мы встречаем самых разных женщин: суфражисток, революционерок, журналисток, исследовательниц и даже телеведущих. Публикуем четыре биографических очерка, каждый из которых относится к определенной «волне» в истории феминизма.

Эммелин Панкхёрст

РЬЯНАЯ СУФРАЖИСТКА-РАДИКАЛКА
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. 1858–1928

Эммелин Панкхёрст возглавляла британское движение суфражисток.
Она родилась в пригороде Манчестера в политически активной семье. В 1903 году Эммелин Панкхёрст основала Женский социально-политический союз (ЖСПС), общественную непартийную организацию, объединившую женщин всех возрастов и социальных слоев в борьбе за получение избирательного права. Проект ЖСПС родился из разочарования Панкхёрст — она не видела, чтобы законные действия суфражисток вели хоть к какому-либо результату. Это убедило ее в необходимости радикальных действий. В ЖСПС, куда входили также и три дочери Панкхёрст — Кристабель, Сильвия и Адела, — было решено, что для получения избирательного права женщины будут использовать все доступные им способы.

Лучше я буду мятежницей, чем рабыней.


Девизом суфражисток из ЖСПС стала фраза «Не словом, а делом». Придерживаясь этого принципа, они начали прибегать к гражданскому неповиновению и вандализму — разбивать окна камнями и поджигать почтовые ящики. Панкхёрст как-то сказала: «Самый веский аргумент в политических спорах — битье окон».
После многочисленных арестов, голодовок и следующего за ними принудительного кормления, а также после бегства Кристабель Панкхёрст из страны накануне Первой мировой войны ряды движения заметно поредели. К сожалению, Эммелин Панкхёрст скончалась 14 июня 1928 года, всего за две недели до принятия Акта о народном представительстве, дающего право голоса всем женщинам старше двадцати одного года. Упорство, с которым Эммелин Панкхёрст пробиралась сквозь тернии на пути к равноправию, снискало ей заслуженное место в истории. В 1999 году, в канун нового тысячелетия, журнал Time включил Панкхёрст в число ста самых выдающихся людей XX века. При жизни Эммелин Панкхёрст сумела поднять
бессчетное число женщин по всему миру на борьбу за избирательное право, и даже восемьдесят лет лет спустя Панкхёрст продолжает вдохновлять нас своей целеустремленностью, актуальной по сей день.

Андреа Дворкин

ВЕЛА ВОЙНУ ПРОТИВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
США. 1946–2005

В год, когда умерла радикальная феминистка Андреа Дворкин, кинематографистка Хавана Маркинг написала язвительную статью, в которой утверждала: истинное наследие Дворкин заключается в том, что слишком многие девушки предпочли бы скорее быть покусанными бешеной собакой, чем называться феминистками.
Возможно, слова Маркинг и неверны, но они точно отражают стереотип, приставший к Дворкин и феминисткам в целом в 1980–1990-х годах: все они якобы толстые, волосатые, без макияжа, сплошь в комбинезонах и армейских ботинках.
Дворкин к тому же прослыла мужененавистницей и навлекла на себя критику за утверждение о том, что любой секс — изнасилование. Дворкин придерживалась радикальных взглядов, доводя феминистский диалог до самых пределов. Ее книги, в особенности «Ненависть к женщине» (1974), «Порнография: мужчины, которые обладают женщинами» (1981) и «Сношение» (1987), ставили в центр вопросы физического и сексуального насилия над женщинами и девочками. Она отрицала приписываемое ей утверждение о том, что всякий секс — изнасилование, и поясняла, что имела в виду случаи невзаимности при половом контакте, когда последний представляет собой «акт агрессии со стороны мужчины, ищущего удовлетворения исключительно своих потребностей». Она писала, что «Порнография — это праздник изнасилования и нанесения женщинам увечий». «Я искренне верю, что женщина имеет право казнить своего насильника», — заявляла Дворкин. Такая радикальная позиция вполне объяснима ее личным опытом. Девочка подверглась изнасилованию в возрасте девяти лет, в восемнадцать история повторилась, на этот раз во время гинекологического осмотра в нью-йоркской женской тюрьме предварительного заключения, после чего у девушки несколько дней продолжалось кровотечение, а на теле остались серьезные гематомы. Первый муж Дворкин неоднократно проявлял по отношению к ней жестокость, а в 1999 году ей подмешали наркотики и изнасиловали. И всё-таки многие считают вклад Дворкин в феминизм чрезвычайно важным. Так, Джесса Криспин, одна из наиболее противоречивых активисток Четвертой волны, призывала молодое поколение феминисток перенять у Дворкин ее воинствующий активизм. Кэтрин Вайнер, ныне главная редакторка The Guardian, после смерти Дворкин написала:

Она была фундаментом, тем, с чего начинают: даже если вы не разделяли ее точку зрения, аргументы, которые она выдвигала, приводили в ярость, восхищали и врезались в память. Феминизму нужны те, кто не идет на компромиссы, даже когда дело касается внешности.

Osez le Féminisme!

КОЛЛЕКТИВ ОСНОВАН В 2009 ГОДУ

Французская организация «Osez le féminisme!» была основана в 2009 году в ответ на сокращение финансирования государственных услуг по планированию семьи. Объединение, начинавшееся с десятка активистов из разных политических организаций, превратилось в единый фронт противостояния с двадцатью шестью отделениями по всей Франции и десятью тысячами участников в сообществе в Facebook.
Организация проводила кампании, не раз привлекавшие внимание международной общественности. Например, кампания «Отвоюй метро» 2014 года была призвана бороться с высоким уровнем сексуальных домогательств и изнасилований во французском общественном транспорте. В рамках акции женщины расклеивали в метро плакаты с советами о том, что делать в случае нападения. Плакаты также просили мужчин не сидеть, широко раздвинув ноги. Один из них гласил: «Пожалуйста, сведите ноги. Ваши яички не из стекла и не лопнут от этого. Так вы оставите больше места для остальных пассажиров и не будете причинять им эстетический ущерб». В 2017 году участники организации выступили против проведения ретроспективы режиссера Романа Полански, которого неоднократно обвиняли в сексуальном насилии. Во время выборов во Франции в 2017 году Osez le féminisme! совместно с несколькими другими организациями выступили против кандидата от ультраправой партии «Национальный фронт».
Кредо организации:

Феминизм — не только борьба за права женщин.

Для участников организации феминизм — это социальная борьба, касающаяся в том числе таких вопросов, как аборт, права матери и ребенка, фемицид, сексуальное насилие, родительская опека, а также дискриминация по отношению к представителям ЛГБТ-сообщества.

Лейма Гбови

ЛИДЕРКА МИРОТВОРЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ЛИБЕРИЯ. РОД. 1972

Лейма Гбови требовала мира. И после четырнадцати лет жестокой и опустошительной гражданской войны наконец получила его. Будучи юной девушкой, Гбови стала свидетельницей гражданских войн в Либерии и Западной Африке. Она обратила внимание на то, что особенно пагубно военные конфликты сказываются на женщинах и детях. В молодости Гбови прошла курс подготовки, позволивший ей работать с психологическими травмами жертв изнасилований. Также Лейма Гбови активно занималась политической деятельностью и вскоре стала частью миротворческого движения.
К 2002 году Гбови стала общепризнанной лидеркой массового движения либерийских женщин за мир. Она приходила на рынки, в церкви и мечети, чтобы призывать женщин разных национальностей и разных конфессий собираться вместе, петь и молиться за мир. Женщины угрожали мужчинам проклятиями и сексуальной забастовкой, что неизбежно привлекло внимание прессы. Акции Гбови достигли кульминации в июне 2003 года. Лейма Гбови привела за собой группу женщин на мирные переговоры в городе Аккра в Гане. Одетые во всё белое, они пикетировали, протестовали и молились. В конце концов Гбови провела женщин в отель, где проходили переговоры. Там женщины, взявшись за руки, заблокировали двери зала и отказались уходить, пока не будет подписано перемирие. В последующие недели война была официально прекращена.

Когда женщины собираются вместе, происходят великие вещи.

В 2011 году Гбови совместно с первой женщиной-президентом Либерии Эллен Джонсон-Серлиф и йеменской активисткой Тавакуль Карман получила Нобелевскую премию мира «За ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за права женщин на полноправное участие в построении мира». Борьба Гбови за мир не только положила конец войне, сеявшей насилие над детьми, голод и болезни, но и доказала, что африканские женщины могут быть значимыми и действенными участницами миротворческого процесса.

Перевод: Анастасия Любаева

Вам также понравится

Все новости и мероприятия издательства

Подписывайтесь на нашу рассылку!

Мы рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами

Или заполните форму по ссылке

Спасибо за подписку!