Желтая угроза
В этом месяце в нашем издательстве выходит второе издание книги Дерека Джармена «Хрома», размышления британского кинорежиссера о цвете. Поскольку октябрь — пора желтых листьев, выбор фрагмента был очевиден.
Прошла сотня лет с тех пор, как в Нью-Йорке изобрели желтую прессу; подстрекающая к войне и разжигающая ксенофобию, она вытягивает желтые монетки из ваших карманов. Она наставляет культуре рога. Бредовая, предательская, свихнувшаяся.
Зловонное дыхание болезненного желтопузого труса обжигает виселицу желтой лихорадкой. Предательство — кислород для этой бесовщины. Он заколет вас в спину. Желтопузый трус посылает в воздух желчный поцелуй, вонь от гноя слепит глаза. Зло расплывается в желтой желчи. Самоубийство от зависти. Яд в желтых змеиных глазах. Он ползет по гнилому яблоку Евы, словно оса.
Он жалит вас в рот. Его дьявольские легионы жужжат и хихикают в клубах иприта. Они обоссут вас с ног до головы. Острые обнаженные клыки в пятнах никотина.
В детстве я боялся одуванчиков. Стоило мне дотронуться до этого pis en lit, я визжал до одурения. Одуванчики скрывали пауков-косиножек, которые шуршали в моих снах. Пачкаю постель. Бледный молочай. Муравьиный секрет, как моча. Загадил постель.
Кровоточит белое молочко, желтые цветы умирают и становятся коричневыми.
Вот бежит желтая собака, Динго, гонится за бабочкой-крушинницей ясным апрельским утром.
Желтый нарцисс. Желтая примула. Желтая роза Техаса. Канарейка.
Рапс и погремок. Желтый — острый, как горчица.
Желтый хорошо отражает ультрафиолет, поэтому насекомые падают на него, одержимые галлюцинациями.
Хотя желтый занимает всего одну двадцатую спектра, это самый яркий цвет.
Венецианские куртизанки использовали лимоны для отбеливания волос под солнцем… джентльмены предпочитали блондинок! Я нарисовал лимонно-желтую картину для моего шоу в Манчестере… Грязная книжка в школе — вот как желтая пресса говорит нам о детях, воспитанных парой одного и того же пола… эта картина сохла дольше, чем все остальные. На ней грязнели слова, написанные углем:
Господин Министр,
Я — двенадцатилетний квир, и я хочу быть квир-художником, как Микеланджело, Леонардо или Чайковский.
Безумный Винсент сидит на желтом стуле, прижав колени к груди, — явно из желтого дома. Подсолнухи вянут в пустом горшке, совершенно высохшие, скелет, черные зерна выпирают на пристально глядящем лице хэллоуиновской тыквы. Лимонное пузо глотает приторно-сладкий «Лукозэйд» из бутылки, лихорадочные глаза уставились на желтушное зерно, карканье черных как смоль ворон, кружащих над желтым. Лимонный гоблин смотрит с ненужных холстов, заброшенных в угол. Мрачный самоубийца злобно кричит — малодушно празднует труса, глаза-щелочки.
Был ли у Ван Гога ксантоматоз? Желтый придает фиолетовый оттенок светлой коже.
В углу под кроватью валяются непроданные картины — когда-то короли ценили картины на вес золота. В небе кипит солнце, жестянка с хромовыми червями.
Уистлер окрасил своей выставкой галерею Госвенор в желтый цвет. Рисовал золотые фейерверки ночью, над которыми другие смеялись. «Желто-зеленая галерея Гросвенор». В Уистлере было больше горечи — горечи лимона? Кислое, как лимон, лицо? От него несло серой…
Палач в Испании был одет в желтое.
На каждую желтую примулу в память о Дизраэли приходится желтая звезда. Эти звезды гасили в газовых камерах (как раньше в гетто). В Средние века евреи носили желтые шляпы. Их приговорили к желтому, как воров и грабителей, которых вымазывали желтым и отправляли на виселицы.
Парковые скамейки были выкрашены в желтый цвет. Арийцы сидели в стороне, желтый внушал ужас. Дурной глаз, цвет, пораженный желтухой, знак Иуды. Желтый крест чумы.
Мы плывем под желтым чумным флагом на корабле, в водах Саргассова моря, кишащих обломками кораблекрушений.
Желтый император династии Мин плывет на шафрановой барке по желтой реке. Мудрец в оранжевом халате говорит ему, что желто-оранжевый — ярчайший из цветов, а темно-желтый — лекарство против бледной кислой болезненной желтизны. Юпитер, король старых богов дальнего Запада, был одет в желтое, как и Афина, богиня мудрости.
Черный вместе с желтым означают предупреждение! ОПАСНО, я — оса, держитесь подальше. Осы кружат вокруг «Бургер Кинга», «Макдональдса» и «Пиццы Хат», быстрой и удобной пищи, отмеченной мертвенно-бледными, выпрыгивающими на вас буквами — черное и желтое, красное и желтое.
Желтые линии на обочинах. Желтые экскаваторы, мигающие желтыми огнями, роющие раны в ландшафте.
Желтый туман, что мосты обволок,
Лижет шершавые стены
(Оскар Уайльд. Impression du Matin)
Желтые воспоминания желтой поры. Не все желтое, что блестит. Молчание — желтое. Когда желтый хочет втереться в доверие, он превращается в золотой.
Мы ехали из Карри Маллет по проселочным дорогам в Бристоль, покидая золотые поля, готовые к жатве, фермерских собак, ловящих мышей, мы продвигались к центру района, зерна становилось все меньше, в больнице Бристоля нам сделали прививку от желтой лихорадки. От прививки нам стало плохо. Ранка на руке нарывала несколько дней.
Я провел свои летние каникулы в Центральной больнице Йорка, на безжировой диете — сухой тост и желтая губка пудинга. Канареечный пудинг. Милый, как картинка с ярко-желтой желтухой.
Желтый ближе к красному, чем к голубому.
(Витгенштейн. Комментарии к цвету)
Желтый пробуждает тепло и согласие. Глаз радуется, когда вы смотрите на окружающий пейзаж через желтое стекло. Для многих кадров, которые я отснял в Дангенессе для «Сада», я использовал на своей камере «Супер 8» желтый фильтр. Это дает эффект осени.
Золотой цвет получается из желтого и солнечных проблесков.
Нимбы святых, гало и ауры. Это желтый цвет надежды.
Радость черной с желтым Хижины Перспективы. Черная как смоль, с яркими желтыми окнами, она словно говорит вам: «Добро пожаловать!»
Желтый — это сочетание красного и зеленого света. У глаза нет желтых рецепторов.
Если вы попытаетесь смешать краски, то никогда не получите желтый, хотя само масло, которое вы используете, — золотое. Желтые пески. Пожелтеть от страха.
Вот пигменты:
Современные желтые: желтый барий, лимонно-желтый… не разлагается на свету, был изобретен в начале девятнадцатого века. Желтые кадмий, сера и селен. Современное производство кадмиевых пигментов началось во время Первой мировой войны. Желтый хром. Хромат свинца темнеет со временем. Желтый куркумовых закатов.
Желтый кобальт, середина девятнадцатого века. Слишком дорогой. Желтый цинк, 1850-й. Старые желтые: гуммигут, смола камедного дерева, пришел вместе с пряностями. Он ближе к оранжевому.
Индийский желтый, запрещен. Коров травили листьями манго, а пигмент получали из их мочи. Это ярко-желтый цвет индийских миниатюр.
Аурипи — ядовитый сульфид мышьяка. Яркий лимонно-желтый, использовался в рукописях и упоминается Плинием. Пришел из Смирны и использовался в египетских, персидских и поздних византийских рукописях. Ченнини говорит, что он по-настоящему ядовит, «остерегайтесь его попадания в рот, а не то можете пострадать».
Цвет желтого неаполитанского, антимоната свинца, меняется от бледного до золотого. Вавилонский желтый. Называется джаллорино. Он вечен и производится из минерала, найденного в вулканах.
Весна приходит с чистотелом и нарциссами. Желтый рапс сбивает пчел с толку. Желтый — сложный цвет, ненадежный, как мимоза, которая сбрасывает свою мохнатую пыльцу с закатом солнца.
Желтушки луговые. Бабочки. Крушинницы быстро летят вдоль дорожек в лучах весеннего солнца. Йеллоустоун.
Как тучи одинокой тень, бродил я, сумрачен и тих, и встретил в тот счастливый день толпу нарциссов золотых.
Почему не желтых? Что связывает желтый с золотым? Молчание — золото, а не желтое.
Золотарник, несомненно, желтый.
Золотая собака Динго, возможно, родственник желтого лабрадора.
Желтые диски и годовщины.
Лимоны
Грейпфруты
Лимонный мармелад
Горчица
Канарейка.
Сегодня утром я встретил друга на углу Оксфорд-стрит. На нем была прекрасная желтая куртка. Я обратил на нее внимание. Он купил ее в Токио, там ее продали как зеленую.
Лучше всего канарейка поет в клетке.