Биографии художников: «Нос Рембрандта» и другие
Хорошие новости: русское издание «Носа Рембрандта» Майкла Тейлора уже доступно для предзаказа. Написанная легким языком и богато иллюстрированная книга помогает разобраться в хитросплетениях художественного мира знаменитого живописца и графика. Здесь можно прочитать отрывок.
Ad Marginem выпускало и другие биографии художников.
У нас уже выходила одна книга о Рембрандте. Фигура автора, французского писателя Жана Жене, радикала и разрушителя спокойного буржуазного мирка, резонирует с бюргерской благопристойностью его героя. Во всяком случае – со сложившимся образом Рембрандта. Под одной обложкой собраны три текста Жене, который хотел, да так и не написал биографию великого голландского художника. Эти эссе дополнены рассказом о том, как состоялся такой неожиданный, но плодотворный диалог через три столетия. (А вот, кстати, что писал о Рембрандте Марсель Пруст.)
Две британки, писательница София Беннетт и художница Манджит Тэпп, создали книгу о женщинах, изменивших художественный мир. «Расширенная картина» – это одновременно небольшая энциклопедия и манифест о видимости в истории искусства. Не настолько воинственный, как знаменитая статья «Почему не было великих художниц?» Линды Нохлин, но все же довольно наглядный. Обзор книги по ссылке.
Если вы когда-нибудь видели архитектурные рендеры или макеты строящихся в России музеев современного искусства, то обязательно заметите на них фигурку паучихи. Это «Мама» франко-американской художницы Луиз Буржуа, авторские отливки которой стоят рядом с ведущими мировыми музеями – лондонской галереей «Тейт», Гуггенхаймом в Бильбао и другими. Однажды эта скульптура чуть не пополнила коллекцию «Эрмитажа». Работа стала настолько популярной, что ее используют в качестве образца паблик-арта по умолчанию. В сравнительно небольшой книге «Луиз Буржуа: ящик Пандоры» Олеся Туркина, критик и искусствовед, предлагает свое прочтение творчества скульпторши.
За долгие девять с половиной десятилетий, которые прошли с момента публикации «Манифеста сюрреализма» в 1924 году, предпринимались самые разные попытки разобраться в этом художественном течении. В ход шли фрейдизм, сравнения с конкурирующими авангардными направлениями, анализ политических лабиринтов ХХ века. Британский ученый-этолог Десмонд Моррис, который собственные художественные опыты связывал с сюрреализмом, выбрал подход биографический. Его «Сюрреалисты в жизни» представляет собой предельно бытовые истории 32 художников – от любовных похождений до привычек и капризов. Мы публиковали на сайте фрагмент о Жоане Миро и интервью с Моррисом.
Каролин Кро, активно курируюшая выставки во французских музеях, написала критическую биографию Марселя Дюшана. Жизнь франко-американского художника, ставшего ключевой фигурой не только для дадаизма, сюрреализма и в целом авангарда, но и для современного искусства, рассматривается в книге сквозь призму его художественных опытов.
Один из главных представителей структурализма, а затем и постструктурализма Ролан Барт написал два текста в каталоги выставок Сая Твомбли. Если вы хотите разобраться в творчестве aмериканского живописца, чьи почеркушки и нескончаемые, нечитаемые курсивы на холстах стали хорошо узнаваемыми образцами современного искусства, то эта книга знаменитого французского семиотика для вас. Здесь вы можете ознакомиться со статьей о Твомбли из книги «Искусство с 1900 года» и фрагментом из самого сборника Барта.
В России существует давняя традиция книжек о художниках. Помимо искусствоведов, такие биографии создавали и представители других областей знания. Например, литературовед Виктор Шкловский рассказал о жизни Павла Федотова, а философ Борис Гройс – об Илье Кабакове. Последние двое, впрочем, были хорошо знакомы и даже опубликовали свои беседы. Возможно, именно столь близкие взаимоотношения биографа и его героя позволяют максимально точно проанализировать творчество художника.