Женщины, изменившие мир искусства
Книга Расширенная картина рассказывает о жизни и творчестве женщин, которые внесли выдающийся вклад в искусство. Все они — от провозвестниц женского искусства до наших современниц — боролись за то, чтобы их голоса были услышаны. Краткие биографии художниц сопровождаются их портретами, репродукциями главных произведений, выдержками из высказываний, а также заметками о том, как устроен современный мир искусства.
Расширенная картина: женщины, изменившие мир искусства не только про художниц, но и про натурщиц, кураторок, галеристок и коллекционерок, которые открыли миру работы когда-то еще неизвестных, а сегодня уже признанных творцов.
Книга была создана при поддержке галереи Tate Modern британской писательницей Софией Беннетт, которую Times именовал «королевой подростковых мечтаний». Расширенная картина — первая работа Беннетт в жанре нон-фикшн, написанная легко, задорно и чувственно. Знакомство с женским искусством будет приятным во многом благодаря и форме, в которой представлен материал. Манджит Тэпп создала чудесные иллюстрации, красочные, непосредственные и неповторимые. Ими можно любоваться наравне с работами художниц, о которых говорится в книге.
Из Расширенной картины можно узнать о жизни и творчестве тридцати четырех художниц со всех уголков мира — Англии, Америки, Франции, Индии, России или Турции, от Айлин Агар до Фахрельнисы Зейд. Книга обзорно рассказывает об их жизни, об идеях, стиле и техниках, в которых они создавали свои работы. Но, наверное, самое интересное — это короткие интервью с художницами. Почему вы стали художницей? Что вас вдохновляет? Какой ваш любимый цвет? И какой совет вы бы дали молодым художникам? А что бы вы посоветовали себе, двенадцатилетней девочке? И ответы таких разных представительниц мира искусства оказываются удивительно объединяющими: делать то, что нравится, упорно трудиться и оставаться верной себе. А этот принцип может быть применим независимо от пола и возраста.
Размышления о художницах дополняются различными сведениями: где можно получить художественное образование; где расположены самые известные музеи современного искусства в мире; как устроен музей; кто позировал Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи; кто решает, будет ли работа великой и известной; и за сколько была продана самая дорогая работа, выполненная женщиной? В общем, книга не дает заскучать, а в конце предлагает проверить полученные знания. И если с первого раза не получилось ответить на все вопросы верно, то всегда можно вернуться к той или иной художнице и внимательнее изучить, чем она так заворожила зрителя и удивила строгих критиков.
Большим плюсом Расширенной картины стоит назвать глоссарий. Очень часто при чтении книг по истории искусства возникает много вопросов: как это сделано? А что это такое? Или вдруг встретился еще один «-изм», который прежде не встречался. В понятной форме в конце книги приведены основные термины, которыми оперирует автор.
Наконец, чтобы не запутаться во всех художницах и событиях, которые происходили в мире и повлияли на их творчество, приведена хроника — от времен Клеопатры до 2017 года. Это не внушительный таймлайн, который бы занял несколько томов, но краткий и емкий путеводитель, где можно увидеть, как женщины боролись за право выбирать, впервые поступали в академии художеств, получали Нобелевские премии и создавали удивительные произведения.
Каждая из художниц, описанных в книге, внесла огромный вклад в историю современного искусства. Название книги — Расширенная картина — отражает главную идею Беннетт, ведь оно не столько про картину как воплощенное произведение искусства, а про то, что выходит за рамки той самой картины, которую посетитель видит в музее: про художника, про мир, который окружает и его, и юного читателя-ценителя искусства.
Данная книга идеальна для семейного чтения — можно прочесть ее вместе с ребенком или попросить его самостоятельно изучить предложенные истории. Старшие узнают много нового, а младшие оценят веселое оформление. Важно, что в любом случае эта книга настраивает на диалог как с читателем, так и между читателями, а также между зрителями и произведением искусства.
Текст: Екатерина Рыбакова