…Измы: Ранняя уличная фотография
Публикуем отрывок из книги Эммы Льюис …Измы. Как понимать фотографию. Эта книга — путеводитель по истории фотографии, которую можно рассматривать с разных точек зрения: как череду технических усовершенствований, смену художественных стилей, выбор призвания — документального, научного, развлекательного — или как борьбу за самоутверждение на рынке. Все эти ракурсы описаны в …Измах и позволяют охватить разнообразный мир фотоснимков и их авторов.
Влияние: Благодаря изобретению фото процессов, упростивших съемки вне студии, камера вскоре начала играть важную роль в документировании и по следующем осмыслении уличной жизни.
Представители: ЭЖЕН АТЖЕ (1857–1927); БИЛЛ БРАНДТ (1904–1983); ЖОРЖ БРАССАЙ (ДЬЮЛА ХАЛАС) (1899–1984); АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН (1908–2004); АНДРЕ КЕРТЕС (1894–1985)
Тэги: вуайеризм; типология; улица; формализм; эфемерность
История: Фотографы снимали городские виды с самого начала существования фотографии, но лишь в конце XIX века — с появлением портативных камер, линз с меньшим фокусным расстоянием и пленки, достаточно чувствительной, чтобы снимать при недостаточном или мерцающем свете, — начали снимать городскую активность. Главной темой стали сцены уличной жизни.
Ранние уличные фотографии, сделанные в 1850-х годах Шарлем Марвилем и Шарлем Негром, представляют парижскую архитектуру и городские типы. Позже такие фотографы, как Элис Остен и Пол Стрэнд в Нью-Йорке, Пол Мартин в Лондоне и Эжен Атже в Париже, обратили внимание на попрошаек, шарманщиков и чистильщиков обуви. Их фотографии чаще всего не обнаруживали никакого сочувсвтия или социально-политического подтекста. Между 1890 и 1928 годом Атже сделал тысячи фотографий старого Парижа. Он хотел, чтобы его работы служили, как он сам говорил, «документами для художников». ЖакАнри Лартиг, напротив, предпочитал документировать высший свет, снимая в Монте-Карло и Париже сцены из жизни аристократии. Фотографии Андре Кертеса служат яркой иллюстрацией современного подхода к жанру уличной фотографии: он концентрировался одновременно на формальной красоте и на столкновении человека с городскими реалиями. Он часто снимал со скошенным углом, из окон или через перила, использовал недостаточное освещение или «обрезал» части предметов и тел, передавая ритм городской жизни и беглый взгляд фотографа-вуайериста.
В 1930-х годах Билл Брандт и Брассай видели в ночных улицах идеальный источник городских драм, ведь именно ночью город оказывается во власти бродяг, пьяниц и проституток, составлявших дно общества. В 1933 году Брассай опубликовал альбом «Париж ночью». Вдохновившись его мрачными снимками городских улиц и их обитателей, а также творчеством Атже, Брандт в 1938 году выпустил свой альбом «Ночь в Лондоне».
Фотографы искали свои сюжеты на городских улицах, потому что эта среда предоставляла большие возможности для формальных экспериментов. В 1950-х годах, благодаря своим эстетическим поискам и желанию запечатлеть самую суть ночной жизни, Анри Картье Брессон выработал свою основополагающую концепцию «решающего момента» — точки, когда эстетический и повествовательный аспекты сцены сходятся.