Виктор Меламед: Как смотреть на портреты?
Виктор Меламед, художник, автор книги «Машинерия портрета», дает несколько советов о том, как проанализировать портрет и любое изображение, содержащее человеческий образ.
Вот несколько вопросов, которые помогут вам проанализировать портрет и любое изображение, содержащее человеческий образ. Оставлю за кадром все, что связано с узнаванием героя и с контекстом его деятельности, здесь слишком много переменных. Опущу вопросы, связанные с уровнем навыков автора, давайте исходить из того, что автор полностью владеет всеми инструментами, необходимыми для решения его творческих задач. Главный вопрос: что это за задачи?
На каждом вопросе старайтесь сформулировать ответ в виде законченного предложения или нескольких, не говорите себе «понятно».
1. Что делает тело ваше неосознанно, когда вы смотрите на работу? Хочет сжаться, распрямиться, убежать или приблизиться, повернуться вправо или влево, отвернуться или приглядеться? Насколько это привычно для вас?
2. Движение героя такое же или нет?
3. Как меняется ваше состояние, когда вы осознанно повторяете позу и мимику героя?
4. Как герой ведет себя по отношению к вам?
5. Соответствуют ли друг другу жесты корпуса и рук героя?
6. Попробуйте найти нетавтологичную формулу его эмоций хотя бы из двух слов: радостное удивление, сдержанный гнев и так далее.
7. Каковы привлекательность героя и социальный статус, в том числе в сравнении с вашими? На каких чертах строится это впечатление? Усиливает его автор или нейтрализует, и зачем?
8. Если вы знаете героя, сразу ли вы узнали его? Затруднено ли узнавание? Важно ли оно для автора?
9. С каким животным ассоциируется герой? Что усиливает или нейтрализует это впечатление?
10. Попробуйте мысленно вычесть из работы героя и описать ее.
11. Равно ли впечатление от работы впечатлению от героя?
12. Представьте себе, что это натюрморт и, рисуя его, автор не думал о герое вообще. О чем тогда он думал? Что чувствовал?
13. Как ведет себя пространство, окружающее героя, по отношению к герою и по отношению к вам? Всасывает, выталкивает, обволакивает, давит, приподнимает?
14. Попробуйте сформулировать:
a) метафору химического, физического биологического процесса на уровне фактуры;
b) синестетическую метафору на уровне цвета — какой она вызывает в памяти запах, вкус, звук и так далее;
c) метафору физического процесса на уровне композиции — провал, взрыв и так далее;
d) метафору голоса автора: громкий или тихий, звучит вблизи или издалека, в лицо, сбоку или со спины? Каков его тембр?
15. Как автор относится к герою?
16. Можете ли вы почувствовать, как двигался автор, не только его рука, в момент работы?
17. Чем эта работа вас бесит? Что в ней нового для вас? Как ее можно было бы улучшить? Каким из аспектов можно было бы пожертвовать? Каким — нельзя?
Это не исчерпывающий список, но он поможет найти ключ к впечатлению; попробуйте ответить хотя бы на половину. Для начала дайте себе хотя бы минуты три посмотреть на портрет, только засеките время: без привычки долго смотреть на статичное изображение полминуты могут показаться вечностью.