Цитаты, рецензии, интервью
Во время подготовки книги Бориса Гройса «Частные случаи» мы просматривали недавние публикации и интервью и решили поделиться некоторыми из них. Об авторском подходе Гройса, размышления Гройса о том, что может сделать искусство и цитаты из рецензий — в этом материале.
«Общеизвестно, что современная философия плюралистична — она включает в себя множество противоречивых и даже взаимоисключающих традиций, тенденций и индивидуальных позиций. В этом отношении современная философия напоминает о плюрализме, обнаруженном в софистских школах доcократовского периода. И современный читатель находится в ситуации, которая не сильно отличается от ситуации, в которой оказался Сократ, слушая речи софистов. С точки зрения слушателя, каждая речь софистов казалась увлекательной и убедительной. Но общая сумма дискурса софистов представлялась как театр абсурдно-развлекательного и идиотчного одновременно. Вместо того, чтобы быть образованным и выходить за рамки позиции слушателя, Сократ предложил контрпрограмму: радикализировать эту позицию, превратить ее в позицию радикального невежества и отвергнуть даже то знание, которое слушатель считал своим до того, как выслушать софистов. Контрпрограмма Сократа ознаменовала конец школы софистов, но это было также и началом единственного по-настоящему философского вопроса: Как достичь нулевой точки знания, состояния приостановления всех мнений?» Борис Гройс «Anti-philosophy and the politics of recognition»
«Гройс объединяет новаторский анализ с философскими вопросами, которые лежат в основе культурного производства сегодня». Ивона Блазвик, директор галереи Whitechapel
«Блестящее приглашение принять участие в интеллектуальных экспериментах, теория искусств, подогреваемая средствами массовой информации — задумано с точки зрения постоянного нарушения границ между духовным и светским». Зигфрид Цилински о книге «О новом. Опыт экономики культуры»
«Если в начале авангарда художники видели в бытийности искусства шанс освободить его от обязательств репрезентации, то сегодня возникает ощущение, что вещи, произведенные отдельным художником, тонут в массе современного товарного производства. Таким образом, многие художники обращаются к содержанию, к посланию в надежде, что оно все еще будет услышано в нашем переполненном и насыщенном публичном пространстве». Борис Гройс «The Cold War between the Medium and the Message: Western Modernism vs. Socialist Realism»
«Первичные тексты русского космоса важны не только потому, что показывают нам, откуда взялись последние идеи технофутуризма, но и потому, что они, в первую очередь, привлекательны. Русский космизм не просто привлекателен, но и важен. Он радикальный и революционный». Аарон Уинслоу о «Русском космизме»
«Борис Гройс принадлежит к традиции теоретиков, которые мыслят и пишут художественно. То есть форма и стиль его творчества часто зеркально отражают, следуют и продумывают формальную логику искусства. Его критическая позиция — это прежде всего отрицание и переосмысление, — признает Гройс, в этом отношении он “солидарен с Адорно”. “Большая часть того, что я пишу, — заявляет Гройс, — является оборонительной реакцией на определенные дискурсы, которые продают и утверждают себя слишком сильно, как общепризнанные и достоверные знания […] и из попытки понять, почему я не вижу вещей так, как их якобы видят другие».
Джошуа Хэдингтон, рецензия на книгу «О новом. Опыт экономики культуры»
«Один из самых тонких комментаторов современной арт-сцены». New Left Review
Postmodernity doesn’t exist. (The Warwick Journal of Philosophy, vol. 30, 2019)
Интервью с Борисом Гройсом.
Катарина Помбо Набис: Я хотела бы начать наше интервью с переформулирования знаменитого вопроса Спинозы: Что может сделать искусство? Что может сделать произведение искусства? Особенно сегодня, когда мир стал глобальным благодаря «большой машине видеонаблюдения», то есть интернету.
Борис Гройс: Я думаю, искусство может дать художнику возможность, например, не работать по восемь часов в день (смеется), не быть обычным рабочим, а выживать в обществе более индивидуалистическим образом. Мне кажется, что искусство интересно, в первую очередь, художнику, как возможность изменить жизнь более, я бы не говорил, альтернативным способом, но не таким стандартизованным.