Совладелец тель-авивского книжного магазина «Бабель» Евгений Коган о пяти любимых книгах Ad Marginem
Открыл сайт и растерялся — с одной стороны, сложно выбрать что-то самое любимое, когда они, например, первыми стали издавать Владимира Сорокина (которого я фанат), а недавно издали «Среднюю Азию в Средние века» Павла Зальцмана (которого я опять же фанат), но при этом издавали непереносимых лично мной Прилепина и Проханова. Короче, листаю сайт и натыкаюсь на обложки, многие из которых для меня что-то да значат. Ну и — вот, выбрал:
«Исследование ужаса» Леонид Липавский (2005)
Может быть, одна из самых главных книг этого издательства. Важнейший философ круга ОБЭРИУ (или, наоборот, это именно около него круг и образовался) — «Исследование ужаса», кажется, единственное его книжное издание. Кроме, собственно, его основополагающего текста, давшего название сборнику, там есть «Разговоры» — буквально разговоры Хармса, Введенского, Олейникова, самого Липавского и так далее. Невероятное чтение.
«Обрез» и «Жизнь ни во что» (2012) Аркадий Гайдар
Две тоненькие книжки, которые заново открыли для меня одного из лучших советских довоенных писателей. Рассказы 1920-х годов, великая «Голубая чашка», прото-битническая повесть «Всадники неприступных гор» и прочее — после этих текстов я залпом перечитал старенький четырехтомник и все, что смог найти, написал пьесу и окончательно полюбил и без того любимого писателя.
«Проект революции в Нью-Йорке» Ален Роб-Грийе (1996)
Первая книга французского гения, которую я прочитал. Потом я постарался прочитать все, что было его издано на русском, взял у него интервью («Я буду говорить на прекрасном французском», — начал он) и автограф и сохраняю нежное к нему отношение и поныне. А потом естественным образом увлекся и «новым романом».
«Портреты в колючей раме» Вадим Делоне (2013)
Романтизированный дневник (или, скорее, псевдо-дневник) самого молодого участника демонстрации «за вашу и нашу свободу» на Красной площади 25 августа 1968 года — в том числе и про то, как он читал стихи ворам, и как воры становились лучше (я, конечно, утрирую). Неожиданная для такой тематики книга по языку, ну, и просто увлекательнейшее чтение.