Михаил Фаустов — основатель чемпионата по чтению вслух «Открой Рот» — о пяти любимых книгах Ad Marginem
«Исследование ужаса» Леонид Липавский (2005)
Сборник трактатов малоизвестного широкой публике обэриута обогатил мою речь фразой «о том, что такое время, сведений нет». Одна из немногих в моей биографии книг, требующая постоянного перечитывания в разных жизненных ситуациях. Тем более, что страх, который я постоянно испытываю по тому или иному поводу, будучи объясненным, вовсе не перестает быть страхом, совсем наоборот.
«Роман» Владимир Сорокин (2004)
Всякий раз, когда речь заходит о Тургеневе, я блещу остроумнейшей шуткой (сам придумал), что моя любимая книга Ивана Сергеевича — это «Роман» Сорокина. Читая роман о похождениях Романа меньше всего думаешь, что название книги — анаграмма «Нормы», а больше думаешь: «Ну когда же, когда? Когда начнется?». И потом, когда начинается, обнаруживаешь себя бьющимся в экстазе с топором в башке.
«Наезд» Владимир Спектр (2004)
Как верно было несколько раз подмечено, Спектр гораздо раньше других принялся распахивать поле литературы про пресловутые «бизнес девяностых», персональный ад отдельно взятого топ-менеджера, гламур, кокаин, Москву, клубы и тачки. Даже не пытаясь напялить пиджак «русского Бегбедера», Спектр написал лихой авантюрный роман, прочитав который я моментально позвонил Котомину и попросил телефон автора.
«Люди в голом» Андрей Аствацатуров (2009)
Моя рецензия на эту книжку образца 2010 года звучала так: «Я читал ее в самолете и неприлично ржал на весь салон. Люди на меня оборачивались». Все люди, как известно, делятся на две категории — тех, кто умеет рассказывать анекдоты, и тех, кто не умеет. Вот я не умею, хоть плачь, а у Андрея вышло настолько талантливо, смешно и непринужденно, что даже завидовать не получается, только восхищаться.
«Человек с яйцом» Лев Данилкин (2007)
Лев Данилкин написал свою версию «Истории государства Российского» примерно с 50-х годов прошлого века почти до наших дней, посмотрев на предмет сквозь биографию Александра Проханова. Желающим попытаться понять Россию что умом, что каким-либо другим органом рекомендуется в качестве почти что учебного пособия. Фотографии почти обнаженного персонажа с АКМом в руке добавили всей этой кухне необходимого перца.