Любимые детские книги Марии Обуховой — художницы и автора блога Maman Coo Coo
Мария Обухова — художница и автор блога Maman Coo Coo — о любимых детских книгах Ad Marginem.
Я всегда рассматриваю детскую книгу не только как функциональный предмет, но и как объект искусства — то, что формирует вкус моих детей и придает их взгляду на вещи и явления эстетическую осознанность.
Книга для меня, вопреки мнению о функциональности — это объект, в котором все составляющие части соединены в общий организм. Когда иллюстрации, текст, бумага и другие технические материалы работают в симбиозе, получается книга-объект, которая говорит с читателем на языке не только слов, но визуально и тактильно. Именно такие книги способны воздействовать на зрителя давать ему нечто большее, чем просто увлекательное чтение. Безусловно, функция книги в таком случае не умаляется, а лишь приумножается. К этому могу добавить, что качественные красивые иллюстрации — одна из важных составных частей такой книги. Иллюстрации способны богаче и интереснее рассказать историю, иногда даже без текста и подписей. Сейчас почти любую книгу можно найти и прочитать в электронном виде, и в этом, наверное, есть свой резон и своя прелесть. По понятным причинам электронная книга не может быть книгой-объектом (только если ее такой специально не создавали, конечно). Но я всегда или практически всегда выберу книгу «из плоти и крови», потому что такие книги для меня имеют ценность в самом своем существовании, так же как искусство. В список вошли книги, которые для меня не заменимы на цифровой аналог и стоят в моей домашней библиотеке в разделе «книга-объект».
«Большой сад» Жиль Клеман, Венсан Грав
Одна из моих любимых книг, и не только детских. Очень сложно описать состояние от взаимодействия с «Садом», многим она кажется странной. Но для меня она — книга-объект, в котором сосуществование текста и иллюстраций очень гармонично. Ее размер влияет на впечатление: большая, заслоняющая собой реальность, подобно экрану с проекцией райского сада и и трудящегося в нем садовника.
Когда поочередно читаешь текст и смотришь на иллюстрации создается стереоэффект: одно дополняет другое и это объемное повествование, кажется, заполняет собой мои взгляд и мысли. Небольшие эссе на тему природных объектов и явлений вводят в транс своим ритмом и метафоричным стилем. А иллюстрации, полные крошечных деталей, заставляют переосмыслять прочитанное бесконечно.
«Собачки» Вера Ермолаева
Очень качественный репринт книжки 1920-х гг. с рисунками Веры Ермолаевой. Очень люблю эту художницу, ее узнаваемый вневременной стиль, историю ее жизни и смерти. Динамика бессловесного повествования в этой книге напоминает кино, где камера отдаляется все дальше и зритель начинает видеть глобальность всего происходящего. Мне очень нравится находить в книгах философский подтекст и тут он определенно есть. С появлением новых собачек меняется их размер на листе и вместе с тем утрачивается индивидуальность героев, их становится все больше, появляется нечто похожее на толпу, массу или стаю. И здесь мы можем видеть переход от индивидуальности к «ничто» и абстракцию. Вера Ермолаева выдернула собачек из контекста, поместив на белый фон и создала философское повествование, не произнеся ни единого слова.
«Типомания» Ян Байтлик
Активити-бук, в которой можно поупражняются в работе с буквой. Приступая к работе можно представить, что разучился писать и узнавать, и изобретать заново письменность. Читатель изобретает новые шрифты, переосмысляет букву как объект, экспериментирует и учится создавать новое, используя шаблоны автора. Эта совместная с автором работа рождает не похожий ни на что объект, структурной единицей которого является знак и буква. Несмотря на то, что Ян Байтлик предлагает выполнять задания по своим заданным шаблонам, он не ограничивает ни в чем другом и не смещает фокус в свою сторону. Фокус всегда на читателе и на его взаимодействии с книгой. Задания максимально абстрактны и результат непредсказуем. Книга на стыке искусства и типографики, перформанса и дизайна. И это именно то, что меня в ней привлекает.
«Оркестр» Клоэ Перарно
Виммельбух, в котором надо отыскать всех участников оркестра, попутно гуляя по разным странам. Здесь, как и в «Собачках» Ермолаевой, показана толпа, но совсем иного характера. Человечки помещены в контекст и приобретают национальные черты только благодаря антуражу. И если город — это единство непохожих, то тут это единство двойников, среди которых, нужно найти конкретного героя. А подсказка для поиска — это вовсе не описания в открытке, а подходящий музыкальный инструмент в руках искомого персонажа. Иллюстрации такие теплые, ручные и как будто обобщают все человечество, показывая насколько все мы похожи, несмотря на разницу менталитетов. Эта идеалистическая мысль добавляет уюта и как-то успокаивает меня.
«Большая инвентаризация искусства» Луиза Локкар
Луиза Локкар препарирует поочередно каждый период искусства, вычленяя из него характерные объекты и образы. Придав им лаконичную форму логотипа, Локкар собирает их обратно в одну панораму-символ эпохи. Иллюстрации выполнены в три цвета и это придает книге вид той самой инвентаризации, о которой мы узнали из названия. Все объекты обобщены цветом и производят впечатление списка. Эта книга довольно функциональна, несмотря на свою яркую эстетическую составляющую, и ее вполне можно назвать визуальным словарем. Выполняя образовательную и развлекательную функции никто не запрещает просто любоваться ею, что я и делаю.